Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 12:36, курсовая работа
В моей курсовой работе мне бы хотелось отразить те факторы, при которых сложилась политическая система этой страны. Во-первых, потому что США в данный момент одна из наиболее развитых в правовом отношении государств. Во-вторых, потому что многие страны, на современном этапе, пытаются брать пример с США. В третьих - нация американцев – это нация эмигрантов: масса этносов и народностей, различные языковые группы. Все эти факторы предопределяли борьбу за свои права и их фиксацию. Именно по этим причинам мне интересна сама история становления США как государства с конституционной точки зрения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. США ДО ВОЙНЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ:
СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
1.1 Зарождение американского конституционализма 5
ГЛАВА II. ПЕРВЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСТИТУЦИИ
2.1 Первые конституции штатов 9
2.2. «Отцы-основатели» конституции 12
ГЛАВА III. ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИИ НА
НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ
3.1. Состав Конституции. Характеристика статей 23
3.2 Цели конституции США 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В 1779—1781 годах Джефферсон был губернатором родной Виргинии. Горячий поборник гражданских свобод, он, в частности, добился того, чтобы отделить в этом штате от государства англиканскую церковь, которая имела государственный статус, пока Виргиния была колонией Британии. Впоследствии это произошло и в масштабах всех Соединенных Штатов, что создало равенство всех религиозных конфессий. Затем на три с лишним года Джефферсон удалился от политики, но в 1784 году правительство США назначило его посланником во Францию, где он работал на протяжении четырех лет, до самой Великой французской революции. Во Франции американский посол углубил свое знакомство с идеями просветителей, сблизился со многими деятелями Просвещения, войдя в кружок, собиравшийся в доме вдовы Гельвеция. Горячо приветствуя революцию во Франции, Джефферсон активно пытался склонить США к оказанию помощи молодой Французской Республике. Отказ правительства Вашингтона послужил поводом для выхода Джефферсона в отставку.
Вернувшись в Америку, Джефферсон продолжил свою политическую карьеру. Именно он был инициатором включения в конституцию «Билля о правах»[6], именно он стал создателем антифедералистской партии, которую мы сейчас называем республиканской. Однако пик его карьеры еще не был пройден. В 1796 году он стал вице-президентом США, а с 1801 года, одержав победу на выборах 1800 года, — третьим по счету американским президентом, пробыв на этом посту два срока, до 1809 года. Как президент Джефферсон навсегда вошел в историю Америки благодаря покупке Луизианы (1803) у наполеоновской Франции, что в два раза увеличило территорию тогдашних Соединенных Штатов.
После 1809 года Джефферсон также продолжал трудиться на благо своей страны. В 1825 году он основал университет Виргинии. Крупнейший американский просветитель, Джефферсон был разносторонне одаренным человеком. В частности, он увлекался архитектурой и построил для себя дом-усадьбу Монтиселло — один из наиболее известных памятников архитектуры эпохи классицизма в Америке.
Несмотря на все свои заслуги, президент Джефферсон не удостоился чести быть увековеченным на долларовых банкнотах. Однако его профиль отчеканен на лицевой стороне пятицентовой монеты, на обратной стороне которой можно увидеть изображение Монтиселло. А когда американцы произносят фразу «Take it easy» («не волнуйся», «смотри на вещи проще»), они, не задумываясь, повторяют любимую поговорку Джефферсона.
ГЛАВА III. ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ
3.1. Состав Конституции. Характеристика статей
Первоначальный текст Конституции, на первый взгляд, кажется простым, логичным, сжатым. Хотя при более внимательном рассмотрении обнаруживается, что в нем много нечеткого, неконкретного и противоречивого. Он изобилует общими выражениями. В Конституции отсутствуют положения о важнейших институтах политической и государственной власти – о конституционном строе, политических партиях, исполнительном аппарате, местном управлении, весьма поверхностно характеризуется порядок избрания высших должностных лиц и органов, парламентская процедура. В ее положениях нет таких терминов, как «всеобщее голосование», «партия», «бюджет», которыми перстях конституционные акты других государств. Например, важный вопрос о форме правления, которому в других конституциях отводиться место в преамбуле или в первых статьях, в Основном законе США можно выяснить только в ст. IV; одним из ее положений является следующие утверждение: «Соединенные Штаты гарантируют каждому штату в настоящем Союзе республиканскую форму правления»[7].
Содержащиеся в Конституции пробелы с годами восполняются не очень быстро. Одна из причин — повышенная «жесткость» Основного закона, сложная процедура его изменения, о которой будет сказано ниже. В результате в США наравне с писаным законом действует так называемая «живая» конституция, регулирующая отношения конституционного уровня и формируемая Конгрессом, Президентом страны, Верховным судом и включающая, в частности, и конвенционные нормы.
Первоначальный текст Конституции главным образом определил структуру органов государственной власти, их взаимоотношения, построенные на основе принципа «сдержек и противовесов». Конституция США первоначально почти не содержала положений о правах и свободах граждан; в то время права и свободы содержались в конституциях штатов, и отказ закрепить их в Основном законе страны диктовался стремлением ограничить возможности их требований на национальном уровне. Тем не менее ряд важных норм можно найти в тексте Конституции. Так, в разделе 9 ст. I говорится о запрещении приостановки действия habeas corpus, если только того не потребует общественная безопасность в случае мятежа или вторжения. Тот же раздел запрещал принимать билли об опале и законы ex post facto, немаловажное значение имеет и норма раздела 2 ст. III о рассмотрении всех уголовных дел судом присяжных, а также положение раздела 3 данной статьи, где определяется состав преступления государственной измены и его ограничительные условия. Нельзя не упомянуть и о норме раздела 2 ст. IV: «Граждане каждого штата имеют право на все привилегии и вольности граждан других штатов». Здесь нельзя не упомянуть и о том, что из числа полноправных граждан фактически были исключены негры и индейцы (см. абз. 3 раздела 2 ст. IV).
Учрежденная в США система центральных органов государственной власти стала притягательной моделью для большинства государств Центральной и Южной Америки, хотя некоторые вариации от страны к стране волне очевидны. В США за основу построения системы государственной власти был взят принцип разделения властей, который в американских условиях трансформировался в так называемую систему, сдержек и противовесов. В Конституции было проведено организационное разделение между тремя ветвями государственной власти — Конгрессом, Президентом и Верховным судом, каждому из которых была предоставлена возможность действовать самостоятельно в конституционных рамках. Установленные отношения между этими органами как в прошлом, так и сейчас имеют целью предотвратить усиление одного из них за счет другого и воспрепятствовать одной из частей системы действовать в направлении, противном направлениям других органов.
Принцип разделения властей проведен через все важные положения Конституции. Он выражается, в частности, в раздельном и последовательном изложении правового статуса трех ветвей власти. Созданная система органов первоначально слабо опиралась на основу государственной власти — избирательный корпус. Большинство учрежденных федеральных институтов не избиралось всеобщим и прямым голосованием. Президент получал и получает власть в результате косвенных выборов; в начальный период выборщики Президента редко определялись прямыми выборами; гораздо чаще их избирали законодательные собрания штатов. Сенат — верхняя палата Конгресса — до 1913 г. состоял из членов, также избиравшихся законодательными собраниями штатов, а Верховный суд и поныне остается назначаемым органом. Только Палата представителей с 1789 г. формируется путем прямого голосования.
Фактические отношения между тремя основными органами власти — Конгрессов, президентом и Верховным судом постоянно изменяются, но сам принцип разделения властей остается неизменным. Юридическим средством воздействия Президента на Конгресс является право вето в отношении законопроектов, принятых последним Законопроект возвращается Президентом в Конгресс, который может преодолеть вето двумя третями голосов в каждой палате. Президент обладает правом «карманного вето», основывающегося на норме последней фразы второго абзаца раздела VII ст. I. Процедура принятия этого вето состоит в том, что свое неодобрение акта Конгресса Президент выражает не письменным запрещением, а тем, что оставляет законопроект неподписанным до. перерыва сессии Конгресса, когда перерыв наступает до истечения 10-дневного предусмотренного Конституцией срока для подписания акта Президентом.
В то же время Конгресс США по праву считается высшим органом власти страны. Большая часть полномочий, перечисленных в Конституции, передана в ведение Конгресса (раздел 8 ст. I), тогда как компетенция Президента республики освещена в гораздо меньшей степени. Законодательство — монополия Конгресса. Он принимает законы, обладает исключительным правом принятия бюджета, установления налогов; палаты Конгресса обладают широкими контрольными полномочиями, могут учреждать специальные расследовательские комитеты. Кроме того, Сенат утверждает высших должностных лиц страны, назначаемых Президентом, в том числе министров и судей Верховного суда, разрешает Президенту ратифицировать международные договоры. Конгресс может предать суду (Палата представителей) и судить (Сенат) Президента, Вице-президента и других должностных лиц США в порядке импичмента.
Чтобы управлять страной, Президент должен сотрудничать с Конгрессом, которому в случае разногласий принадлежит последнее слово. Конгресс по праву персонифицирует Соединенные Штаты. При принятии Верховным судом решений, в которых Конгресс является стороной, эта сторона определяется термином «Соединенные Штаты». Кроме того (и это очень важно), Президент не обладает правом досрочного роспуска Конгресса. Другими словами, Президент небезоружен (право вето), но и Конгресс весьма могуществен, обладая кардинальными средствами воздействия а исполнительную ветвь власти. Механизм, при котором осуществление части основано на том, что ее законодательная и исполнительная ветви могут воздействовать друг на друга, заставляя их приспосабливаться друг другу, искать взаимоприемлемые решения, в зарубежной литературе иногда именуется демократией компромисса.
Верховный суд США, помимо указанных в Основном законе полномочий, с 1803 г. присвоил себе право конституционного контроля, т.е. право решать вопрос о соответствий Конституции актов Конгресса, Прецедента и органов власти штатов. Толкуя конституционные нормы судьи Верховного суда, как и других судов, осуществляющих такой контроль в США, определяют судьбу правовых актов
Конституция закрепила федеративную форму территориального устройства страны; США состоят из 50 штатов и федерального округа Колумбия с особым статусом, на территории которого находиться столица страны – Вашингтона. Национально-этнические различия среди населения не получили отражения в государственной структуре. Федеральный основной закон имеет приоритет перед конституциями штатов, поскольку «Конституция и законы Соединенных Штатов, изданные в ее исполнение, равно как и все договоры, которые заключены или будут заключены властью Соединенных Штатов, являются высшими законами страны, и судьи в каждом штате обязываются к их исполнению, даже если в Конституции и законах любого штата встречаются противоречащие друг другу постановления» (второй абзац ст. VI). Основные законы штатов признают верховенство федеральной Конституции. Так, Конституция Калифорнии в разделе 3 ст. I указывает: «Штат Калифорния составляет неотъемлемую часть Американского Союзами Конституция Соединенных Штатов является высшим законом страны»[8]. Штаты могут принять только республиканскую форму правления (раздел 4 ст. IV Конституции CIIIA).
В Конституции США регулируется вопрос о распределении компетенции между федерацией и ее субъектами. Полномочия Конгресса указаны в разделе 8 ст. I Законы Соединенных Штатов и договоры, заключенные их органами, являются «высшими законами страны» (ст.VI). Раздел 9 той же статьи перечисляет конституционные ограничения полномочий Конгресса, а раздел 10 – в области, в отношении которых вводятся ограничения для штатов.
Конституция 1787 г. иностранные дела относит к ведению Федерации. Юридическим основанием усиления центральной власти служит заключительный абзац раздела 8, ст. I, предоставляющий Конгрессу издавать все законы, которые будут необходимы для осуществления указанных ранее в статье прав, как и всех других прав, которыми Конституция наделяет правительство США или его департаменты либо должностных лиц.
Судя из выше перечисленного, принятие Конституции в США было продиктовано временем. Хотя большинство статей не касались большей части народа США.
Значение Конституции не однозначно для различных периодов в истории этой страны. В первое время она носила исторически прогрессивных характер, поскольку способствовала развитию новых производственных отношений. Ее влияние на конституционный опыт других государств (структура органов государственной власти, распределение между ними компетенции, элементы федерализма, схожая концепция верховного суда), несомненно. Что касается самой Конституции США, то она в настоящее время выглядит как умеренно демократический документ, по многим параметрам демократии уступающий основным законам стран Западной Европы и других регионов современного мира.
3.2 Цели конституции США
Прежде всего, как в конституциях отдельных штатов, так и в “Статьях конфедерации” и - позднее - в конституции США был воплощен ряд великих принципов, цель которых заключалась в том, чтобы гарантировать значительную степень народного суверенитета и не допускать роста тирании. Принципы эти содержат в себе следующие положения:
законное правление требует согласия народа;
деспотическое правление должно быть уничтожено, если необходимо - революционным путем;
гражданская власть выше военной, которая должна быть ей подчинена;
разделение законодательной, исполнительной и судебной сфер управления препятствует сосредоточению власти и, тем самым, не допускает роста тирании;
власть правительства ограничена и потому должна быть точно определена в писаных конституциях;
правительство действует на основе обусловленных норм, которые известны всем и нарушаются лишь изменниками и деспотами; иными словами, правительство обязано соблюдать условленные законы и процедуры, которые разрешены ему основным законом государства;
в общем и целом должностные лица избираются; должностные лица меньшего ранга могут назначаться, но, как правило, к должностным лицам следует относится с недоверием и связывать их ограничениями, самым важным из которых служит ограничение срока их пребывания в должности; наследственное обладание постом или властью категорически запрещено;