Взаимоотношения руководителя и коллектива в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является определение взаимодействия и влияния руководителя и коллектива. Для достижения указанной цели были выполнены следующие задачи:
- рассмотрено понятие руководства в организации;
- определены формы власти и влияния;

Оглавление

Введение…………………………….……………………….……………3
1 Теоретические аспекты взаимоотношений руководителя и коллектива в организации…………………………………………………………………...…6
1.1 Необходимость власти в управлении…………………….….….6
1.2 Формы власти и влияния………………………………….….….8
1.3 Методы руководства……………………………………………14
1.4 Демократический стиль управления…………………………..20
1.5 Групповая динамика……………………………………………23
2 Практическая часть……………………………………………………..26
2.1 Организация и методы исследования………………………….26
2.2. Результаты исследования удовлетворенность работой и стиля руководителя……………………………………………………………………..27
2.3. Анализ полученных данных…………………………………...29
Заключение……………………………………………………………..33
Список использованных источников…………………………………35
Приложение А « Метод определения стиля руководителя трудовым коллективом В.П.Захарова и А.А.Журавлева »………………………………..37
Приложение Б « Метод оценки удовлетворенностью работой»……40

Файлы: 1 файл

Курсовая!!!!!.doc

— 243.00 Кб (Скачать)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И  СЕРВИСА

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ  КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

ДИСЦИПЛИНА  «ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА»

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

канд. экон. наук, доцент

_________С.Э. Приходько

«___»_____________2009

 

Курсовая работа

на тему «  Взаимоотношения руководителя и  коллектива в организации»

 

 

 

Студент

гр. ЗЭУ-07-02                    ___________________  А.Л. Кравченко

Руководитель,

канд. экон. наук, доцент   ___________________  Е.А. Бараусова

Нормоконтролёр,

канд. экон. наук, доцент   ___________________ Е.А. Бараусова

 

 

 

Владивосток 2009

 

Содержание

   Введение…………………………….……………………….……………3

1 Теоретические  аспекты взаимоотношений руководителя  и коллектива в организации…………………………………………………………………...…6

         1.1 Необходимость власти в управлении…………………….….….6

         1.2 Формы власти и влияния………………………………….….….8

         1.3 Методы руководства……………………………………………14

         1.4 Демократический стиль управления…………………………..20

         1.5 Групповая динамика……………………………………………23

2 Практическая часть……………………………………………………..26

         2.1 Организация и методы исследования………………………….26

         2.2. Результаты исследования удовлетворенность работой и стиля руководителя……………………………………………………………………..27

         2.3. Анализ полученных данных…………………………………...29

    Заключение……………………………………………………………..33

    Список использованных источников…………………………………35

    Приложение А « Метод определения стиля руководителя трудовым коллективом В.П.Захарова и А.А.Журавлева »………………………………..37

    Приложение Б « Метод оценки удовлетворенностью работой»……40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  рассматриваемой проблемы связана  с переходом от командно - административной системы к рыночной экономике, от тоталитарного режима к демократическому. Обеспечение соответствия индивидуальных качеств руководителя предприятия, его стиля деятельности ожиданиям трудового коллектива - одно из условий этого перехода и создания положительного морально-психологического климата. Роль морально - психологического климата в жизнедеятельности личности и коллектива трудно переоценить. Он является одним из наиболее существенных элементов в общей системе условий существования и благополучия человека, в первую очередь - морального, его работоспособности, производительности труда.

Обычно руководитель в коллективе - ключевая фигура. От того, как он ведёт себя с людьми, каким  образом и во что вмешивается (либо не вмешивается), что он делает для своих подчинённых, зависит очень многое.

По этим причинам, а также потому, что персона  лидера, руководителя всегда вызывает у людей повышенный интерес, учёные, прежде всего психологи и социологи  уделяют этим вопросам особое внимание. Существуют многочисленные попытки  сформулировать как функции руководителя в коллективе, так и присущие ему черты личности, наличие которых необходимо для успешного создания положительного морально - психологического климата.

Чаще всего  выделяются:

- интеллект, который должен быть выше среднего, но не на уровне гениальности, а скорее со склонностью к решению сложных абстрактных проблем,

-  инициативность, самостоятельность, находчивость,

- уверенность в себе, высокий уровень притязаний. К ним ещё добавляют так называемый «фактор геликоптера», т.е. способность подниматься над деталями и воспринимать ситуацию в целом, в связи с окружающей обстановкой.

Однако другие исследователи выделяют другие черты. А, главное, оказалось, что наличие  у человека тех или иных «важнейших»  качеств лидера далеко не всегда превращает его в эффективного руководителя, способного активно влиять на создание морально - психологического климата.

Итак, проблема актуальна, но ещё недостаточно исследована.

Руководитель  должен направлять усилия группы и  личности на выполнение общих задач, даже когда существующие при этом взаимоотношения не вписываются в рекомендованные начальством рамки. Основной механизм осуществления этой задачи — это руководство, а также самостоятельное, но тесно связанные концепции власти и личного влияния. Курсовая работа концентрирует внимание на проблемах власти и влияния, чтобы заложить основу для более широкой дискуссии по концепции лидерства. В той же степени, в какой делегированные полномочия определяют компетенцию руководителя в формальной организации, так и диапазон власти какого-то лица определяет его или ее возможности в неформальных и формальных взаимоотношениях. Многие воспринимают власть как нечто, имеющее отрицательную окраску, но, как из работы станет ясно, для успеха организации власть необходима.

Целью написания курсовой работы является определение взаимодействия и влияния руководителя и коллектива. Для достижения указанной цели были выполнены следующие задачи:

- рассмотрено  понятие руководства в организации;

- определены  формы власти и влияния;

- рассмотрено  понятие власти, основанной на принуждении;

- проанализирована  власть, основанная на вознаграждении;

- определены  основные характеристики экспертной, эталонной и законной власти;

- рассмотрены методы руководства.

Предметом исследования выступают организационно-экономические отношения, а также взаимоотношения, складывающиеся в процессе управления предприятием.

Объектом исследования является подразделения ООО «Дилан-маркет».

В первой части  работы изложены теоретические аспекты взаимодействия и влияния руководителя и коллектива. Вторая часть курсовой работы посвящена оценки взаимодействия и влияния руководителя и коллектива ООО «Дилан-маркет».  В заключительной, третьей главе, содержится анализ полученных результатов в соответствии с целями и задачами, поставленными мною.

Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили труды ведущих ученых в области менеджмента, управления персоналом: Виханский О.С., Наумов А.И., . Коротков Э.М., Мескон М.Х., Альберт М, Хедоури Ф., Басовский Л.Е., Веснин В.Р., Гринберг Дж., Бейрон Р., Семёнов А.К., Набоков В.И., Журавлев А.А., Кричевский Р.Л., Леонтьев А.Н., Майкл Мескон и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические аспекты взаимоотношений руководителя и коллектива в организации

1.1 Необходимость  власти в управлении

Управление осуществляется через воздействие. Если рассматривать возможности воздействия руководителя на подчиненных, то можно предположить следующие его варианты:

- воздействие через силу. То есть физическое принуждение, как, например, при использовании рабского труда;

- воздействие через положительное (отрицательное) подкрепление. То есть использование стимулов и мотивов для побуждения человека к исполнению желаемых руководителю действий;

- воздействие на основе использования власти. То есть через оказание психологического влияния.

В подразделениях «Дилан – маркет» большинство воздействий осуществляется через оказание влияния на основе имеющейся власти.

Мотивирование и стимулирование используется, однако руководителю весьма затруднительно каждый раз при обращении к подчиненному предлагать ему что-либо в ответ на его действия. Например, руководитель ожидает от подчинённого выполнения рабочей операции, входящей в его должностные обязанности, - он не обдумывает, применительно к этой операции, способов его стимулирования. Предполагается, что работник должен выполнять свою работу. Поэтому, в условиях нашего объекта, руководителю достаточно лишь отдать ему указания, а подчиненный должен их выполнить. Это и есть влияние через имеющуюся у руководителя власть.

Однако возможно использование и других источников власти, о которых я буду говорить ниже.

Власть - это  возможность и способность оказывать  влияние на деятельность людей.

Влияние руководителя на подчиненных представляет собой  суть управленческой деятельности. Основные возможности влияния заложены в наличии власти. Вывод - без власти управление осуществляться не может!

Различают власть формальную и реальную. В данном случае власть «вручается» человеку с должностью, так как руководящая должность предполагает наличие властных полномочий. Власть, которую дает должность, является формальной властью.

Формальной властью обладают все руководители. Однако на практике можно заметить, что два руководителя одинакового уровня в управленческой иерархии имеют разный уровень реальной власти.

Таким образом, формальная власть в сочетании с готовностью  людей подчиняться носителю этой власти составляет власть реальную.

Власть как процесс  оказания влияния характеризуется  следующим:

- целенаправленностью влияния. Это означает, что влияние оказывается в определенном направлении. При этом направление может задавать цель организации (или ее подразделения), задачи или функции подразделения;

- опорой на ресурсы. То есть власть опирается на ресурсы, имеющиеся в распоряжении у носителя власти. Это поддерживает зависимость подчиненных;

- наличием определенного механизма, то есть средств воздействия на подчиненных. Все типы власти имеют свой механизм воздействия, который формируется исходя из того, что именно определяет зависимость одного человека от другого, какие потребности человека удовлетворяются путем подчинения лицу, оказывающему влияние;

- неоднозначностью последствий применения власти. Власть может характеризоваться некоторой непредсказуемостью последствий оказания влияния. Например, исполнитель не считает правильным решение (указание, приказ) руководителя. В таком случае он может оказывать явное или скрытое сопротивление и не подчиняться власти.

Как социальное отношение  власть характеризуется: асимметричностью, то есть один человек в чем-то превосходит другого, что и создает зависимость, возможность оказания влияния; постоянно меняющимся соотношением сил, которое ведет к стремлению изменить или, напротив, восстановить баланс власти.

Взаимная зависимость  требует нахождения определенного  баланса, при котором социальные отношения будут находиться в равновесии.

То есть руководитель в «Дилане» оказывает необходимое влияние на подчиненных, а подчиненные, в свою очередь, не чувствуют себя подавленными и используют свои способности и возможности для достижения целей подразделения.

1.2 Формы власти  и влияния

Итак, власть – это функция зависимости, а точнее, взаимозависимости. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого. Обладание властью – это возможность влияния на удовлетворение потребностей.

Формы власти можно классифицировать так:  
         -  власть, опирающаяся на принуждение;  
          -  власть, базирующаяся на вознаграждении;  
          -  экспертная власть;

-   эталонная власть; 
          -  законная власть.

Власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать, таким образом, который помешает удовлетворению какой-то насущной потребности, или вообще может сделать какие-то другие неприятности.

Власти, основанной на принуждении, соответствует влияние через страх. Рабочее место дает богатые возможности развивать власть, используя страх и принуждение, потому что множество наших потребностей удовлетворяются именно там. Например, страх потерять работу свойствен, кажется, всем. В определенных обстоятельствах можно так легко и эффективно использовать страх, что некоторые руководители часто прибегают к нему: даже намек на увольнение, лишение каких-либо полномочий или понижение в должности обычно дает немедленные результаты. Когда подчиненные надежно защищены от такого рода угроз, грубых и прямых, руководитель может использовать более тонкие способы вселения страха. Исследования показывают, что обращение к страху может стать эффективным методом влияния, если предлагаются конкретные меры .

Существуют и слабые стороны власти основанной на страхе. Даже если представляется возможность создать эффективную систему контроля при умеренных затратах, лучшее, чего можно добиться посредством страха — минимально адекватная производительность труда. Исследования показывают, что организации, где используется власть, основанная на принуждении, скорее всего, характеризуются менее высокой производительностью труда и более низким качеством продукции.

Хотя принуждение и  может привести к временной покорности подчиненного, оно производит нежелательные побочные эффекты — скованность, страх, месть и отчуждение. Это, в свою очередь, может привести к более низкой производительности труда, неудовлетворенности работой и большой текучести кадров.

Да, при определённых обстоятельствах, руководители исследуемого объекта, используют власть, основанную на принуждении. Это происходит только в тех случаях, когда на подчинённого не действуют другие методы воздействия.  

Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие. Власть, основанная на вознаграждении -  один из самых старых и часто самых эффективных способов оказывать влияние на других людей.

Информация о работе Взаимоотношения руководителя и коллектива в организации