Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 20:12, контрольная работа
Конфликт - это противостояние, обусловленное тем, что сознательное поведение одной из сторон (личность, группа или организация в целом) вступает в противоречие с интересами другой стороны. Руководитель, как правило, находится в центре любого конфликта в организации и призван разрешать его всеми доступными ему средствами. Поэтому управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя. В среднем руководители тратят около 20% своего рабочего времени на разрешение различного рода конфликтов. Рассмотрим, какие виды конфликтов бывают, как они возникают и протекают и как эти конфликты можно устранять.
Введение
Типы конфликтов
Уровни конфликтов
Структурные методы управления конфликтами
Объективные причины возникновения конфликтов
Личностные особенности конфликтующих
Два класса конфликтов
Модели конфликтов
Деловой спор
Формализация отношений
Психологический антагонизм
Разрешение конфликта: анализ, беседа
Функции и эффективность конфликта
Итак, не избегать
конфликтов, а эффективно разрешать
их.
Попробуем проследить, как на основе одной
и той же ситуации могут развиться разные
конфликтные модели.
Изменения технико-технологического процесса
в цехе привели к тому, что, по мнению начальника
цеха, существование одного из участков
в качестве самостоятельного подразделения
стало нецелесообразным. На одном из совещаний
была выдвинута идея слияния небольшого
участка с другим, смежным по технологической
линии. Однако его начальник категорически
возражал против этого, утверждая, что
такое объединение ничем не оправдано
с технико-организационной точки зрения,
отрицательно скажется на качестве продукции,
приведет к снижению производительности
труда, осложнению ситуации на его участке,
ухудшению отношений между людьми.
Столкнулись две точки зрения. Можно ли,
основываясь на этом, предсказать развитие
ситуации и ее последствия? Очевидно, нет.
Для ответа на этот вопрос мы должны, помимо
непосредственной причины конфликта,
обратиться к другим составляющим конфликтной
ситуации.
Принципиальными для развития конфликта
являются такие чисто психологические
моменты, как восприятие ситуации ее участниками,
их отношение к ней, стратегии их поведения.
Именно они приводят к тому, что на основе
одной и той же причины возникают конфликты
совершенно разных психологических типов,
с разными моделями развития, разными
последствиями для их участников.
Рассмотрим на конкретных примерах, как
указанные психологические характеристики
варьируют в разных типах конфликтов.
В ситуациях
этого типа между участниками возникают
разногласия по какому-то определенному
вопросу, как правило, конкретному, связанному
с их совместной деятельностью. Это может
быть столкновение точек зрения по поводу
того, какое техническое или организационное
решение является лучшим, как реализовать
принятое решение, какова оптимальная
последовательность организационных
действий и т. д. Так или иначе, область
разногласий предметна и определена. “Противники”
верят в возможность прийти к соглашению
и ищут пути его достижения. Общение их
становится интенсивным, они обсуждают
ситуацию, достоинства и недостатки обеих
точек зрения, используют аргументы, пытаются
обосновать для партнера свою позицию.
Для отношений участников ситуации характерна
доброжелательность, сохраняются элементы
благоприятных отношений. В целом их взаимодействие
можно охарактеризовать как товарищеское,
основанное на взаимной заинтересованности.
Если описанная нами выше ситуация разногласий
между начальником цеха и начальником
участка будет развиваться в соответствии
с этой схемой, то это означает, что они
предметом своей “борьбы” сделают конкретное
обстоятельство, вызвавшее разногласия,
- решение о целесообразности или нецелесообразности
слияния двух участков, не перенося эти
разногласия на другие аспекты своей работы.
Можно надеяться, что в этой ситуации будет
принято действительно лучшее из предлагаемых
решений или же будет найден третий вариант,
удовлетворяющий обе стороны.
Для конфликтных
ситуаций, развивающихся по этой схеме,
характерно увеличение зоны разногласий,
они не относятся уже к какому-то одному
вопросу, а распространяются на более
широкий круг вопросов. Так, могут предъявляться
претензии в отношении основ деловой политики,
проводимой кем-то из участников ситуации,
общего стиля его поведения, взаимоотношений
с членами коллектива и т. д. Придя к признанию
такого широкого круга имеющихся между
ними разногласий (даже если это признание
не имеет явного, открытого характера,
возникло не в результате предварительных
обсуждений, а просто как результат внутреннего
убеждения), оппоненты, как правило, сомневаются
в возможности соглашения, а иногда просто
не желают обсуждать спорные вопросы.
В случае же необходимости принятия какого-то
решения (например, выбора из двух предлагаемых
ими альтернатив) они стремятся обратиться
к каким-то внешним, официальным способам
решения (“как решит руководство”, “пусть
решают члены коллектива”). Если один
из оппонентов выше по должностному положению,
он использует данные ему права окончательного
решения. Взаимодействие участников ситуации
уже не имеет характера товарищества,
его скорее можно охарактеризовать просто
как партнерство, когда люди связаны чисто
служебным взаимодействием.
Как разовьются события в избранной нами
для примера ситуации в соответствии с
этой схемой? Обнаружив разногласия между
собой по конкретному вопросу реорганизации
в цехе, участники ситуации могут вместо
ограничения зоны своих разногласий перейти,
напротив, к ее расширению, т. е. начнут
предъявлять друг другу претензии и в
отношении других аспектов взаимодействия
(“Вы всегда принимаете решение, ни с кем
не советуясь...”, “Легко вам принимать
решения, выполнять-то другим придется...”,
и т. д.). Обсуждение переходит на стиль
работы, вспоминаются прошлые ошибки,
допускаются даже личные выпады, которые
быстро приводят участников дискуссии
к убеждению, что изменить позицию друг
друга им не удастся. Придя к этому, партнеры
могут отказаться от обсуждения возникшей
проблемы, избрав официальные способы
принятия решения (“Вы начальство - вам
виднее”, “Я вижу, что нам не договориться,
поэтому считайте, что это приказ”). Отказавшись
от совместного принятия решения, констатировав
взаимные разногласия и претензии, невозможность
договориться, партнеры наносят, как правило,
серьезный урон своим будущим отношениям.
Их общение становится сугубо официальным,
они не стремятся к контактам, напротив,
предпочитают по возможности ограничивать
свое общение. Из их взаимоотношений уходит
все личное, а поэтому такое развитие конфликтной
ситуации мы назвали формализацией отношений.
Когда конфликтная
ситуация между людьми развивается
по такому типу, как “психологический
антагонизм”, то реальная зона рассогласований
между ними неопределенна, с субъективной
тенденцией к увеличению. Это означает, что участники ситуации подчас
затрудняются четко определить, в чем
именно состоят их разногласия, однако
они явно склонны их преувеличивать (“У
нас не может быть ничего общего...”). Это
связано с тем, что отношения между “противниками”
принимают форму взаимного отталкивания,
любой их контакт или предмет обсуждения
может стать источником разногласий. Оппоненты
не стараются прийти к соглашению, их общение
вынужденное и соответственно ограничено
неизбежным минимумом. Психологически
участники ситуации откровенно не приемлют
друг друга, попытки воздействия друг
на друга если и осуществляются, то скорее
в духе откровенно враждебных действий.
Если начальники цеха и участка и в прошлом
неоднократно обнаруживали какие-то разногласия
между собой, если у них накопились взаимные
претензии и обиды, если они относятся
друг к другу с настороженностью и подозрительностью,
то новое столкновение точек зрения может
подорвать основы их отношений. Для этого
достаточно посмотреть на ситуацию предвзято
и увидеть в поведении друг друга лишь
намерение нанести вред. Тогда начальник
участка будет считать, что своим решением
начальник цеха просто под него “копает”,
что вообще он затеял это все лишь для
того, чтобы создать для него дополнительные
трудности. А начальник цеха также увидит
в противодействии начальника участка
реакцию по отношению к себе лично: “Он
противодействует мне во всех начинаниях”,
“Он настраивает против меня коллектив”.
Таким образом, не сам предмет, не сам факт разногласий в конфликтной ситуации оказывается решающим, а скорее развитие этой ситуации, характер общения и отношений ее участников.
То значение,
которое имеет общение
Предполагая провести беседу со своим
оппонентом (если сам руководитель является
одной из сторон конфликта) или с участниками
конфликта (если перед ним стоит задача
разрешения конфликта между членами коллектива),
руководитель должен предварительно,
по возможности полно, проанализировать
создавшуюся ситуацию. Именно поэтому
не рекомендуется идти на сложный разговор,
повинуясь внезапному решению, без предварительной
подготовки. Предварительный анализ ситуации
является необходимым компонентом эффективного
проведения беседы. Он предполагает выяснение
того, кто является участником конфликтной
ситуации, чьи интересы и каким образом
затронуты в конфликте, кто является его
инициатором и какую цель он преследует,
какова реакция других членов коллектива,
на создавшуюся ситуацию и т. д. Помимо
уточнения основных объективных обстоятельств
конфликтной ситуации, стоит попытаться
составить своеобразный психологический
портрет участников конфликта, т. е. по
возможности уяснить себе, какие особенности
их личности, их характеров сыграли роль
в возникновении конфликта, что вообще
характерно для их поведения в трудовом
коллективе. Это необходимо, чтобы найти
те “точки”, где может быть достигнуто
сближение позиций участников конфликтной
ситуации, чтобы учесть их психологические
особенности, которые могут нежелательно
обострить конфликт.
Предполагая провести беседу со своим
оппонентом (если сам руководитель является
одной из сторон конфликта) или с участниками
конфликта (если перед ним стоит задача
разрешения конфликта между членами коллектива),
руководитель должен предварительно,
помимо общего анализа ситуации и обрисовки
характеров ее участников, предварительная
подготовка к проведению беседы с участниками
конфликта предполагает формулировку
цели беседы и ее основной схемы. Если
руководитель не до конца уяснил позиции
сторон, то целью беседы может быть уточнение
позиций оппонентов. Если они ему ясны,
и он видит конструктивный выход, то целью
беседы может быть обсуждение предлагаемого
руководителем решения конфликта. Цель
переговоров может состоять и в устранении
напряженности между участниками конфликта,
в создании основ их делового сотрудничества
в дальнейшем. Не следует ставить перед
собой все цели сразу: и разобраться в
ситуации, и тут же попытаться договориться,
снять напряженность и разрешить ситуацию.
Такое “одномоментное” решение конфликта
возможно только в относительно простых
ситуациях. Чем сложнее конфликт, тем рискованнее
пытаться решить все проблемы сразу, ибо
непродуманное решение может нанести
серьезный вред возникшей ситуации.
Начиная беседу, необходимо продемонстрировать
собеседникам свое доброжелательное и
искреннее желание разобраться в ситуации
и понять ее участников. Если руководитель
сразу обнаружит свое недовольство возникшей
проблемой и желание поскорее устранить
ее, то участники конфликта не почувствуют
интереса к себе и своим проблемам и беседа
может не получиться. Полезно в начале
беседы вслух сформулировать ее цель,
чтобы придать разговору более целенаправленный
характер. Например: “Мне хотелось бы
еще раз услышать ваши токи зрения по поводу
создавшейся ситуации и тех вариантов
решения, которые вы считаете приемлемыми”.
Проводя беседу с участниками конфликта,
руководитель должен сохранять контроль
над ситуацией, т. е. управлять ходом разговора,
направляя его в нужное русло, в соответствии
со сформулированной целью беседы.
Ученым С. Кратохвилом разработана так
называемая “техника конструктивного”
спора, направленная, на овладение участниками
переговоров эффективными приемами их
проведения. Конструктивный стиль спора,
по мнению автора, характеризуют конкретность
(обсуждение конкретного предмета конфликта,
отсутствие обобщений, переноса разговора
на другие области взаимодействия, ссылок
на прошлые, не имеющие отношения к делу
неудачи или ошибки партнёра); активность
обеих сторон, их вовлеченность в ситуацию,
заинтересованность в разговоре; четкое,
открытое изложение своей позиции и внимание
к позиции и доводам собеседника, желание
понять их; соблюдение эстетических принципов
поведения сторон по отношению друг к
другу, использование только деловых аргументов,
избегание всего, что может задеть личность
партнера.
Переговоры должны протекать динамично.
Сложность беседы, ее эмоциональная значимость
для собеседников нередко быстро вызывает
у них своеобразное чувство психологической
усталости. Надо стремиться закончить
беседу до того, как кто-то из участников
беседы начинает ею тяготиться, даже если
для этого придется отложить завершение
разговора. Это вытекает из общего требования
к окончанию переговоров, связанного с
их завершением на позитивной ноте. Собеседник
должен уйти с чувством готовности к дальнейшим
контактам. Важно также обязательно подчеркнуть
достигнутое при обсуждении (даже если
вам и не удалось достичь своей цели и
вы в целом не удовлетворены результатом),
чтобы собеседник чувствовал, что переговоры
не прошли впустую (“Я рад, что мы поговорили,
теперь я гораздо лучше представляю себе
создавшуюся ситуацию”) и т. д. Ощущение
бесплодности проведенного разговора
настраивает его участников на пессимистический
лад и создает у них негативные установки
по отношению к продолжению переговоров.
С. Крахотвил
предлагает использовать следующие
критерии оценки результатов спора: беседу следует считать
удавшейся, если в результате нее:
1) партнеры получили какую-то новую информацию,
что-то уточнили в своем видении ситуации
или позициях партнеров;
2) смогли хотя бы частично снять напряженность
в отношениях, проявления взаимной недоброжелательности;
3) пришли к
большему взаимопониманию и
4) смогли установить проблему,
разрешить ситуацию.
Конечно, именно последнее является наилучшим
результатом, но даже любого другого исхода
достаточно, чтобы считать проведение
переговоров хотя бы частично удавшимися.
Если же в результате спора партнеры не
узнали для себя ничего нового, напряженность
между ними сохранилась или даже усилилась,
они чувствуют свою разобщенность, невозможность
или нежелание изменить ситуацию, то переговоры
следует оценить отрицательно.
Итак, анализ ситуации, обдуманный выбор
линии поведения, эффективно проведенное
обсуждение ситуации с ее участниками
способны превратить зарождающийся конфликт
в инструмент эффективного решения проблем,
поиска наилучшего решения и даже средство
улучшения отношений людей.
Со времени выхода в свет основного труда Л. Козера “Функции социального конфликта”, по-видимому, не было описано ни одной новой функции конфликта. Козер насчитал не менее тринадцати функций. Однако все они являются предметом скорее социальной психологии, чем социологии и тем более организационной науки. Тем не менее, имеет смысл, вначале хотя бы перечислить эти функции, предварительно объединив однотипные. Функциями конфликта являются:
группообразование,
установление и поддержание нормативных
и физических границ;
установление и поддержание относительно
стабильной структуры внутригрупповых
и межгрупповых отношений, интеграция
и идентификация, социализация и адаптация, как индивидов, так
и групп;
получение информации об окружающей социальной
среде;
создание и поддержание баланса сил, и
в частности власти, социальный контроль;
нормотворчество;
создание новых социальных институтов.
Конфликты, развивающиеся в организации,
могут выполнять любые из приведенных
функций, возможно кроме последней. Хотя
границы между организационными и неспецифическими
конфликтами неопределенны, представляется,
что первые две группы функций имеют наиболее
отдаленное отношение к организации, если
их специально не уточнить. В некотором
уточнении нуждаются и другие функции,
так как в приведенном выше варианте они
неспецифичны. Все перечисленные выше
функции характерны для конфликта вообще.
Образование групп через конфликт
может быть следствием не только внеорганизационных
причин. Когда инструкции не закрепляют
жестко отдельных функций за индивидуальными
рабочими местами, допускают ту или иную
свободу в технологии выполнения предписанной
работы, группообразование в рамках организации
в значительной степени будет подчинено
ее нуждам. Сам же процесс группообразования,
сопровождаемый нормотворчеством и имеющий
целью создание более или менее стабильных
межгрупповых и внутригрупповых отношений,
зачастую конфликтен. Адаптация к организационным
нормам, в особенности новичков, во многих
случаях не достигается никакими иными
путями, кроме конфликтных взаимодействий.
Действительно, просто невозможно рассказать
обо всех неформализованных организационных
нормах, которым следуют работники и целые
подразделения. Далеко не каждый оказывается
способным к получению информации и усвоению
норм через отстраненное наблюдение, и
лишь положительные санкции. Выражение
“на ошибках учатся”, когда работник
реагирует на отрицательные санкции, как
раз и свидетельствует о распространенности
“обучающего” конфликта. Функции адаптации
к организационным нормам и нормотворчества
имеют несомненное отношение к организациям.
И все же особый интерес представляют
те функции конфликтов, которые органически
связаны с главными признаками производственной
организации. Центральными признаками
производственной организации и всех
ее подразделений, как уже отмечалось,
являются внешняя нацеленность и формальная
институализированность. Именно эти признаки
и определяют ведущую функцию организационного
конфликта.
Организация как инструмент является
аналогом овеществленного труда, а организация
как субъект воплощает в себе живой труд.
Поэтому функции конфликтных взаимодействий,
имеет смысл рассматривать с точки зрения
субъекта, для которого данная организация
- по преимуществу организационный инструмент
его собственной деятельности. Таким субъектом
может быть владелец предприятия или группа
держателей основной части пакета акций.
Сразу же надо оговориться, что, во-первых,
не всякая вышестоящая организация может
быть субъектом по отношению к данной
и, во вторых, такая организация может
быть не единственной. Таким образом, каждая
из них оказывается субъектом деятельности
для данной организации в различных областях
- в снабжении и сбыте, финансовых операциях,
взаимодействии с партнерами и т. д. Каждую
из таких организаций, являющихся полным
или частичным (функциональным) субъектом
для данной, будем называть надорганизацией.
С этой точки зрения всякая организация
является одновременно надорганизацией
для своих относительно самостоятельных
подразделений, выполняющих функции ее
инструмента.
Надорганизация по своему формальному
статусу должна быть расположена вне и
над конфликтующими организационными
структурами и, следовательно, не принимать
участия непосредственно в конфликте.
Зачастую в практике наблюдается противоположное:
руководитель надорганизации, а значит,
и надорганизация в целом вовлекаются
в конфликт на стороне одного из оппонентов.
Такое участие выравнивает фактические
статусы надорганизации и подчиненной
ей организации или подразделения, что
в любом случае обнаруживает какую-то
дисфункцию.
Вертикальные конфликты, т. е. конфликты
по линии руководитель - подчиненный, выполняют
для надорганизации в первую очередь диагностическую
функцию: возникновение вертикального
конфликта может быть следствием дисфункций.
Горизонтальные конфликты, т. е. конфликты
между соподчиненными структурами, также
могут быть следствием дисфункций, если,
например, их основу составляют ненадлежащие
личные качества работников (в том числе
и руководителей) или специфические межличностные
и групповые взаимодействия, не являющиеся
организационными, но развивающиеся в
рамках организации. Однако значительная
часть горизонтальных конфликтов в организации
не дисфункциональна, т. е. происходит
не из-за дисфункций и не ведет к ним.
Конечно, диагностика дисфункций в организации
очень важна, но она может проводиться
и без конфликта. Конфликт - это острое
проявление дисфункции. Способ обнаружения
организационных неполадок, рассчитанный
лишь на критическую, острую стадию их
развития, - вряд ли хорошая основа для
суждения о конфликте и тем более для поиска
в нем позитивных для организации свойств.
Далее мы обратимся только к горизонтальным
конфликтам, поскольку лишь они и могут
выполнять некую ведущую для организации
функцию.
Из всех свойств организации как субъекта
своей деятельности стоит выделить главное
- способность хотя бы частично определять
цели своей деятельности на основе предоставленного
организации и институционально гарантированного
права. С этой точки зрения конфликт предстает
перед надорганизацией как взаимодействие
целеполагателей.
Когда мы говорим о целеполагателях, мы
всегда имеем в виду людей, так как формулирование
целей организации производится людьми.
Организационные конфликты, как и сами
организации, эмпирически предстают перед
исследователем в действиях и самосознании
составляющих их и участвующих во взаимодействиях
людей, и в частности тех, которые берут
на себя функции целеполагателей либо
в соответствии со своим организационным
статусом, либо в противоречие ему. В любом
случае необходимым условием целеполагания
является наличие опережающего самосознания
индивида или коллектива.
С различными, и особенно несовместными,
целями непосредственно связаны возможные
траектории развития, альтернативные
состояния организации. Поэтому в конфликтных
взаимодействиях организация должна придавать
и придает принципиальное, главное значение
тому будущему, которое как бы прорисовывает,
демонстрирует конфликт. Конфликт целеполагателей
- это конфликт возможных целей и линий
развития организации, детерминанты же
конфликта – представления несовместных
целей. Но речь не идет о том, что все будущие
состояния в каком-либо смысле более прогрессивны,
чем настоящие. Например, организация
может ставить своей главной целью сохранение
существующего состояния независимо от
его общественной оценки или объективной
прогрессивности.
Для надоргацизации конфликтные взаимодействия
подчиненных ей организаций или подразделений,
являющихся частичными целеполагателями
своей деятельности, оказываются индикатором
не столько предшествующей истории развившихся
дисфункций, сколько того, что может произойти
в будущем с целями организации и ее отдельными
частями, со средствами и другими составляющими
деятельности. Индикация будущего и есть
ведущая функция организационного конфликта,
ее удобно назвать проспективной. Если
данное обстоятельство осознается руководителями
надорганизации и если в их распоряжении
есть необходимые организационные средства,
эти руководители получают возможность
такого управления конфликтом или конфликтными
ситуациями, которое обеспечит движение
подчиненных им организаций и подразделений
в нужном направлении.
Провозглашение проспективной функции
организационного конфликта в качество
ведущей и признание возможности управления
со стороны надорганизации конфликтными
взаимодействиями с помощью организационных
средств даст основу для выявления и других
функций организационного конфликта,
связанных с этой главной. Во-первых, конфликт
позволяет увидеть не только возможное
будущее организации, но и пути движения
к нему как в сознании людей, так и в объективно
существующей среде - физической и организационной.
Во-вторых, организационный конфликт сам
оказывается непосредственным созидателем
будущего, и в первую очередь - организационных
норм. Сюда же примыкают социализирующие
и адаптационные функции конфликта. В-третьих,
поскольку проспективная функция отделяет
будущее от настоящего, она делает организационный
конфликт и разрушителем существующей
организационной действительности, т.
е. существующих организационных отношений,
норм, ценностей. В этом своем качестве
независимо от тех выгод, которые сулит
конфликт в будущем, он вызывает отрицательное
отношение подавляющего большинства людей,
оказавшихся под угрозой его деструктивных
воздействий.
Именно деструктивные свойства, разрушительные
способности конфликта делают бессмысленной
попытку определения универсальной эффективности
конфликта, безотносительно к оппонентам
и к надорганизации. Победа в конфликте
одного из оппонентов всегда делает взаимодействие
неэффективным для другого. Вообще говоря,
надорганизации безразлично, какие именно
из подчиненных ей организаций или подразделений
выйдут победителями в конфликте. С организационной
точки зрения для нее выгоден тот исход,
который приводит к достижению ее целей,
к повышению эффективности ее деятельности.
Поэтому определение эффективности конфликта
ситуативно по своему характеру и имеет
смысл только по отношению к конкретному
взаимодействию.