Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 20:00, курсовая работа
Краткое описание
Цель курсовой работы - исследование процесса и управления конфликтами. Задачи курсовой работы - выявить функции, особенности, причины и типы конфликтных ситуаций, оценить стили и методы разрешения конфликтных ситуаций. В рамках данной курсовой работы будет расширено понимание понятия «конфликт», как специфической категории управления, раскрыта природа конфликта, а также рассмотрены пути и методы эффективного управления конфликтами.
Оглавление
Введение............................................................................................................ 3 1. Определение конфликта............................................................................... 5 1.1 Мнение социологов и философов………………………………………….….5 1. 2 Функции конфликта................................................................................. ... 7 1.3 Классификация конфликтов..................................................................... ... 9 1.4 Основные типы конфликтов по отношению к субъектам......................... 10 1.5 Причины конфликта в организации ……………………………………..…12 2. Управление конфликтными ситуациями...................................................... 15 2.1 Стадии управления конфликтом................................................................ 15 2.2 Прогнозирование конфликта..................................................................... 15 2.3 Предупреждение конфликта...................................................................... 16 2.4 Регулирование............................................................................................ 17 2.5 Методы управления конфликтом.............................................................. 18 2.6 Межличностные стили разрешения конфликтов...................................... 19 2.7 Завершение конфликта......................................................................... ..... 20 2.8 Задачи руководителя при разрешении конфликта........................... ....... 22 2.9 Цена конфликта..................................................................................... .... 24 3. Практическая часть…………………………………………………… ….….25 Заключение............................................................................................... ...... 26 Список используемой литературы............................................................. ... 28 Приложение.................................................................................................. .. 30
Внутриличностный конфликт.
Выражается борьбой противоречий внутри
человека, сопровождаемой эмоциональной
напряженностью. Одна из самых распространенных
форм – ролевой конфликт: когда к одному
человеку предъявляются противоречивые
требования по поводу того, каким должен
быть результат его работы. Внутриличностный
конфликт возникает и в результате того,
что требования не согласуются с личными
ценностями, а также является ответом
на рабочую перегрузку или недогрузку.
Последнее связано с низкой степенью удовлетворенности
работой, отсутствием настоящего дела.
Это обстоятельство часто болезненно
бьет по той категории работников, которые
в течение длительного времени вели активную
деятельность на работе, но затем, в силу
определенных причин, были вынуждены резко
изменить объем или место работы. Эта проблема
в настоящее время весьма актуальна [4,
с. 98].
Межличностный конфликт. Этот
тип конфликта самый распространенный.
Конфликт между личностями возникает
там, где сталкиваются разные школы, манеры
поведения, их может питать и желание получить
что-то, неподкрепленное соответствующими
возможностями. Межличностный конфликт
может также проявляться как столкновение
людей с различными чертами характера,
взглядами и ценностями. В организации
межличностный конфликт – это чаще всего
борьба руководителя за ограниченные
ресурсы, капитал или рабочую силу, время
использования оборудования или одобрение
проекта; эта борьба за власть, привилегии;
это столкновение различных точек зрения
в решениях проблем, различных приоритетов
[4, с. 98].
Конфликт между личностью и
группой. Между личностью и группой может
возникнуть конфликт, если эта личность
займет позицию, отличающуюся от позиции
группы. В организации люди взаимодействуют
непосредственно друг с другом не только
как функционеры организации. Стихийно
возникают отношения, нерегламентированные
никакими инструкциями. В процессе функционирования
группы вырабатываются групповые нормы,
стандартные правила поведения, которых
придерживаются ее участники. Соблюдение
групповых норм обеспечивает принятие
или не принятие индивида группой [4, с.
99].
Межгрупповой конфликт. Подобные
конфликты часто возникают из-за отсутствия
четкого согласования функций и графиков
работы между подразделениями. Причиной
может послужить и дефицит ресурсов: материалов,
информации, нового оборудования, времени
и т.д. Межгрупповые конфликты возникают
и между неформальными группами [4 c. 99].
1.5 Причины конфликта в организации
У всех конфликтов есть несколько
причин. Основными из них являются ограниченность
ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость
заданий, различия в целях, различия в
представленных ценностях, различия в
манере поведения, в уровне образования,
а также плохие коммуникации, несбалансированность
рабочих мест, недостаточная мотивация
и т.д. Распределение ресурсов. В организации
ресурсы всегда ограничены. Руководство
должно решить, как распределить материалы,
информацию, людские ресурсы и финансы
между разными группами, чтобы наиболее
эффективным образом достигнуть целей
организации. Люди, как правило, ближе
принимают свою проблему и всегда желают
получить большего, а не меньшее. Необходимость
делить ресурсы почти неизбежно ведет
к различного рода конфликтам.
Различия в целях. Специализированные
подразделения организации и даже подгруппы
формируют свои цели, несут ответственность
за их достижение, получают плату за конечный
результат. Поэтому подразделения могут
уделить больше внимания их достижению,
чем целям всей организации. Различия
в целях часто просматриваются между личностью
и группой.
Взаимозависимость задач. Возможность
конфликта существует везде, где один
человек или группа зависят в выполнении
задачи от другого человека или группы.
Причиной конфликта, как правило, является
и то, что ни функции, ни средства, ни обязанности,
ни власть, ни ответственность не распределены
четко по подразделениям и рабочим местам.
Различия в представлениях
и ценностях. Различия в ценностях - очень
распространенная причина конфликта.
Вместо того, чтобы объективно оценивать
ситуацию, люди акцентируются на тех взглядах,
альтернативах и аспектах ситуации, которые,
по их мнению, благоприятны для группы
и личных потребностей.
Неудовлетворительная коммуникация.
Плохая передача информации является
как причиной, так и следствием конфликта.
Она может действовать как катализатор
конфликта, мешая отдельным работникам
или группе понять ситуацию или точки
зрения других. Распространенные проблемы
передачи информации, вызывающие конфликт,
- неоднозначные критерии качества, неспособность
точно определить должностные обязанности
и функции всех сотрудников и подразделений,
а также предъявление взаимоисключающих
требований к работе. Эти проблемы могут
возникать или углубляться из-за неспособности
руководителей разработать и довести
до сведения подчиненных точное описание
должностных обязанностей.
Несбалансированность рабочих
мест. Частый источник конфликтов в организации.
Имеет место, когда должностная функция
не подкреплена в полной мере средствами
и соответственно - правами и властью.
Неправильный контроль. Контроль
при управлении не должен диктоваться
подозрительностью. Циничная власть использует
неопределенный, тотальный контроль: каждый
в любое время находится под подозрением
и по этому уже на половину виновен. При
такой ситуации человек в конце концов,
теряет самообладание и из-за нервозности
действительно станет хуже работать.
Различия в манере поведения
и жизненном опыте. Человек не ощущает
идентичности и настраивается сразу на
то, что он не будет понят другим человеком.
Возникает барьер в общении.
Отсутствие уважения к руководству.
Если у большинства сотрудников возникает
ощущение, что стиль и методы управления
не отвечают практическим потребностям,
то это может послужить причиной возникновения
конфликтной ситуации. Неудовлетворенность
уровнем деловой или управленческой компетенции
руководителя имеет большой демотивационный
потенциал. Очевидно, важно знать, чего
ждет персонал от своих руководителей,
и делать из этого надлежащие выводы.
Недостаточная мотивация. Если
удается добиться совпадения потребителей
индивидов с потребностями организации,
очевидно, что персонал будет выкладываться
ради удовлетворения этих потребностей,
чего не обеспечит никакое принуждение
[7 с. 94-98]
2. Управление конфликтными
ситуациями
Как было отмечено выше, даже
в организации с эффективным управлением
конфликты нельзя устранить, но ими можно
управлять таким образом, чтобы максимально
увеличить общую выгоду для конфликтующих
сторон.
2.1 Стадии управления конфликтом
Стадии управления конфликтом:
прогнозирование, предупреждение (профилактика)
или стимулирование, регулирование, разрешение.
2.2 Прогнозирование конфликта
Прогнозирование конфликта
- этап выявления его возможных причин
и потенциального развития. На этом этапе
необходимо провести диагностику слабых
мест в межличностных или групповых отношениях,
способных стать конфликтогенами в этом
общении [3].
Прогнозирование конфликтов
для различных их типов может быть представлено
в общем виде (табл. 2):
Таблица. 2. Прогнозирование
конфликтов для различных типов [3].
Тип конфликта
Направления прогностических
действий
Межличностная сфера
Изучение индивидуально-психологических
особенностей сотрудников; знание и анализ
ранних симптомов скрытого конфликта,
на стадии возникновения конфликтной
ситуации (ограничение отношений, подчеркнуто-официальная
форма общения, критические высказывания
в адрес соперника и др.)
Сфера внутригрупповых интересов
Изучение индивидуально-психологических
особенностей сотрудников. Изучение и
анализ общественного мнения, групповых
мотивов и ценностей
Межгрупповое взаимодействие
Постоянное взаимодействие
со всем коммуникационным каналам с внешними
организациями. Работа с лидерами в микрогруппах
внутри коллектива и внутри подразделений,
входящих в структуры организации; анализ
общественного мнения; знание ранних симптомов
межгрупповых конфликтов в их латентной
фазе (критические высказывания в адрес
других групп, усиление идентификации
Мы с акцентом на противопоставление Они
и т. п.)
2.3 Предупреждение конфликта
Предупреждение конфликта.
Для предупреждения (профилактики) конфликта,
прежде всего, необходимо использовать
технологии управления собственным поведением.
В этом смысл внутреннего аспекта конфликтного
управления. Внешняя форма предупреждения
конфликта: нейтрализация действий комплекса
детерминирующих конфликт факторов как
вынужденная профилактика; эффективное
управление социальной системой как превентивная
(стратегическая) форма предупреждения
конфликта. Иногда руководителю, напротив,
приходится принимать решение о необходимости
стимулирования конфликта с целью активизации
общественной жизни, переориентации конфликтной
энергии в более мирное русло и т.д. [3].
2.4 Регулирование
Регулирование — это процесс
устранения отклонений текущих показателей
от плановых заданий. В условиях, когда
производственный процесс не выходит
за рамки принятых допущений, основания
для его регулирования отсутствуют. Направленные
на нормализацию производственного процесса
экстренные и эффективные меры включают
в себя регулирование состояний: производственной
системы, технологической дисциплины,
трудовой дисциплины, финансовой и плановой
дисциплины, системы стимулирования и
мотивации труда, системы снабжения и
сбыта, маркетинговой системы. К причинам,
обусловливающим необходимость регулирования
деятельности организации, относятся:
отклонения от плановых показателей состояния
внутренней среды организации (ухудшение
производственной или технологической
дисциплины, старение оборудования, сбои,
поломки, аварии и т.д.); отклонения от плановых
показателей, вызванные изменениями внешних
факторов среды, (отношения с поставщиками,
клиентами, рынками сбыта, государственными
структурами, резкие изменения курсов
валют, экономические кризисы и т.д.); отклонения,
связанные с организационными конфликтами
[6].
Конфликт — это отсутствие
согласия между двумя или более сторонами.
Из графика (рис. 2) видно, что бесконфликтность
(безразличие всех ко всему) и очень высокая
конфликтность обусловливают снижение
эффективности деятельности организации.
Таким образом, существует оптимальный
уровень конфликтности (зона от точки
А до точки В), обеспечивающий нормальное
функционирование организации. Если конфликтная
ситуация находится под контролем руководства,
то такие конфликты называют функциональными.
Они оказывают положительное воздействие
на эффективность организации и полезны
для нее (диапазон АВ). Функциональные
конфликты могут возникать на совещаниях,
советах, в деловой полемике и т.д. Участвующие
в них стороны обычно контролируют себя
и ситуацию. Если ситуация выходит из-под
контроля руководства, конфликт принимает
дисфункциональный характер. Дисфункциональный
конфликт приводит к снижению личной удовлетворенности
сотрудников, эффективности группового
сотрудничества, ведет к враждебности
в отношениях, к несправедливости в распределении
ресурсов, вынуждает поступать против
своей воли в пользу одной из сторон [1].
Рис. 2. График конфликтности
2.5 Методы управления конфликтом
К структурным методам управления
конфликтом относятся:
• приказы, распоряжения, директивы
и т.д.;
• методы «разведения» участников
конфликта по ресурсам, целям, средствам
труда и т.д.;
• методы «страхования» от
конфликтов (через создание резервных
запасов финансовых и материальных средств);
• методы объединения участников
конфликта;
• методы с использованием
интеграционных механизмов (антикризисные
комитеты, введение постов заместителей,
кураторов, координаторов и т.д.) [1].
- привлечение работников к
непосредственному участию в организации
перемен, создание у сопротивляющихся
мотивации к переменам;
- эмоциональная и психологическая
поддержка;
- «покупка» работников с помощью
материальных стимулов;
- переговоры (обоснование необходимости
поиска компромисса);
- кооптация (предоставление
сопротивляющемуся лицу веду щей роли
во введении новшеств);
- маневрирование (выборочное
использование информации для своей пользы);
- принуждение (угроза лишить
работы, продвижения по службе, снижения
заработка и т.д.);
- увольнение работника. [9, с.
44-46].
2.7 Завершение конфликта
Завершение конфликта - заключительный
этап управления. Возможные формы завершения
конфликта:
Устранение конфликта, в результате
которого ликвидируются основные структурные
элементы конфликта:
- разделение оппонентов, например,
прекращение отношений участников конфликта
(увольнение с работы);
- устранение (уничтожение) одной
из сторон или обеих сторон конфликта;
- исчезновение или изъятие
объекта конфликта;
- устранение дефицита объекта
конфликта.
Неразрешенный конфликт часто
ведет к стрессу сотрудников.
Стресс — это значительно отклоняющееся
от нормы состояние чувственной и эмоциональной
сферы человека, когда его восприятие
окружающей среды и поведенческие реакции
неадекватны ситуации. Основные причины
стресса:
- организационные факторы (недогрузка,
перегрузка, плохие физические условия
работы, конфликт и неопределенность ролей);
- личностные факторы (смерть
близких, конфликты в семье, плохие материальные
условия и др.);
- неправильное соотношение
между властными полномочиями и ответственностью
[1, с.47].
Угасание или затухание конфликта
- временное отступление конфликтующих
сторон или прекращение противодействия
при сохранении основных признаков конфликта,
конфликт переходит из явной формы в латентную: