Вклад Тейлора в менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 21:03, реферат

Краткое описание

Предметом работы-вклад Тейлора.
Цель работы: изучить основные положения менеджмента Фредерика Тейлора - основателя школы научного управления.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Оглавление

Введение 3
1. Краткая биография 4
2. Фредерик Тейлор и его вклад в развитие менеджмента 5
2.1 Эволюция управленческой деятельности и менеджмента 5
2.2 Научный менеджмент Фредерика Тейлора 7
2.3 Критика школы научного управления 15
Заключение 16
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

mm.docx

— 42.36 Кб (Скачать)

Содержание

Введение                                                                                                                 3

1. Краткая биография                                                                                           4

2. Фредерик Тейлор и  его вклад в развитие менеджмента                                5

2.1 Эволюция управленческой  деятельности и менеджмента                          5

2.2 Научный менеджмент  Фредерика Тейлора                                                   7

2.3 Критика школы научного  управления                                                         15

Заключение                                                                                                           16

Список использованной литературы                                                                  18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Введение

Актуальность. История развития человечества показывает, что прежде всего высокий уровень культуры в целом, как уровень сознания, и в частности, уровень культуры управления развитием, определяет способность  человека к сотрудничеству, содружеству, интеграции и более эффективному развитию.

Развитие менеджмента  осуществлялось эволюционно, путем  возникновения научных школ менеджмента  и их взаимодействия. Почти вековая  история развития менеджмента как  науки, имеет богатый материал по концептуально-теоретическим разработкам  природы управленческой деятельности, методам оценки эффективности профессионального  управления, а также по описаниям  образцов практической деятельности менеджеров.

В основу методологии научного управления был положен анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Ф. Тейлор считал, что "только путем принудительной стандартизации методов, принудительного использования  наилучших условий и орудий труда  и принудительного сотрудничества можно обеспечить общее ускорение  темпа работы".

Разрабатываемая система  управления наиболее эффективна тогда, когда она вобрала в себя весь предшествующий опыт, накопленный множеством различных течений и обоснованный научно. Новая система управления, система менеджмента имеет самые  глубокие корни, зародившиеся в начале XX века. Следовательно, на современном  этапе развития в управленческой деятельности необходимы глубокие знания законов, управляющих эволюцией  окружающего мира, целей, мотивов  развития человечества, и, что особенно важно, механизма реализации этих целей.

Обьктом реферата является менеджент.

Предметом работы-вклад Тейлора.

Цель работы: изучить основные положения менеджмента Фредерика  Тейлора - основателя школы научного управления.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

     1. Краткая биография

Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915) родился в Пенсильвании в  семье адвоката.

Образование получил во Франции  и Германии, затем - в академии Ф. Экстера в Нью-Хэмпшире.

В 1874 году окончил Гарвардский  юридический колледж, но из-за проблем  со зрением не смог продолжить образование  и устроился работать рабочим  пресса в промышленные мастерские гидравлического  завода в Филадельфии.

В 1878 году, в пик экономической  депрессии, получил место разнорабочего  на Мидвэльском сталелитейном заводе. Там Тейлор прошел за 6 лет путь от рабочего до главного инженера. С 1882 по 1883 гг. работал начальником механических мастерских.

Осознавая необходимость  технического образования он поступил на заочное отделение технологического института и получил степень  инженера - механика в 1883 году.

В 1884 году Тейлор становится главным инженером, в этом же году он впервые использовал систему  дифференциальной оплаты за производительность труда.

С 1890 по 1893 гг. Тейлор - главный  управляющий Мануфактурной инвестиционной компании в Филадельфии, владелец бумажных прессов в Мэне и Висконсине, где  организовал собственное дело по управленческому консультированию, первое в истории менеджмента.

С 1885 года Тейлор - член Американского  Общества инженеров-механиков, которое  сыграло большую роль в организации  движения за научные методы управления производством в США. В 1906 году Тейлор становится его президентом, а в 1911 году - учреждает Общество содействия научному менеджменту.

С 1895 года Тейлор начал свои всемирно известные исследования по научной организации труда. Основные теоретические концепции Ф. Тейлора  изложены в его работах "Управление фабрикой" (1903 г), "Принципы научного управления" (1911 г), "Показания  перед специальной комиссией  Конгресса" (1912 г).

 

 

 

2. Фредерик Тейлор  и его вклад в развитие менеджмента

2.1 Эволюция управленческой  деятельности и менеджмента

История управленческой мысли  своими корнями уходит в глубь  веков и тысячелетий. Практика управления так же стара, как и само человечество. Однако управление в древности нельзя было называть менеджментом в полном смысле. Скорее всего, оно представляло собой предысторию менеджмента  и имело зачаточный, примитивный  и ненаучный характер. Шел длительный и необходимый процесс накопления практического опыта управления и его осмысления.

Первые попытки теоретического осмысления управления начались в эпоху  становления капитализма в странах  Запада. Попытки дать объяснение мотивов  активной деятельности людей были сделаны  рядом ученых и практиков в XVII-XVIII вв.

Заметный толчок и интерес  к теоретическому осмыслению управления появился в условиях промышленной революции  в странах Запада и Америке  в середине XIX - начале ХХ в. В этот период шел процесс становления  и оформления управления как науки. ХХ в. - период эволюционного развития науки управления, т.е. менеджмента, путем возникновения различных  концепций и школ менеджмента.

В литературе имеется несколько  подходов и школ управления, каждая из которых акцентирует внимание на определенных позициях и взглядах. Так, М. Мескон в книге "Основы менеджмента" выделяются четыре подхода: [1]

С точки зрения научного управления - школа научного управления.

Административный подход - классическая (административная школа).

Сточки зрения человеческих отношений и науки о поведении - школа человеческих отношений и  поведенческих наук.

С точки зрения количества методов - школа науки управления.

Начало зарождения науки  управления и возникновения менеджмента  в конце XIX - начале ХХ вв. положила школа  научного управления.

Возникновение школы связано  в первую очередь с работами Фредерика  Тейлора. В 1911 году Ф. Тейлор, обобщив  практику управления промышленными  предприятиями, опубликовал книгу "Принципы научного управления". С этого  времени теория и практика менеджмента  развивалась под воздействием происходящих изменений в мировой экономической  системе, постоянного совершенствования рациональности производства и необходимости учета меняющихся социоэкономических факторов.

Школа научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало  признаваться как самостоятельная  область деятельности и научных  исследований. Впервые было доказано, что управление может значительно  повысить эффективность организации.

Представителями этой школы:

проводились исследования содержания работы и ее основных элементов;

проводились замеры затрат времени на выполнение приемов труда (хронометраж);

исследовались рабочие движения, выявлялись непродуктивные;

разрабатывались рациональные приемы труда; предложения по совершенствованию  организации производства;

предлагалась система  стимулирования труда с целью  заинтересованности рабочих в увеличении производительности труда и объема производства;

обосновывалась необходимость  предоставления рабочим отдыха и  неизбежных перерывов в работе;

устанавливались нормы выработки, за превышение которых предлагалась дополнительная оплата;

признавалась важность отбора людей для выполнения соответствующей  работы и необходимость обучения;

управленческие функции  выделялись в отдельную сферу  профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Научный менеджмент  Фредерика Тейлора

Ф. Тейлора называют отцом  научного менеджмента и родоначальником  всей системы научной организации  производства и уже более ста  лет вся современная теория и  практика в области научной организации  труда использует "тейлоровское" наследие. И это не случайно, что  теория управления была основана инженером, досконально знающим технологию промышленного предприятия и  на собственном опыте познавшего все особенности взаимоотношений  между рабочими и руководителями.

Широкая известность пришла к Тейлору после его выступления  на слушаниях в Конгрессе США  по изучению цехового управления. Впервые  менеджменту была придана смысловая  определенность - он определен Тейлором как "организация производства".

В основе системы Тейлора  лежит положение о том, что  для эффективной организации  работы предприятия необходимо создать  такую систему управления, при  которой бы обеспечивался максимальный рост производительности труда при  наименьших затратах.

Эту мысль Тейлор сформулировал  так: "Необходимо осуществлять такое  руководство предприятием, чтобы  исполнитель при наиболее благоприятном  использовании всех своих сил, мог  бы в совершенстве исполнить ту работу, которая соответствует наивысшей  производительности, предоставляемого ему оборудования". [2]

Тейлор предположил, что  проблема, прежде всего, связана с  недостатком практики управления. Предмет  его исследований было положение  рабочих в системе машинного  производства. Тейлор поставил перед  собой цель выявить принципы, позволяющие  максимально извлечь "пользу" от любого физического труда, движения. И на основе анализа статистических данных им была обоснованна необходимость  замены господствующей в то время  системы общего руководства управления той, которая основана на повсеместном использовании специалистов узкого профиля.

Среди важнейших принципов  научной организации труда Тейлора  выделяются такие, как специализация  работы и распределение ответственности  между рабочими и управляющими. Эти  принципы легли в основу проповедуемой  Тейлором функциональной структуры  организации, которая должна была сменить  господствовавшую тогда линейную структуру.

Находясь под влиянием идей Адама Смита относительно разбиения  работы на простейшие задачи и поручения  каждой из них низко квалифицированному специалисту, Тейлор стремился собрать единую команду и, тем самым, он в максимальной степени снижал издержки и повышал производительность труда.

Он, одним из первых, применил в системе оплаты труда точный расчет (взамен интуиции) и ввел систему  дифференцированной заработной платы. Он полагал, что в основе научной  организации деятельности предприятия  лежит пробуждение инициативы работников, и что для резкого повышения  производительности труда необходимо изучать психологию наемных работников и администрация должна перейти  от конфронтации с ними к сотрудничеству.

Большинство людей в эпоху  зарождения капитализма полагали, что  основные интересы предпринимателей и  рабочих противоположны. Тейлор, напротив, в качестве основной своей предпосылки, исходил из твердого убеждения в  том, что истинные интересы тех и  других совпадают, так как "благосостояние для предпринимателя не может  иметь места в течение долгого  ряда лет, если оно не сопровождается благосостоянием занятых в его  предприятии рабочих". [3]

Система сдельной работы, введенная  еще задолго до Тейлора, поощряла побудительные мотивы и инициативу тем, что оплачивала выпуск продукции. Такие системы полностью провалилась  до Тейлора, так как стандарты  были плохо установлены, а работодатели урезали зарплату рабочим, как только те начинали зарабатывать больше. Рабочие  ради защиты своих интересов скрывали новые более прогрессивные методы и приемы работы и совершенствования.

Помня о прошлом опыте  урезания зарплаты при превышении определенного  уровня, рабочие пришли к соглашению относительно производительности и  заработка. Тейлор не порицал этих людей  и даже симпатизировал им, так как  чувствовал, что это были ошибки системы.

Первые попытки изменить систему натолкнулись на противодействие  рабочих. Он пытался убедить, что  они могут сделать больше. Тейлор начал с объяснения токарям того, как можно получить больше продукции  с меньшими затратами благодаря  его новым методам работы. Но он потерпел с неудачу, т.к они отказывались следовать его инструкциям. Он решился  на более крупные изменения норм труда и оплаты: теперь они должны были работать лучше за ту же цену. Люди ответили порчей и остановкой машин. На что Тейлор ответил системой штрафов (доходы от штрафов шли в пользу рабочих). Тейлор не выиграл в битве  со станочниками, но извлек из борьбы полезный урок. Он больше никогда не будет  использовать систему штрафов и  позже создаст строгие правила  против урезания зарплаты. Тейлор пришел к выводу о том, что для предотвращения таких неприятных стычек между рабочими и управленцами следовало создать новую промышленную схему.

 

Он полагал, что сможет преодолеть отлынивание тщательным исследованием работы в целях  установления точных норм выработки. Проблема состояла в нахождении полных и справедливых норм для каждого задания. Тейлор решил установить научно, что люди должны делать с оборудованием и  материалами. Для этого он начал  использовать методы научного поиска данных путем эмпирических исследований. Тейлор, вероятно, и не задумывался  о создании некой общей теории, применимой к другим профессиям и  отраслям, он просто исходил из необходимости  преодолеть вражду и антагонизм рабочих.

Информация о работе Вклад Тейлора в менеджмент