Венчурные предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 22:44, курсовая работа

Краткое описание

Одна из наиболее актуальных проблем российской экономики – повышение конкурентоспособности промышленности за счет ее технологического переоснащения и подъема наукоемких отраслей производства, создающих высокую добавленную стоимость.

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 82.30 Кб (Скачать)

В России таких  требований только два:

    • занятость (максимум от 30 до 100 чел. в зависимости от направления деятельности, включая совместителей),
    • структура акционерного капитала ( более 25 % совокупного акционерного капитала не должно принадлежать крупному предприятию).

Имеющиеся ограничения  по числу сотрудников в определении  малых предприятий заставляют руководителей компаний либо усложнять структуру предприятия, деля его на несколько компаний, либо извращать официальную отчетность. И то, и другое не способствует получению инвестиций. Второе требование приводит к тому, что малые предприятия после получения инвестиций моментально не могут рассматриваться как малые.

Излишнее  бюрократическое давление ощущает  на себе весь российский бизнес. Однако, если Газпром или Лукойл его выдерживают, то малое предприятие просто погибает под напором 32 организаций, которые на основании своих внутриведомственных инструкций могут закрыть любое МП. Если предприятие проверяется одним из контролирующих органов раз в три года, то с учетом числа проверяющих это означает, что фирму проверяют ежемесячно. Частые проверки не столько улучшают положение вещей, сколько являются дополнительным источником дохода для бюрократии разных уровней и ведомств.

Зарегистрировать  предприятие тоже проблема, особенно, если в нем есть иностранные инвестиции. В странах ЕС это занимает дни, в России - месяцы.

При этом срок регистрации зависит не от российского  законодательства, а только от произвола чиновников (в основном на местах). Налогообложение - ключевой вопрос регулирования предпринимательской активности общества государством. В конце 20-х годов Советское правительство побороло НЭП очень просто и почти одними экономическими методами - налоги были увеличены до 34 % дохода. Зарубежный опыт показывает, что налог, составляющий 40 % дохода компании, тормозит развитие бизнеса. Также общеизвестно, что налоговые ставки в 50 % и выше приводят к "эффекту Лаффера" - резкому сокращению налоговых поступлений в бюджет. Поэтому налоговых ставок, превышающих 30 %, нигде в мире нет. У нас законопослушные предприниматели платят более 60 %.

Еще один аспект негативного вмешательства государства  в дела компаний - это ряд положений Постановления Правительства РФ от 5.08.92 №552 "Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении". Три основополагающих вида затрат компании, которые в итоге приводят к улучшению продукции и способствуют широкому внедрению на рынке: НИОКР, закупка нового оборудования, расходы по продвижению товара на рынок - не могут быть отнесены на себестоимость продукции.

Более того, до сих пор действует положение "О единых нормах амортизационных  отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР" от 22.10.90, в соответствии с которым персональный компьютер, например, может быть полностью самортизирован за 8 (!) лет.

Венчурные инвесторы  преимущественно инвестируют в  молодые быстрорастущие малые и  средние компании. При этом каждое инвестирование сопряжено с получением разрешения от Антимонопольного комитета, что вызывает недоумение, т. к. приобретение акций компании даже с оборотом 10 -15 млн долларов США никоим образом не ограничивает конкуренцию в отрасли и не может создать предпосылки для монополизации какого-либо сегмента российской экономики.

С другой стороны, Министерство антимонопольной политики и поддержки предпринимательства  вопиюще халатно относится к  серьезнейшим нарушениям равных условий конкуренции - основного правила развития рынка. Прежде всего, это невыполнение закона о банкротстве - вместо закрытия неэффективно действующих предприятий и оказания содействия молодым и работоспособным структурам, крупным «советским» предприятиям постоянно оказывается помощь - скрытая в виде налоговых послаблений и снижения цен на энергоносители или явная в виде финансовых вливаний. Это приводит к тому, что потенциально эффективные производства, которые исправно пополняют бюджет и за все платят по рыночным ценам, не только не могут развиваться, но иногда погибают, т. к. они не в состоянии конкурировать с предприятиями, которые не платят налоги, имеют ценовые льготы и значительно устойчивее к бюрократическому прессу.

Другая  сторона этой проблемы - государственные заказы, доступ к которым фактически закрыт для МСП. Тендеры по госзаказам проводятся недобросовестно: либо информация о них недоступна, либо результаты тендера заранее предопределены.

Отсутствие  равных условий конкуренции - еще один внешний тормоз для развития венчурной индустрии в России. Более того, Россия могла бы увеличить производительность труда более, чем в 3 раза только за счет устранения неравных условий конкуренции.

Итак очевидна необходимость изменения формального определения малого предприятия в РФ. Государственные органы должны оказывать поддержку не только и не столько микрокомпаниям, сколько тем предприятиям, которые продемонстрировали потенциал роста, могут обеспечить дополнительную занятость, внедрение результатов НИОКР и увеличить налоговые поступления в бюджет.

Меры государственной  поддержки должны содержать действия, направленные на:

  1. ограничение бюрократического вмешательства в работу компаний (в т.ч. и в учетную политику);
  2. снижение налогового бремени;
  3. фискальная политика должна быть ориентирована на стимулирование и развитие бизнеса;
  4. предоставление равных прав с крупными предприятиями в борьбе за государственные заказы (в т.ч. и в области НИОКР);
  5. принципиальное ограничение государственных дотаций предприятиям, которые не в состоянии приспособиться к требованиям рыночных условий.

Наконец, о  проблеме ликвидности инвестиций. Любое  дело должно иметь начало, продолжение  и быть завершено. Для венчурной  индустрии завершение дела - это реализация инвестиции, т.е. продажа акций, принадлежащих фонду, последующему инвестору.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Общая  характеристика венчурного капитала

3.1.История возникновения  венчурного капитала

        В начале третьего тысячелетия всем, даже самым догматичным сторонникам «особого пути», ясно, что интеграция российской экономики в мировое экономическое пространство стала необратимой. Чтобы обеспечить себе равные условия пребывания в мировом экономическом пространстве, недостаточно адекватного законодательства и членства в ВТО. Российские компании обязаны соответствовать уровню среды обитания, в которой придется развивать партнерские отношения. Без внушительных капитальных вложений задача практически неразрешима. Любая попытка прорыва на рынок с высокотехнологичной продукцией, сталкивается с недостатком ресурсов. Далеко не всем под силу самое простое перевооружение производства. Низкая ликвидность компаний ограничивает доступ к банковскому кредитованию, варианты с лизингом разрешают лишь часть проблем, рынка свободного капитала практически не существует. Вторичный фондовый рынок, едва зародившись, погрузился в длительную стагнацию.

        В 50-х годах прошлого столетия в Европе и Соединенных Штатах ситуация была сходной. Инвесторы чрезвычайно холодно относились к новаторам, пытавшимся дать рынку продукты, ставившие общество на более высокие ступени в технологическом развитии и уровне потребления. Американцы первыми, с присущими им предприимчивостью и изворотливостью, нашли способ выхода из создавшегося положения. Они пошли на риск, и в результате родился совершенно новый вариант финансирования стартующих и быстрорастущих компаний. Такой вариант инвестирования бизнеса как нельзя лучше, при соблюдении ряда условий, подошел бы для современной российской экономики.

        Все началось в Калифорнии в Силиконовой долине в 1957 году. Некто Юджин Клейнер, инженер компании Shokley Semiconductor Laboratories (SSL), обратился к Артуру Року, сотруднику нью-йоркской инвестиционной банковской фирмы1. Клейнер и его коллеги искали финансовую структуру, которая проявила бы интерес к идее производства нового кремниевого транзистора. Глава SSL, Вильям Шокли, только что удостоенный Нобелевской премии за изобретение того самого полупроводникового прибора, не ладил со своими подчиненными и отказался от совместной работы. После детального изучения ситуации Рок принял решение собрать 1,5 миллиона долларов для финансирования проекта. Он обратился к 35 корпоративным инвесторам, но никто из них не рискнул принять участие в финансировании предлагаемой сделки. Никогда ранее не случалось создавать специальную фирму под абсолютно новую идею, да еще и финансировать теоретический проект. Как это часто бывает, случай свел Рока с Шерманом Фэрчайлдом. Шерман сам был изобретателем и к тому времени имел опыт создания новых технологичных компаний. Именно он предоставил необходимую сумму. Так была основана Fairchild Semiconductors — прародитель всех полупроводниковых компаний Силиконовой долины. Этот день принес миру новое понятие — венчурный капитал, от английского слова "venture" — "рискованное предприятие или начинание". Автором термина стал все тот же вездесущий Артур Рок, а его имя синонимом успеха. После этого у Рока были еще Intel и Apple Computer.

Информация о работе Венчурные предприятия