Управление инновациями на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:38, курсовая работа

Краткое описание

В мировой экономической литературе под инновацией (англ. "innovation" –нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятия "новшество", "нововведение", "инно-вация" нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия.

Оглавление

Введение.
Раздел 1. Виды инноваций.
1.1. Понятие инновации.
1.2. Классификация и виды инноваций.
1.3. Управление инновационным процессом.
Раздел 2. Разработка инновационного проекта.
2.1. Схема процесса разработки вывода товара на рынок.
2.2. Обзор рыночной ситуации.
2.3. Проверка концепции и экономический анализ.
2.4. Разработка и испытание нового продукта.
2.5. Пробный маркетинг.
2.6. Коммерческая реализация.
2.7. Оценка инновационного проекта.
2.8. Общая экономическая эффективность инновации.
2.9. Методы оценки инновационного проекта.
2.10.Экспертиза инновационного проекта.
Заключение.
Список литературы.
Раздел 3. Управление инновацией на примере развития флористического салона OOO «Liebely»
3.1. Организационная система ООО «Liebely».
3.2. Внешняя среда организации.
3.3. Миссия и стратегические цели.
3.4. Ресурсы.
3.5. Бизнес-процессы преобразования.
3.6. Продукция.
3.7. Тактические цели организации.
3.8. Контроль результативности и производительности.
3.9. Оперативные цели организации.
3.10. Организация и мотивация.

Файлы: 1 файл

Инновации в менеджменте.doc

— 267.00 Кб (Скачать)

Инновация – процесс может превратиться в инновацию – продукт, если востребована на рынке. Выделяют еще инновацию – сервис, связанную с обслуживанием процессов использования продукта за пределами предприятия (программное обеспечение компьютеров).

        К инновациям, влияющим на процесс производства и деятельность компаний на рынке, относятся технологические, производственные, экономические, торговые, социальные, правовые, управленческие и информационные.

        В сфере услуг инновациями являются принципиально новые или существенно усовершенствованные методы их производства и предоставления (обслуживания), которые не могут быть обеспечены прежними производственными методами. Это туристские, банковские, консалтинговые услуги, другие сектора с ориентацией на новейшие информационные и коммуникационные технологии.

       Достаточно часто компании прибегают к помощи адаптивных инноваций, которые являются реакцией на нововведения, осуществленные конкурентами, с целью приспособиться к изменившейся ситуации и обеспечить выживание компании. Особое место занимают псевдоинновации, не приводящие к изменению потребительских характеристик продуктов, а имитирующих их.

       К инновациям по характеру удовлетворяемых потребностей можно отнести нововведения, создающие новые потребности и развивающие существующие.

      Инновации могут не только сохранять и совершенствовать технологические и рыночные возможности фирм, но и, как, ни странно, их разрушать. Так называемые архитектурные инновации иногда требуют замены существующих технологий и продуктов, а также рыночно – потребительских связей. Инновации, которые создают для существующих технологий и продуктов новые ниши на рынке, приводят к появлению иной категории потребителей и разрушают сложившиеся рыночные связи.

 

 

1.3. Управление инновационным процессом.

Необходимым условием экономического роста и повышения качества жизни любой страны является инновационная активность. В свою очередь она зависит от экономического и научно-технического потенциала государства, его инновационной политики и ресурсов, духовного состояния общества.

На уровне предприятия (компании) инновационная активность зависит от выбора стратегии и качества управления деятельностью, гибкости производственных систем и использования ресурсов.

Инновационная активность проявляется через инновационные процессы целенаправленную деятельность по созданию, освоению в производстве и продвижению на рынок продуктовых, технологических и организационно-управленческих новшеств.

Характерной чертой инновационных процессов является их нелинейность в отличие от производства и логистики. Линейность предполагает однократное использование знаний, а инновационные процессы - перманентное, т.е. параллельность новаторской деятельности в отношении продукции, организации и управления – многообразие областей нововведений.

Инновационные процессы поддерживаются институциональными и структурными факторами, связанными с перераспределением ресурсов в соответствии с критериями сложившейся структуры общественных потребностей и наиболее полного удовлетворения текущего и перспективного платежеспособного спроса.

Правительство Российской Федерации (Постановление от 24 июля 1998 г. № 832) определило, что инновационный процесс, включает: нововведения; инновационную деятельность; государственную инновационную политику; инновационный потенциал; инновационную сферу; инновационную инфраструктуру и инновационные программы.

Инновационная сфера является частью системы экономических отношений. Это совокупность отраслей национального хозяйства (частных и государственных структур) и видов общественной деятельности, не принимающих прямого участия в создании материальных благ, но производящих особые потребительные стоимости, необходимые для функционирования и развития производства.

Й. Шумпетер следующим образом определил функциональное назначение инновационной сферы:

1)коммерческий анализ потенциальных потребителей инноваций;

2)поиск перспективных идей, источников функционирования;

3)организация создания и внедрения новшества;

4)тиражирование;

5)поддержка и утилизация.

В инновационную сферу входят ученые и изобретатели, подразделения, разрабатывающие и внедряющие инновации; венчурные и научно-технические организации; система образования.

        Условия функционирования инновационной сферы обуславливаются интеллектуальной собственностью и собственностью на продукты инновационной деятельности. В ней формируется специализированная материально – техническая база, накапливаются специальные приемы и методы организации и управления инновационной деятельностью, разрозненные процессы создания и внедрения новшеств объединяются в единый инновационный процесс, обеспечивающий условия их освоения предприятиями и потребителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        Раздел 2. Разработка инновационного проекта.

2.1. Схема процесса разработки вывода товара на рынок.

       Этот процесс, включает этапы от генерации идей до начала коммерческой реализации товара. В это время фирма создает потенциальные варианты, получает представление потребителей о них, оценивает их, устраняет наименее привлекательные, разрабатывает опытные образцы продукции, испытывает их и внедряет на рынке. Экономия на первых этапах может вызвать большие издержки и даже потери на последующих. Поэтому разумная политика состоит в тщательной проверке концепции товара на ранних этапах. Основные этапы этого процесса отражены на рис.1.

                             Рис.1. Процесс разработки и вывода товара на рынок.

                         

                                       Обзор рыночной ситуации

                                         

                                                 Генерация идей

                    

                                                Фильтрация идей

                                              Проверка концепции

 

                                             Экономический анализ

 

                                               Разработка продукта

 

                                               Испытание продукта

 

                                                Пробный маркетинг

 

                                             Коммерческая реализация

 

2.2. Обзор рыночной ситуации.

        Разработка любой инновации начинается с генерации и фильтрации идей.

        Генерация идей — постоянный и систематический поиск возможностей создания новых товаров. Этот этап — задающий в инновационном процессе. Для успеш­ной деятельности на рынке предприятие должно иметь управленческий механизм, способный использовать любые идеи, из какого бы источника они не появлялись.

        Анализируя информационные потоки, стимулировавшие воз­никновение нововведения, и выделяя те из них, характер которых имел наибольшее значение для зарождения идеи новшества, исследователи выдвигают гипотезы "технологического подталкивания" и "подтягива­ния спросом". В соответствии с этими гипотезами обычно выделяют научно-техническую (технологическую) и экономическую (коммерче­скую) информацию: первая содержит сведения о существующих техно­логических возможностях решения той или иной проблемы, вторая — о нуждах потребителя. Преобладающим фактором является "подтягива­ние спросом". Так, за рубежом в среднем в 75 % случаев источ­ником нововведений являются рыночные факторы. Источники, ориентированные на рынок, выявляют возможности, основанные на определяемых в ходе специальных исследований (опросы клиентуры, групповые обсуждения, анализ поступающих писем и жалоб) желаниях и нуждах потребителей. Затем на удовлетворение этих желаний ориен­тируются научные исследования и конструкторские разработки, и результате появляются такие товары как КПК, шариковые дезодоранты, легко открываемые банки с газированными напитками и различная бытовая техника. Не менее важным источником идей являются фундаментальные научные исследования, которые направлены на получение новых знаний и косвенно приводят к возникновению инноваций. Чаще всего, таким образом, возникают совершенно новые товары и технологии (телевизоры, видеомагнитофо­ны, антибиотики, синтетические волокна, лазерная обработка метал­лов), порождающие затем лавинообразный процесс усовершенствова­ний и модификаций.

        Важным источником инноваций может быть деятельность кон­курентов. Появление новинки на рынке чаще всего становится отправ­ной точкой поиска конкурирующего новшества. Отметим также, что имитация инноваций, а иногда и прямое заимствование идей и разрабо­ток являются хоть и неэтичной, но реальной практикой рыночного поведения предприятий.

        Еще одним источником идей являются собственные проблемы техники и технологии предприятия. Иногда, решая незначительную инженерную задачу, касающуюся нужд предприятия, приходят к от­крытиям или изобретениям, совершающим настоящий переворот в це­лой отрасли.

        В последние десятилетия все более важными источниками идей стали проблемы экологии, в частности утилизации отходов. Необходи­мость как-то использовать мусор приводит к возникновению нужных людям новшеств.

       Очень большой интерес представляют методы поиска идей. В настоящее время таких методов существует свыше 100 и их количество постоянно увеличивается.

       После того как фирма выделила идеи потенциальных товаров, она должна провести их фильтрацию, чтобы исключить из рассмотрения неподходящие. Как правило, такая фильтрация производится на первичной стадии с помощью балльных оценок идей по соответствующим фильтрующим перечням, где содержатся критерии оценок идей, их веса и пределы балльных оценок. Пример перечня таких критериев приводится ниже.

Критерии фильтрации:

1. Общие критерии.

      Потенциальная прибыль.

      Существующая конкуренция.

      Потенциальная конкуренция.

      Размер рынка.

      Уровень инвестиций.

      Возможность патентования.

      Степень риска.

2. Маркетинговые критерии.

      Соответствие маркетинговым возможностям.

      Воздействие на существующую продукцию.

      Привлекательность для существующих потребительских рынков.

      Потенциальная длительность жизненного цикла продукции.

      Воздействие на образ фирмы.

      Устойчивость к сезонным воздействиям.

3. Производственные критерии.

      Соответствие производственным возможностям.

      Время до начала коммерческой реализации.

      Простота производства.

      Доступность трудовых и материальных ресурсов.

      Возможность производства по конкурентоспособным ценам.

 

2.3. Проверка концепции и экономический анализ.

        Фирма должна иметь обратную связь с потребителями по поводу своих идей и продукции. Проверить концепцию — значит представить потребителю предлагаемый товар и оценить его отношение к нему и намерение сделать такую покупку. Потребителю представляется письменная или устная информация, и его просят ответить на следующие вопросы:

      легко ли понять идею концепции товара?

      видны ли четкие преимущества данной продукции по сравнению с имеющимися на рынке товарами?

      какова оценка степени достоверности представленной информации?

      имеется ли намерение купить этот товар?

      произойдет ли замена у потребителя имеющихся изделий новым товаром?

      удовлетворяет ли новый товар потребность потребителя?

      какие можно предложить улучшения в характеристиках товара?

      какова предполагаемая частота покупок?

      кто конкретно будет пользователем товара?

     Экономический анализ оставшихся идей продукции гораздо больше детализован, чем этап фильтрации. Это связано с тем, что следующий этап — дорогая и длительная разработка продукции. Поэтому действенное использование экономического анализа необходимо, что бы вовремя устранить малоэффективные варианты.

Экономический анализ должен включать:

      прогнозы спроса (соотношение объемов сбыта и цен, потенциальный кратко- и долгосрочный сбыт, сезонность, показатели повторных и замещающих покупок, интенсивность каналов сбыта),

      прогнозы издержек (общие и относительные издержки, использование существующих мощностей и ресурсов, соотношение начальных и текущих расходов, оценки расходов на сырье и прочих издержек, экономия на масштабе производства, издержки в каналах сбыта, уровень достижения окупаемости),

      оценку конкуренции (кратко- и долгосрочные показатели положения на рынке конкурентов и компании, вероятные стратегии конкурентов в ответ на новую продукцию фирмы),

      оценку требуемых инвестиций (в НИОКР, испытания, продвижение, подготовку производства, распределение и сбыт),

      оценку прибыльности (период покрытия первоначальных расходов, кратко- и долгосрочная общая и относительная прибыль, контроль над ценами, скорость возврата инвестиций и доход от них, риск).

 

2.4. Разработка и испытание нового продукта.

       Концепция продукта и разработанный продукт - совершенно разные вещи. Между ними годы и огромные издержки на НИОКР и подготовку производства. Однако все ранее изложенное свидетельствует, что инновация, как правило, результат сложного взаимодействия различных сфер деятельности фирмы.

Информация о работе Управление инновациями на предприятии