Управление процессом адаптации человека в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 21:51, реферат

Краткое описание

В связи с глобализацией бизнеса многие организации предприняли попытку проанализировать факторы, которые лежат в основе их эффективного управления и конкурентоспособности вообще. Известно, что конкурентоспособность любой компании зависит от совокупности большого количества факторов, таких как правильной маркетинговой программы, доступности ресурсов, эффективного технологического процесса. Но многие бизнес-процессы в связи с открытостью экономики доступны для многих компаний и могут быть скопированы.

Оглавление

Введение
ГЛАВА1. Модель процесса адаптации как инструмент управления человеческими ресурсами организации
1.1Адаптация персонала как предмет социально-экономических исследований
1.2 Процесс адаптации персонала в организации
1.3 Факторы, влияющие на процесс адаптации
ГЛАВА 2.Управление процессом адаптации
2.1.Технология управления процессом адаптации
2.2 Влияние управления процессом адаптации на организационную среду
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реф осн мен.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

 

  
2.Информирование нового сотрудника

На  этом этапе ориентации происходит практическое знакомство работника  со своими обязанностями  и требованиями, предъявляемыми к нему со стороны  организации.

Непосредственный  руководитель объясняет работнику  его задачи и требования к его работе, информирует о системе оценки, применяемой к его работе, отвечает на вопросы и рассматривает пожелания нового работника.

Информационное  пособие включает в себя информацию об основах корпоративной культуры компании (ценностные ориентации, традиции, нормы и правила поведения и т.д.). Пособие может быть исполнено в формате электронного учебника или видеофильма. Информационное пособие может быть предложено новым сотрудникам для индивидуального ознакомления, или представлено как групповая обучающая программа по корпоративной культуре.   

  Целью обучения предполагается  принятие новых норм взаимоотношений  новым сотрудником, транслирование  ему корпоративных норм поведения,  помощь в приспособлении к  новому социуму. Программа обучения включает в себя социально-психологические аспекты адаптации (стресс-менеджмент, навыки управления временем, эффективные коммуникации, встречи с руководством). Обучение проводится в течение 2 рабочих недель со дня выхода нового сотрудника на работу.

3.Организация введения в должность  нового сотрудника

На  этом этапе работник осваивается со своим  новым статусом и  включается в профессиональные и межличностные  отношения в коллективе.

Нового  работника представляют сотрудникам  Компании путем публикации официального сообщения в корпоративной сети. В сообщении содержатся основные биографические данные о новом сотруднике, профессиональный путь и перечень вопросов, по которым с ним можно в дальнейшем контактировать.

Руководитель  подразделения лично представляет нового работника персоналу своего подразделения и предоставляет слово ему для проведения самопрезентации.

В течение 1 рабочей недели куратор проводит обучение нового работника на его  рабочем месте, проводит инструктаж по технологиям работы, информирует о текущих и перспективных планах подразделения, передает регламенты и основные документы по направлению деятельности нового сотрудника, информирует о системе документооборота и системе отчетности.

Куратор представляет нового работника партнерам и контрагентам по направлению его деятельности путем рассылки официальных сообщений от имени руководителя подразделения или руководителя компании, содержащих основную информацию о новом сотруднике и перечень вопросов, по которым в дальнейшем с ним можно контактировать.

В случае, когда новый работник занимает номенклатурную должность, куратор организует ряд  встреч с руководителями подразделений, сотрудничество с которыми обусловлено  профессиональной деятельностью нового сотрудника.

4.Организация работы нового сотрудника в должности

На  этом этапе происходит корректировка планов адаптации и оценка эффективности деятельности работника и его  взаимоотношений  в коллективе.

После окончания первой недели работы нового работника, руководитель подразделения обсуждает с новым сотрудником направления и основные задачи его профессиональной деятельности. По результатам беседы работник составляет план работы на 1 месяц. Куратор планирует необходимое обучение для работника (адаптационный курс, обучение на рабочем месте, самостоятельное обучение). Общий план работы и обучения согласовывается с руководителем подразделения).

5.Оценка качества проведения  введения в должность нового  сотрудника.

На  завершающем этапе  аттестации происходит преодоление производственных и межличностных  проблем работника, осуществляется его  переход к стабильной работе.   

  Наставник \куратор заполняет  карту контроля введения в  должность нового работника (проставляет  сроки, назначает ответственных,  ставит отметки о выполнении  каждого мероприятия), которую затем передает руководителю подразделения. Копии документов передаются в кадровую службу для контроля за правильностью введения нового сотрудника в должность и его адаптацией, для ведения статистики

6.Оценка результатов адаптации  
Управление адаптацией предполагает знание, как субъективных характеристик работника, так и воздействующих на адаптацию факторов производственной среды. Успешность адаптации зависит от характеристик производственной среды и самого человека. Чем сложнее новая окружающая среда, чем больше она отличается от привычной для работника среды, тем труднее проходит процесс адаптации.

Для оценки результатов психофизиологической стороны адаптации можно использовать сравнение производственных показателей  работника (выработка, энергозатраты) и сравнение показателей здоровья человека при выполнении им типичных производственных операций с зафиксированными в начале процесса адаптации показателями. Для оценки результатов профессиональной стороны адаптации используют сравнение профессиональных показателей работника со средними показателями, сложившимися в коллективе, такими, как средний процент выполнения производственных планов, уровень брака производимой продукции и пр. Для выяснения результатов социально-психологической стороны адаптации нужно исследовать уровень удовлетворенности работника новой производственной средой, характер взаимоотношения с коллегами, удовлетворенность работника новым статусом и новыми возможностями. Сравнение полученных результатов с запланированными, позволит корректировать ход процесса адаптации работника.    

  Успешное освоение профессиональных  знаний и навыков невозможно, если сотрудник не понимает  своей роли в организации, не  разделяет ее ценностей и установок,  не видит перспектив своей  работы и испытывает трудности в общении с другими членами коллектива. 

1.3 Факторы, влияющие  на процесс адаптации

Процесс адаптации включает в себя три равнозначных и взаимосвязанных  направления (т.е факторы, влияющие на процесс адаптации сотрудника в коллективе следующие):  
- организационная адаптация;  
- социально-психологическая адаптация;  
- профессиональная адаптация.   
Организационная адаптация основана на понимании и принятии новым сотрудником своего организационного статуса, структуры организации и существующих механизмов управления. Необходимо сделать новому сотруднику краткий экскурс в историю развития организации, рассказать о клиентах и партнерах, дать ознакомиться с положением об организационной структуре предприятия и положением об отделе, куда он выходит. Выдать на руки должностную инструкцию. Также необходимо познакомить его с непосредственным начальником (в случае, если это не было сделано в процессе отбора) и ознакомить его с процедурой эскалации проблем.  
Социально-психологическая адаптация сотрудника – это принятие новых норм взаимоотношений, поведения в данной организации, приспособление к новому социуму. Здесь необходимо познакомить нового сотрудника и обсудить с ним миссию компании, рассказать ему о традициях, существующих на предприятии, познакомить его с коллегами по подразделению и людьми из других подразделений, с кем он будет связан технологически (круг функциональных связей подразделения должен быть зафиксирован в соответствующих положениях). В случае наличия специфических условий осуществления деятельности (закрытость/удаленность подразделения) имеет смысл проведение социально-психологических тренингов, нацеленных на формирование определенных норм и стиля взаимоотношений.  
И, наконец, профессиональная адаптация – это постепенная доработка профессиональных навыков и навыков сотрудничества до определенного уровня, необходимого для исполнения новым сотрудником своих функциональных обязанностей на технологически необходимом уровне. Круг данных навыков должен быть очерчен в должностной инструкции, которую сотрудник получает на руки. Должны быть разработаны и доведены до его сведения критерии успешности прохождения испытательного срока, а также, по возможности, четко поставлены задачи.  
   Большое внимание стоит уделять организационной адаптации сотрудников, которые проходят процесс первичной адаптации, т.е. сотрудникам, для которых данное место работы является первым, особенно если это крупное предприятие с большой численностью персонала. Как правило, сотрудники, которые не имеют опыта работы, не имеют и опыта организационного поведения. Для них обычно является большой сложностью обратиться к коллегам из смежного подразделения по вопросу получения какой- либо информации, необходимой для работы, у них нет опыта работы со служебной документацией и т.п. Службе по работе с персоналом необходимо довести до новых сотрудников сведения о сложившейся корпоративной культуре организации, системе документооборота компании, служебных взаимоотношениях между работниками. Для каждой организации существует свой, сложившийся со временем стиль общения и служебных взаимоотношений между сотрудниками. Самый элементарный пример, который можно привести в данном случае: в некоторых фирмах обращение к работнику происходят по имени и отчеству, вне зависимости от должности и возраста, в других для обращения используется имя и фамилия, в третьих - имя. Если новый сотрудник не извещен об этом, то у него в самом начале работы, могут возникнуть проблемы в общении с коллегами.  

 Программа адаптации и введения в должность рассчитана на 1 месяц со дня начала исполнения новым работником его должностных обязанностей.    

 Для успешной организационной  и профессиональной адаптации  целесообразно создать и развивать институт наставничества в организации, чтобы новый сотрудник после выхода на работу не был «брошенным». Наставником (куратором), как правило, может выступить либо линейный руководитель, либо опытный сотрудник данного подразделения, положительно зарекомендовавший себя.  
Куратором нового сотрудника становится его непосредственный руководитель, либо сотрудник подразделения из числа наиболее опытных носителей корпоративной культуры.  
В задачи наставника входит:  
· помощь в адаптации нового сотрудника (информирование, создание необходимых условий для работы, планирование и организация встреч и представлений, необходимых для скорейшего введения нового сотрудника в должность и его эффективной деятельности);  
· планирование развития (планирование необходимого обучения для нового сотрудника на период адаптации, включая самообучение и обучение на рабочем месте);  
· сопровождение работы нового сотрудника на период срока адаптации (консультационная помощь новому сотруднику при выполнении им плана работы и обучения).

На наставника возлагается основная часть работы по профессиональной адаптации нового сотрудника, а также часть работы по организационной адаптации. Естественно, что сотрудники службы по работе с персоналом обязаны контролировать и корректировать работу наставника. Для наставников необходимо ввести дополнительные поощрения в случае успешной адаптации «подшефного» в коллективе. Для социально-психологической адаптации новых сотрудников службе по работе с персоналом необходимо проводить периодические мероприятия (опросы, тренинги), также необходима и тщательная супервизия отношений «новый сотрудник – наставник».  
В организационном плане имеет смысл выделить наставника и нового сотрудника в отдельный сектор внутри отдела. При этом наставник получает статус руководителя сектора со всеми полномочиями и подчинением начальнику отдела. Это освобождает начальника отдела от лишней нагрузки путем делегирования определенного круга полномочий наставнику, а наставник в свою очередь, получает достаточный инструментарий, для успешного осуществления своих функций.  
   Если в результате адаптационного процесса, организация в кратчайшие сроки получает высоко мотивированных сотрудников, работающих на стабильный результат, то процесс адаптации сотрудников в данной организации действительно эффективен. 

 

 

 

ГЛАВА 2.Управление процессом адаптации  

 Большую роль в адаптации  нового сотрудника играет управление  процессом адаптации.   
   На всех этапах адаптации возможно управленческое воздействие на ее ход. Контролируемый ход адаптации чаще всего приводит к прогрессивному результату, пущенная на самотек пассивная адаптация чревата регрессивным результатом.  
   Наиболее эффективной из всех способов адаптации является активная адаптация, которая представляет собой процесс приспособления индивида к изменяющейся среде с помощью соответствующего управляющего воздействия и использования организационных, технических, социально-психологических средств.  
   Управление адаптацией – это процесс активного воздействия на факторы, определяющие ее развитие и позволяющие снизить неблагоприятные последствия. Основная задача управления адаптацией персонала состоит в устранении причин и снижении негативных моментов, неизбежно возникающих при приспособлении работника к условиям новой внешней и внутренней среды. 

 
2.1.Технология  управления процессом  адаптации  

 Технология эффективного управления процессом адаптации предполагает составление соответствующего алгоритма, определение способов и методов воздействия на процесс адаптации, качественных и количественных показателей, позволяющих контролировать процесс адаптации нового работника.   

 К основным задачам, которые должен решать подобный алгоритм, относятся:

-сокращение неблагоприятных последствий  от деятельности неадаптированного  работника; 

-стабилизация коллектива, встревоженного  приходом носителя чужеродной культуры;

-координация деятельности всех  работников, задействованных в мероприятиях, способствующих адаптации нового  работника. 

Управление  процессом адаптации, как и управление чем-либо другим, включает в себя те же функции: планирование и организация, мотивация, контроль, оценка.  

-планирование,т.е план адаптации сотрудников позволяет выстроить все необходимые действия по каждому направлению в определенном порядке, определить формы их проведения, исполнителей и сроки. Это позволяет лучше организовать процесс адаптации, оптимально распределить время и ответственность.  
Пример плана адаптации сотрудников представлен в таблице 1.

Таблица 1 .Пример плана адаптации сотрудников

Мероприятия

Исполнитель

Форма

Сроки

Составление характеристики по результатам собеседования

Менеджер по персоналу

Письменная характеристика

До поступления  на работу

Оформление  документов (заявление, трудовая книжка, контракт)

Секретарь

Письменно

в течение 5 дней

Ознакомление  новичка с политикой компании (миссией, целями, внутрикорпоративной  культурой, традициями, условиями труда, формой оплаты и т.д.)

Непосредственный  руководитель

Беседа 

на предварительном  собеседовании

Объяснение  основных задач деятельности и непосредственных обязанностей

Непосредственный  руководитель

Беседа 

на предварительном  собеседовании

Подготовка  рабочего места 

Секретарь

 

1-ый день работы

Ритуал  вхождения:  
- Представление коллегам по работе  
- Помещение информации о сотруднике на стенд  
- Присутствие на совещании  
- Совместное чаепитие

Руководитель

на совещании

1-ая неделя работы

Назначение  наставника

Руководитель

Устно

на 1-ом совещании

Ознакомление  с видами отчетности (бланки, формы, порядок ведения); ответы на вопросы

Наставник

Пакет документов,  
Беседа

1-ая неделя работы

Правила работы с оргтехникой

Секретарь

Практическая демонстрация

1-ая неделя работы

Знакомство  с компьютерной базой данных

Секретарь

Практическая демонстрация

1-ая неделя работы

Введение  в рабочую группу, привлечение к участию в проектах

Непосредственный  руководитель

на совещании

по мере необходимости

Периодический контроль качества и эффективности  деятельности

Наставник

на совещании, личный контакт

по мере необходимости

Проведение  промежуточного собеседования по вопросам адаптации, выявление возникающих трудностей

Наставник

Личный контакт

через 1 - 1,5 мес

Проведение  предаттестационной беседы (планирование карьеры)

Непосредственный  руководитель, менеджер по персоналу

Личный контакт

через 0,5 года

Составление плана-отчета к аттестации

Новый сотрудник (с  помощью наставника)

Письменно

 

Проведение  аттестации

Руководство

Собеседование

через год


Информация о работе Управление процессом адаптации человека в организации