Управление персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 06:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы — разработка системы, взаимно увязывающей организационную структуру управления, функции звеньев оргструктуры и структуру численности исполнителей функций по управлению персоналом.

Оглавление

Оглавление
Введение 3
1. Организационная структура системы управления персоналом 6
2. Определение параметров численности организации и численности системы управления персоналом 11
3. Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом 13
4. Разработка состава и краткого содержания функций, выполняемых звеньями оргструктуры службы управления персоналом 15
5. Обеспечивающие подсистемы службы управления персоналом 25
6. Информационное обеспечение системы управления персоналом организации 27
7. Техническое обеспечение системы управления персоналом 29
8. Автоматизированные информационные системы управления персоналом 30
Выводы 33
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

Управление персоналом_106_2.docx

— 87.52 Кб (Скачать)
  1. штатные расписания служб и структурных подразделений;
  2. положения по оплате труда;
  3. графики работы подразделений организации;
  4. заявки на выпускников вузов, техникумов и других учебных заведений;
  5. заявки на обучение, составленные отделом обучения кадров с учетом предложений структурных подразделений организации; учебные программы по обучению кадров, графики проведения обучения;
  6. графики проверки знаний руководителей и специалистов, экзаменационные билеты для проверки знаний руководителей и специалистов;
  7. положение по оценке деятельности сотрудников;
  8. инструкции по технике безопасности, разработанные отделом охраны труда и техники безопасности;
  9. акты о расследовании несчастных случаев;
  10. сметы расходов отделов службы управления персоналом;
  11. должностные инструкции персонала кадровой службы;
  12. графики очередности отпусков работников кадровой службы.

Новые службы управления персоналом создаются, как  правило, на базе традиционных служб  — отдела кадров, отдела организации  труда и заработной платы, отдела охраны труда и техники безопасности и др. Задачи новых служб заключаются  в реализации кадровой политики и  координации, деятельности по управлению человеческими ресурсами в организации. В связи с этим они начинают расширять круг своих функций  и от чисто кадровых вопросов переходят  к разработке систем стимулирования трудовой деятельности, управлению профессиональным продвижением, предотвращению конфликтов, изучению рынка трудовых ресурсов и  др.

Безусловно, функциональная структура службы управления персоналом во многом определяется характером и  размерами организации, особенностями  выпускаемой продукции,

На ряде организаций  формируются функциональные структуры  управления персоналом, объединяющие под единым руководством заместителя  директора по управлению персоналом все подразделения, имеющие отношение  к работе с кадрами. На рис. 2.6 приведен состав функциональных подсистем системы  управления персоналом организации, объединяющих однородные функции, носителями которых являются различные подразделения по работе с кадрами. В зависимости от размеров организации состав подразделений будет меняться: в крупных организациях функции каждой подсистемы обычно выполняет отдельное подразделение, а в небольших и средних организациях функции всех подсистем, как правило, сосредоточены в одном подразделении — отделе управления персоналом. В табл. 1 приведен фрагмент схемы функциональных взаимосвязей отдела управления персоналом с другими подразделениями организации. [5,118]

В заключение остановимся на характеристике содержания функций менеджера по персоналу  кадровой службы организации.

Менеджер по персоналу должен обладать знаниями в области управления персоналом в организационном, управленческом, правовом, учетно-документационном, педагогическом, социально-бытовом, психологическом, социологическом аспектах, которые позволяют ему осуществлять весь цикл работ с персоналом: начиная с изучения рынка труда и найма на работу и заканчивая уходом на пенсию и увольнением. Он должен быть готов выполнять следующие функции:

  1. разрабатывать стратегию управления персоналом;
  2. разрабатывать кадровую политику и планировать кадровую работу;
  3. анализировать кадровый потенциал, прогнозировать и определять потребности в рабочих кадрах и специалистах, проводить маркетинг персонала;
  4. поддерживать деловые связи со службами занятости и организациями по рекрутингу персонала;
  5. комплектовать руководящими, рабочими кадрами и специалистами организацию с учетом перспектив ее развития;
  6. планировать, организовывать и контролировать подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих, специалистов и руководителей;
  7. оценивать профессиональные, деловые и личностные качества
  8. работников в целях рационального их использования;
  9. создавать условия для наиболее полного использования и планомерного роста работников, планировать карьеру и служебно-профессиональное продвижение персонала;
  10. участвовать в разработке организационной структуры, штатного расписания организации и предложений по подбору и расстановке специалистов;
  11. организовывать учет и движение персонала;
  12. изучать причины текучести персонала и разрабатывать меры по ее снижению;
  13. управлять занятостью персонала;
  14. оформлять прием, перевод и увольнение работников;
  15. заниматься мотивацией и стимулированием труда работников;
  16. участвовать в разработке и внедрении планов социального развития организации;
  17. работать по профориентации;
  18. формировать трудовой коллектив организации (групповые и межличностные взаимоотношения, морально-психологический климат, единство методов и умений в достижении конечной цели, личная и коллективная заинтересованность);
  19. организовывать трудовую адаптацию молодых специалистов с высшим и средним специальным образованием и новых работников, организовывать работу по их закреплению и использованию;
  20. оценивать работу персонала, формировать резерв, проводить аттестации;
  21. применять положения практической социологии при формировании и воспитании трудового коллектива, диагностировать социально-психологический климат;
  22. разрабатывать и применять современные методы управления персоналом;
  23. использовать новые информационные технологии управления персоналом;
  24. применять законы о труде, решать правовые вопросы в трудовых отношениях;
  25. управлять социальными и производственными конфликтами и стрессами;
  26. обеспечивать соблюдение требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда, организационной культуры; обеспечивать безопасные условия труда, экономическую и информационную безопасность; проводить работу с увольняющимися работниками.

 

 

Таблица 1

Фрагмент схемы функциональных взаимосвязей отдела управления персоналом с другими подразделениями организации

№ п/п

Наименование функций отдела управления персоналом

Функциональные подразделения и  должностные лица

Юридический отдел

Отдел безопасности

Канцелярия

Финансово-экономический отдел

Отдел социально-бытового обслуживания

Отдел управления персоналом

Лаборатория социологических исследований

Бухгалтерия

Второй отдел

Начальник отдела управления персоналом

Руководитель организации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1

Подбор и расстановка кадров

У

       

О

     

С

Р

2

Составление плана потребности в  персонале

П

П

П

П

П

О

П

П

П

Р

 

3

Оформление приема, перевода, увольнения работников

 

С

 

С

 

О

 

С

 

С

Р

4

Изучение причин текучести кадров

       

П

О

П

   

Р

 

5

Контроль за правильным использованием персонала

       

П

О

У

   

Р

 

6

Создание резерва кадров и его  обучение

         

О

     

Р

 

7

Ведение учета личных дел

         

О

 

С

 

Р

 

8

Оформление документации для награждений

У

   

С

У

О

   

П

С

Р

9

Работа по профессиональному продвижению  кадров

П

П

П

П

П

О

П

П

П

С

Р

10

Рассмотрение писем жалоб, заявлений

   

П

   

О

     

С

Р

11

Трудовая мотивация персонала

П

П

П

П

П

О

П

П

П

С

Р

12

Совершенствование стиля и методов  работы с персоналом

         

О

     

С

Р

13

Анализ профессионального, возрастного, образовательного состава персонала  и т.д.

П

П

П

П

П

О

П

П

П

Р

 

 

Условные обозначения:

О - отвечает за выполнение данной функции, организует ее выполнение, подготавливает и оформляет необходимые документы;

П - представляет исходные данные, информацию, необходимые для выполнения данной функции;

У - участвует в выполнении данной функции;

С - согласовывает подготовленный документ по функции;

Р - принимает решение, утверждает, подписывает документ.

 

5. Обеспечивающие подсистемы службы управления персоналом

Система управления персоналом базируется на четырех обеспечивающих подсистемах: информационная, социально-психологическая, финансовая и правовая подсистемы.[6,123]

Информационная  подсистема предназначена для сбора, систематизации и анализа информации, необходимой для принятия кадровых управленческих решений.

Приступая к  поиску информации, следует обратиться в организации, занимающиеся сбором и обобщением научно-технической  информации - библиотеки, осуществляющие справочно-библиографическое обслуживание, органы научно-технической информации. Источниками первичной информации могут служить: бюллетени сигнальной информации, включающие в себя библиографические описания литературы, выходящей по определенной отрасли знаний; аналитические обзоры - информационные издания, дающие представление о состоянии и тенденциях развития определенной области и т. д.

Часть информационной системы - делопроизводство - организация  работы с документами, обращающимися  в системе управления персоналом, процесс обработки и движения документов с момента их создания или получения до завершения исполнения или передачи. Этот процесс включает своевременную обработку поступающей и передаваемой документации; доведение документации до соответствующих работников организации; регистрация, учет и хранение документов; контроль за исполнением документов. Делопроизводственные процессы обычно регламентируются, основными стандартами являются ГОСТ 16487-83 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»; ГОСТ 6.38-90 «Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной информации. Требования к оформлению документов». В подсистеме управления персоналом ведутся следующие унифицированные системы документации: плановой (плановые задания по кадровым вопросам, заявки на молодых специалистов, плановые расчеты по численности персонала); первичной учетной (по учету труда и зарплаты); отчетно-статистической (по численности, балансу рабочего времени, высвобождению работников); социальной (по пенсиям, пособиям, льготам); организационно-распорядительной (акты, письма, докладные записки, анкеты, заявления, правила, постановления, решения, устав). Отдел кадров в обязательном порядке ведет следующие документы: личные дела работников организации; трудовые книжки, пенсионные дела. В настоящее время в связи с развитием современных технологий информационная подсистема реализуется на основе специализированного программного обеспечения и представляет собой сложную многоуровневую базу данных. [6,124]

Правовая  подсистема управления персоналом предназначена  для обеспечения соответствия действий кадровой системы требованиям и  условиям действующего законодательства. Основными законодательными актами, регулирующими трудовые отношения, являются: Гражданский кодекс РФ; Трудовой кодекс РФ; Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях»; Закон  РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)»; Закон  РФ «О пенсиях». Сфера локального регулирования  включает: приказы руководителя организации  по кадровым вопросам (по приему, увольнениям, переводам), положения о подразделениях, должностные инструкции, стандарты  организации. Задача службы управления персоналом состоит в экспертизе нормативных актов, разработанных  в организации на соответствие трудовому  законодательству; информирование подразделений  и служб о действующем законодательстве о труде; разъяснение и порядке применения действующем а трудового законодательства. Важнейшим организационным документом является коллективный договор, разрабатываемый при непосредственном участии подразделений службы управления персоналом. К документам организационно-методического и методического характера относятся те, которые регламентируют функции по управления персоналом: положение по формированию кадрового резерва; положение по организации адаптации работников; положение об оплате и стимулированию труда; должностная инструкция.[6,134]

Деятельность  службы по управлению персоналом определяется Положением о подразделении - документ, регламентирующий деятельность и включающий следующие разделы: общие положения (место в структуре предприятия; кому подчиняется; какими документами  руководствуется); задачи; функции; права; взаимоотношения с другими подразделениями; ответственность подразделения.

Финансовая  подсистема предназначена для изыскания  средств на решение задач кадрового  менеджмента, в том числе на найм, отбор и развитие персонала. На предприятии  существует два основных типа финансирования на базе себестоимости (заработная плата  основных работников; заработная плата  управленческого персонала (менеджер по персоналу); отчисления на социальное и медицинское страхование) и  на базе прибыли.

Социально-психологическая  подсистема предназначена для обеспечения  социально-психологической поддержки  функций управления (мотивация, адаптация, создание благоприятного психологического климата, формирование рабочих групп). Для этого предусматривается  проведение мероприятий: изучение потребностей персонала; диагностика психического состояния работников; изучение условий  труда; управление конфликтами; создание условий для отдыха и психологической  разгрузки.[6,144]

Информация о работе Управление персоналом