Внутренняя среда организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 00:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение внутренней среды организации.

Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

* рассмотреть внутренние переменные факторы внутренней среды организации;

* охарактеризовать срезы внутренней среды организации

* исследовать взаимосвязь и взаимозависимость факторов внутренней среды организации;

* провести анализ конкретной предложенной ситуации.

Оглавление

Введение

1. Понятие внутренней среды организации и необходимость ее изучения.

2. Основные факторы и срезы внутренней среды организации и их характеристика.

2.1 Внутренние переменные факторы.

2.1.1. Цели.

2.1.2. Структура.

2.1.3. Задачи.

2.1.4. Технология.

2.1.5. Люди.

2.2. Срезы внутренней среды организации.

3. Взаимосвязанность и взаимозависимость факторов внутренней среды организации.

4. Анализ внутренней среды организации

5. Анализ конкретной ситуации.

5.1. Ситуация для анализа.

5.2 Анализ ситуации.

Заключение.

Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 299.00 Кб (Скачать)

 

Рисунок 4. Взаимосвязь внутренних переменных.

 

Этот рисунок представляет собой модель, показывающую взаимоотношения внутренних переменных: целей, структуры, задач, технологии и людей. Но нужно не забывать, что организация – открытая система. И поэтому эта схема не может быть адекватной полной моделью переменных, влияющих на успешность действий организации, потому что на нем показаны только внутренние переменные. Правильнее рассматривать этот рисунок как модель внутренних социотехнических подсистем организации. Внутренние переменные обычно называют социотехническими подсистемами, потому что они имеют социальный компонент (людей) и технический компонент (другие внутренние переменные).

 

4. Анализ внутренней среды организации

 

При анализе внутренней среды организации руководство должно оценить: обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями. 

Метод, который используют для диагностики внутренних проблем, называется управленческим обследованием. Управленческое обследование представляет собой методичную оценку функциональных зон организации, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон. В управленческое обследование включаются пять функций - маркетинг, финансы, (операции) производство, человеческие ресурсы, а также культура и образ корпораций.

Существует большое количество методов анализа внутренней среды организации, рассмотрим некоторые из них. Следует отметить, что анализ внутренней среды проводится в совокупности с анализом внешней среды.

SWOT- анализ

Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ[7].

SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

                                      Сильные стороны (Strengths) — преимущества организации;

                                      Слабости (Weaknesses) — недостатки организации;

                                      Возможности (Opportunities) — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;

                                      Угрозы (Threats) — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.

Для проведения анализа необходимо:

                                      Определить основное направление развития предприятия (его миссию)

                                      Взвесить силы и оценить рыночную ситуацию, чтобы понять, возможно ли двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ);

                                      Поставить перед предприятием цели, учитывая его реальные возможности (определение стратегических целей предприятия)

Последовательность действий при проведении SWOT-анализа представлена на рисунке 5.

 

Рисунок 5. Последовательность действий для проведения SWOT-анализа.

 

Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.

Сильные стороны предприятия — то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.

Слабые стороны предприятия — это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или что-то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.

Рыночные возможности — это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые можно использовать.

Рыночные угрозы — события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.

Один и тот же фактор для разных предприятий может быть как угрозой, так и возможностью. Например, для магазина, торгующего дорогими продуктами, рост доходов населения может быть возможностью, так как приведет к увеличению числа покупателей. В то же время, для магазина-дискаунтера тот же фактор может стать угрозой, так как его покупатели с ростом зарплат могут перейти к конкурентам, предлагающим более высокий уровень сервиса.

Шаг 1. Определение сильных и слабых сторон предприятия

Для того чтобы определить сильные и слабые стороны предприятия необходимо:

               Составить перечень параметров, по которому будет оцениваться  предприятие;

               По каждому параметру определить, что является сильной стороной предприятия, а что — слабой;

               Из всего перечня выбрать наиболее важные сильные и слабые стороны предприятия и занести их в матрицу SWOT-анализа

Для оценки предприятия можно воспользоваться следующими параметрами:

Организация (здесь может оцениваться уровень квалификации сотрудников, их заинтересованность в развитии предприятия, наличие взаимодействия между отделами предприятия и т.п.)

Производство (оцениваются производственные мощности, качество и степень износа оборудования, качество выпускаемого товара, наличие патентов и лицензий (если они необходимы), себестоимость продукции, надежность каналов поставки сырья и материалов и т.п.)

Финансы (могут оцениваться издержки производства, доступность капитала, скорость оборота капитала, финансовая устойчивость предприятия, прибыльность бизнеса и т.п.)

Инновации (здесь может оцениваться частота внедрения новых продуктов и услуг на предприятии, степень их новизны (незначительные либо кардинальные изменения), сроки окупаемости средств, вложенных в разработку новинок и т.п.)

Маркетинг (здесь можно оценивать качество товаров/услуг (как это качество оценивают потребители), известность марки, полноту ассортимента, уровень цен, эффективность рекламы, репутацию предприятия, эффективность применяемой модели сбыта, ассортимент предлагаемых дополнительных услуг, квалификацию обслуживающего персонала).

Заполняется таблица.

 

Таблица 1. Определение сильных и слабых сторон вашего предприятия

Параметры оценки

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Организация

Высокий уровень квалификации руководящих сотрудников предприятия

Низкая заинтересованность рядовых сотрудников в развитии предприятия

2. Производство

Высокое качество выпускаемых товаров

Высокая степень износа оборудования — до 80% по отдельным группам

 

Проверенный и надежный поставщик комплектующих

Себестоимость продукции на 10% выше, чем у основных конкурентов

3. и т. д.

 

 

 

Из всего списка сильных и слабых сторон предприятия необходимо выбрать наиболее важные (самые сильные и самые слабые стороны) и записать их в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа.

Шаг 2. Определение рыночных возможностей и угроз

Второй шаг SWOT-анализа — это оценка рынка. Этот этап позволяет оценить ситуацию вне предприятия - увидеть возможности и угрозы. Методика определения рыночных возможностей и угроз практически идентична методике определения сильных и слабых сторон вашего предприятия. Данный шаг нами рассматриваться не будет, так как относится к анализу внешней среды.

В заполненной матрице SWOT-анализа виден полный перечень основных сильных и слабых сторон предприятия, а также открывающиеся перед предприятием перспективы и грозящие ему опасности.

Шаг 3. Сопоставление сильных и слабых сторон вашего предприятия с возможностями и угрозами рынка

Сопоставление сильных и слабых сторон с рыночными возможностями и угрозами позволяет ответить на следующие вопросы, касающиеся дальнейшего развития бизнеса:

               Как возможно  воспользоваться открывающимися возможностями, используя сильные стороны предприятия?

               Какие слабые стороны предприятия могут помешать?

               За счет каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы?

               Каких угроз, усугубленных слабыми сторонами предприятия, нужно больше всего опасаться?

SNW – анализ

SNW – анализ – это усовершенствованный SWOT-анализ.

Strength (сильная сторона),

Neutral (нейтральноя сторона),

Weakness (слабая сторона).

В отличие от анализа слабых и сильных сторон SNW – анализ так же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной стороны является, то что «зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S».

Для составления SNW – анализа необходимо заполнить таблицу, можно предложить такой вариант:



38

 

Таблица 2. Составление SNW – анализа

Наименование стратегической позиции

Качественная оценка позиции

 

Сильная (S)

Нейтральная (N)

Слабая (W)

Стратегия организации

 

 

 

Бизнес-стратегии

 

 

 

Оргструктура

 

 

 

Финансы

 

 

 

Продукт как конкурентноспособность

 

 

 

Структура затрат

 

 

 

Дистрибуция как система реализации продукции

 

 

 

Информационная технология

 

 

 

Инновации как способ к реализации на рынке продуктов

 

 

 

Дополнительные стратегические позиции (с учетом специфики организации)

 

 

 

 

 



38

 

5. Анализ конкретной ситуации.

 

5.1. Ситуация для анализа.

 

Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) по праву считался символом отечественного автомобилестроения. Вступивший в строй в 1932 г. он всегда прочно занимал одно из лидирующих мест в производстве грузового и легкового автотранспорта. За шестидесятилетний период своей работы завод выпустил 3,5 млн. легковых автомобилей и 15 млн. грузовиков. Известен этот завод также как производитель армейской бронетехники. Еще одной важной особенностью ГАЗа было то, что он является «кузницей кадров высшего государственного уровня». Это, равно как и бывшие военные заказы, создавало заводу существенные дополнительные преимущества. Особую известность ГАЗу принесли выпускаемые им автомобиль престижной марки «Волга» и автомобиль высшего уровня государственного управления «Чайка». Из-за того, что «Волга» находилась в обслуживании государственного чиновничества высокого ранга и в очень небольшом количестве попадала в личную собственность граждан, в СССР этот автомобиль был самым престижным, указывающим на элитный статус владельца. Поэтому автозавод десятилетиями практически не производил никаких изменений в «Волге». Не было необходимости это делать, так как всегда «Волга» была в почете и спрос на нее во много раз превышал производственные возможности завода.

Благополучному существованию завода пришел конец в начале 90-х с началом перехода к рынку и конверсией военного производства. На российский рынок пришли западные автомобили, изменился профиль, потребности на грузовики, а военные заказы ГАЗа резко сокращаться и, наконец, упали до нуля. «Волга» потеряла свое исключительное положение, которое она занимала на ранее закрытом для иностранных автомобилей рынке, и спрос на нее существенно изменился. Автозавод должен был предпринимать какие-то серьезные шаги, чтобы переломить сложившуюся негативную ситуацию.

К 1992 г. в связи с падением спроса на 3-4-тонные грузовики и явно наметившейся на рынке тенденцией к увеличению спроса машины меньшей грузоподъемности на ГАЗе было принято решение начать производство новой модели – 1,5-тонного грузовика ГАЗ – 3302. Много лет назад ГАЗ выпускал полуторатонки, однако прекратил их производство в 1953 г. Когда на ГАЗе принималось решение о выпуске 1,5-тонного грузовика, самыми маленькими были автомашины грузоподъемностью 2,5 т., хотя рынок настоятельно требовал машины с гораздо меньшей грузоподъемности. При планировании программы производства грузовика была заложена возможность выпуска на его базе целого семейства автомобилей: микроавтобуса, авторефрижератора, машины для фермеров, грузового фургона и т. п.

Информация о работе Внутренняя среда организации