Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 22:44, курсовая работа
Одна из наиболее актуальных проблем российской экономики – повышение конкурентоспособности промышленности за счет ее технологического переоснащения и подъема наукоемких отраслей производства, создающих высокую добавленную стоимость.
На старте молодые инновационные компании не владеют необходимыми для построения бизнеса ресурсами и, не имея соответствующего обеспечения и гарантий возвратности средств, не в состоянии получить банковский кредит, коммерческий заём или разместить свои ценные бумаги на фондовом рынке. В мировой практике помощь предпринимателям на этом этапе оказывают посевные и стартовые фонды финансовой поддержки молодых технологических компаний. В 2003 году начинающим российским инновационным компаниям такая финансовая поддержка может быть оказана из средств федеральных и региональных бюджетов в рамках возможностей, имеющихся у министерств, ведомств, местных органов власти и государственных научно-технических фондов. Для этих целей потребуется частично переориентировать уже существующие государственные фонды НИОКР на оказание поддержки научно-технологическому бизнесу на ранней стадии его образования и развития. Предложения по внесению соответствующих изменений в нормативные документы указанных фондов могут быть подготовлены при выполнении поручения Правительства Российской Федерации от 20 июня 2002 г. № МК-П8-08934 по выполнению плана мероприятий по реализации в 2002-2003 годах «Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» в части повышения эффективности деятельности федеральных и региональных фондов научного, научно-технического и технологического развития в целях реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники и важнейших инновационных проектов.
На последующем этапе в регионах Российской Федерации необходимо создавать посевные и стартовые фонды, предоставляющие финансовую поддержку малым технологическим предприятиям на ранних стадиях развития. Источниками наполнения таких фондов могут стать средства, которые будут возвращаться государству при его выходе из ранее созданных венчурных фондов путем продажи, принадлежащих ему пакетов акций. Порядок формирования и функционирования таких фондов, особенно в части использования государственных ресурсов, необходимо утвердить постановлением правительства.
Практика создания первых отечественных венчурных фондов показала, что имеются определенные сложности при регистрации венчурных фондов в российской юрисдикции, что приводит к неоправданной задержке их открытия. Для устранения этих проблем необходимо разработать предложения по упрощению условий регистрации венчурных фондов и в случае необходимости внести изменения в соответствующие законодательные акты. Такую работу целесообразно завершить в 2003 году.
Кроме того, способствовать улучшению инвестиционного климата в России будет общая гармонизация и обеспечение стабильности законодательства, содействие процессам стандартизации и защиты интеллектуальной собственности, авторских прав и торговых марок, создание системы оказания помощи в защите этих прав инновационному предпринимательству.
2. Развитие венчурного предпринимательства в России
2.1.Организационные формы
В последние годы в рамках инновационного предпринимательства широко обсуждаются возможности венчурного бизнеса как одной из форм технологических нововведений. С позиций государства, развитие наукоемкого и венчурного бизнеса способствует ускорению научно-технического прогресса, что в свою очередь, является важнейшим фактором качественного подъема экономики и превращения страны в мощное индустриальное государство.
Для развития венчурного предпринимательства нужны три экономические составляющие:
1) свободный капитал;
2) среда, в которой функционирует бизнес и которая должна быть привлекательная для инвестиций;
3) приемлемая доходность самих инвестиций.
Что касается свободного капитала или источников инвестирования для венчурных предприятий, то к основным долгосрочным источникам, из которых формируется венчурный капитал, традиционно относятся: правительственные и международные организации, организации, специализирующиеся на инвестициях, пенсионные и страховые фонды и частные инвесторы. Вторая группа — коммерческие банки, рынок ценных бумаг и т.д. Третья группа — это зарубежные, чаще государственные деньги, как правило, направляемые на работу с крупным бизнесом или на реструктуризацию долгов.
По инициативе ЕБРР в 1994 г. в России стали создаваться первые венчурные фонды. Всего было организовано 10 региональных венчурных фондов, образовавших Российскую Ассоциацию Венчурного Инвестирования. Одновременно с ЕБРР Международная Финансовая Корпорация приняла участие в венчурных структурах. В настоящее время в России работает около 40 венчурных фондов, суммарные активы которых превышают 2 млрд долл.
При этом все
фонды, работающие в России, зарегистрированы
за рубежом и финансируются
В России существуют две организационные формы венчурных предприятий:
Инвесторы
имеют право на соответствующее
получение прибыли
Решение о создании внутреннего венчура принимается руководством предприятия и его деятельность контролирует непосредственно один из руководителей. При отборе идей, на базе которых может быть создан «рисковый» наукоемкий проект, обязательно учитываются два момента: во-первых, задачи этого проекта не должны совпадать с традиционной сферой интересов материнской компании, т. е. целью внутреннего венчура является изыскание новых инноваций. Во-вторых, при отборе идей, которые будут реализовываться в рамках внутренних венчуров, эксперты должны убедиться, что коммерческий потенциал нововведений, издержки на создание, производство и сбыт могут быть предсказаны с точностью от 50 до 75%.
Внутренним венчурам, как правило, предоставляется юридическая и бюджетная самостоятельность, а также право формировать персонал предприятия. Для большей самостоятельности они обычно располагаются в отдельном здании, однако материнская компания обеспечивает их научно-исследовательским, вычислительным и другим оборудованием, предоставляет необходимые услуги в области управления. Обычно при успешной деятельности внутренний венчур превращается в одно из производственных подразделений материнской компании, а его продукция реализуется по сложившимся в компании каналам сбыта.
Многие компании организуют одновременно несколько внутренних венчуров (примером может служить корпорация IBM, которая в 1983 г. имела 15 «рисковых» проектов). По ним разрабатывалась и выпускалась на рынок такая продукция, как телекоммуникационное оборудование, новые виды дисплеев и персональные компьютеры, создание и выпуск которых — наиболее успешный проект внутренних венчуров IBM. Через год после начала практической реализации этого проекта продукция была направлена на рынок, а еще через два года объем ее продаж составил 2,5 млрд. долл. К этому моменту внутренний венчур превратился в крупнейшее производственное подразделение корпорации.
Наибольшее
распространение венчурное
Организационная структура типичного западного венчурного института выглядит следующим образом. Он может быть образован либо как самостоятельная компания, либо существовать в качестве незарегистрированного образования как ограниченное партнерство (нечто вроде «полного» или «коммандитного» товарищества, используя российскую юридическую терминологию).
В некоторых странах под термином «фонд» (fund) понимают скорее ассоциацию партнеров, а не компанию, как таковую. Директора и управленческий персонал фонда могут быть наняты как самим фондом, так и отдельной «управляющей компанией» (management company) или управляющим (fund manager), оказывающим свои услуги фонду.
Управляющая компания, как правило, имеет право на ежегодную компенсацию (management charge), обычно составляющую до 2,5% от первоначальных обязательств инвесторов (investor's initial commitments). Кроме того, управляющая компания или частные лица, сотрудники управленческого штата, равно как и генеральный партнер (general partner) могут рассчитывать на так называемый «carried interest» - процент от прибыли фонда, обычно достигающий 20%.
Чаще всего этот процент не выплачивается до тех пор, пока инвесторам не будут полностью возмещены суммы их инвестиций в фонд, и, кроме того, заранее оговоренный возврат на их инвестиции (hurdle).
В случае создания ограниченного партнерства (limited partnership) основатели фонда и инвесторы являются партнерами с ограниченной ответственностью (limited partners). Генеральный партнер в этом случае отвечает за управление фондом или осуществляет функции контроля за работой управляющего.
Ограниченное партнерство свободно от налогообложения (tax transparent). Это означает, что оно не является объектом налогообложения, а его участники должны платить все те же налоги, какие они заплатили бы, если бы принадлежащий им доход или прибыль поступали непосредственно от тех компаний, куда они самостоятельно вкладывали свои средства.
2.2. Создание венчурных предприятий
Венчурные предприятия являются временными организационными структурами, создаваемыми для решения конкретных проблем. Данные организации характеризуются высокой активностью, которая объясняется прямой личной заинтересованностью работников фирмы и партнеров по венчурному бизнесу в успешной коммерческой реализации разработанных идей, технологий, изобретений с минимальными затратами.