Японский опыт менеджмента качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 21:32, контрольная работа

Краткое описание

Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских. Это не значит, что японцы управляют более эффективно. Скорее можно сказать, что основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных плоскостях, имея очень немного точек пересечения.

Оглавление

1.Японский опыт менеджмента качества: 5 «великих японских систем»…….3
2.Межличностные коммуникации: общая характеристика, барьеры и пути их преодоления……………………………………………………………………...10
Список использованной литературы…………………………………………...15

Файлы: 1 файл

Японский опыт менеджмента качества и межличностные коммуникации.docx

— 39.30 Кб (Скачать)

     Следующая важная составляющая единого японского  механизма подготовки и использования  кадров на предприятии - система кадровой ротации. Ее суть состоит в перемещении работников по горизонтали и вертикали через каждые 2-3 года выполнения функций на определенном рабочем месте. Ротация проводится без согласия работника с целью расширения его кругозора, развития у работника более широкого взгляда на свое предприятие, выявления резервов его роста и повышения качества продукции. Впоследствии такого специалиста, руководителя, в тонкостях знающего всю специфику производства своего предприятия, сложно ввести в заблуждение, меньше вероятность принятия им непрофессиональных решений, повышается гибкость взаимодействия между различными звеньями руководства.

     Есть  и другое, весомое обстоятельство, гарантирующее в условиях ротации не только добросовестную, качественную, но и творческую перспективную деятельность всех сотрудников компании. Это - система репутаций . Суть ее в том , что где бы ни работал сотрудник, специалист, он обязан выполнять свои обязанности так, чтобы за ним закрепилась репутация прекрасного, инициативного работника, порядочного человека, для чего на каждого составляется письменная характеристика. Характеристика, следуя за специалистом, влияет на ротацию и определяет, как правило, его дальнейшую трудовую карьеру, хотя у всех есть шанс ее улучшить. Этому, кстати, способствует следующая система - система подготовки на рабочем месте.

     Японские  предприятия не требуют от школ и ВУЗов специальной подготовки. Они сами доводят обучение своего работника до уровня, нужного предприятию. То есть, в Японии образовательные функции четко разделены между школьным образованием, обеспечивающим фундаментальное обучение, внутрифирменным, обеспечивающим профессиональное обучение, и по поводу этого достигнуто согласие всего общества. Такое распределения функций тесно связано с курсом, которые предприятия проводят в отношении найма и подготовки персонала. Широко распространенной практикой является то, что решение вопроса о конкретной работе внутри предприятия происходит уже после принятия на работу в результате выявления пригодности и способностей каждого лично.

     В Японии существуют особая модель внутрифирменного обучения и подготовки персонала. Обычная форма подготовки и обучения внутри предприятия в Японии включает: обучение во время работы, проводимое на рабочем месте; обучение вне работы, проводимое на форме и вне ее; и самообразование. На предприятиях современной Японии основными считаются обучение во время работы и самообразование, но при этом для разных категорий работников организуются краткосрочные курсы обучения вне работы, дифференцированные по должностям и квалификации, по темам, необходимым для профессионального роста. Внутрифирменное образование рассчитано в основном на руководящий персонал уровня начальников секторов и лишь затем, по убыванию, на средний руководящий персонал, заведующих, начальников отделов и т.д. Обучение во время работы воспринимается как метод, при котором подчиненный учится в процессе выполнения работы под руководством начальника или более опытного работника по принципу «смотри и подражай», однако в Японии на эту подсистему оказывают влияние следующие факторы :

     -Обучение во время работы включается в механизмы, регулирующие рынок труда внутри предприятия ;

     -В цели обучения во время работы входит прежде всего подготовка квалифицированных работников и многопрофильных рабочих ;

     -Персоналу предоставляется гибкая занятость и равенство работников , занимающие разные должности ;

     -Применение дополнительных мер по стимулированию мотивации труда;

     -Усиленное поощрение самообразования;

     -Подготовка инструкторов по проведению обучения во время работы.

     Система оплаты труда играет особую роль в  японской модели управления и напрямую связана особенностями мотиваций и принципами поощрения труда. Поэтому она может быть рассмотрена только вкупе с вышеперечисленными факторами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Межличностные  коммуникации: общая  характеристика, барьеры  и пути их преодоления 

     Коммуникация (лат. communicatio) - буквально означающее «общее» или «разделяемое всеми». В практическом плане - это процесс  обмена идеями и информацией между  двумя и более людьми, ведущий  к взаимному пониманию [4].

     Цели  коммуникаций:

  • Обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления.
  • Совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией.
  • Создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий.
  • Регулирование и рационализация информационных потоков.

     Коммуникации  подразделяются на следующие виды:

  • межличностные или организационные коммуникации на основе устного общения
  • коммуникации на основе письменного обмена информацией.

     Межличностные коммуникации в свою очередь делятся  на:

  • формальные или официальные. Данные Коммуникации определяются политикой, правилами, должностными инструкциями определенной организации и осуществляются по формальным каналам;
  • неформальные коммуникации, которые не следуют общим правилам определенной организации; они осуществляются согласно установившейся системе личных отношений между работниками организации;
  • типичная информация, передаваемая по каналам неформальных коммуникаций: новые меры по наказаниям за опоздание, изменение структуры организации, кто кому назначает свидание после работы и т. д.

     Межличностные коммуникации можно также разделить  на:

  • вербальные (словесные);
  • невербальные, призванные осуществить обмен информацией без применения слов, например с помощью жестов, интонаций голоса, мимики и т.д.

     Барьеры коммуникации.

     В руководстве людьми большая часть  времени руководителя расходуется  на межличностные коммуникации. Существует ряд факторов, снижающих эффективность  общения, которые получили название "барьеры межличностных коммуникаций".

     БАРЬЕРЫ КОММУНИКАЦИИ — это психологические  препятствия на пути адекватной передачи информации между партерами по общению. В ходе коммуникации могут возникать  различные барьеры [5].

     К ним относятся:

  • барьеры понимания или непонимания;
  • барьеров социально - культурных различий;
  • невербальные барьеры;
  • барьеры социально – культурных различий;
  • барьеры отношений;
  • плохое слушание (неумение слушать).
  1. Возникновение барьера понимания обычно связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка. Это связано с тем, что имеет место такие явления, как избирательное внимание, искажение, запоминание.
    1. первое впечатление (внешность, речь, манера поведения и многое другое).
    2. предубеждение в отношении себя и других (недооценка или переоценка).
    3. эффект порядка. При общении с незнакомыми людьми больше доверяют и запоминают информацию, поступающую первой (вначале беседы), при общении с друзьями - информацию, поступающую последней.

     Кроме того, барьер понимания может возникнуть из-за погрешностей в самом канале передачи информации — это так  называемое фонетическое непонимание.

     Барьер  фонетического непонимания порождается  таким фактором, как невыразительная  быстрая речь, речь-скороговорка и  речь с большим количеством звуков-паразитов.

     Не  меньшую роль в разрушении нормальной межличностной коммуникации может  сыграть стилистический барьер, возникающий  при несоответствии стиля речи коммуникатора  и ситуации общения или стиля  речи и актуального психологического состояния реципиента и др.

     Существует  также и логический барьер непонимания. Он возникает в тех случаях, когда  логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства.

     Можно говорить о существовании женской  и мужской психологической логики, о детской “логике” и других.

  1. Существуют также семантические барьеры непонимания, связанные, прежде всего, с различиями в системах значений участников общения. Семантический барьер возникает при вербальной форме общения (устной и письменной речи). Этот язык выработан человеком при общественно-социальном развитии. Семантика - наука, изучающая способ использования слов и значений, передаваемых словами.
  2. Невербальные барьеры:

     Невербальная  форма общения - это общение с  помощью языка, предоставленного человеку природой и запечатленного в жестах, интонации, мимике, позах, экспрессии движений и т. п. Невербальные коммуникации в  большинстве случаев имеют бессознательную  основу и свидетельствуют о действительных эмоциях участников коммуникаций. Ею трудно манипулировать и трудно скрывать в любой межличностной коммуникации.

     Некоторые источники утверждают, что вербальные коммуникации составляют 7% информации, звуки и интонация - 38%, жесты, пантомима - 55%.

     К невербальным барьерам коммуникаций относят:

  • визуальные барьеры (особенности телосложения, походка, движение рук, ног, поза и смена поз, визуальный контакт, кожные реакции, психологическая дистанция);
  • акустические барьеры (интонация, тембр, темп, громкость, высота звука, речевые паузы и др.);
  • тактильная чувствительность (рукопожатия, похлопывания, поцелуи и др.);
  • ольфакторные барьеры (запахи).
  1. Причиной непонимания могут служить барьеры социально-культурных различий.

     В качестве барьера может выступать  и само восприятие партнера по общению  как лица определенной профессии, определенной национальности пола и возраста. Например, большое значение для уменьшения барьера играет авторитетность коммуникатора  в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации.

  1. Барьеры отношения — это уже чисто психологические феномены, возникающие в процессе общения коммуникатора и реципиента, к которым можно отнести возникновение чувства неприязни, недоверия к своему коммуникатору, влияющим и на передаваемую информацию.

     Любая поступающая к реципиенту информация несет в себе тот или иной элемент  воздействия на его поведение, мнения, установки и желания с целью  их частичного или полного изменения. В этом смысле коммуникативный барьер — это форма психологической  защиты от постороннего психологического воздействия, проводимого в процессе обмена информацией между участниками.

  1. Плохое слушание (неумение слушать).

     Эффективная коммуникация возможна, когда человек  одинаково точен, отправляя и  принимая информацию. Эффективное слушание является важнейшим качеством хорошо работающего менеджера. Мало воспринимать факты, нужно прислушиваться к чувствам подчиненного.

     Правила эффективного слушания [1]:

  • перестаньте говорить, т.к. невозможно слушать разговаривая;
  • помогите говорящему раскрепоститься;
  • покажите готовность слушать;
  • устраните раздражающие моменты;
  • сопереживайте говорящему;
  • сдерживайте свой характер, т.к. рассерженный человек может придать неверный смысл словам;
  • не допускайте спора или критики;
  • не перебивайте;
  • задавайте вопросы.

      Эффективность обмена информацией достигается  только в том случае, когда одна сторона передает информацию, а другая — правильно ее воспринимает. В  последнее время под эффектом коммуникации понимают изменения в  поведении получателя, которые происходят в результате приема сообщения.

      Таким образом:

  1. Коммуникации в организациях представляют собой сложные, динамичные и воспроизводящиеся явления, которые могут рассматриваться как действие, взаимодействие и процесс.
  2. Коммуникационный процесс состоит из ряда стадий и этапов, знание роли и содержания которых позволяет эффективно управлять процессом коммуникации.
  3. Коммуникативный поток может двигаться в горизонтальном или вертикальном направлении, которое, в свою очередь, подразделяется на нисходящее и восходящее.
  4. С точки зрения масштабов организационные коммуникации делятся на две большие группы: между организацией и ее средой и между уровнями управления и подразделениями.
  5. Межличностные коммуникации предполагают прямой межличностный обмен информацией.

Информация о работе Японский опыт менеджмента качества