Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 20:12, контрольная работа
Конфликт - это противостояние, обусловленное тем, что сознательное поведение одной из сторон (личность, группа или организация в целом) вступает в противоречие с интересами другой стороны. Руководитель, как правило, находится в центре любого конфликта в организации и призван разрешать его всеми доступными ему средствами. Поэтому управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя. В среднем руководители тратят около 20% своего рабочего времени на разрешение различного рода конфликтов. Рассмотрим, какие виды конфликтов бывают, как они возникают и протекают и как эти конфликты можно устранять.
Введение
Типы конфликтов
Уровни конфликтов
Структурные методы управления конфликтами
Объективные причины возникновения конфликтов
Личностные особенности конфликтующих
Два класса конфликтов
Модели конфликтов
Деловой спор
Формализация отношений
Психологический антагонизм
Разрешение конфликта: анализ, беседа
Функции и эффективность конфликта
Итак, в общем виде в возникновении конфликтов можно выделить две стороны – объективную и субъективную. Объективное начало в возникновении конфликтов связано со сложной, противоречивой ситуацией, в которой оказываются люди. Плохие условия труда, нечеткое разделение функций и ответственности – такого рода проблемы относятся к числу потенциально конфликтогенных, т. е. объективно являются той возможной почвой, на которой легко возникают напряженные ситуации. Если люди поставлены в такие условия, то независимо от их настроя, характеров, сложившихся в коллективе отношений и наших призывов к взаимопониманию и сдержанности вероятность возникновения конфликтов довольно велика. Так, например, в одной организации мы столкнулись с недостаточной определенностью прав сотрудников отделов технического контроля ряда цехов. Это приводило к хронической напряженности в отношениях между рабочими цехов и работниками ОТК, на которых оказывалось систематическое давление. Примечательно, что неотрегулированность их взаимоотношений тянулась годами, столь же затяжными были и конфликты. Объективность этой конфликтной ситуации лишний раз подтверждалась тем, что работники отдела технического контроля, как и рабочие в цехах, за эти годы менялись, а конфликт оставался. Независимо от конкретных особенностей людей, в него втянутых, суть конфликта целиком определялась той противоречивой ситуацией, в которой оказались его участники. Следует сказать, что ситуаций, где отчетливо проступает объективное происхождение конфликтов, в реальной производственной практике возникает не так уж мало. Недостаточно гласно осуществляется распределение отпусков, нарушается график их распределения - и возникают конфликты. Не продуман перевод коллектива на бригадные формы работы, нарушены их принципы - легко возникают конфликты и осложнения с руководством, да и в отношениях работников между собой.
Устранение конфликтов,
вызванных такими причинами, может
быть достигнуто только изменением объективной
ситуации. В этих случаях конфликты выполняют своего рода сигнальную
функцию, указывая на неблагополучие в
жизнедеятельности коллектива.
Теперь обратимся ко второй стороне возникновения
конфликтов - субъективной, “человеческой”.
Нередко конкретные ситуации создают своего рода преграды на пути удовлетворения наших стремлений, желаний, интересов. Со многими из них мы спокойно миримся, считая их естественными и неизбежными. Проблема начинается тогда, когда эти преграды вызывают у нас протест: принятое решение кажется ошибочным, поведение кого-то из коллег неприемлемым, оценка нашего труда неправильной и т.д.
В институте было решено начать исследовательские работы по новой перспективной тематике. В ходе предварительных обсуждений с руководством института заведующий одной из лабораторий настаивал на включении этой тематики в план работы именно его лаборатории, что не встретило серьезных возражений. Однако окончательное решение было принято в пользу другой лаборатории. Если руководитель, проанализировав ситуацию, придет к выводу, что для такого решения есть основания и что дело от этого не проиграет, а выиграет, то он оценит принятое решение как обоснованное и конфликт не возникнет. Если же он сочтет, что решение неправильное, принято по каким-то неясным или неделовым соображениям, то ситуация станет конфликтной.
Начало конфликта, как правило, связано с тем, что человек пытается доказать свою точку зрения, приводит аргументы в пользу своей позиции, переубеждая оппонента.
Кто является этим оппонентом? Конкретный человек или - реже - группа людей протеста: руководитель, принявший соответствующее решение, работник, который подвел своих товарищей, и так далее. Оппонентом может также оказаться человек, на которого вступающий в конфликт возлагает ответственность за создавшуюся ситуацию, хотя мера его “вины” проблематична.
Руководителю часто приходится сталкиваться с конфликтами этого типа, когда подчиненный предъявляет ему претензии за какие-то не удовлетворяющие его обстоятельства: плохие условия труда, невозможность получить отпуск в удобное время, отсутствие перспектив продвижения и т. д. В этой ситуации у руководителя часто возникает ответная реакция протеста, связанная с тем, что речь идет об обстоятельствах, от него не зависящих, и он считает претензии подчиненного несправедливыми. Следует иметь в виду, однако, что руководитель в глазах подчиненных воспринимается не только как конкретный человек на конкретном рабочем месте, но и как представитель всей администрации. Именно поэтому он и выступает для своих подчиненных лицом, несущим ответственность за трудовую ситуацию в целом.
В свою очередь
и руководитель за не удовлетворяющую
его ситуацию - плохую работу коллектива,
нездоровую атмосферу - нередко возлагает
ответственность на кого-то из своих
подчиненных, видя в нем источник проблем, что определяет
его поведение и действия по отношению
к этому человеку, хотя, возможно, даже
удаление его из коллектива ситуацию не
изменит.
Конфликты такого типа потенциально чреваты
серьезными осложнениями, так как оппонент
воспринимает предъявляемые ему претензии
как необоснованные обвинения, а это вызывает
у него ответную конфликтную реакцию.
В своем крайнем выражении ситуации такого
типа могут напомнить поиск “козла отпущения”,
когда человек, попавший в тяжелую для
него ситуацию, свои переживания по ее
поводу реализует в том, что “срывает
гнев” на первом попавшемся ему под руку.
Следует подчеркнуть, что в большинстве
случаев человек пытается поначалу разрешить
возникшую ситуацию “мирным путем”. Умение
разрешить трудную ситуацию, не доводя
ее до конфликта, — признак социально-психологической
культуры человека. В то же время, чисто
личностные неблагоприятные проявления
в сложной ситуации могут резко обострить
ее, вызвав конфликт.
Среди этих личностных
особенностей, осложняющих урегулирование сложных ситуаций и
способствующих переходу взаимодействия
в конфликтное, - склонность настаивать
на своем, не считаться с доводами других,
категоричность и безапелляционность
суждений, импульсивность, необдуманность
слов и поступков, склонность к обвинению
партнера, приписывание ему злонамеренных
и корыстных мотивов.
Так проводилось психологическое обследование
работниц с выраженной склонностью к конфликтному
поведению (по мнению экспертов из их окружения)
и - в противоположность им - тех, кто характеризовался
окружающими самым наилучшим образом.
Можно было предположить,
что лицам с благоприятным
стилем общения свойственна склонность
избегать конфликтных ситуаций, что
они скорее готовы уступить и т. д.
Ничего подобного. Они так же попадали
в конфликтные ситуации, обнаруживали
свои рассуждения и разногласия с другими,
выясняли отношения и так далее. Но в одном
они явно отличались от “конфликторасположенных”:
в сложной ситуации столкновения интересов
они были настроены на разрешение ситуации
с учетом не только своих интересов, но
и интересов партнера, стремились к поиску
решения, которое по возможности удовлетворяло
бы интересы обеих сторон. “Конфликторасположенные”
же в сложных ситуациях проявляли выраженную
склонность к разрешению ситуации только
в свою пользу, причем любой ценой, пренебрегая
интересами партнера.
На этом примере хорошо видно, что дело
не в том, чтобы избежать любых противоречий,
борьбы мнений, столкновений точек зрения
(это и невозможно), не в бегстве от противоречий,
а в умении правильно вести себя в конфликтной
ситуации.
Навыки анализа
сложных ситуаций и выработка
решения предполагают определенный
уровень социально-
Что значит психологическая подготовленность
к управлению конфликтными явлениями
в коллективе? Это прежде всего готовность
к конструктивному разрешению конфликтов.
Это навыки анализа ситуации, управления
ее развитием, прогнозирования последствий,
принятия оптимального решения, устранения
отрицательных ее последствий, извлечения
по возможности положительного ее эффекта.
Конфликты можно
подразделить на две большие группы,
два класса. Способы разрешения конфликтов
первого класса обусловлены или
обязательным разрушением структур
всех конфликтующих сторон, кроме одной, или, по меньшей мере,
полным отказом всех конфликтующих сторон,
кроме одной, от стремления достичь своих
целей. Эта одна сторона и выигрывает конфликт.
Главная характеристика такого способа
разрешения конфликта - отсутствие компромиссного
исхода, при котором конфликтующие стороны
либо примиряются с частичным удовлетворением
своих интересов, либо как-то согласуют
свои цели, либо, наконец, полностью отказываются
от конфликтного взаимодействия. Иногда,
по-видимому, характер самих целей таков,
что, с одной стороны, их достижение является
жизненно важным, а с другой - они достижимы
лишь в соответствии с принципом “все
или ничего”. К подобному взаимодействию
может приводить и установка, которой
следует в своем поведении хотя бы одна
конфликтующая сторона. Все такие конфликты
- антагонистические.
На макросоциальном уровне антагонистическим
является, например, классовый конфликт,
который может то разгораться, то затухать,
но компромиссом между классами не закончится.
На примере классового конфликта, кстати,
особенно отчетливо видно различие между
конфликтующими сторонами и составляющими
их индивидами. Конкретный владелец предприятия
нередко имеет друзей среди наемных работников
даже своего предприятия, и эти друзья
не испытывают какой-то личной вражды
по отношению к нему. Но, тем не менее, и
тот, и другие - части антагонистически
конфликтующих сторон.
Антагонистические конфликты не редкость и в обществе без антагонистических общесоциальных конфликтов, но здесь они происходят на микросоциальном уровне. Победа в таком конфликте не требует обязательного разрушения всех конфликтующих сторон. Но в этом случае главная характеристика конфликтного взаимодействия заключается в том, что любое продвижение к своей цели одной из конфликтующих сторон создаст абсолютное препятствие для продвижения к своим целям остальных, независимо от того, является ли это препятствие объективным или входит в структуру мотивов деятельности.
Способы разрешения конфликта
и на микросоциальном уровне при
антагонистическом
Характер конфликтов второго класса иной. Хотя и в этих случаях продвижение одной из конфликтующих сторон к своей цели препятствует продвижению остальных, но здесь существует мера продвижения, мера удовлетворения интересов, потребностей. Сама цель формулируется в терминах этой меры, а иногда - и как направление движения. В данном случае можно говорить о противоречивости целей как главном, необходимом признаке конфликта, так как продвижение к каждой цели связано с интересами различных групп людей, являющихся работниками одной или разных организаций.
Например, взаимопротиворечивы такие цели завода: выпускать больше приборов, обладающих максимальной надежностью, затрачивая при этом как можно меньше живого и овеществленного труда в условиях неизменной технологии, неизменной организации труда и производства. При наличии резервов в течение некоторого времени удастся двигаться в сторону всех целей одновременно. Но как только резервы будут исчерпаны, продвижение в каждом из направлений окажется возможным только при “жертвах” на остальных. Если управление организовано так, что за отдельные направления ответственны различные подразделения (например, отделы заводоуправления), противоречивость целей воплотится в конфликтное взаимодействие специализированных групп работников: успех любой из них будет означать неуспех остальных.
Однако такие конфликты допускают не столь драматические исходы, как конфликты первого типа. Здесь возможны более разнообразные разрешения: компромиссы (временные или постоянные), иногда - конструирование общей (глобальной) цели. Эти конфликты в отличие от первых будем называть компромиссными.
В то же время
в силу разных обстоятельств, и не
в последнюю очередь из-за плохой
информированности и “
Итак, необходимыми признаками конфликта
являются наличие противоречивых целей,
направлений движения или намерений и
наличие конфликтующих сторон, т. е. субъектов,
способных к деятельности, а не просто
к поведению. Собственно конфликтная деятельность
состоит в таком преобразовании среды
(воздействии на нее), которое позволяет
одной из конфликтующих сторон достичь
своей цели или двигаться в избранном
ею направлении. Среда деятельности каждой
из сторон, естественно, включает другие
стороны, но не ограничивается ими.