Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 01:54, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть европейскую, американскую и японскую модели управления персоналом.
Задачи исследования:
1. Провести обзор европейской, американской и японской модели управления персоналом.
2. Изучить системы мотивации персонала в этих моделях менеджмента.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ…………………………………………………………...............5
1.1 Сущность и механизмы управления персоналом…………………………...5
1.2 Особенности персонала организации………………………………………..8
1.3 Стратегии управления персоналом…………………………………………11
ГЛАВА 2 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ………..13
2.1 Методы обучения персонала………………………………………………..15
2.2 Три концепции подготовки и повышения квалификации менеджеров……………………………………………………………………....17
ГЛАВА 3 ТРИ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ:………………...18
3.1 Японская …………………………………………………………………….18
3.2 Американская ………………………………………………….....................20
3.3 Европейская …………………………………………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....29
29
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
Белорусский государственный университет физической культуры
ИНСТИТУТ ТУРИЗМА
Кафедра туризма и гостеприимства
курсовая РАБОТА
по дисциплине Основы менеджмента
на тему: Зарубежный опыт в области управления персоналом (японская, американская, европейская модели)
| Подготовил: | студент группы № 421 факультета туризма и гостеприимства Кулага Анастасия Р. | ||
| Руководитель: | ________________________ | ||
|
|
| ||
|
|
| ||
|
|
| ||
|
|
| ||
|
|
| ||
Курсовая работа защищена на оценку |
| |||
"_______ | "___"___________20__г. |
| ||
_____________ | ________________ |
|
Минск 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ……………………………………………………
1.1 Сущность и механизмы управления персоналом…………………………...5
1.2 Особенности персонала организации………………………………………..8
1.3 Стратегии управления персоналом…………………………………………11
ГЛАВА 2 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ………..13
2.1 Методы обучения персонала………………………………………………..
2.2 Три концепции подготовки и повышения квалификации менеджеров……………………………………………………
ГЛАВА 3 ТРИ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ:………………...18
3.1 Японская …………………………………………………………………….18
3.2 Американская …………………………………………………...........
3.3 Европейская …………………………………………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....29
В условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любого производства.
В системе мер реализации экономической реформы особое значение придается повышению уровня работы с кадрами, постановке этой работы на прочный научный фундамент, использованию накопленного в течение многих лет отечественного и зарубежного опыта.
Одной из важнейших проблем на современном этапе развития экономики, большинства стран мира, является проблема в области работы с персоналом, поэтому данная тема является актуальной.
Развитие бизнеса не стоит на месте, и компании с самого начала своего существования или после первого серьёзного расширения и преодоления детских болезней создают отдел по управлению человеческими ресурсами. Это объясняется как большим количеством штатных сотрудников, так и необходимостью постоянно контролировать кадровый процесс на предприятии. Со временем в той или иной страновой среде формируются собственные стандарты и традиции систем по управлению персоналом. Сегодня особенно любопытно узнать, как принято управлять персоналом в зарубежных странах.
Многочисленные наблюдения социологов дали основания выделить три основных подхода к управлению персоналом, которые практикуются в мире: европейская модель, американская и японская. В каждой стране порядок в кадровом управлении можно свести к комбинации этих моделей.
До недавнего времени для многих стран западная модель управления персоналом была приоритетной при выборе пути экономического развития. Сегодня в развитии экономики большинства стран наиболее значительными признаются проблемы в области работы с человеческими ресурсами. В разных культурах, странах существуют значительные различия в подходах к управлению человеческими ресурсами и в наборе конкретных управленческих методов.
Наиболее ярко они проявились между практикой управления в Советском Союзе и на Западе. В свою очередь, западная практика управления также не может быть признана однородной. Существуют принципиальные различия между тем, как управляют в США и Японии; срединное положение между этими крайностями занимает Европейское управление.
При всем многообразии существующих в мире подходов к управлению человеческими ресурсами, радикальных отличиях в решении этих проблем, имеются и тенденции, носящие общий характер: формализация процедур отбора человеческих ресурсов, анализ потребностей в них, системная увязка хозяйственных решений и политики в области управления человеческими ресурсами.
Цель исследования – рассмотреть европейскую, американскую и японскую модели управления персоналом.
Задачи исследования:
1. Провести обзор европейской, американской и японской модели управления персоналом.
2. Изучить системы мотивации персонала в этих моделях менеджмента.
Объект исследования – теории управления персоналом.
Предмет исследования – европейская, американская и японская модели управления персоналом.
Структура работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
1.1 Сущность и механизмы управления персоналом
Термин "управление" первоначально означал умение объезжать лошадей и ими править. Затем этим словом стали обозначать умение владеть оружием и управлять колесницами.
Современное понятие "управление" означает процесс координации
различных деятельностей с учетом их целей, условий выполнения, этапов реализации.
Говоря об управлении как элементе организации, мы в первую очередь должны определить, какие задачи выполняет управление в конкретной организации и как оно это делает, т. е. понять, какие области являются предметом координации и регулирования и каким способом эта координация осуществляется.
Достаточно подробно цели и задачи управленческой деятельности были рассмотрены в предыдущей главе.
Тип управления – это характеристика того, как принимаются (управленческая форма) и каким способом реализуются (рычаг управления) управленческие решения. Типы управления, конечно, должны соответствовать культуре организации, и, следовательно, особенностям персонала, который в ней работает. Одна из существенных причин неэффективности управления – рассогласование между этими параметрами организации.
Первый тип характеризуется коллективистской управленческой формой, которая предполагает единоличное принятие решений лидером коллектива, его вождем. Такая управленческая форма соответствует органической организационной культуре, при которой сотрудники организации являются послушными исполнителями, включенными в семейный тип отношений. Главный рычаг управления в этом случае – авторитет руководителя. Авторитет предполагает большой аванс доверия со стороны коллектива. Авторитетный руководитель получает практически беспрекословное подчинение, основанное на принятии его мнения как самого верного, продуманного и выгодного для сотрудников. Если руководитель действует в соответствии с нормами коллектива, сформулированными в виде традиций, правил поведения, то он воспринимается как "правильный", эффективный руководитель, пользующийся доверием подчиненных. Однако «аванс доверия» небесконечен. Если руководитель начинает нарушать установленные нормы, нарушать традиции, то он может быть "свергнут". Аванс нарушения норм, или идеосинкразический кредит, у каждого руководителя свой. Если руководитель обладает большим авторитетом, он может более существенно и в течение длительного срока нарушать правила. если авторитет меньший, то терпение сотрудников истечет раньше, и он будет сменен.
Следующий тип характеризуется рыночной управленческой формой. При ее использовании решения принимаются в соответствии с законами рынка, и рынок является основным мерилом их эффективности. Главным рычагом воздействия на персонал служат деньги, что вполне соответствует рассмотрению персонала как субъектов рынка труда. Руководитель будет казаться сильным, эффективным, если он сможет обеспечить своим сотрудникам вознаграждение, соответствующее затраченным силам, более выгодные финансовые условия, чем другой руководитель. Такая управленческая форма соответствует предпринимательской организационной культуре, в которой существуют, как правило, активные, пассионарные сотрудники, ориентированные на такое повышение в должности, которое будет сопряжено с увеличением ответственности, объема выполняемой работы, и соответствующий рост уровня вознаграждения.
Еще один тип управления связан с бюрократической управленческой формой. В этом случае решения принимаются, как правило, вышестоящим руководителем. Главным рычагом воздействия на подчиненных оказывается силовое воздействие, часто основанное на использовании методов прямого воздействия (приказов, наказаний). Главным мерилом эффективности и успешности руководителя оказывается степень его воздействия на подчиненных. Сильным руководителем в таком типе управления мы будем называть такого, чьи приказы не обсуждаются, а сразу же исполняются. Такого типа управленческая форма характерна для бюрократической организационной культуры, которая характеризуется наличием технологически дисциплинированных сотрудников, строго выполняющих свои функции и приказы начальства.
Относительно новый тип управления, возникший в партиципативной
организационной культуре, характеризуется демократической управленческой формой. Этот тип управления связан с использованием закона как главного рычага управления. Для партиципативной организационной культуры характерно присутствие профессионалов, с одной стороны, ориентированных на достижение результата (получение нового знания), с другой стороны, стремящихся к собственному профессиональному развитию. Достижение подобных целей в группе, включающих разно ориентированных, активных, пассионарных личностей, невозможно, если не будут установлены определенные правила поведения – законы. Но эти законы должны быть демократическими и обеспечивать как достижение интересов законопослушного большинства, так и соблюдение законных прав меньшинства.
В последнее время исследователи стали упоминать еще один новый, только возникающий тип управления, характеризующийся диалоговой управленческой формой. Для этого типа управления характерна распределённость управленческих функций, которые могут быть эффективно реализованы только при активном, равноправном участии всех субъектов управления. Основная его особенность – использование в качестве главного рычага управления – знаний. Говорить о возникновении такого подхода к управлению возможно в том случае, когда эффективная управленческая деятельность не может быть осуществлена без использования знаний множества различных профессионалов, обладающих своими специа-фическими представлениями и фактами, описывающими управляемую реальность. В таком подходе целостное представление об управляемом объекте, его состоянии, путях изменения и этапах достижения цели не будет полным при потере хотя бы одного видения. Примером такого управления может служить работа управленческой команды на уровне государства, в которую должны быть включены профессионалы, способные увидеть самое большое количество аспектов принимаемых решений, предугадать их последствия и минимизировать возможный ущерб.
Таблица 1.1 – Связь организационных культур, управленческих форм и типов совместной деятельности
Тип совместной деятельности | Управленческая форма | Рычаг управления |
Совместно-взаимодействующий | Коллективистская | Авторитет |
Совместно-индивидуальный | Рыночная | Деньги |
Совместно-последовательный | Бюрократическая | Сила |
Совместно-творческий | Демократическая | Закон |
Совместно-диалоговый | Диалоговая | Знания |