Конституция США 1787г

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2015 в 17:31, реферат

Краткое описание

Американская конституция была разработана и принята Конституционным конвентом в Филадельфии (май-сентябрь 1787г.), в котором приняли участие 55 делегатов от 12 (из общего числа вошедших в состав США 13) штатов. 17 декабря 1787 г. новая конституция была одобрена депутатами. С декабря 1787г. началось обсуждение и утверждение конституции в законодательных собраниях штатов. К августу 1788 г. конституцию одобрили все 13 штатов.

Файлы: 1 файл

Конституция США 1787г.docx

— 21.32 Кб (Скачать)

Конституция США 1787г

Американская конституция была разработана и принята Конституционным конвентом в Филадельфии (май-сентябрь 1787г.), в котором приняли участие 55 делегатов от 12 (из общего числа вошедших в состав США 13) штатов. 17 декабря 1787 г. новая конституция была одобрена депутатами. С декабря 1787г. началось обсуждение  и утверждение конституции в законодательных собраниях штатов. К августу 1788 г. конституцию одобрили все 13 штатов.

Конституция в её первоначальном виде была далека от совершенства, допускала существование рабства, лишала женщин права голоса. Но эти и другие недостатки были устранены поправками и решениями суда.

Для изменения конституции предусматривалась особая процедура поправок. Они принимались квалифицированным большинством общефедерального законодательного органа (либо специально созданным конституционным конвентом) и затем согласовывались с законодательными органами штатов (либо так же особами собраниями штатов).

В фундамент конституционной системы американского государства положено три основных политико-правовых принципам – разделение властей, федерализм и судебный конституционный надзор.

Принцип разделения властей предполагает организационную независимость трёх «ветвей» государственной власти – законодательной, исполнительной, судебной – и разграничение между ними соответствующих функций. На федеральном уровне они предоставлены конгрессом, президентом и Верховным Судом.

США является президентской республикой. Её особенности: сочетание полномочий главы государства и главы правительства в одном высшем должностном лице – президенте; вне парламентский метод избрания президента и формирования правительства (в США главы министерств назначаются президентом); отсутствие у президента права распускать высший законодательный орган, а у конгресса принимать вотум недоверия правительству; запрещение членам правительства быть депутатом конгресса и наоборот.

  Принцип  разделения властей предполагает  взаимоконтроль и уравновешивание  властей. Так, конгресс, носитель законодательной  власти, может отклонить законопроекты, предоставленные главой исполнительной  власти – президентом. Президент  утверждает законопроекты, принятые  конгрессом, и вправе налагать  вето на те из них, с которыми  он не согласен. Многие полномочия  президента реализуются лишь  при одобрении сената (заключение  международных договоров). Носитель  судебной власти – Верховный  Суд США формируется совместно  президентом и сенатом: первый  назначает кандидатов, второй эти  назначения утверждает. Верховный  суд вправе признавать недействительными (как несоответствующими конституции) законы конгресса и акты исполнительной  власти.

Взаимодействие и взаимовлияние трёх «ветвей» власти преследуют цель обеспечения стабильности государственных институтов, незыблемости капиталистического строя и классового господства буржуазии. Характерной особенностью процесса развития системы разделения властей является неуклонное возрастание роли президентской власти.

  Федерализм – конституционный принцип, предполагающий относительно жёсткое разграничение сфер компетенций федеральных властей и властей штатов, при этом значительная часть прав «суверенных» штатов передана федеральному правительству. Считаясь суверенными государственными образованьями, штаты на самом деле не обладают всеми атрибутами суверенитета: они лишены внешне политических полномочий, ограничена их власть в финансовой сфере; ни один штат не в праве изменить у себя форму правления, закрепленную конституцией США. Законодательные полномочия штатов ограничены как сферой общефедеральной компетенции, так и прямыми запретами в конституции. Они не могли печатать свои деньги или устанавливать какие-либо пошлины на импорт или экспорт. Штаты не имеют право на сецессию – выход из федерации по собственному волеизъявлению. В круг полномочий штатов входит принятие собственных законов и конституций, регулирование торговли и экономики внутри штата, формирование учреждений государственной власти, охрана общественного порядка, установление принципов судоустройства, проведение выборов в органы власти штатов и местные органы управления.

Судебный конституционный надзор – третий принцип политической власти США – заключается в том, что суды имеют право признать не соответствующими конституции и тем самым не действительными закона конгресса и акты исполнительной власти. В случае если суд объявляет какой-либо закон или акт противоречащим конституции, он автоматически теряет силу. Высшим органом конституционного надзора является Верховный Суд США. Его решения по вопросам толкования конституции являются окончательными и обязательными для всех государственных органов.

Основной текст конституции. Конституция – небольшой по объёму документ; её основной текст состоит из преамбулы и 7 статей.

Преамбула в декларативной форме излагает цели принятия документа – образовать «более совершенный союз», гарантировать правосудие, свободу, внутреннее спокойствие, благоденствие и обеспечить «совместную оборону».

Статья 1 состоит из 10 разделов. В ней описаны полномочия, структура, порядок формирования и работы конгресса США.

1-й раздел  устанавливает, что все законодательные  полномочия, предусмотренные конституцией, предоставляются конгрессу. Конгресс  имел право устанавливать и  взимать налоги, регулировать торговлю (внешнюю и между штатами), чеканить  монеты, вводить пошлины, набирать  армию и флот.

Конгресс состоял из двух палат. Верхняя – сенат выбиралась на заседаниях местных законодательных органов (позже их стало избирать население) на 6 лет, но с постоянной заменой трети сенаторов каждые два года. Так осуществлялся принцип ротации (с лат: «круговращение»). Каждый штат не зависимо от размеров и численности населения посылал в сенат двух человек. Сенат утверждал назначения на различные посты в государстве, решал вопросы внешней политики и в случае необходимости мог судить высших государственных служащих, вплоть до президента, предъявив ему импичмент (с анг.: обвинение в недостойном поведении), за которым следовали либо суд, либо отставка. Нижняя палата – палата представитель – избиралась на два года пропорционально числу избирателей в каждом штате, но каждый штат имеет право как минимум на одного представителя, Даже если численность его населения очень мала. Палата представителей состоит из 435 членов, что составляет примерно по одному члену на 500,000 избирателей. Сенат состоит из 100 человек, и каждый штат имеет в нём двух представителей вне зависимости от своего размера и численности населения. Такое распределение мандатов в высшем законодательном органе США закреплено в Конституции.

В функции палаты представителей входило обсуждение законопроектов, утверждение бюджета и установление налогов, но её решения должны были согласовываться с сенатом, у которого было больше прав контроля. Членом палаты представителей мог стать гражданин штата с необходимым цензом осёдлости и старше 25 лет. Сенат состоял из особых представителей штатов (старше 30 лет с высоким цензом осёдлости).

Палаты обладали полной организационной самостоятельностью и практически равными правами в сфере законодательства. Но были и исключительные полномочия: так, только палата представителей могла выступать инициатором финансовых законов (за Сенатом оставалось право предлагать поправки), только палата представителей могла возбуждать дела в порядке импичмента против высших должностных лиц (разбирал обвинения, однако, только сенат). Сенату был отдан приоритет в делах общей политики.

2-й раздел закрепляет срок полномочий палаты представителей, предписывает нормы и пропорциональность представительства населения в палате, определяет требования к кандидату в члены палаты.

В конце 2-го раздела указывается, что палата представителей имеет исключительное право возбуждать импичмент (это осуществляемая законодательным органом процедура привлечения к ответственности государственных должностных лиц, совершивших тяжкие преступления и проступки. Результатом её может быть отстранение от должности виновного лица. Субъектами ответственности в порядке импичмента являются президент, вице-президент и все гражданские должностные лица США, т.е. должностные лица федеральных органов власти. Исключаются из круга субъектов импичмента сенаторы и члены представителей; дела об их правонарушениях и проступках подлежат рассмотрению соответствующей палатой Конгресса).

3-й раздел устанавливает норму представительства в сенате и срок полномочий сенаторов.

4-й раздел закрепляет за законодательными органами штатов право устанавливать время, место и порядок проведения выборов в сенат и палату представителей, сохранив за конгрессом вносить свои изменения.

5-й раздел указывает, что каждая из палат конгресса в праве сама оценивать законность выборов её членов, устанавливать внутренний регламент, вести журналы заседаний, применять дисциплинарные меры по отношению к депутатам.

6-й раздел устанавливает право членов конгресса получать вознаграждение за свою деятельность, выплачиваемое казначейством США. Закрепляется депутатская неприкосновенность законодателей – «привилегия свободы от ареста» во всех случаях, кроме совершения ими государственной измены, тяжкого преступления и нарушения общественного порядка. Однако, поскольку данные составы преступления охватывают все виды уголовно-наказуемых действий, положение о «привилегии свободы от ареста» утратило своё значение. Практически это означает, что в США члены высшего законодательного органа не пользуются депутатской не прикосновенностью и в случаях совершения преступления могут быть подвергнуты аресту на общих основаниях.

В данном разделе закрепляется также иммунитет депутатов, от какой –либо ответственности за выступления в конгрессе и устанавливается запрет на совмещение депутатского поста с должностью в государственном аппарате.

7-й раздел в общих чертах регламентирует законодательный процесс в конгрессе, определяя место и роль в этом процессе каждой из палат, конгресс в целом, а также президента.

8-й раздел содержит положения, которые в своей совокупности определяют сферу предметной законодательной компетенции конгресса. Заключительная часть раздела предусматривает право конгресса принимать любые законы, какие могут оказаться не обходимыми для реализации его полномочий, а также полномочий, предоставленных конституцией правительству в целом, его отдельному ведомству или должностному лицу.

9-й раздел содержит ряд ограничений, возлагаемых на конгресс и федеральное правительство в целом.

10-й раздел содержит ограничения компетенции штатов. Они, в частности не в праве заключать международные договоры, вступать в межгосударственные союзы, выпускать деньги, принимать законы с обратной силой или законы, нарушающие договорные обязательства. Без согласия конгресса штаты не могут содержать вооружённые силы в мирное время, вести военные действия самостоятельно вступать в согласия с другими штатами, устанавливать пошлины на ввоз или вывоз товаров.

 Статья 2, посвященная президентской власти  имеет четыре раздела.

1-й раздел устанавливает,  что исполнительная власть предоставляется президенту США. Определяется срок полномочий президента и вице-президента и порядок их избирания: указывают требования к кандидату в президенты, устанавливается порядок преемственности президентской должности. Раздел содержит положения о зарплате президента и завершается текстом присяги, которую президент приносит перед вступлением в должность.

Президент избирался на четыре года и являлся главой государства и правительства, а так же Главнокомандующим вооружённых сил. Президент имел большие полномочия – назначать правительство, послов, членов Верховного суда. Президенту принадлежало право законодательного вето на решения конгресса или любой палаты, преодолеть которые палаты могли только квалифицированным большинством в 2/3 голосов.

Управлял он с помощью подотчётных только ему, но подлежащих утверждению в Конгрессе секретарей (министров) соответствующих департаментов. На случай болезни, смерти, неспособности управлять или импичмента вводился пост вице-президента страны. Человек, занимающий этот пост, одновременно являлся и председателем на заседаниях сената. Жалование первому президенту США определили в 25 тыс. долларов, а вице-президенту – 5 тыс. долларов.

Президентом мог стать только гражданин штатов, с высоким цензом осёдлости и в возрасте свыше 35 лет.

2-й и 3-й разделы содержат перечень полномочий президента и устанавливают разграничение полномочий президента и конгресса в военной и внешнеполитической сферах, а также в области формирования правительственного аппарата. Указывается, что президент должен периодически предоставлять конгрессу информацию о положению в стране и может рекомендовать принятие необходимых, с его точки зрения, законов. Президент должен также принимать меры к тому, чтобы законы исполнялись надлежащим образом. Как глава правительства, он может требовать письменного мнения от глав министерств и ведомств по вопросам, касающемся сферы их компетенции.

4-й раздел устанавливает, что президент, вице-президент и все гражданские должностные лица правительства могут, отстранены от должности после осуждения в порядке импичмента за государственную измену, взяточничество или иные серьёзные преступления или проступки.

Статья 3, состоящая из трёх разделов, касается федеральной судебной власти.

Конституцией учреждался Верховный суд – высшая судебная инстанция из 6 (впоследствии - 9) пожизненно назначаемых опытных юристов. Он стал вершиной всей системы судов, не зависимых от других органов власти. Судей Верховного суда назначал президент с согласия Сената, и все судья могли оставаться в своей должности пока «ведут себя безупречно».

Информация о работе Конституция США 1787г