Внешнеэкономическая деятельность фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 15:06, курсовая работа

Краткое описание

Одним из важнейших конкурентных преимуществ современных компаний является менеджмент. Рационально организованное управление бизнесом, быстрота инновационных процессов позволяет многим компаниям динамично развиваться и занимать лидирующие позиции. В современном мире это одно из основных условий успешного развития бизнеса.
Современный этап развития мировой экономики и бизнеса характеризуется процессами глобализации. На мировом рынке господствуют международные компании. Всё это требует новых подходов к управлению бизнесом. Теперь полем деятельности компании являются не отдельно взятые страна или регион, а практически весь мир. Совершенно очевидно, что изменяются и принципы управления. Менеджмент становится международным.
Международный менеджмент изучает особенности организации управления в компаниях, ведущих бизнес в международном масштабе, т.е. имеющих производственные, сбытовые и представительные структуры в зарубежных странах. Особенностью организации менеджмента в таких компаниях является сочетание глобального подхода к бизнесу с необходимостью его адаптации к условиям принимающих стран.
Современная теория и практика менеджмента приобретают особое значение для российских предпринимателей. Во-первых, переход российской экономики на рыночные отношения требует изучения форм и методов управления на уровне основного хозяйственного звена – организации, производственного отделения. Практическое использование такого опыта в отечественных компаниях является одной из первоочерёдных задач совершенствования управления. Во-вторых, выход российских фирм на мировые рынки обуславливает необходимость изучения и знания практики менеджмента.
В связи со всем этим изучение дисциплины «Международный менеджмент», т.е. исследование опыта управления в крупных многонациональных компаниях и возможность его использования российскими предпринимателями, на сегодняшний день является весьма актуальным.
В своей работе я преследую цель – показать и рассказать как осуществляется управление международной деятельностью фирм, как происходят различные процессы этой деятельности, все подходы к работе. Постараюсь раскрыть эту тему как можно яснее и подробнее.

Оглавление

Глава 1 Организация управления внешнеэкономической деятельностью на уровне фирмы
1.1. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Основные положения
1.2. Организационные формы предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность
1.3. Этапы осуществления экспортно-импортных операций
1.4. Классификация международных коммерческих операций
Глава 2. Формы организации внешнеэкономической службы на уровне фирмы
Глава 3 Работа предприятия по выходу на внешний рынок.
3.1 Маркетинговые исследования.
3.2 Изучение спроса
3.3 Изучение предложения.
3.4 Изучение условий работы на конкретном рынке товара
3.5 Стратегии выхода предприятия на рынок конечных потребителей.
3.6 Особенности рынка производственных товаров.
3.7 Изучение правовых вопросов
3.8 Исследование потенциальных возможностей предприятия.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 57.57 Кб (Скачать)

5) качество продукции;

После отбора оставляют 2-3 фирмы, им направляют официальный запрос (на языке страны или английском; можно  позвонить - это ускорит получение  ответа).

2. Изучение системы государственного  регулирования ВЭД.

Организация экспортно-импортных  операций включает тщательную проработку нормативных документов, регламентирующих внешнеэкономическую деятельность.

Ознакомиться с ними можно  в библиотеках, министерствах, ведомствах, госкомитетах, Облисполкомах, Мингорисполкоме, концернах, Союзе предпринимателей и арендаторов, а также в Торгово-промышленной палате.

Нормативные акты условно  можно подразделить на:

- международные соглашения  по торгово-коммерческой деятельности;

- соглашения стран СНГ;

- указы Президента;

- постановления правительства;

- ведомственные нормативные  акты (Национального банка, Государственного  таможенного комитета, Министерства  финансов и других).

3. Технико-экономическое  обоснование. Технико-экономическое  обоснование включает: расчет цены  товара, расчет рентабельности сделки  с учетом всех затрат, налогов,  пошлин.

4. Заключение внешнеторгового  контракта. Структура и содержание  контракта в значительной мере  определяются видом внешнеторговых  операций (экспорт, импорт, реэкспорт,  реимпорт), назначением, видом товара  и услуг (торговля промышленными  товарами, машинами и оборудованием,  торговля лицензиями и ноу-хау,  торговля инжиниринговыми услугами, транспортное обслуживание и  т.д.), а также характером сделки (бартер, клиринг и т.д.).

Однако, несмотря на различия, общими разделами контракта, как  правило, являются: "Юридические  лица", "Предмет контракта", "Срок поставки", "Цена и общая  сумма контракта", "Количество", "Базисные условия поставок", "Качество товара", "Сдача и приема", "Страхование", "Претензии", "Форс-мажор", "Санкции", "Решение  споров", "Другие условия контракта".

В ряде случаев отдельные  разделы контракта совмещаются. Это зависит от степени детализации  договорных отношений партнеров.

Подписанию внешнеторгового  контракта предшествуют проведение переговоров с иностранным партнером.

Этот этап, как правило, осуществляют руководители предприятия, фирмы. Он включает следующее:

- подготовка плана мероприятий  по приему иностранных специалистов;

- подготовка протокола;

- подписание контракта.

5. Исполнение контрактных  обязательств. Валютное регулирование  во внешнеэкономической деятельности  предполагает знание нормативных  актов по проведению валютных  операций: "О совершенствовании  денежно-кредитной системы", "О  мерах по упорядочению валютного  регулирования", "Покупка-продажа  СКВ на Межбанковском валютном  рынке", "Применение экономических  санкций за нарушения" и  других нормативных актов, а  также информационно-методических  материалов по организации международных  расчетов - "Унифицированные правила  на инкассо", "Унифицированные  правила для аккредитивов".

При выполнении таможенных процедур следует принять решение - кто  их будет осуществлять - собственными силами или таможенным агентом (декларантом, перевозчиком). Последнее значительно упрощает подготовку документов, хотя необходимо предусмотреть дополнительную плату за таможенные услуги.

Организация таможенной службы включает знание Таможенного кодекса, а также нормативных актов  о правилах ввоза-вывоза товаров  через границу, порядка перемещения  вещей, о транзите товаров, порядка  осуществления контроля за доставкой  вещей, вывозе валюты, о таможенных режимах, о взимании таможенных пошлин, сборов и т.д.

Необходимо знать правила  транспортно-экспедиционной деятельности (Тарифное соглашение по перевозкам, Инструкция заполнения товаротранспортной накладной, Инструкция заполнения товарной накладной, Инструкция о порядке сопровождения  грузов).

По завершению внешнеторговой сделки по данным бухгалтерского учета  проводится расчет фактического коэффициента рентабельности. При этом учитываются  все виды налогов, платежей по внешнеэкономической  деятельности: уплата таможенных пошлин, акцизов, НДС, сборов за таможенное оформление товаров, а также все виды затрат, связанные с внешнеторговой сделкой.

 

 

 

 

1.4. Классификация международных  коммерческих операций

Международные коммерческие операции можно классифицировать на 3 группы:  

I. операции купли-продажи  товаров;  

II. операции купли-продажи  услуг;  

III. операции купли-продажи  научно-технической продукции.

Операции купли-продажи  товаров являются традиционными  для международной торговли и  для практики внешнеторговых организаций  в нашей стране.

Сделки по купле-продаже  товаров предполагают, что продавец обязуется передать товар в собственность  покупателя в обусловленные сроки  и на определенных условиях, а покупатель обязуется принять товар и  уплатить за него согласованную цену.

Основными видами операций купли-продажи  являются:

1. Экспортные - это продажа  и вывоз за границу товаров  для передачи их в собственность  иностранному контрагенту.

2. Импортные - закупка и  ввоз иностранных товаров для  последующей реализации их на  внутреннем рынке своей страны.

3. Реэкспортные - это вывоз  за границу ранее ввезенных  товаров, не подвергшихся в  реэкспортирующей стране какой-либо  переработке.

4. Реимпортные - это ввоз  из-за границы ранее вывезенных  отечественных товаров, не подвергшихся  там переработке.

Встречная торговля объединяет внешнеторговые операции, предусматривающие  в единых соглашениях встречные  обязательства экспортеров и  импортеров по закупке друг у друга  товаров.

Операции купли-продажи  услуг являются в большинстве  случаев самостоятельными, обособленными  от купли-продажи товаров.

Выделяются 2 основных группы операций купли-продажи услуг:

1 основные;

2 обеспечивающие.

К основным операциям купли-продажи  услуг относятся:

а) инжиниринг;

б) аренда;

в) международный туризм;

г) предоставление информации, консультационные услуги по управлению.

Операции, обеспечивающие международный  товарооборот, включают:

а) транспортные;

б) транспортно-экспедиторские;

в) хранение грузов;

г) страхование грузов;

д) проведение международных  расчетов;

е) таможенное оформление;

ж) рекламирование;

з) другие (исследование рынка, ремонт и техническое обслуживание оборудования, обработка информации, юридические услуги).

Операции купли-продажи  научно-технической продукции выделяют в самостоятельную группу в связи  с тем, что они могут иметь  не только научную, но и коммерческую ценность.

В этой группе операций различают:

1 операции по купле-продаже  патентуемой научно-технической  продукции (изобретений, товарных  знаков, промышленных образцов и  др.);

2 операции по купле-продаже  не патентуемой научно-технической  продукции;

3 обмен результатами научно-исследовательских  работ;

4 операции по торговле  результатами товарной деятельности  в сфере духовной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Формы организации внешнеэкономической  службы на уровне фирмы

Для эффективного управления внешнеэкономической деятельностью  на

уровне предприятия  нужна адекватная условиям его работы структура управления. Организационная  структура управления внешнеэкомической  деятельностью предприятия определяется прежде всего теми целями и задачами, которые она призвана решать.

Наибольший опыт управления внешнеэкономической деятельностью  накоплен в специализированных внешнеторговых организациях (ВТО).

Ведущей структурной  единицей ВТО является фирма, работа которой специализируется на торговле определёнными товарами либо с группой  стран. Возглавляет фирму директор и в зависимости от объёма работа – несколько его заместителей.

Функциональные  отделы и службы, содействующие работе специализированных фирм и ВТО, можно  условно разделить на три группы.

1 Группа отделов  и служб, осуществляющих планирование:

а) планово-экономический  отдел – планирование внешнеторговой деятельности и контроль выполнения плана, анализ хозяйственной деятельности ВТО;

б) валютно-финансовый отдел – валютное планирование и  контроль за банковскими, кредитными и  расчётными операциями, соблюдение интересов  ВТО при внешнеторговых сделках;

в) транспортный отдел  – планирование и обеспечение  перевозок экспертных и импортных  грузов;

г) бухгалтерия ВТО  – учёт и отчётность, расчёты  с банками, поставщиками и сторонними организациями, расчёт и выплата  заработной платы, анализ результатов  финансовой деятельности по объединению  и рекомендации по её улучшению.

2 группа отделов,  занимающихся непосредственно маркетингом:

а) отдел конъюнктуры  и цен – исследование спроса, предложения, динамики цен, структуры  рынков, систематизация конъюнктурных  материалов, координация работа фирм с общими иностранными агентами, методическое руководство и контроль правильности расчётов и применения цен фирмами при подготовке и заключении контрактов.

б) отдел рекламы  и выставок – обеспечение рекламной  деятельности ВТО, организация участия  специализированных фирм в международных  выставках и ярмарках;

в) инженерно-технический  отдел – изучение действующих  на мировом рынке технических  требований к товарам, информирование о них непосредственных производителей товаров, анализ технического уровня и  качества продукции, ей конкурентоспособности, подготовка соответствующих заключений и рекомендаций специализированным фирмам по этим вопросам;

г) отдел совместных предприятий – координация, планирование и контроль деятельности совместных предприятий, созданных с участием иностранного капитала на территории России и т.д.

д) отдел технического обслуживания и запчастей – организация  гарантийного и послегарантийного  технического обслуживания экспортируемых объединением товаров в зарубежных странах.

3 Группа отделов,  обеспечивающих принятие и исполнение  управленческих решений:

а) отдел развития – совершенствование организационной  структуры объединения;

б) отдел АСУ (ВЦ) – автоматизация расчётов, внедрение  экономико-математических методов  и ЭВМ в практику работы объединения  и фирм, создание баз данных и  ведение их;

в) отдел кадров – вопросы подбора и расстановки  кадров, ведение личных дел работников;

г) отдел загранкомандировок – оформление командировок за границу;

д) канцелярия –  регистрация и контроль организационно-распорядительной документации и переписки;

е) административно-хозяйственный  отдел – снабжение необходимыми для работы объединения материалами  и оборудованием, ответственность  за эксплуатацию здания, другая хозяйственная  работа;

ж) юридический отдел  – помощь в составлении условий  контрактов и соглашений, консультация фирм по вопросам презентаций и рекламаций, разногласий, защита интересов ВТО  в судах и т.д.

з) протокольный отдел  – выполнение поручений руководства  ВТО и фирм по встречам, приёму и  проводам представителей иностранных  фирм, прибывших с деловыми целями.

Иногда юридический  и протокольный отделы, а также  бухгалтерия и отдел кадров подчиняются  непосредственно генеральному директору  ВТО, выполняя те же функции.

Создание такой  разветвлённой структуры управления ВЭД характерно для предприятий  независимо от их организационно-правовой формы, когда их деятельность целиком  и полностью сосредоточена на внешних рынках.

На промышленных предприятиях, активно участвующих  во внешнеэкономической деятельности, внешнеторговый аппарат существует в основном в двух формах: как  часть внутрипроизводственной структуры  в виде внешнеэкономического отдела и как относительно самостоятельное  подразделение в виде внешнеторговой фирмы.

Глава 3 Работа предприятия по выходу на внешний рынок.

3.1 Маркетинговые исследования.

При выходе на внешний рынок  предприятие попадает в условия  жесткой международной конкуренции. В этих условиях можно успешно  работать, лишь применяя современные  методы управления, в том числе  и маркетинг. Под маркетингом  понимается система внутрифирменного управления, направленная на изучение и учёт рыночного спроса, потребностей и требований конкретных потребителей к продукту для более обоснованной ориентации научно-технической и производственно-сбытовой деятельности фирмы на выпуск конкурентоспособных видов продукции, чтобы обеспечить получение планируемого размера прибыли. Конкуренция маркетинга состоит в том, что вся деятельность предприятия, включая программы научно-технических исследований, производства, капиталовложений, финансы, использование рабочей силы, а также программы сбыта, технического обслуживания и т.д., основывается на современном состоянии потребительского спроса и прогнозировании его изменений в перспективе. Принципиальных, коренных различий между маркетингом для внутреннего (деятельность внутри страны) и внешнего рынков нет. И в том, и в другом случае используются разнообразные методы, средства, приёмы и принципы маркетинговой деятельности. Однако учитывать особенности зарубежных рынков при управлении предприятием необходимо.

Внешние рынки предъявляют  более высокие требования к предлагаемым на них товарам, их упаковке, сервису, рекламе и т.д. это объясняется  острой конкуренции между фирмами  – производителями товара и преобладанием  «рынка покупателя», т.е. заметным превышением  предложения над спросом.

Изучение внешних рынков, их возможностей более трудоёмко  и сложно, поскольку требует изучения большого количества информации из различных  источников.

Эффективная работа на внешнем  рынке невозможна без творческого  и гибкого использования комплекса  маркетинговых методов: правильного  выбора сбытовой организации, контроля за работой торговых посредников, выбора и применения различных методов  стимулирования сбыта, деловой деятельности, рекламы и др.

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность фирмы