Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:06, курсовая работа
Курсовой проект выполнен на тему: Управление персоналом на предприятии. Пояснительная записка содержит 40 страниц печатного текста, 2 приложения, 1 таблицу, использовано 12 источников.
Цели курсового проекта – закрепление и углубление знаний в области управленческого труда и его специфики в организации, получение навыков профессионализма в решении сложных управленческих задач.
Объект наблюдения: ОАО «Лукойл».
Введение……………………………………………………………………….4
1. Теоретические аспекты процесса управления персоналом………….…6
1.1 Управление персоналом в современных условиях……………………6
1.2 Основные подходы к управлению персоналом…………………………8
1.3 Методы управления персоналом…………………………………….…11
2. Характеристика управления предприятием ОАО «ЛУКОЙЛ»……..16
2.1 Общая характеристика предприятия ОАО «ЛУКОЙЛ»…………...16
2.2 Миссия, цели, задачи, политика предприятия………………………18
2.3 Политика управления персоналом в ОАО «ЛУКОЙЛ»…………….20
2.4 Организационная структура управления на предприятии
ОАО«ЛУКОЙЛ»……………………………………………………………23
2.5 Оценка эффективности управления ОАО «ЛУКОЙЛ……………….26
3. Предложения по совершенствованию управления персоналом
ОАО«ЛУКОЙЛ»… ………………………………………………….……..29
3.1 Проблемы управления персоналом на предприятии
ОАО«ЛУКОЙЛ»……………………………………………………..……..29
3.2 Предложения по совершенствованию управления персоналом на предприятии ОАО «ЛУКОЙЛ»……………………………………..……..30
Заключение…………………………………………………………..………35
Библиографический список………………………………………………..37
Интересный подход к управлению человеческими ресурсами представляет собой теория человеческого капитала, разработанная двумя учеными, Т. Шульцем и Г. Беккером, получившими Нобелевские премии в области экономики соответственно в 1979 и 1992 гг. за разработку теории человеческого капитала.
«Человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации».
Накопление человеческого
капитала во многом зависит и от
самого человека, и от его работодателя.
Здесь имеют место понятия "инвестиции
в человеческий капитал", которые
многократно окупаются и
Политика управления персоналом во многом основывается на мотивации самих работников. Отношение к труду у сотрудников различных организаций формируется под влиянием жизненных целей и устремлений, возможности самовыражения и самоутверждения в своей трудовой деятельности. Поэтому основными факторами, побуждающими работников к активному труду, являются:
-признание профессиональных и деловых качеств работника;
-уважение окружающих, компетентность, самостоятельность в принятии решений;
-возможность профессионального и служебного роста, развитие работника как личности.
При технократическом подходе мотивация работника строится в основном на удовлетворении первичных потребностей, таких как материальная заинтересованность, уверенность в завтрашнем дне и чувство коллективизма.
В настоящее время трудно выбрать, какой подход более эффективен, это зависит от множества объективных и субъективных факторов и условий, в которых находится организация. Руководство каждой компании выбирает свой подход, на котором строится работа с кадрами.[4]
1.3 Методы управления персоналом
Методы управления персоналом - способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации. [7]
Наука и практика выработали три группы методов управления персоналом: административные, экономические и социально-психологические.
Административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории как «методы кнута». Экономические методы основываются на правильном использовании экономических законов и по способам воздействия известны как «методы пряника». Социально-психологические методы исходят из мотивации и морального воздействия на людей и известны как «методы убеждения».
Административные методы
ориентированы на такие мотивы поведения,
как осознанная необходимость дисциплины
труда, чувство долга, стремление человека
трудиться в определенной организации,
на культуру трудовой деятельности. Эти
методы отличает прямой характер воздействия:
любой регламентирующий и административный
акт подлежит обязательному исполнению.
Для административных методов характерно
их соответствие правовым нормам, действующим
на определенном уровне управления, а
также актам и распоряжениям
вышестоящих органов
Организационное воздействие
направлено на организацию процесса
производства и управления и включает
организационное
Организационное регламентирование
определяет то, чем должен заниматься
работник управления, и представлено
положениями о структурных
Организационно-методическое
инструктирование осуществляется в
форме различных инструкций и
указаний, действующих в организации.
В актах организационно-
Экономические методы - это элементы экономического механизма, с помощью которого обеспечивается прогрессивное развитие организации. Важнейшим экономическим методом управления персоналом является технико-экономическое планирование, которое объединяет и синтезирует в себе все экономические методы управления.
С помощью планирования
определяется программа деятельности
организации. После утверждения
планы поступают линейным руководителям
для руководства работой по их
выполнению. Каждое подразделение получает
перспективные и текущие планы
по определенному кругу
Таким образом, роль экономических методов заключается в мобилизации трудового коллектива на достижение конечных результатов.
Социально-психологические
методы управления основаны на использовании
социального механизма
Специфика этих методов
заключается в значительной доле
использования неформальных факторов,
интересов личности, группы, коллектива
в процессе управления персоналом.
Социально-психологические
Социологические методы исследования,
являясь научным
Собеседование является распространенным
методом при деловых
Психологические методы играют важную роль в работе с персоналом, так как направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, образам и поведению, с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач организации.
Психологическое планирование
составляет новое направление в
работе с персоналом по формированию
эффективного психологического состояния
коллектива организации. Оно исходит
из необходимости концепции
Методы управления персоналом можно также классифицировать по признаку принадлежности к функциям управления (нормирования, организации, планирования, координации, регулирования, мотивации, стимулирования, контроля, анализа, учета). Более подробная классификация методов управления персоналом по признаку принадлежности к конкретной функции управления персоналом позволяет выстроить их в технологическую цепочку всего цикла работы с персоналом. По этому признаку выделяются методы: найма, отбора и приема персонала; деловой оценки персонала; социализации, профориентации и трудовой адаптации персонала; мотивации трудовой деятельности персонала; организации системы обучения персонала; управления конфликтами и стрессами, управления безопасностью персонала, организации труда персонала, управления деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала; высвобождения персонала.[5]
Таким образом, методы управления персоналом играют немаловажную роль в организации. Именно от методов управления зависит деятельность подразделений внутри организации. Необходимо рационально походить к формированию методов и согласовать методы между собой, чтобы выбор методов управления персоналом привел к образованию единой, целостной управленческой структуры.
2 Характеристика управления предприятием ОАО «ЛУКОЙЛ»
2.1 Общая характеристика предприятия ОАО «ЛУКОЙЛ»
«ЛУКОЙЛ» - одна из крупнейших
международных вертикально
компании являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и нефтехимической продукции, а также сбыт произведенной продукции. Основная часть деятельности компании в секторе разведки и добычи осуществляется на территории Российской Федерации, основной ресурсной базой является Западная Сибирь. «ЛУКОЙЛ» владеет современными нефтеперерабатывающими, газоперерабатывающими и нефтехимическими заводами, расположенными в России, Восточной Европе и странах ближнего зарубежья. Основная часть продукции Компании реализуется на международном рынке. «ЛУКОЙЛ» занимается сбытом нефтепродуктов в России, Восточной и Западной Европе, странах ближнего зарубежья и США.
«ЛУКОЙЛ» является одной из крупнейших нефтегазовых компаний в мире по размеру доказанных запасов углеводородов. Доля компании в общемировых запасах нефти составляет около 1,1%, в общемировой добыче нефти - около 2,3%. Компания играет ключевую роль в энергетическом секторе России, на ее долю приходится почти 19% общероссийской добычи нефти и 19% общероссийской переработки нефти.