Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 01:54, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть европейскую, американскую и японскую модели управления персоналом.
Задачи исследования:
1. Провести обзор европейской, американской и японской модели управления персоналом.
2. Изучить системы мотивации персонала в этих моделях менеджмента.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ…………………………………………………………...............5
1.1 Сущность и механизмы управления персоналом…………………………...5
1.2 Особенности персонала организации………………………………………..8
1.3 Стратегии управления персоналом…………………………………………11
ГЛАВА 2 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ………..13
2.1 Методы обучения персонала………………………………………………..15
2.2 Три концепции подготовки и повышения квалификации менеджеров……………………………………………………………………....17
ГЛАВА 3 ТРИ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ:………………...18
3.1 Японская …………………………………………………………………….18
3.2 Американская ………………………………………………….....................20
3.3 Европейская …………………………………………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....29
Под персоналом следует понимать совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация. Это сотрудники организации, а также партнеры, которые привлекаются к реализации некоторых проектов, эксперты, которые могут быть привлечены для проведения исследований, разработки стратегии, реализации конкретных мероприятий и т.д.
1.2 Особенности персонала организации
Именно организация эффективной деятельности персонала и является основной заботой управления персоналом организации и соответственно менеджера по персоналу. Для достижения этой цели необходимо хорошо представлять себе такие особенности персонала организации:
– особенности индивидуального поведения;
– особенности группового поведения;
– особенности поведения руководителей, членов управленческой
команды.
Особенности индивидуального поведения детерминируются многими параметрами, среди которых основные:
– индивидуальные способности, склонности и одаренность
– предрасположенность к реализации какой-либо деятельности, ориентация на:
– ее выполнение;
– специфика мотивации - специфика потребностей человека;
– представление о целях профессиональной деятельности;
– индивидуальные ценности – общие убеждения, вера, мировоззрения;
– представления о мире;
– демографические - половые и возрастные особенности;
– национальные и культурные особенности – усвоенные в опыте
способы, правила и нормы поведения, которые детерминируют конкретные реакции человека в конкретных ситуациях.
Особенности группового поведения связаны со многими параметрами, среди которых основные:
– особенности корпоративной культуры – ценности, правила;
– поведения, характерные для конкретного трудового коллектива;
– феномены групповой динамики – этап развития коллектива;
– особенности лидерства, способа поведения в ситуации конфликта.
Особенности поведения руководителей являются одной из самых комплексных проблем, поскольку самих руководителей можно рассматривать и как:
– субъектов, имеющих индивидуальные особенности;
– членов некоторой группы, обладающих корпоративной культурой;
– функционеров определенной управленческой технологии (типа
управления), обладающей своими правилами поведения.
Значение и роль человека в бизнесе и производстве трудно переоценить: дело сильно только в той мере, в какой сильны его люди. Управление человеческими ресурсами один из важнейших аспектов теории и практики менеджмента. Для каждого руководителя работа с кадрами требует соответствующей подготовки в области психологии, законодательства, знания юридических ограничений и профсоюзных требований.
В технологии управления человеческими ресурсами заложены основные функции управления: планирование, организация, исполнение (руководство) и контроль. Владея современной технологией управления человеческими ресурсами, менеджер сможет решить главную задачу найти способных людей и обеспечить им творческие условия работы. Современная концепция управления персоналом основана как на принципах и методах административного управления, так и на теории человеческих отношений, принципах мотивации и всестороннего развития личности.
В настоящее время многим предприятиям приходится иметь дело с процессами глубоких изменений, которые порой ставят под угрозу саму их деятельность и существование. Предприятия, структура которых спроектирована под централизованное управление, сегодня вынуждены действовать самостоятельно, и сталкиваются с реальной конкуренцией, с необходимостью создания гибкого производственного процесса. В этих условиях меняются не только предприятия, но и люди, которые становятся важнейшим фактором бизнеса.
Три основные черты того понятия наиболее полно объясняют его сущность:
– отношение к труду как источнику дохода;
– создание условий и возможностей для деятельности сотрудника с целью обеспечения его возможностей внести личный вклад в общее дело;
– интеграция социальной политики в общую политику организации.
Цель деятельности управляющего человеческими ресурсами организации принять на работу и подготовить компетентных и заинтересованных сотрудников, которые смогут эффективно реализовать цели организации.
Персонал – это активы организации, они лично ответственны за результаты своего труда, успех и достижения во имя общих целей организации.
Новая политика предъявляет новые требования к структуре организации и к политике в области создания условий труда, позволяя оставить место для развития личной инициативы. Это означает, что определенные сотрудники могут за свой труд получить больше и продвигаться по службе быстрее, чем другие. Политика управления из «реагирующей» превращается в активную стратегическую политику. Эволюция существовавшей политики к менеджменту человеческих ресурсов изменяет и место человека в процессе производства.
Разработка общей политики организации в отношении человеческих ресурсов зависит от принятой системы управления. Системы управления человеческими ресурсами «сверху вниз» централизуют решения по отбору, оценке, поощрению и развитию. Системы управления «снизу - вверх» распределяют эти решения по всем уровням. Это направление общей политики зависит от того, стремится ли организация развивать свой собственный персонал или набирать новых людей со стороны. Одни предпочитают вложить деньги на подготовку и развитие кадров, другие – «купить» готовый талант на стороне. Третья система управления определяется тем, на каком исполнении команд делается акцент: на групповом или индивидуальном. Система, направленная на групповое исполнение, учитывает в процессе отбора социальную совместимость людей.
1.3 Стратегии управления персоналом
Политика организации – система правил, в соответствии с которыми ведет себя система в целом и по которым действуют люди, входящие в эту систему. Кроме финансовой политики, внешнеэкономической, политики по отношению к конкурентам и т. д. любая организация разрабатывает и осуществляет кадровую политику. Такой подход на Западе характерен для крупных частных компаний и системы государственной службы: именно в этих организациях наиболее последовательно реализуется принцип соответствия кадровой политики и стратегии развития организации.
Термин "кадровая политика" имеет широкое и узкое толкование:
– система принципов и норм (которые должны быть осознаны и определенным образом сформулированы), приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией фирмы (отсюда следует, что все мероприятия по работе с кадрами отбор, составление штатного расписания, аттестация, обучение, продвижение – заранее планируются и согласовываются с общим пониманием целей и задач организации);
– набор конкретных правил, пожеланий и ограничений (зачастую неосознанных) во взаимоотношениях людей и организации: в этом смысле, например, слова "кадровая политика нашей фирмы состоит в том, чтобы брать на работу людей только с высшим образованием", могут использоваться в качестве аргумента при решении конкретного кадрового вопроса.
Кадровая стратегия (стратегия управления персоналом) специфический набор основных принципов, правил и целей работы с персоналом, конкретизированных с учетом типов организационной стратегии, организационного и кадрового потенциала, а также типа кадровой политики.
Анализируя существующие в конкретных организациях кадровые политики, можно выделить два основания для их группировки.
Первое основание может быть связано с уровнем осознанности тех правил и норм, которые лежат в основе кадровых мероприятий и, связанным с этим уровнем, непосредственного влияния управленческого аппарата на кадровую ситуацию в организации.
2 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
В современных условиях менеджмент можно охарактеризовать как сложное явление, которое отражается практически на всех сторонах жизни общества. Существуют многочисленные теории организации и управления, но, как считают специалисты, ни одна из них не может рассматриваться как универсальная. Однако во всем многообразии существующих подходов есть единая связующая идея, которая дает основания говорить, что в центре всех современных концепций стоит человек.
На зарубежных предприятиях человек рассматривается как наивысшая ценность. Развитие и распространение этой концепции, которая получила название концепции управления человеческими ресурсами, превратилось в важнейшую тенденцию, находящуюся во взаимосвязи и взаимодействии с такими тенденциями менеджмента:
– глобализацией экономики;
– переходом от традиционных принципов управления ("стабильность, экономичность, контроль") к новым – "партнерство, гуманизация, экологичность";
– распространением предпринимательского управления.
За последние 20-30 лет отношение к человеческим ресурсам, в том числе и к управленческому персоналу, изменилось. Организации, ведущие эффективную деятельность, овладели огромным арсеналом инструментов и методов работы с персоналом, "балансируя" между технократическим и гуманистическим подходами. Несмотря на большую привлекательность, технократический подход в полной мере не оправдал себя. В связи с этим произошло смещение акцентов на целостный подход, в основе которого лежит долговременное развитие интеллектуального и трудового потенциала работника (в первую очередь связанного с управленческой деятельностью).
Одной из основных причин переориентации управления на человеческие ресурсы стало осознание людьми своей роли в производстве под воздействием перехода от утоления потребностей низкого уровня к удовлетворению потребностей более высоких уровней.
Люди больше не желают быть придатком механизма, будь он управленческим или производственным. Несмотря на то, что гуманистический подход оказался более дорогостоящим и не всегда удобным, именно он позволил поддерживать и повышать результативность деятельности организации.
В этих условиях особо возрастает роль руководителя независимо от того, к какому уровню управления он принадлежит. Именно руководитель должен ориентировать ресурсы организации на инновационные мероприятия, которые обеспечивают выживание предприятия в условиях меняющегося окружения. Он должен оптимальным образом увязывать знания и способности своих подчиненных в своей кадровой политике, собственный стиль и культуру взаимоотношений в коллективе с долгосрочными целями развития организации.
В США интенсивно разрабатываются следующие направления по вопросам управления кадрами:
– подход к управлению персоналом, зависящий от случайных факторов смены научно-технических концепций и спроса на рынке готовой продукции;
– новые направления по управлению персоналом в транснациональных корпорациях и деятельность персонала, занятого работой с кадрами по отбору, подготовке, повышению квалификации и совершенствованию оплаты труда.
Подобные тенденции можно отметить и в работе европейских компаний.
В условиях динамичного развития научно-технического прогресса специалисты пришли к выводу, что одним из основных компонентов эффективной работы предприятий является повышенное внимание к кадрам и методам управления их совместной деятельностью в условиях высокоавтоматизированных технологий.
Поэтому можно выделить основные концепции управления персоналом:
– социальные инновации не менее важны, чем технологические;
– капитал вкладывается не только в технологию, но и в кадры;
– координация активности сотрудников обеспечивается через взаимопонимание и средства коммуникации;
– необходимо совместное решение проблем коллективом.
Большую роль, как было уже отмечено, играет взаимосвязь стратегии управления персоналом со стратегией развития организации.
В зависимости от стратегии развития фирмы, ее особенностей и статуса различаются и методы работы с кадрами. Поэтому очень многое зависит от высокоэффективного развития служб управления персоналом.
2.1 Методы обучения персонала
Некоторые краткие описания применяемых зарубежными компаниями методов обучения, как на рабочих местах, так и вне них.
Обучение на рабочем месте:
"Копирование" – работник "прикрепляется" к специалисту, копируя его действия;
Наставничество – занятия менеджера со своим персоналом в ходе ежедневной работы;
Делегирование – передача сотрудникам четко очерченной области задач с полномочиями принятия решений по оговоренному кругу вопросов. При этом менеджер обучает подчиненных в ходе выполнения работы;
Метод усложняющихся заданий – специальная программа рабочих действий, выстроенная по степени их важности, объему решения задания и повышения сложности. Заключительная степень – самостоятельное выполнение задания
Ротация – работник переводится на новую работу или должность для получения дополнительной профессиональной квалификации и расширения опыта исполнение учебных инструкций, методик;
Обучение вне рабочего места:
Деловые игры – коллективные игры (обычно с компьютером), включающие разбор примера, в ходе которого участники получают роли в игровой деловой ситуации и рассматривают последствия принятых решений;
Учебные ситуации – реальные или вымышленные управленческие ситуации с вопросами для анализа. При этом устраняются жесткие рамки времени, которые сковывают мысль в производственной обстановке;
Моделирование – воспроизведение реальных условий работы;
Тренинг сензитивности – участие в группе с целью повышения человеческой восприимчивости и улучшения умения взаимодействовать с другими. Проводится в присутствии психолога;
Ролевые игры (моделирование человеческого поведения) – работник ставит себя на чье-то место с целью получения практического опыта (обычно в межличностном общении) и получает подтверждение правильности своего поведения.