Японский и американский менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 20:56, контрольная работа

Краткое описание

Хорошо организованное управление компанией — залог ее успешной деятельности. Для решения той задачи необходимо изучать новые методы ведения хозяйства, освоить принципы и формы современных методов управления, а в особенности изучить различные модели менеджмента.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АМЕРИКАНСКАЯ И ЯПОНСКАЯ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА 7
1.1. Особенности американской модели управления 7
1.2. Особенности японской модели управления 15
ГЛАВА II. РОССИЙСКАЯ МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА 27
2.1. Особенности российского менеджмента 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47

Файлы: 1 файл

менеджмент.doc

— 282.50 Кб (Скачать)

     Из  краткого рассмотрения формальной процедуры “ринги” можно видеть, что границы власти и ответственности управляющих очерчены довольно слабо [36]. Более того, на первый взгляд может показаться, что при таком методе принятия решений не соблюдается один из основных принципов менеджмента – совмещение власти и ответственности. Действительно создается впечатление, что управляющие среднего или низшего звена, хотя и несут ответственность за вверенные им подразделения, но не обладают необходимой властью, позволяющей принимать решения. На самом деле это не так. Инициатива принятия решения чаще всего исходит снизу (т.е. оттуда, где рождается “рингисе”, а высшие менеджеры, как правило, мало компетентны в тех конкретных проблемах, которые  видны и рождаются внизу).

       Японцы все чаще подвергают критике процедуру “ринги” за ее чрезмерную громоздкость, за то, что “рингисё” часто загружают информационные каналы не нужными сведениями [9]. Тем не менее, они не хотят от нее отказываться и ограничиваются лишь некоторыми усовершенствованиями: сокращают число каналов распространения, стандартизуют порядок подписания и т. д. При этом “групповой” подход к решению проблемы, в основе которого лежит идея “рассредоточения ответственности”, незыблем. За решение отвечают все, т.е. группа. Процедуру “ринги” часто именуют философией предусмотрительности, осторожности, взаимной ответственности. При этом, конечно, все те, кто стоит у кормила власти, восхваляют “ринги” как средство поддержания мира и гармонии в организации.

     Многие  теоретики менеджмента высказывают мнение, что процедура “ринги” в Японии постепенно должна исчезнуть и японцы примут западную манеру принятия решений. Однако, скорее всего японцы не откажутся от “ринги”, по крайней мере, в обозримом будущем. Безусловно, методика “ринги” будет, изменятся, но сами эти изменения окажутся специфически японскими. Во всяком случае, факт заметного психологического воздействия на работников процедуры “ринги” продолжает сохранять для фирменного руководства огромное значение.

Система организации труда «Канбан»

     В начале 70-х гг. вице-президент компании «TOYOTA» Т. Оно предложил систему  организации труда «Канбан», которую  американцы стали называть «как раз  во время», что не совсем правильно, так как фактор времени не является главной составляющей этой системы [25].

       Система «Канбан» получила свое  название от металлического знака треугольной формы («канбан» в переводе означает «табличка», «знак»), который сопровождает детали в процессе производства и перемещения. На этом знаке размещается вся диспетчерская информация: номер детали, место ее изготовления, количество деталей в партии и точка подачи детали на сборку. Суть системы  заключается в том, что на всех фазах производственного процесса отказались от производства продукции крупными партиями и создали непрерывно-поточное производство.

       Система «Канбан» следит за  производством продукции на участках по часам и даже минутам и отправляет готовые детали на последующие операции только в тот самый момент, когда там появится в них потребность, а не тогда, когда они будут изготовлены. Это требование относится как к самому производственному процессу, так и к деталям (узлам), хранящимся на складах, а также к деталям (узлам), поступающим от поставщиков в процессе производственной кооперации. Поставщики вынуждены подстраиваться под ритм работы предприятия-потребителя их продукции и вводить у себя аналогичную систему. Система «Канбан», распространяясь, охватывает целые отрасли.

        США и некоторые страны Западной Европы применяли у себя систему «Канбан» для повышения эффективности производства. Однако следует отметить, что в полном объеме эта система не была внедрена нигде. Это объясняется прежде всего тем, что система, созданная в Японии, ориентирована на национальные ценности. [25]

       В заключение анализа американской и японской моделей менеджмента приведем сравнительный анализ этих систем [24] в таблице 1.

     Таблица 1. Сравнительный анализ японской и американской моделей менеджмента

                Японская модель 

         Американская модель

     1. Философия фирмы

Со  сменой руководства философия фирмы не изменяется. Кадры остаются, так как действует система «пожизненного найма» Замена руководства  фирмы сопровождается сменой управленческих работников и рабочих
     2. Цели фирмы
Обеспечение роста прибыли и благосостояния всех работников фирмы Рост прибыли  фирмы и дивидендов индивидуальных вкладчиков
     3. Организационная  структура управления
Фирма состоит из автономных в коммерческом плане отделений

Высока роль функциональных служб в штаб-квартирах  Использование проектных структур управления

Корпорация  состоит из автономных отделений

 Использование матричных структур управления

     4. Наем и кадровая  политика
Широко  используется труд выпускников вузов  и школ

Переподготовка  и обучение внутри фирмы, без отрыва от производства Продвижение по службе с учетом выслуги лет

Оплата труда  в зависимости от возраста и стажа  работы в фирме (так называемая уравнительная зарплата)

Наем работников на рынке труда через сеть университетов, школ бизнеса и др. Нацеленность на индивидуальную, личную карьеру

При найме работника  проверяется его соответствие вакантной должности с помощью таких методов, как конкурс, оценка знаний, навыков в специальных «центрах оценки», сдача экзаменов на должность

Индивидуальная  оценка и аттестация работников Оплата труда в зависимости от индивидуальных результатов и заслуг работника

     5. Организация производства  и труда
Основное  внимание уделяется цеху — низовому звену производства

Используется  система «точно вовремя» (Канбан) без  создания запасов и межоперационных заделов

Работа групп (кружков) качества и осуществление жесткого контроля качества на всех стадиях производственного процесса всеми работниками фирмы

Обязанности между  работниками строго не распределены Работники выполняют различные виды работ в зависимости от ситуации; девиз — «действуй по обстановке»

Основное внимание уделяется не производству, а адаптации  с внешней средой

Работники выполняют  работы на основе четкого исполнения должностных инструкций

Ставки зарплаты строго определены в зависимости от должности, выполняемой работы и квалификации

Зарплата устанавливается  в соответствии со спросом и предложениями  на рынке труда

     
     6. Стимулирование работников
При благоприятном  финансовом положении премии выплачиваются два раза в год (каждый раз по два-три месячных оклада)

Выплаты и льготы из социальных фондов: частичная или полная оплата жилья, расходы на медицинское страхование и обслуживание, отчисления в пенсионные фонды, доставка на работу транспортом фирмы, организации коллективного отдыха и др.

Стимулирование  работников значительно ниже, чем  в Японии, хотя доход президента крупной американской корпорации в среднем в три раза выше, чем президента японской фирмы      
     7. Внутрифирменное  планирование
Внутрифирменные отделения имеют планы на три года, включающие в себя инвестиционную политику и мероприятия по внедрению новой техники, а также перспективные планы на 10— 15 лет.

Планы разрабатываются  по принципу скользящего планирования отделениями фирмы. В плане отделения показывается объем производства, количество продукции в натуральном выражении, прибыль, штатное расписание, перечень поставщиков

Процесс планирования децентрализован. Отделениям планируются основные финансовые показатели, затраты на производство, сбыт и НИОКР которые могут корректироваться в течение года

По каждому  новому виду продукции используются «стратегические хозяйственные центры (СХЦ)

     8. Финансовая политика
Часть прибыли отделения (до 40%) используется им самостоятельно

Прибыль направляется на рационализацию производства, на сокращение материальных затрат и внедрение новых ресурсосберегающих технологий, на модернизацию оборудования

Широкое привлечение  заемных средств

Администрация фирмы перераспределяет прибыль между отделениями

Расширение производства за счет покупки (поглощения, слияния) других корпораций

Самофинансирование  корпораций

     

       

ГЛАВА II. Российская модель менеджмента

2.1. Особенности российского менеджмента

     Российский  менеджмент как таковой еще только зарождается, именно поэтому пока невозможно точно описать его модель, но некоторые особенности его уже «вырисовываются» из анализа исторического фактора.

        Рассматривая российские традиции управления, следует отметить, что в результате отсутствия частной собственности в советский период российской истории (1917-1991 г.г.), когда наука управления получила основной всплеск развития по всему миру, мы будем рассматривать только традиции государственного управления в России.

        Основные традиции русского менеджмента с Петровских времен и до наших дней по мнению многих ученых остались неизменными. Прежде всего, стоит отметить большую роль государства в экономическом развитии страны. Это обуславливается тем, что ещё со времен создания Петром I государственных мануфактур весьма значительная часть крупного производства принадлежала государству. Вследствие этого возникала жесткая иерархическая система управления, неразрывно связанная с государством; протекционистская политика многих правителей России снижала конкуренцию на внутреннем рынке, что тоже не способствовало развитию новых идей в управлении.

         Октябрьская Революция 1917 года обострила эти условия развития национальной школы управления. Экономический кризис и разруха, царившие в молодой Советской республике, требовали от руководства страны, в которой не осталось больше частной собственности, по военному четких мер по реорганизации всех видов производства. Совместно с однопартийной системой все это сделало систему государственного и промышленного управления жесткой и строго иерархичной. Экстренные темпы развития промышленности требовали экстренных дисциплинарных мер, что привело к жесточайшей индивидуальной ответственности руководителей за возглавляемое дело. [12] По военному четкое распределение обязанностей; узкая специализация государственных органов управления промышленностью.

        Новая экономическая политика государства несколько «ослабила   гайки», но крупная собственность так и осталась в руках государства, этот период «послабления» был короток  и мало что изменил в традициях управления. Последующие периоды индустриализации и Великой отечественной войны и ликвидации военной разрухи вернули все в прежнее, весьма жесткое, русло.[5]

       Некоторое «ослабление гаек» в период правления Н.С.Хрущева и Л.И.Брежнева, сопровождавшееся не меньшим спросом с партийных и хозяйственных руководителей всех уровней, приводит отрыву высших слоев управления от действительности. Нереальные планы производства, спускаемые сверху вызывают волну приписок и искажения результатов хозяйственной деятельности, разросшийся управленческий аппарат в этих условиях полностью теряет смысл, занимаясь созданием ненужных бумаг и обработкой отчетов, основанных на недостоверных и сознательно искаженных данных. Все это в условиях полного зажима гласности и демократии приводит страну в глубочайшему экономическому кризису.

     Зачастую  все выше перечисленные факторы  оказали большое влияние на черты  национального характера.

     Таблица 2. [30]

       
 

           В целом складывается такой облик русского менеджмента:

  • Индивидуальная ответственность и направленность руководства, и четкое распределение обязанностей;
  • Примат корпоративных (в советские времена – государственных) интересов над личностью;
  • Жесткая структура управления, медленная обратная связь.

     Приведем  сравнительную характеристику особенностей национального типа управления России, а также исследованных в предыдущей главе США и Японии

Таблица 3. Особенности национального типа управления в тезисах

     Объект  сравнения      США      Япония      Россия
Характер  решений Индивидуальный Коллективный Индивидуальный
Преодладающие цели Тактические Стратегические Тактические
Разграничение обязанностей, полномочий Четкое Расплывчатое Четкое
Специализация работников Узкая Широкая Узкая
Ответственность Индивидуальная Коллективная Коллективная
Приверженность  работника К профессии К фирме К профессии
Оценка  и карьерный рост Быстрый Медленный Медленный
Разделяемые ценности Индивидуальные Коллективные Коллективные
Направленность  руководства На человека На коллектив На коллектив
Идеал менеджера Лидер-сильная  личность Координатор-мозговой центр Лидер-сильная  личность
Способ  контроля По индивид. показателям По коллектив. показателям По коллектив. показателям
Отношение к подчинённым      Формальное Неформальное Формальное
Обусловленность карьеры Личные качества Возраст, стаж, коллективные достижения Возраст, стаж, коллективные достижения
Структура управления Жесткая Гибкая Жесткая
Оплата  труда По индивид. результатам По коллект. результатам, от возраста и стажа По коллективным результатам
Расходы на обучение персонала Низкие Высокие Высокие
Найм  на работу Красткосрочный Пожизненный Краткосрочный
 

      

       Переход к рыночным отношения в России выдвинул задачу формирования российского менеджмента. С одной стороны кажется, что сформировать менеджмент в России гораздо проще, так как уже имеется опыт многих стран в этой области; но с другой стороны при формировании российского менеджмента надо учитывать такой важный фактор, как менталитет российского народа. Важнейшим фактором, влияющим на специфику менеджмента, является менталитет нации.

       Сейчас имеется две концепции  при формировании российского  менеджмента [10]:

     1.Концепция  копирования западной  теории менеджмента

       Она не учитывает особенностей российского менталитета. России “надо брать модель менеджмента в готовом виде и использовать ее в управлении экономикой...”. Для овладения теорией надо будет лишь перевести западные учебники и монографии на русский язык. Затем, ничего не меняя, использовать данные положения на практике. Вероятность реализации этой концепции весьма высока в силу своей простоты и привычки бездумного копирования западного опыта. Но она несет и большую опасность. Достаточно вспомнить использование неадаптированной к условиям России теории “монетаризма”, концепций “шоковой терапии”, ваучеризации и т.д. Можно спрогнозировать новые потрясения, которые ждут Россию при осуществлении данной концепции.

     2.Концепция  адаптации западной  теории менеджмента

       Предполагает частичный учет  особенностей русской ментальности, т.е. не слепое копирование,  а приспособление западной теории к современным российским условиям. При этом возникает важная проблема, какую из западных теорий менеджмента мы будем адаптировать? Системы управления Японии, США, Западной Европы сильно отличаются между собой. Какой из данных вариантов принять за аналог? Но при любом выборе мы рискуем использовать теорию, учитывающую специфические особенности, условия функционирования экономики, уровень социально-экономического развития данных стран, ментальность их жителей. Здесь целесообразно вспомнить слова М.Вебера: “ Капитализм западного типа мог возникнуть только в западной цивилизации”

     Если  рассматривать фактическую ситуацию в стране, то можно увидеть, что  процесс формирования менеджмента  уже идет.

       На данный момент можно выделить две тенденции. Часть фирм, как правило, крупные компании, придерживаются американской модели управления. Обычно это объясняется их происхождением. В России существует не так много крупных компаний, изначально построенных на российском капитале. Таким образом, в этих фирмах реализуется американская модель управления: каждый работник рассматривается как человек, способный занимать конкретное рабочее место. В таких фирмах работник может быстро сделать карьеру, однако он часто не имеет никаких гарантий своей занятости через некоторый промежуток времени. Отсутствие стабильности может отрицательно влиять на мотивацию работника (хотя бывает и наоборот).

Информация о работе Японский и американский менеджмент