Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 14:08, контрольная работа
В данной работе – целью является рассмотрение организационных структур управления предприятием. Изучение факторов, влияющих на организационные структуры, типы структур, требования, предъявляемые к структурам. Также изучение организационной структуры на примере конкретного предприятия.
Введение 3
1 Теоретическая часть 4
1.1 Что такое структура? 4
1.2 Организационная диаграмма 7
1.3 Нормы управляемости 8
1.4 Принципы организации 8
1.5 Закономерности управления различными системами 11
1.6 Факторы, влияющие на организационную структуру предприятия 14
1.7 Типы организационных структур 14
2 Практическая часть – Анализ деятельности предприятия с точки зрения организационной науки 22
2.1 Краткая характеристика предприятия 22
2.2 Исследование организационной структуры предприятия 23
Заключение 29
Список литературы
1.4 Принципы организации.
Структурные принципы лежат в основе создания системы взаимосвязанных задач, прав и ответственности. Организаторские функции включают дробление задач на более мелкие подзадачи, перегруппировку этих задач во взаимосвязанных подразделениях, назначение руководителя каждого подразделения и передачу ему прав и ответственности и, наконец, соединение подразделений цепью целевых команд. Рассмотрим более подробно каждый из основных принципов организации управления.
Рассмотренные выше пять принципов определяют главные вопросы, требующие решения при создании структуры задач и власти. Они не являются подробно фиксированными правилами, а лишь намечают ведущие направления в деятельности руководителей.
1.5 Закономерности управления различными системами
Управление
любой системой в простейшем виде
может быть рассмотрено в виде
контура управления,
как совокупность двух взаимодействующих
подсистем – субъекта управления (управляющей
подсистемы) и объекта управления (управляемой
подсистемы) (рис.2).
Рис.2.Система управления в виде контура управления
В самом общем виде управление предстает как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления (СУ), а второй – в позиции объекта управления. Данное взаимодействие характеризуется следующими моментами:
· субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в себе информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления. Данные импульсы будем называть управленческими командами;
· объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд.
Системы с управлением, или целенаправленные, называются кибернетическими. К ним относятся технические, биологические, организационные, социальные, экономические системы и др.
Рис.3. Организация
как кибернетическая система с управлением
Управляющая система совместно с системой связи образует систему управления. Основным элементом организационно-технических систем управления является лицо, принимающее решение – индивидуум или группа индивидуумов, имеющих право принимать окончательные решения по выбору одного из нескольких управляющих воздействий. Система связи включает канал прямой связи X, по которому передается входная информация, включающая командную информацию, и канал обратной связи Y, по которому передается информация о состоянии ОУ. Внешняя среда воздействует как на функционирование объекта управления (сигнал W), так и учитывается при выработке управляющих воздействий в системе управления.
Основными функциями системы управления являются:
1) функции принятия решений (преобразования содержания информации)– выражаются в создании новой информации в ходе анализа, планирования (прогнозирования) и оперативного управления (регулирования, координации действий). Это связано с преобразованием содержания информации о состоянии ОУ и внешней среды в управляющую информацию при решении логических задач и выполнении аналитических расчетов. Эта функция является главной, поскольку обеспечивает выработку информационных воздействий по удержанию в существующем положении или при переводе системы в новое состояние;
2) рутинные функции обработки информации – охватывают учет, контроль, хранение, поиск, отображение, тиражирование, преобразование формы информации и т.д. Эти функции преобразования информации не изменяет ее смысл, т.е. это рутинные функции, не связанные с содержательной обработкой информации;
3) функции обмена информацией – связаны с доведением выработанных воздействий до ОУ и обменом информацией между ЛПР (ограничение доступа, получение (сбор), передача информации по управлению в текстовой, графической, табличной и иных формах по телефону, системам передачи данных и т.д.).
1.6 Факторы, влияющие на организационную структуру предприятия.
1.Потребители
2.Другие предприятия.
3.Инвесторы
4.Наемные работники
5.Государство
Каждая
из данных групп, вступая в рыночные сделки,
руководствуется определенными побуждениями
- мотивами. Пересечение всех мотивов,
прежде всего, отражается на номенклатуре
выпускаемой предприятием продукции.
А организационная структура любого предприятия
"подстраивается" под номенклатуру
выпускаемой продукции, объем выпуска
и пр.
1.7 Типы организационных структур.
Организационная структура аппарата управления – форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжение ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций. Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.
Различают связи: линейные (административное подчинение), функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения), межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).
В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления: линейная (каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности); функциональная (реализует тесную связь административного управления с осуществлением функционального управления); линейно-функциональная (линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы; линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления); матричная (характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один - линейный, другой - руководитель программы или направления); дивизиональная (дивизионы или филиалы выделяются или по области деятельности или географически); множественная (объединяет различные структуры на разных ступенях управления, например, филиальная структура управления может применяться для всей фирмы, а в филиалах – линейно-функциональная или матричная).
Рассмотрим подробно типы организационных структур, среди которых построения по принципу отделов (подразделений) является наиболее простым. Организации классифицируют по следующим типам построения управления:
Линейная
организация управления имеет место,
как правило, на небольших предприятиях,
где распределение задач
В
числе преимуществ: чёткое распределение
обязанностей, ответственности, оперативный
процесс принятия решений, чёткость
единоначалия, что способствует формированию
стабильной и прочной организации. В числе
недостатков – негибкость, жёсткость
управления (всё в руках руководителя
и его роль) рис.4.
Рис.4
Линейная структура управления: Р
— руководитель; Л — линейные
органы управления (линейные руководители);
И— исполнители
Линейно-функциональная структура это наиболее распространённый подход. Линейное управление подкрепляется вспомогательными службами по основным функциям управления (производство, сбыт, финансы). Анализ данной структуры показывает следующие преимущества:
- высокий уровень компетентности специалистов и их квалификацию;
- данная форма эффективна для выполнения отработанных планов и действует при эффективной деятельности предприятия;
-
позволяет легко управлять подчиненными.
К числу слабостей относят:
- не эффективность в сложной ситуации на рынке, ибо затруднена инициатива и эффективная передача снизу вверх;
- решения принимаются на верхнем уровне, вследствие теряется оперативность;
- слабая координация действий функциональных подразделений;
-
система продвижения и вознаграждения
базируется на способности специалиста
выполнять задачи внутри функционального
подразделения, а не вкладом в конечный
результат.