Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 22:44, курсовая работа
Одна из наиболее актуальных проблем российской экономики – повышение конкурентоспособности промышленности за счет ее технологического переоснащения и подъема наукоемких отраслей производства, создающих высокую добавленную стоимость.
На данный момент, наибольшее значение имеет создание правовой основы для венчурного инвестирования пенсионными фондами и страховыми компаниями. Опыт таких стран, как США, Финляндия и Ирландия, показывает, что изменения в законодательстве, разрешающие пенсионным фондам инвестировать в венчурный капитал, позволили за несколько лет существенно увеличить предложение венчурного капитала.
Необходимо также реформирование бухгалтерской системы и системы налогообложения предприятий. Система налогообложения компаний в России еще довольно молода, но по-прежнему основывается на многих процедурах советского периода, не отвечающих требованиям рыночной экономики. Налогообложение должно стимулировать компании получать прибыль и, что особенно важно, показывать прибыль, являющуюся для инвесторов основным показателем результативности их работы. Что же касается бухгалтерской системы, то она в России в большинстве случаев устарела, слишком забюрократизирована, не отвечает потребностям динамичной деловой жизни, ориентирована лишь на фискальные цели, а не на помощь менеджменту компании - ведение такого бухгалтерского учета создает дополнительные сложности. Отчеты, основанные на российской системе учета, не очень полезны для инвесторов или владельцев предприятия. Бухгалтерский отчет включает в себя некоторые нормативы или стандартные цены, которые совершенно не отражают реальные затраты. Возможность отражать реальные деловые затраты очень ограничена.
Очень актуальна также поддержка государством экспертизы инновационных проектов и развития консультационных услуг для малых предприятий научно-технической сферы, развитие информационной среды, позволяющей малым инновационным фирмам и инвесторам находить друг друга. Это могло бы увеличить число проектов, соответствующих требованиям, общепринятым в среде венчурных капиталистов.
Также государство могло бы принять участие в организации и финансировании мероприятий по подготовке соответствующих кадров. Имеется в виду содействие повышению образования в области венчурной деятельности путем обучения специалистов в соответствующих бизнес - школах, а также университетах. Так как на сегодняшний день в стране наблюдается дефицит профессионалов в данной сфере экономических отношений, то данная мера позволила бы увеличить грамотность при выборе инвестиционных проектов, подлежащих финансированию.
В настоящее время в России также реализуется несколько проектов, инициируют и финансируют которые, помимо государства, зарубежные благотворительные фонды, поддерживающие развитие предпринимательства в России.
Таким образом, создание венчурных сетей на основе эффективного партнерства малых, крупных предприятий, финансовых институтов и государства – важная задача развития экономики нашей страны. Федеральное правительство и региональные административные органы в России могут и должны предпринять решительные шаги по поддержке малого предпринимательства, которые являются движущей силой в экономическом развитии страны, создавая благоприятную инфраструктуру на ранних стадиях развития новых технологий, продуктов, услуг.
4.3. Текущее состояние венчурного капитала РФ
В последние
годы российская экономика становится
все привлекательнее для фондов
прямых и венчурных инвестиций. Приоритетные
направления государственной
Период 2005–2006 годов явился этапом существенной активизации усилий Правительства Российской Федерации по развитию института венчурных инвестиций в стране на основе механизмов частно-государственного партнерства.
Основными событиями на российском инвестиционном рынке в последний период являлись:
Кроме того, в последние годы Министерством экономического развития и торговли РФ (МЭРТ) проводилась работа по определению наиболее оптимальной для деятельности фондов правовой формы. При этом была выбрана представлявшаяся единственно приемлемой в то время форма "Закрытого паевого инвестиционного фонда" (ЗПИФ), основным недостатком которой была невозможность использования формы "сommitment" (обязательства инвестора предоставлять средства в будущем под конкретные проекты) – формирование фонда из финансовых обязательств инвесторов и перечисление денег в фонд по мере одобрения проектов для инвестирования, а не путем непосредственного перечисления денег в фонд заранее, при его создании. Отсутствие этой формы значительно увеличивает риски инвесторов и отвлекает управляющую компанию на решение задачи управления активами. Кроме того, форма ЗПИФ требует существенных финансовых затрат на постоянную оценку портфеля, что при незначительном объеме фонда существенно увеличивает операционные затраты и снижает объем средств для инвестирования. В настоящее время в законодательство введены положения, позволяющие использовать форму commitment.
Для региональных
венчурных фондов, создаваемых с
участием государства, впервые было
применено ограничение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рисковый бизнес отнюдь не случайно получил свое название. Его отличает неустойчивость, ненадежность положения. «Смертность» рисковых организаций очень высока. Из 250 рисковых фирм, основанных в США еще в 60-х годах, «выжили» лишь около трети, 32% были поглощены крупными корпорациями, 37% обанкротились. И лишь единицы превратились в крупных продуцентов высоких технологий, подобно “Xerox”, “Intel”, “Apple Computer”. Однако отдача оставшихся «живых» фирм настолько велика, как с точки зрения прибыли, так и сточки зрения совершенствования производства, что делает такую практику целесообразной. Значимость рисковых предприятий и том, что они стимулируют конкуренцию, подталкивает крупные фирмы к инновационной деятельности. Так, специалисты считают, что гораздо больший вклад “Apple Computer”( возникшего как рисковое предприятие) в экономику США состоял не в создании и производстве персонального компьютера, а в том, что это предприятие побудило электронного гиганта “IBM” к поискам новых технологий и совершенствованию своей организационной структуры, способствовавших повышению конкурентоспособности его продукции.
Во всем мире много лет успешно работает механизм, позволяющий эффективно инвестировать в инновационные проекты при минимальных рисках. Потому что риски не ложатся тяжелым грузом на плечи одного конкретного инвестора или кредитора, а равномерно распределяются среди большого количества инвесторов. Механизм этот называется венчурное инвестирование.
Обычно вложение венчурного капитала осуществляется путем приобретения части акций предприятия – клиента или предоставлением ему ссуд. Венчурный капиталист сотрудничает с компанией до тех пор, пока она не станет привлекательной для потенциальных покупателей. Затем, он либо продаёт акции на фондовом рынке, либо осуществляет прямую продажу компании или ее части тому покупателю, который готов ее приобрести по цене, обеспечивающей инвестору запланированный им объем прибыли. При данном виде инвестирования огромную роль играет фактор времени, также большое значение следует придавать личным качествам венчурного инвестора – именно эти факторы определяет объемы прибыли от финансируемого объекта.
Несмотря на возникновение
Недостаточность информации не позволяет дать исчерпывающую и полностью объективную характеристику функционирования венчурных фондов в нашей и индустрии рискового капитала в целом. В связи с чем, вероятно, не все участники этого бизнеса попали в поле зрения при написании данной работы. Несмотря на это, с определённой долей уверенности можно заключить, что в российской инвестиционной сфере венчурное финансирование демонстрирует инновационный подход и, несмотря на сегодняшний малый объем, играет важную роль для развития перспективных секторов "новой экономики".
В заключение подчеркну следующую мысль: главное - это не предоставление льгот венчурным или другим инвесторам, а улучшение условий функционирования бизнеса вообще
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.// Российская газета. – 25.12.1993. - №237.
2. Федеральный
закон от 25 февраля 1999 года №39-ФЗ
«Об инвестиционной
Научная литература:
3. Аньшин В.М. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе. - М.: Эксмо, 2006.
4. Борисов Е.Ф., Петров А.А., Стерликов Ф.Ф. Экономика: Справочник. — М.: Финансы и статистика, 2007.
5. Васильев С. Как оживить венчурное инвестирование.// Россия сегодня. - 2004. - №6. - С.20–21.
6. Гулькин П.Г. Венчурные и прямые инвестиции в России: теория и десятилетие практики. – СПб.: Альпари СПб, 2005.
7. Иностранный капитал в России.// Инвестиции и Управление. - 2004. - №8. - С.22–23.
8. Каржаув А.Т., Фоломьев А.Н. Национальная система венчурного инвестирования. – М.: Экономика, 2008.
9. Киселева Т. От сырьевой экономики к инновационной.// Экономика России. - 2004. - №13. - C.15-17.
10. Нехамкин А. Н. Основные направления государственного регулирования научно-технического развития.// Финансы. - 2005. - №1. - С. 21–23.
11. Нехамкин А.Н. Финансирование НТП: Система инвестиционных фондов.// Финансы. - 2004. - №6. - С.22–24.
12. Никконен А. Венчуристы – люди риска?// Поиск. - 2004. - №5. - С.2.
13. Слеуваген Л. реформирование системы государственной помощи.// Вопросы экономики. - 2009. - №5. - С.27–28.
14. Смирнов
Б.М. Государственная