Управление конфликтами в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - исследование процесса и управления конфликтами. Задачи курсовой работы - выявить функции, особенности, причины и типы конфликтных ситуаций, оценить стили и методы разрешения конфликтных ситуаций. В рамках данной курсовой работы будет расширено понимание понятия «конфликт», как специфической категории управления, раскрыта природа конфликта, а также рассмотрены пути и методы эффективного управления конфликтами.

Оглавление

Введение............................................................................................................ 3
1. Определение конфликта............................................................................... 5
1.1 Мнение социологов и философов………………………………………….….5
1. 2 Функции конфликта................................................................................. ... 7
1.3 Классификация конфликтов..................................................................... ... 9
1.4 Основные типы конфликтов по отношению к субъектам......................... 10
1.5 Причины конфликта в организации ……………………………………..…12
2. Управление конфликтными ситуациями...................................................... 15
2.1 Стадии управления конфликтом................................................................ 15
2.2 Прогнозирование конфликта..................................................................... 15
2.3 Предупреждение конфликта...................................................................... 16
2.4 Регулирование............................................................................................ 17
2.5 Методы управления конфликтом.............................................................. 18
2.6 Межличностные стили разрешения конфликтов...................................... 19
2.7 Завершение конфликта......................................................................... ..... 20
2.8 Задачи руководителя при разрешении конфликта........................... ....... 22
2.9 Цена конфликта..................................................................................... .... 24
3. Практическая часть…………………………………………………… ….….25
Заключение............................................................................................... ...... 26
Список используемой литературы............................................................. ... 28
Приложение.................................................................................................. .. 30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docxготовая.docx

— 127.06 Кб (Скачать)

Курсовая работа: Управление конфликтами в организации

Курсовая работа: Управление конфликтами в организации

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по дисциплине «ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА»

на тему: «Управление конфликтами в организации»

Москва – 2009

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение............................................................................................................ 3

1. Определение конфликта............................................................................... 5

1.1 Мнение социологов и  философов………………………………………….….5

1. 2 Функции конфликта................................................................................. ... 7

1.3 Классификация конфликтов..................................................................... ... 9

1.4 Основные типы конфликтов по отношению к субъектам......................... 10

1.5 Причины конфликта в  организации ……………………………………..…12

2. Управление конфликтными ситуациями...................................................... 15

2.1 Стадии управления конфликтом................................................................ 15

2.2 Прогнозирование конфликта..................................................................... 15

2.3 Предупреждение конфликта...................................................................... 16

2.4 Регулирование............................................................................................ 17

2.5 Методы управления конфликтом.............................................................. 18

2.6 Межличностные стили разрешения конфликтов...................................... 19

2.7 Завершение конфликта......................................................................... ..... 20

2.8 Задачи руководителя при разрешении конфликта........................... ....... 22

2.9 Цена конфликта..................................................................................... .... 24

3. Практическая часть…………………………………………………… ….….25

Заключение............................................................................................... ...... 26

Список используемой литературы............................................................. ... 28

Приложение.................................................................................................. .. 30

 

Введение

         В теории управления и в практической деятельности любой организации и любого сообщества, управлению конфликтами уделяется особое значение.

Одно из определений конфликта – отсутствие согласия между двумя сторонами или более, которые могут быть конкретными лицами или группами.

Роль конфликта в основном зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо понимать причины возникновения конфликтной ситуации. Слишком уж часто управленцы считают, что основной причиной конфликта является столкновение личностей, однако существуют и другие не менее важные факторы провоцирующие зарождение и развитие конфликта. В современных условиях проблема эффективного разрешения конфликтов приобретает актуальность не только в плане улучшения эмоционального климата межличностного взаимодействия, но и является необходимой составляющей успешного делового взаимодействия между людьми. В любом, даже самом сплоченном коллективе возникают конфликты. Чтобы найти оптимальное решение в конфликтной ситуации, нужно обладать знанием того, как развиваются конфликты. Столкновение точек зрения, мнений, позиций – очень частое явление производственной и общественной жизни.

В ранних трудах по управлению, как правило, подчеркивается важность гармоничного функционирования организации. По мнению их авторов, если найти правильную формулу, организация будет действовать как хорошо смазанный механизм. Конфликты, возникавшие внутри организации, рассматривались как весьма негативные явления. Такое отношение четко прослеживается в трудах авторов, принадлежащих к школе научного управления, административной школе и разделяющих концепцию бюрократии по Веберу. Авторы, принадлежащие к школе «человеческих отношений», также были склонны считать, что конфликта можно и должно избегать. Представители этой школы рассматривали конфликт как признак неэффективной деятельности организации и плохого управления.

Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но, порой, и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации.

В рамках данной курсовой работы будет расширено понимание понятия «конфликт», как специфической категории управления, раскрыта природа конфликта, а также рассмотрены пути и методы эффективного управления конфликтами. 

Цель курсовой работы - исследование процесса и управления конфликтами.

Задачи курсовой работы - выявить функции, особенности, причины и типы конфликтных ситуаций, оценить стили и методы разрешения конфликтных ситуаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Определение конфликта

 

 Конфликт - отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности, избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Такое отношение четко прослеживается в трудах авторов, принадлежащих к школе научного управления, административной школе и разделяющих концепцию бюрократии по Веберу. Эти подходы к эффективности организации в большой степени опирались на определение задач, процедур, правил, взаимодействий должностных лиц и разработку рациональной организационной структуры. Считалось, что такие механизмы, в основном, устранят условия, способствующие появлению конфликта, и могут быть использованы для решения возникающих проблем.

 

1.1 Мнение социологов и  философов

Западными социологами и философами конфликты признаются важнейшими факторами социального развития. Английский философ и социолог Г. Спенсер (1820-1903) считал конфликт «неизбежным явлением в истории человеческого общества и стимулом социального развития» [8]. Конфликт чаще всего ассоциируется с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью. В результате бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо, по мере возможности, избегать, и что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Такое отношение часто прослеживается в трудах Уорда, Веблена, Росса, Смолла, Левина, авторов, принадлежащих к школе научного управления, административной школе и разделяющих концепцию бюрократии по Веберу. Считалось, что эффективность организации в большей степени опирается на определение задач, процедур, правил, взаимодействия должностных лиц и разработку рациональной организационной структуры. Такие механизмы, в основном, устраняют условия, способствующие появлению конфликта, и могут быть использованы для решения возникающих проблем. Немецкий философ-идеалист и социолог Г. Зиммель, называя конфликт «спором», считал его психологически обусловленным явлением и одной из форм социализации [8]. Один из основателей чикагской школы социальной психологии Р. Парк включил конфликт в число четырех основных видов социального взаимодействия наряду с соревнованием, приспособлением и ассимиляцией (от лат. «видоизменять»). С его точки зрения, соревнование являющееся социальной формой борьбы за существование, будучи осознанным, превращается в конфликт, который благодаря ассимиляции призван привести к прочным взаимным контактам, к сотрудничеству и способствовать лучшему приспособлению [8]. Конфликт как социальное действие дает, без сомнения, известный ярко окрашенный негативный эффект. Но он выполняет важную позитивную функцию. Конфликт служит выражению неудовлетворенности или протеста, информированию конфликтующих сторон об их интересах и потребностях. В определенных ситуациях, когда негативные взаимоотношения между людьми контролируемые, и, по крайней мере, одна из сторон отстаивает не только личные, но и организационные интересы в целом, конфликты помогают сплотиться окружающим, мобилизовать волю, ум на решение принципиально важных вопросов, улучшить морально-психологический климат в коллективе. Более того, бывают ситуации, когда столкновение между членами коллектива, открытый и принципиальный спор желательней: лучше вовремя предупредить, осудить и не допустить неправильное поведение коллеги по работе, чем попустительствовать ему, не реагировать, опасаясь испортить отношения. Как выразился М. Вебер, «конфликт очищает». Такой конфликт позитивно влияет на структуру, динамику и результативность социально-психологических процессов и служащих источником самоусовершенствования и саморазвития личности, называют продуктивным (конструктивным) конфликтом [8].

 

1.2 Функции конфликта

В целом выделяют следующие функции конфликта (табл. №1):

Таблица №1. Функции конфликта [3].

Функции конфликта

Направленность и последствия конфликтов

позитивные

негативные

Интеграция персонала

Разрядка напряженности в межличностных и межгрупповых отношениях; согласование индивидуальных и коллективных интересов; образование и консолидация формальных и неформальных групп; углубление и стабилизация общих интересов

Ослабление организованности и единства коллектива; нарушение баланса интересов между личностями и группами; проявления недобросовестного отношения к делу и стремления к выгоде для себя за счет других; потворство эгоизму, своеволию, анархии

Активизация социальных связей

Придание взаимодействию сотрудников большей динамичности и мобильности; усиление согласованности в достижении целей, функционального и социального партнерства

Несогласованность в действиях людей, занятых совместным делом; ослабление взаимной заинтересованности в общем успехе; возведение препятствий на пути к сотрудничеству

Сигнализация об очагах социальной напряженности

Выявление нерешенных проблем и стимулирование работы; обнаружение недостатков в условиях и охране труда; реализация потребностей, интересов и ценностей коллектива

Резкое выражение недовольства действиями администрации; протест против злоупотреблений отдельных должностных лиц; нарастание неудовлетворенности трудом

Инновация, содействие творческой инициативе

Повышение активности и мотивации к работе; стимулирование роста квалификации; содействие творчеству, новым и оптимальным решениям

Создание дополнительных помех трудовой и социальной активности; подавление делового настроя, энтузиазма и творческой инициативы

Трансформация (преобразование) деловых отношений

Создание здорового социально-психологического климата; утверждение уважительного отношения к труду и деловой предприимчивости; повышение уровня взаимного доверия

Ухудшение морально-психологической атмосферы; усложнение процесса восстановления деловых отношении и партнерского сотрудничества

Информация об организации и ее персонале

Повышение уровня осведомленности работников о положении дел в организации; нахождение общего языка

Усиление недружественного поведения; уклонение от сотрудничества; преграды диалогу, обмену мнениями

Профилактика противоборств

Урегулирование разногласий на взаимной основе; ослабление конфронтации в социально-трудовых отношениях

Нагнетание напряженности и враждебности; уклонение от примирительных процедур


 

 

1.3 Классификация конфликтов

По значению для организации конфликты делятся на конструктивные и деструктивные. Конструктивный конфликт возникает, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Причинами являются обычно недостатки в организации деятельности и управления. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы. Последствия такого конфликта являются функциональными и ведут к повышению эффективности организации [11]. Деструктивный конфликт возникает в двух случаях: когда одна из сторон жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны или всей организации в целом; когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера. Последствия такого конфликта являются дисфункциональными и приводят к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Таким образом, возникновению деструктивных конфликтов способствуют, как правило, субъективные причины [11]. По направлению конфликты делятся на горизонтальные (в которых не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг друга), вертикальные (в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого) и смешанные (представленные и “вертикальные”, и “горизонтальные составляющие). Конфликты, имеющие “вертикальную” линию, наиболее нежелательны для руководителя, так как его действия рассматриваются всеми сотрудниками (не говоря уже об участниках конфликта) через призму этого конфликта. И даже в случае полной объективности руководителя в любом его шаге будут видеть происки по отношению к его оппонентам. А поскольку информационности или подготовки подчиненным часто недостает, чтобы квалифицированно оценить действия руководства, то недопонимание компенсируется обычно домыслами, преимущественно агрессивного характера. В результате конфликт усугубляется [11]. Конфликты бывают открытыми (лежат на поверхности, видны невооруженным взглядом) и скрытыми (скрыты от глаз наблюдателя, распознаются по косвенным признакам, среди которых главные – напряженность в межличностном общении, резкое изменение в отношении к работе. Задача руководителя – поднять скрытые конфликты на поверхность и разрешить их). По характеру объективности либо субъективности причин конфликта можно подразделить соответственно на объективные и субъективные. Конфликты различаются и по сфере их разрешения – деловой или личностно-эмоциональной [11].

 

1.4 Основные типы конфликтов по отношению к субъектам

Существуют четыре основных типа конфликтов: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой, межгрупповой конфликт.

Информация о работе Управление конфликтами в организации