Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:13, курсовая работа
В настоящее время в нашей стране происходит активное становление рыночной экономики. Для многих людей очевидны как преимущества данного типа экономики, так и его недостатки.
Введение 2
1. Содержание и задачи работы с трудовыми ресурсами 3
1.1. Характеристика трудовых ресурсов. 3
1.2. Планирование потребности в трудовых ресурсах. 5
1.3. Набор кадров. 7
1.4. Отбор кадров. 9
1.5. Определение заработной платы и льгот. 12
1.6. Профессиональная ориентация и адаптация в коллективе. 14
1.7. Обучение кадров. 15
1.8. Оценка результатов трудовой деятельности. 16
2. Практическая часть 20
2.1. История создания и развития ОАО «ВолгаТелеком». 20
2.2. Описание компании ОАО «ВолгаТелеком». 23
2.3. Характеристика технико-экономической деятельности. 25
2.4. Обеспечение предприятия трудовыми ресурсами. 34
2.5. Совершенствование управления трудовыми ресурсами. 35
Заключение 40
Оглавление
Введение 2
1. Содержание и задачи работы с трудовыми ресурсами 3
1.1. Характеристика трудовых ресурсов. 3
1.2. Планирование потребности в трудовых ресурсах. 5
1.3. Набор кадров. 7
1.4. Отбор кадров. 9
1.5. Определение заработной платы и льгот. 12
1.6. Профессиональная ориентация и адаптация в коллективе. 14
1.7. Обучение кадров. 15
1.8. Оценка результатов трудовой деятельности. 16
2. Практическая часть 20
2.1. История создания и развития ОАО «ВолгаТелеком». 20
2.2. Описание компании ОАО «ВолгаТелеком». 23
2.3. Характеристика технико-экономической деятельности. 25
2.4. Обеспечение предприятия трудовыми ресурсами. 34
2.5. Совершенствование управления трудовыми ресурсами. 35
Заключение 40
В настоящее время в нашей стране происходит активное становление рыночной экономики. Для многих людей очевидны как преимущества данного типа экономики, так и его недостатки. Одним из наиболее очевидных недостатков рыночной экономики является, несомненно, то, что рынок, даже в условиях политической демократии, не обеспечивает ни социальной справедливости, ни социальной защиты для большинства граждан. Как показывает российский опыт, при переходе к рынку в первую очередь в жертву приносится именно социальная политика государства.
Поэтому в современных условиях задача менеджера состоит в том, чтобы обеспечить основные права граждан и своими действиями не подрывать их. Это тем более важно, поскольку трудовые ресурсы, представленные работниками, являются необходимым условием для процветания организации. Правильный подбор работников, умение мотивировать их и подобрать им работу, с которой они будут хорошо справляться, - необходимое условие для избежания «текучки» кадров, то есть быстрой смены работников, занимающих одну и ту же должность, что для организации может иметь роковые последствия.
Кадры или трудовые ресурсы
предприятия - это совокупность работников
различных профессионально-
Трудовые ресурсы (кадры) предприятия являются главным ресурсом каждого предприятия, от качества и эффективности использования которого во многом зависят результаты деятельности предприятия и его конкурентоспособности. Трудовые ресурсы приводят в движение материально-вещественные элементы производства. Создают продукт, стоимость и прибавочный продукт в форме прибыли.
Отличие трудовых ресурсов
от других видов ресурсов предприятия
заключается в том, что каждый
наемный работник может отказаться
от предложенных ему условий и
потребовать изменения условий
труда и модификации
Кадровый состав или персонал предприятия и его изменения имеют определенные количественные, качественные и структурные характеристики, которые могут быть с меньшей или большей степенью достоверности измерены и отражены следующими абсолютными и относительными показателями:
Управление трудовыми ресурсами включает в себя следующие этапы:
1. Планирование ресурсов: разработка плана удовлетворения будущих потребностей в людских ресурсах.
2. Набор персонала: создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям.
3. Отбор: оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора.
4. Определение заработной платы и льгот: разработка структуры заработной платы и льгот в целях привлечения, найма и сохранения служащих.
5. Профориентация и адаптация: введение нанятых работников в организацию и ее подразделения, развитие у работников понимания того, что ожидает от него организация и какой труд в ней получает заслуженную оценку.
6. Обучение: разработка программ для обучения трудовым навыкам, требующимся для эффективного выполнения работы.
7. Оценка трудовой деятельности: разработка методик оценки трудовой деятельности и доведения ее до работника.
8. Повышение, понижение, перевод, увольнение: разработка методов перемещения работников на должности с большей или с меньшей ответственностью, развития их профессионального опыта путем перемещения на другие должности или участки работы, а также процедур прекращения договора найма.
9. Подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе: разработка программ, направленных на развитие способностей и повышение эффективности труда руководящих кадров.
При определении целей своей организации руководство должно также определить необходимые для их достижения ресурсы. Необходимость в деньгах, оборудовании и материалах является вполне очевидной. Редко кто из руководителей упустит эти моменты при планировании. Потребность в людях — тоже кажется вполне очевидной.
Планирование людских ресурсов по существу представляет собой применение процедур планирования для комплектации штатов и персонала. Для удобства можно считать, что процесс планирования включает в себя три этапа (рисунок 1):
1. Оценка наличных ресурсов.
2. Оценка будущих потребностей.
3. Разработка программы
удовлетворения будущих
Планирование трудовых ресурсов в действующей организации логично начать с оценки их наличия. Руководство должно определить, сколько человек занято выполнением каждой операции, требующейся для реализации конкретной цели. Например, в крупных рекламных агентствах в проведении и подготовке одной рекламной коммерческой передачи может быть задействовано более ста человек. Даже в столь простом деле, как обработка багажа на авиалинии, обычно задействовано много различных работников.
Рисунок 1 «Планирование трудовых ресурсов»
Планирование трудовых ресурсов | ||||
Оценка наличных трудовых ресурсов |
ðð |
Оценка будущих потребностей |
ðð |
Разработка программы по развитию трудовых ресурсов |
Следующим этапом планирования является прогнозирование численности персонала, необходимого для реализации краткосрочных и перспективных целей.
Определив свои будущие потребности, руководство должно разработать программу их удовлетворения. Потребности — это цель, программа — средство ее достижения. Программа должна включать конкретный график и мероприятия по привлечению, найму, подготовке и продвижению работников, требующихся для реализации целей организации
Для того чтобы нанять соответствующих работников, руководство должно в деталях знать, какие задачи они будут выполнять во время работы и каковы личные и общественные характеристики этих работ. Эти знания получают посредством анализа содержания работы, который является краеугольным камнем управления трудовыми ресурсами. Без него трудно реализовать все остальные функции управления. Всесторонняя оценка всех конторских, оперативных, технических и административных специальностей создает надежное основание для принятия будущих решений о найме, отборе, назначении зарплаты, оценке деятельности и повышении в должности.
Существует несколько методов анализа содержания работы. Один из них заключается в наблюдении за работником и формальном определении и регистрации всех выполняемых им задач и действий. Другой метод предусматривает сбор такой информации посредством собеседования с работником или его непосредственным начальником. Этот метод может оказаться менее точным из-за искажений, вносимых восприятием опрашиваемого или опрашивающего. Третий метод заключается в том, что работника просят заполнить вопросник или дать описание его работы и требований к ней. Информация, полученная при анализе содержания работы, является основой для большинства последующих мероприятий по планированию, набору рабочей силы и т.п. На ее основе создается должностная инструкция, которая представляет собой перечень основных обязанностей, требующихся знаний и навыков, а также прав работника. Она должна разрабатываться по всем должностям и специальностям организации, например, для секретаря, экспедитора, управляющего по рекламе.
Набор заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности, из которого организация отбирает наиболее подходящих для нее работников. Эта работа должна проводиться буквально по всем специальностям — конторским, производственным, техническим, административным. Необходимый объем работы по набору в значительной мере определяется разницей между наличной рабочей силой и будущей потребностью в ней. При этом учитываются такие факторы, как выход на пенсию, текучесть, увольнения в связи с истечением срока договора найма, расширение сферы деятельности организации.
Набор обычно ведут из внешних и внутренних источников.
К средствам внешнего набора относятся: публикация объявлений в газетах и профессиональных журналах, обращение к агентствам по трудоустройству и к фирмам, поставляющим руководящие кадры, направление заключивших контракт людей на специальные курсы при колледжах. Некоторые организации приглашают местное население подавать в отдел кадров заявления на возможные в будущем вакансии.
Большинство организаций предпочитают проводить набор в основном внутри своей организации. Продвижение по службе своих работников обходится дешевле. Кроме того, это повышает их заинтересованность, улучшает моральный климат и усиливает привязанность работников к фирме. Согласно теории ожиданий в отношении мотивации можно полагать, что если работники верят в существование зависимости их служебного роста от степени эффективности работы, то они будут заинтересованы в более производительном труде. Возможным недостатком подхода к решению проблемы исключительно за счет внутренних резервов является то, что в организацию не приходят новые люди со свежими взглядами, что может привести к застою.
Популярным методом набора за счет внутренних резервов является рассылка информации об открывающейся вакансии с приглашением квалифицированных работников. Некоторые организации практикуют уведомление всех своих служащих о любой открывающейся вакансии, что дает им возможность подать заявления до того как будут рассматриваться заявления людей со стороны. Великолепным методом является, и обращение к своим работникам с просьбой порекомендовать на работу своих друзей и знакомых.
Одна из основных проблем при наборе служащих связана с желанием нанимающего «выгоднее продать» свою компанию. Он может завысить положительные моменты или занизить трудности работы в компании. В результате у потенциального кандидата могут возникнуть необоснованные ожидания. Исследования показывают, что возникновение такого рода ожиданий при найме ведет к росту неудовлетворенности трудом и увеличению текучести кадров. Для решения этой проблемы некоторые из компаний, разработали программы под названием «Реалистичное знакомство с вашей будущей работой», которые дали возможность нанимающемуся увидеть и положительные, и отрицательные стороны. Внедрение таких программ позволило в значительной мере избежать разочарования и сократить текучесть кадров.
На этом этапе при управлении планированием кадров руководство отбирает наиболее подходящих кандидатов из резерва, созданного в ходе набора. В большинстве случаев выбирать следует человека, имеющего наилучшую квалификацию для выполнения фактической работы на занимаемой должности, а не кандидата, который представляется наиболее подходящим для продвижения по службе. Объективное решение о выборе, в зависимости от обстоятельств, может основываться на образовании кандидата, уровне его профессиональных навыков, опыте предшествующей работы, личных качествах. Если должность относится к разряду таких, где определяющим фактором являются технические знания (например, научный работник), то наиболее важное значение, видимо, будут иметь образование и предшествующая научная деятельность. Для руководящих должностей, особенно более высокого уровня, главное значение имеют навыки налаживания межрегиональных отношений, а также совместимость кандидата с вышестоящими начальниками и с его подчиненными. Эффективный отбор кадров представляет собой одну из форм предварительного контроля качества человеческих ресурсов.