Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 10:22, курсовая работа
Цель данной работы: изучить систему образования и предложить мероприятия по её совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• определить понятие и сущность управления системой образования;
• изучить органы власти, осуществляющие управление системой образования;
• изучить нормативно- правовую базу, на основе которой осуществляется управление системой образования;
• проанализировать систему образования в Красноярском крае;
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.Сущность и понятие управления системой образования
1.1 Понятие и сущность управления системой образования на региональном уровне……………………………………………………………….....................6
1.2 Государственные органы власти, осуществляющие управление
системой образования на уровне субъекта РФ и их полномочия………………………………………………………………….…..10
Глава 2.Анализ системы образования в Красноярском крае
2.1 Анализ системы образования в Красноярском крае……………....……..15
2.2 Анализ деятельности органов власти, осуществляющих управление системой образования в Красноярском крае…………………………………..21
2.3 Основные проблемы в управлении системой образования……………...23
Глава 3. Основные направления по совершенствованию управления системой образования на уровне субъекта РФ
3.1 Определение основных направлений и мероприятий по совершенствованию управления системой образования на примере Красноярского края…………………………………………………………………………...…...25
3.2 Разработка мероприятий по совершенствованию управления системой образования Красноярского края……………………………………….......…..28
3.3 Ожидаемые результаты от предложенных мероприятий…………..…….29
Заключение……………………………………………………………….………30
Список использованной литературы…………………………...………………32
В крае ведется активная государственная поддержка молодых ученых, экспериментаторов, деятелей культуры в целях стимулирования и повышения престижа новаторства:
в соответствии с Законом Красноярского края от 06.07.2006 № 19-5051 «О краевых именных стипендиях для студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, расположенных на территории Красноярского края», ежегодно выплачиваются именные стипендии, которые носят имена выдающихся людей Красноярского края, учрежденные в целях поощрения и социальной поддержки студентов;
в соответствии с Законом Красноярского края от 03.12.2004 № 12-2674 «Об образовании» учреждены государственные премии Красноярского края для поощрения молодых работников образовательных учреждений профессионального образования, добившихся высоких результатов в педагогической деятельности и научных разработках, направленных на социально-экономическое развитие края.
Лидером модернизации системы образования в крае является ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», созданный в рамках реализации приоритетного Национального проекта «Образование» распоряжением Правительства РФ № 1518-р от 4 ноября 2006 года.
ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» готовит высококвалифицированные кадры, способные к практической деятельности, создает инновационные технологии и содействует росту социально-экономического потенциала регионов, расположенных в сложных географических и климатических условиях, богатых природными ресурсами.
Красноярский край является полноправным партнёром строительства, развития и продвижения ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» на лидирующие позиции как в России, так и в мировом университетском сообществе.
Вопросы профессионального высшего образования и науки курирует отдел по взаимодействию с высшими учебными заведениями и научными организациями министерства образования и науки Красноярского края.
В 2012 году в основной период сдавали ЕГЭ 18 7542 выпускника общеобразовательных учреждений, 856 выпускников НПО, СПО (в 2011 году в ЕГЭ в основной период приняли участие 11 666 выпускников общеобразовательных учреждений и 1168 выпускников НПО, СПО). Кроме того, принимали участие в ЕГЭ в основной период 108 человек, отмеченные в РБД как выпускники текущего года, чью принадлежность к какой-либо категории установить не удалось. Всего в основной период в Едином государственном экзамене принимали участие 19 718 выпускников образовательных учреждений Красноярского края. На диаграмме представлены доли выпускников 2012 года, окончивших образовательные учреждения разных типов и видов.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ 2012 ГОДА В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ ПО ТИПАМ И ВИДАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Гимназия 9,6%
Лицей 7,1%
Школа с углублённым изучением отдельных предметов 5,4%
Городская школа 37,9%
Сельская школа 28,2%
Кадетские корпуса, Мариинские гимназии, Школа космонавтики 2,2%
Вечерняя (сменная) школа 4,3%
Учреждения НПО и СПО 4,3%
Прочие категории 1,0%
.
В 2012 году большая часть выпускников (37,87%) завершили обучение в городских общеобразовательных школах. Сельские общеобразовательные школы окончили 28,24% .
СРЕДНИЕ БАЛЛЫ ЕГЭ ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ РАЗНЫХ ТИПОВ НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТОВ
Предмет |
Россия |
Красноярский край |
Красноярск |
Город |
Малый город |
ПГТ |
Село |
Русский язык |
61.5 |
62.12 |
64.54 |
64.42 |
61.73 |
60.79 |
56.64 |
Математика |
45.2 |
43.98 |
45.26 |
45.17 |
43.89 |
43.68 |
40.91 |
Физика |
47.3 |
47.53 |
49.15 |
47.31 |
46.73 |
47.73 |
45.55 |
Химия |
57.8 |
55.41 |
57.51 |
56.65 |
54.07 |
52.68 |
50.66 |
Информатика и ИКТ |
60.7 |
60.44 |
62.71 |
63.68 |
52.93 |
55.20 |
54.52 |
Биология |
54.3 |
50.61 |
53.28 |
53.29 |
51.32 |
49.21 |
46.96 |
История |
52.1 |
55.60 |
56.64 |
57.28 |
55.57 |
51.10 |
52.47 |
География |
56.1 |
54.71 |
55.41 |
56.96 |
53.14 |
51.65 |
54.22 |
Обществознание |
55.5 |
55.57 |
57.30 |
56.34 |
55.09 |
53.34 |
52.58 |
Литература |
57.7 |
58.19 |
59.14 |
58.48 |
59.17 |
58.68 |
53.52 |
Англ. Язык |
61.2 |
56.71 |
59.21 |
56.75 |
52.45 |
45.86 |
41.46 |
Немецкий язык |
58.0 |
56.70 |
59.25 |
58.67 |
50.00 |
48.00 |
51.00 |
Франц. язык |
67.1 |
70.22 |
67.33 |
74.50 |
79.00 |
Из этой таблицы мы понимаем, что средний бал в школах сельской местности на много ниже городской. Что приводит сложности в поступлении в высшее учебное заведение.
2.2 Анализ деятельности
органов власти, осуществляющих
управление системой
Для развития образования в Красноярском крае была разработана Ведомственная целевая программа «Развитие общего и профессионального образования Красноярского края на 2012–2014 годы»
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ
Цель и задачи
Общее и
профессиональное образование вносит
значимый вклад
в общественное благополучие, устойчивость
социальных отношений,
в качество кадрового, интеллектуального,
технологического капитала края.
Долговременными целевыми ориентирами красноярского образования являются: достижение высокого качества и современности образовательных услуг, стремление стать максимально открытой и предельно доступной системой, активно реагирующей на потребности рынка труда, семейные, общественные и государственные потребности, наращивание способности системы образования быть конкретно полезной в процессах социально-экономического, культурного и духовного развития краевого сообщества.
Цель Программы – обеспечение доступности качественного общего и профессионального образования всех жителей Красноярского края.
Для достижения поставленной цели необходимо решить 10 задач.
Расходные обязательства и формирование доходов
Объем расходных обязательств краевого бюджета, формирующихся через министерство, составляет в 2012 году – 28 115,8 млн руб., в том числе краевой бюджет – 28 088,8 млн руб., федеральный бюджет – 27,0 млн руб., средств муниципальных бюджетов в программе нет,
в 2013 году – 27 217,2 млн руб., в том числе краевой бюджет – 27 187,8 млн руб., федеральный бюджет – 29,4 млн руб., средств муниципальных бюджетов в программе нет, в 2014 году – 27 763,7 млн руб., в том числе краевой бюджет – 27 733,4 млн руб., федеральный бюджет – 30,3 млн руб., средств муниципальных бюджетов в программе нет. Расходные обязательства, формирование доходов представлены в приложении № 1 к Программе.
2.3 Основные проблемы в системе образования
На основе проведенного анализа системы образования и анализа деятельности органов государственной власти по управлению системой образования можно выделить ряд проблем, характерных для современной системы образования.
1. Недостача мест общественного дошкольного образования. Всего 56,2% от общего числа детей в возрасте от 1 года до 7 лет посещают детские сады. В связи с урбанизацией населения, количество городских детских садов стало не хватать для прибывшего потока детей.
2. Неэффективная и недостаточная связь Государственного управления образования с общеобразовательными учреждениями из-за слабого оснащение учреждений образования современной компьютерной и коммуникационной техникой, особенно в сельской местности (недостаточная телефонизация, нет факсов), отсутствие сервисных центров. Невысокий уровень профессионального развития кадров системы образования в области информационных и коммуникационных технологий. Не смотря на то, что в рамках приоритетного национального проекта «Образование» все школы были оснащены компьютерами и средствами доступа к глобальной сети Интернет, нельзя утверждать о том, что налажена эффективная связь. Компьютерная техника нуждается в периодическом сервисно-техническом обслуживании, а так как в сельской местности сервисные центры отсутствуют, сервисное обслуживание не производится. Таким образом, в случае непредвиденного отказа в работе ПК, образовательное учреждение может остаться на длительное время без средств связи.
3. Большая текучесть кадров, недостаточная обеспеченность педагогическим составом и в среднем недостаточный уровень квалификации педагогического состава.
Глава 3. Основные направления по совершенствованию управления системой образования на уровне субъекта РФ.
3.1 Определение
основных направлений и
по совершенствованию управления системой образования на примере Красноярского края.
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы реализуются проекты и мероприятия по модернизации региональных систем общего образования. Запланированные мероприятия будут способствовать развитию системы общего образования.
От реализации проекта ожидаются следующие результаты:
обеспечение эффективных условий обучения;
повышение заработной платы учителей;
развитие материально-технической базы школ;
решение проблем малокомплектных школ в сельской местности;
модернизация базовых школ и создание центров дистанционного образования;
подготовка, переподготовка и повышение квалификации учителей и руководителей школ.
Цель совершенствования системы образования состоит в приведении её в соответствие с приоритетами социального и экономического развития региона.
В соответствии с выделенными проблемами определим основные направления совершенствования системы образования:
• увеличение количества мест в дошкольных учреждениях, в том числе посредством увеличения количества детей, воспитывающихся дома;
• повышение эффективности связи между Управлением образования и общеобразовательными учреждениями;
• стимулирование труда педагога.
В рамках первого направления – увеличение количества мест в дошкольных учреждениях, в том числе посредством увеличения количества детей, воспитывающихся дома необходимо провести следующие мероприятия:
• осуществить строительство новых дошкольных учреждений;
• подготовить высококвалифицированных педагогов;
• увеличить социальное пособие на ребенка до достижения им семилетнего возраста;
• улучшить условия жизни ребенка в семье.
В рамках второго направления - повышение эффективности связи между Управлением образования и общеобразовательными учреждениями, необходимо провести следующие мероприятия:
• обеспечить учреждений дошкольного, начального, общего и дополнительного образования средствами информатизации, учебно-методическими комплектами, расходными материалами офисного назначения;
• создать центр сервисного обслуживания и ремонта средств информатизации учреждений в сельской местности;