Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 12:58, курсовая работа
Актуальность работы заключается в том, что деловое общение - необходимая часть человеческой жизни, важнейший вид отношений с другими людьми.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Коммуникации в управлении
1.1. Способы и средства коммуникаций
1.2. Организационные факторы, влияющие на коммуникации
1.3. Понятия и функции управленческого общения
ГЛАВА 2. Деловой разговор с сотрудниками – инструмент управления
2.1. Деловые разговоры с сотрудниками- инструмент правильного руководства
2.2. Техника ведения делового разговора 1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….............30
Цель-максимум: ни финансовых, ни каких-либо других уступок (правда, это нереально, потому что в таком случае для сотрудника разговор окажется безуспешным). Цель-минимум: незначительное повышение оплаты, не нарушающее существующих отношений в рабочей группе. Альтернативные цели: согласие на участие в программах по повышению квалификации или новый, привлекательный круг задач, что позднее скажется и на оплате.
Благодаря формулированию минимальной и альтернативной цели возникает возможность в любом случае пойти на уступки сотруднику, чтобы разговор не окончился для него совсем безуспешно.
За протекание разговора ответственность несет начальник. Он как более опытный должен следить за соблюдением правил его ведения. Монологи никому не нужны; успешный результат разговора, очевидный для обеих сторон, может быть достигнут только в том случае, если сотрудник также имеет возможность высказаться.
Нужно смириться с тем, что мнения и манеры поведения сотрудников отличаются от Ваших собственных. Нужно попытаться понять точку зрения сотрудника, его мотивы и потребности. В разговоре акцентировать внимание на следующих моментах:
- точке зрения и потребностях сотрудника;
- Ваших собственных мнениях и мотивах и
- вытекающих отсюда различиях.
Вместе с сотрудником поищите решения, которые будут приемлемы для обеих сторон.
Некоторые правила, которые относятся к ведению делового разговора в целом и к деловому разговору с сотрудником в частности.
1. Убедитесь, что Вам не будет мешать шум, и что Вас не будут отвлекать и прерывать посторонние. Если это возможно, разговор должен происходить с глазу на глаз.
2. Выделите для разговора достаточно времени. Не ведите деловых разговоров в спешке или из-за сиюминутного побуждения. Переносите разговор, если существует опасность не успеть довести его до конца.
3. Будьте внимательны к собеседнику! Дайте ему ясно понять, что во время разговора для Вас не существует ничего более важного, чем он и тема разговора.
4. Начните разговор с чего-то позитивного (например, с упоминания многолетнего доброго сотрудничества). Однако это положительное введение не должно продолжаться чрезмерно долго. Не забывайте, что и сотрудник тоже хочет перейти «к делу».
5. Наметьте заранее ход разговора, чтобы не забыть ничего важного. Но не планируйте его слишком подробно — довольствуйтесь общими наметками, чтобы в разговоре у Вас было определенное «пространство для маневра» и гибких реакций.
6. Не упускайте из виду цель разговора. Конечно, выслушивайте высказывания сотрудника, выходящие за рамки запланированной темы, но старайтесь вернуть разговор к насущным проблемам.
7. Проявляйте терпение. Предложите собеседнику сформулировать собственное мнение и внимательно его выслушайте. В разговоре должны возникать паузы, хотя трудно выносить тишину и молчание. Но это сигнализирует о Вашем интересе и дает собеседнику возможность сформулировать и предложить собственное решение. Не менее важно, что и у Вас будет время для собственной аргументации.
8. Начинайте разговор открыто и без предвзятого мнения, реагируйте гибко и не принимайте скороспелых решений.
9. Выражайте отрицательные оценки (например, в деловом разговоре, посвященном критике сотрудника) ясно, но без личных упреков. Критика должна относиться к делу, а не к личности. Критикуйте конструктивно, предлагая помощь и вместе решая, что можно сделать, чтобы избежать ошибочного поведения.
10. При ошибочной оценке ситуации (например, в разговоре, в котором оценивается работа сотрудника) не бойтесь признать собственную ошибку и пересмотреть оценку.
11. Важно не только что сказано, но и как сказано. Формулируйте свои мысли по делу и не переходите на личности. Не ведите разговор слишком официально или в раздраженном тоне. Подумайте, позволили ли бы Вы своему собеседнику употреблять подобные выражения.
12. Дайте сначала высказаться собеседнику, а уже потом выскажите свое мнение. Стеснительных сотрудников настоятельно попросите сказать, что они думают.
13. Выслушивайте внимательно своих сотрудников.
14. Не судите поспешно, лучше в случае необходимости еще раз проверить все факты. Дайте сотруднику понять, что Вы занимаетесь данной проблемой, договорившись с ним об еще одном дне для продолжения разговора.
15. Во время разговора не скрывайте своих эмоций, Ваше отношение и доверие к сотруднику это позволяют.
16. Во время разговора следите за собственным невербальным поведением, а также за поведением собеседника. Особенно часто передаются невербальным путем сведения эмоционального характера. Ваши слова и невербальное поведение не должны вступать в противоречие, иначе можно вызвать недоверие.
17. Отсутствие взаимопонимания вызвано многими причинами: разным языком, различным предыдущим опытом, рассеянностью во время разговора. Вы должны чувствовать подобное непонимание и как можно быстрее улаживать возникающие недоразумения.
18. Разговор должен быть конфиденциальным. Особенно если сотрудник доверил Вам что-то личное.
19. Но обещайте того, чего Вы не сможете выполнить. Например, начальник редко имеет возможность сам принять окончательное решение о повышении зарплаты или переводе на другое место; но он, безусловно, может пообещать попробовать добиться этого.
20. Имейте мужество прервать разговор, когда все важнейшие аргументы уже высказаны и не приходится ожидать дальнейшего конструктивного развития разговора.
21. Ведите деловые разговоры с сотрудниками, ориентируясь на цель; никогда не упускайте ее из виду. Время от времени подводите промежуточные итоги. И в конце разговора еще раз резюмируйте важные договоренности, дабы показать сотруднику, что было достигнуто в результате разговора. Заодно это поможет своевременно выявить и устранить возможные недоразумения. Заключите договоренности, обязательные для обеих сторон, и зафиксируйте их и письменном виде.
22. Не проводите разговоров «для галочки», если все обязательные решения уже приняты.
23. Позаботьтесь о том, чтобы разговор был закончен и дружественном тоне, ведь в конечном счете Вам ещё предстоит работать с этим сотрудником. Возникшие ранее недоразумения должны быть устранены в ходе разговора.
Вопросы — полезный инструмент ведения разговора
Техника постановки вопросов — один из важнейших инструментов успешного ведения беседы.[12] Это относится и к деловому разговору с сотрудниками. Правильно поставленные вопросы помогают в общении как начальнику, так и подчиненному.
- Неуверенных в себе и замкнутых сотрудников можно «разговорить» самыми простыми вопросами. Часто, чтобы преодолеть возникающие в начале разговора затруднения и создать необходимую атмосферу, бывает достаточно нескольких подготовленных вводных вопросов.
- Когда проработан один пункт разговора, подходящий вопрос поможет перейти к следующему. Правильным вопросом можно сознательно придать разговору нужное направление или перевести на тему, которую также надо обсудить. Замкнутого собеседника вопросами побуждают выразить свое мнение или привлекают к участию в принятии решения.
- Главная задача правильно применяемой техники вопросов, конечно же, заключается в том, чтобы спрашивающий получил необходимую информацию. Во многих деловых разговорах важно прежде всего обсудить тему или проблему. Но, задавая вопросы, Вы узнаете возможные сомнения или возражения сотрудников, на которых можно остановиться позднее.
- Подходящими вопросами «по делу» Вы сигнализируете своему сотруднику, что Вам интересны его высказывания. Кроме того, Вы демонстрируете свою готовность активно выслушать собеседника.
- Иногда может возникнуть необходимость, задав вопрос, выиграть немного времени, чтобы таким образом избежать необдуманного ответа. Кроме того, вопросы - хороший способ среагировать на возражение.
Наряду с этими многочисленными преимуществами нельзя не сказать о двух проблемах применения техники вопросов: недопустимо использовать вопросы для дотошного выспрашивания сотрудников и для манипулирования ими.
Виды вопросов, к которым прибегать следует в крайних случаях.[13]
Провоцирующие вопросы должны выманить собеседника из его «укрытия» и тем самым начать дискуссию. Используются также для того, чтобы выудить у собеседника информацию, которой он иначе, возможно, не поделился бы. Из-за отрицательного влияния провоцирующих вопросов на атмосферу разговора и особой ситуации, возникающей в результате, их следовало бы избегать в деловых разговорах с сотрудниками.
Пример
На Вашей прежней работе Вы хоть раз принимали действительно самостоятельные решения?
Мотивирующие (стимулирующие): призваны положительно влиять на атмосферу разговора благодаря «дружески-партнерским» формулировкам. (В психологии их определяют как элементы «поглаживания».) Но они часто воспринимаются как манипулятивные, нечестные или иронические.
Суггестивные (наводящие) вопросы уже содержат мнение и должны побудить спрашиваемого присоединиться к нему. Из-за своего манипулятивного характера наводящие вопросы часто приводят к отрицательной реакции спрашиваемого, поэтому их следует избегать.
Пример
Вы наверняка не против того, чтобы иногда поработать и сверхурочно?
Встречные: Вы не отвечаете на вопрос собеседника, а задаете свой. В любом случае это дает Вам минимальный выигрыш во времени. Кроме того, во многих случаях встречный вопрос ведет к тому, что вопрос первоначальный изменяется или полностью забывается либо спрашивающий сам на него и отвечает. Части благодаря встречному вопросу удается получить дополнительную информацию, на которой может базироваться последующий ответ. Частично встречный вопрос носит деструктивный характер и воспринимается как невежливый, поэтому к нему можно прибегать только в крайних ситуациях.
Самые простые виды встречного вопроса: собеседник делает вид, что не расслышал или недопонял, о чем его спросили.
Пример
Простите, что Вы сказали?
Что Вы имеете в виду?
Встречный вопрос может преследовать в разговоре и совершенно определенные тактические цели, уже изложенные на примере других вопросов, например: встречный вопрос как отвлекающий; как контрольный; как наводящий; альтернативный.
Как правило, начальник и подчиненный преследуют в разговоре разные цели. Начальнику хотелось бы привлечь последнего на свою сторону, внушить ему собственную точку зрения и доказать привлекательность своих идей и предложений. Но этого следует добивать убеждениями, а не уговорами.
Уговаривать — означает ловко манипулировать собеседника с целью скорейшего получения его согласия.[14] В большинстве случаев такой успех бывает кратковременным, ведь когда позднее у собеседника появится возможность спокойно и не торопясь подумать — «Как это я согласился?» - он поймет, что им манипулировали. А это отрицательно скажется на его доверии в последующих разговорах.
Лучше убедить сотрудника, учитывая его собственные интересы. В идеальном случае убеждающая аргументация ведет к тому, что:
- совместно анализируется положение дел;
- обсуждаются мнения, оценки и различия во взгляде обоих партнеров по разговору;
- находится решение, приемлемое для обеих сторон.
Недостаточное умение правильно выслушивать других людей — причина многих недоразумений в разговоре. Тот, кто слушает правильно:
- получает от собеседника важные сведения о положении дел;
- выражает свою высокую оценку собеседника;
- узнает его мнения, желания и потребности и может адекватно на них отреагировать;
- приобретает важные опорные точки для собственной аргументации;
- предотвращает возникновение недоразумений;
- побуждает собеседника продолжать разговор;
- вместе с собеседником вырабатывает действительное решение проблемы.
Продемонстрируйте сотруднику готовность активно его выслушать. Не торопитесь и подчеркните свое внимание невербальными сигналами (например, глядите ему в глаза, сидите, повернувшись к нему, кивайте). Попытайтесь понять не только слова собеседника, но и их вероятный скрытый смысл.
Прежде чем принять решение исходя из собственной точки зрения на проблему, поставьте себя на место подчиненного. Попытайтесь взглянуть на все с его точки зрения. Выясните мотивы и потребности сотрудника и обсудите обнаруживающиеся различия, не задевая его чувств. Только если Вы знаете, в чем заключаются различия, Вы сможете найти адекватное решение.
Для деловых разговоров с сотрудниками не может быть застывшей, годной на все случаи схемы. Как и многие другие беседы, деловой разговор невозможно точно предусмотреть во всех деталях. Кроме того, у сотрудников не должно появиться чувство, что они попали в прокрустово ложе плана разговора, которое не даст им возможности в достаточной степени выразить свои взгляды.