Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 00:04, шпаргалка
ответы на 44 вопроса.
1. Человек, организация, решение
2. Принятие решений и менеджмент
3. Модели принятия решений в организациях
4. Использование моделей процесса принятия решений
5. Основные управленческие функции в организации
6. Проблемы и их решения (экономико-математическая модель)
7. Основные этапы разработки УР
8. Подготовка к разработке УР
9. Разработку УР
10. Принятие решения, его реализация, анализ результатов
11. Цели, приоритеты и ценности
12. Миссия организации, виды и свойства целей, дерево целей
13. Оценка степени достижения целей, метод блок-схем
14. Искусство и наука прогнозирования
15. Классификация основных методов прогнозирования
16. Основные этапы экспертного прогнозирования
17. Изыскательное прогнозирование
18. Нормативное прогнозирование
19. Возникновение стратегического управления
20. Основные принципы стратегического управления
21. Технология выработки стратегического управления
22. Классификация статегий
23. Типология систем, в которых разрабатываются и принимаются решения
24. Концептуальная модель организации
25. Типология УР
26. Особенности УР
27. Принципы классификации УР
28. Целевая ориентация УР
29. Системный подход как основа разработки и принятия УР
30. Модели и методы принятия УР
31. Применение свод-анализа при разработке стратегических решений
32. Структура внешней среды процесса разработки и принятия УР
33. Влияние человеческого фактора на процесс разработки УР
34. Функции решения в методологии и организации процесса управления
35. Формы разработки и реализации УР
36. Сущность и содержание УР
37. Понятие неопределенности и риска
38. Классификация рисков при разработке УР
39. Методы уменьшения неопределенностей и риска при разработке решения
40. Контроль реализации УР
41. Ответственность при реализации УР
42. Факторы качества УР
43. Методы управления качеством
44. Эффективность УР
вые знания или информацию для выполнения решений. Совет – деловая беседа, проводимая руководителем с целью поделиться
собственными взглядами на выполнение решений. Тренинг – специально организованная деятельность по разработке и реализации решений, в ходе которой закрепляются навыки разработки решений. Совещание – коллективная деловая беседа, проводимая руководителем с целью оперативного доведения до подчиненных конкретных задач; это форма использования коллективного разума, обмена информацией и опытом. Заседание – узкопрофессиональное совещание для решения организационных задач. Отчет – сообщение специалиста о результатах проделанной работы по
выполнению решения
36. Сущность и содержание УР
УР называют творческое, волевое действие субъекта управления, основанное на знании объективных законов функционирования управляемой системы и анализе информации о ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы и способов разрешения проблемы [55]. УР является основой процесса управления. Управлять — значит решать. Термин «управленческое решение» употребляется в двух основных значениях: как процесс и как явление (рис. 1.2). Как процесс УР — это поиск, переработка и анализ информации, разработка альтернатив, выбор лучшей из них, утверждение и реализация. Как явление УР — это план действий, приказ, программа, постановление, устное или письменное распоряжение.
Управленческое решение - директивный акт целенаправленного воздействия на объект управления, основанный на анализе достоверных данных, характеризующих конкретную управленческую ситуацию, определение цели действий, и содержащий программу достижения цели.
Кажд УР должно удов-ть след требованиям: -целенаправленность (иметь ясную цель, без чего невозможно принятие рационального решения) , -объективность, -своевременность (то есть приниматься тогда, когда его реализация может привести к поставленным целям), -обоснованность, -правомочность (то есть опираться на требования правовых актов, нормативных документов, указаний и распоряжений руководителей, учитывать обязанности и права руководителей по отношению к подчиненным), -комплексность, -быть конкретным, -не противоречать ранее принятым реш-ниям.
Управленческое решение: · формирует управляющее воздействие, связывая т об субъект и объект управления; · становится результатом творческой мыслительной деят-ти чел-ка, в основе кот лежат познание и сознательное использование объективных законов, привлечение личного опыта; · опред круг действий субъекта и объекта управ-я для достижения общих целей данной сист-мы, т.е. ведет к действию, практическим результатам. Т об, УР - это творческий акт целенаправленного воздействия субъекта управления на объект, основанный на знании объективных законов и опыте и ведущий к практическим результатам.
Экономическая сущность УР заключается в том, что для разработки и реализации любого решения требуются финансовые, материальные, временные и иные
Организационная сущность состоит в том, что в процессе разработки и реализации управленческого решения участвуют работники организации.
Правовая
сущность УР проявляется в точном соблюдении
правовых норм при подготовке и реализации.
Технологическая сущность УР заключается
в возможности обеспечения персонала
необходимыми техническими, информационно-
37. Понятие неопределенности и риска
Неопределенность определяется как не вполне отчетливая, неточная, неясная информация о каком-либо объекте или процессе. Риск трактуется как возможность получения запланированною результата. Эта возможность может привести как к положительным, так и к отрицательным результатам. Обычно неопределенность связывают с подготовкой УР, а риск — с реализацией УР, то есть с результатами.
Как явление неопределенность представляет собой набор нечетких или размытых описаний объектов или процессов, взаимоисключающей
или недостаточной информации Сюда относятся и форсмажорные события, иногда возникающие помимо воли и сознания конкретного работника и изменяющие намеченный ход событий. Неопределенности разделяются на две группы: объективные и субъективные. Объективные не зависят от руководителя или специалиста,
разрабатывающих или реализующих УР. Субъективные возникают из-за профессиональных ошибок, упущений, несогласованности, сложности задания или
нехватки времени. Риск — это возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества. Неопределенность — это неполнота или недостоверность информации об условиях реализации решения, наличие фактора случайности или противодействия . Таким образом, принятие решения в условиях неопределенности означает выбор варианта решения, когда одно или несколько действий имеют своим следствием множество частных исходов, но их вероятности совершенно не известны или не имеют смысла .
Сталкиваясь с неопределенностью,
руководитель может использовать две
основные возможности. Во-первых, попытаться
получить дополнит инф-цию и еще раз проанализировать
проблему. Руководитель сочетает эту дополнительную
информацию и анализ с накопленным опытом,
способностью к суждению или интуицией,
чтобы придать ряду результатов субъективную
или предполагаемую вероятность.
Вторая возможность – действовать в
точном соответствии с прошлым опытом,
суждениями или интуицией и сделать предположение
о вероятности событий. Временные и информационные
ограничения имеют важнейшее значение
при принятии управленческих решений.
В ситуации риска можно, используя теорию
вероятности, рассчитать вероятность
того или иного изменения среды, в ситуации
неопределенности значения вероятности
получить нельзя.
38. Классификация рисков при разработке УР
1. В зависимости от возможного результата (рискового события) риски можно поделить на две большие группы: - риски означают возможность получения отрицательного или нулевого результата. К этим рискам относятся риски: природно-естественные, экологические, политические, транспортные и часть коммерческих (имущественные, производственные, торговые); - спекулятивные риски выражаются в возможности получения как положительного, так и отрицательного результата. К этим рискам относятся финансовые риски, представляющие собой часть коммерческих рисков.
2. По основной причине возникновения риски делятся на следующие категории: - природно-естественные риски - риски, связанные с проявлением стихийных сил природы; -экологические риски - риски, связанные с загрязнением окружающей среды; -политические риски - риски, связанные с политической ситуацией в стране и деятельностью государства. - транспортные риски - риски, связанные с перевозками грузов транспортом: автомобильным, морским, речным, железнодорожным, самолетами и т.д.; - коммерческие риски - опасность потерь в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Они означают неопределенность результатов отданной коммерческой сделки1.
3. По структурному
признаку коммерческие риски
делятся на следующие
39.Методы уменьшения неоп и риска при разработке решения
Управление риском включает шесть стратегий: • уклонение от деятельности, содержащей большой риск; • принятие ответственности за риск с гарантией полной компенсации за счет собственных средств организации (создание страхового фонда); • распределение риска среди непосредственных участников бизнеса, • создание в качестве подразделений основной организации сети самостоятельных венчурных фирм с ограниченной ответственностью; • продажа и передача ответственности за риск другому лицу, например, страховщику; • сокращение возможных отрицательных последствий от риска с помощью предупредительных мер.
В каждой организации
в различной степени должны использоваться
все шесть стратегий. Из них наибольшее
распространение получает страхование
рисков организации. Снижению неопределенностей
и рисков способствует применение метода
функционально-стоимостного
анализа (ФСА). Он предусматривает выполнение
семи этапов' подготовительного, информационного,
аналитического, творческого, исследовательского,
рекомендательного и внедренческого.
Подготовительный
этап заключается в выборе конкретного
объекта управления (ОУ), создании исследовательской
группы и подготовке к проведению анализа,
составлении графика проведения ФСА.
Информационный
этап состоит в подготовке модели использования
ОУ, оценке реальных условий функционирования
ОУ, изучении рационализаторских предложений
по ОУ, составлении и анализе калькуляции
затрат по ОУ, построении функционально-стоимостной
модели ОУ и определении приоритетов решаемых
задач. Аналитический
этап включает составление перечня функций
ОУ и их классификацию, исключение лишних
и добавление необходимых функций, построение
новой скорректированной модели ОУ, калькуляцию
затрат, экспертную оценку нового состава
функций ОУ. Творческий
этап заключается в поиске приемов и методов
активизации подготовки управленческих
решений по ОУ, поиске альтернативных
решений по объединению, разделению, изменению
функций ОУ для улучшения набора потребительских
свойств и в отборе наиболее приемлемых
вариантов. Исследовательский
этап включает подготовку эскизов построения
ОУ по принятым вариантам и их сравнительную
оценку, внешнюю экспертизу принятых вариантов,
создание макета или модели опытного ОУ
Рекомендательный
этап предполагает составление технико-экономического
описания выбранного варианта ОУ, обоснование
прямых и косвенных областей применения
ОУ, составление рекомендаций по наиболее
эффективному применению тех или иных
свойств ОУ в соответствующих областях
использования. Этап
внедрения включает организацию
рекламной кампании и поиск организаций
для возможного использования разработанного
ОУ, сбор статистических данных о процессе
внедрения и реальных потребительских
свойствах нового продукта. Семь этапов
ФСА могут выполняться по последовательной,
параллельной или смешанной схемам. Последовательная
схема используется в малых и средних
по численности работников и уровню технологии
компаниях. Параллельная схема в основном
используется в больших по численности
работников, наукоемких или сложных по
технологии компаниях. Смешанная схема
организации используется на уровне крупных
отраслей народного хозяйства или экономики
страны в целом.
40. Контроль реализации УР
Контроль – это функция управления, устанавливающая степень соответствия принятых решений фактическому состоянию системы, выявляющая отклонения и их причины. Необходимость контроля очевидна, практика свидетельствует о том, что даже качественно разработанные решения оказываются невыполненными из-за отсутствия отлаженной системы контроля. Процесс контроля – это деятельность субъектов контроля, направленная на выполнение принятых решений путем реализации определенных задач, методов. Его характеризуют три составляющие: · содержательная, т.е. что выполняется в процессе контроля, · организационная, т.е. кем и в какой последовательности осуществляется контроль, · технологическая, т.е. как контроль осуществляется. Цель контроля – обеспечение единства решения и исполнения, предупреждение ошибок и недоработок, отклонений. Содержание контроля проявляется в выполняемых им функциях. Диагностическая функция контроля состоит в выявлении фактического состояния по выполнению принятия решения. Ориентирующая функция контроля направлена на указание ориентиров, т.е. тех вопросов, которые в данный момент заслуживают внимания. Стимулирующая функция проявляется в выявлении и вовлечении «в работу» всех неис-
пользованных ресурсов, в первую очередь человеческого фактора. Корректирующая функция контроля заключается в уточнении сути самого решения в
том случае, если изменилась обстановка. И наконец, одна из функций контроля – это авторский надзор, позволяющий проверить воплощение замысла. Контроль по упреждению разрабатывается на базе норм, стандартов, правил в процессе разработки решения. Схема организации контроля по упреждению следующая:
Требования к эффективному контролю: - Стратегическая направленность (должен отражать общие приоритеты организации и поддерживать их); - Ориентация на результаты (Конечная цель контроля состоит не в том, чтобы собрать информацию, установить стандарты и выявить проблемы, а в том, чтобы решить задачи, стоящие перед организацией); - Своевременность
Предварительный контроль осуществляется до начала выполнения решения. Его главная задача – установить, верно ли определены цели и выбрана стратегия. На этом этапе разрабатываются и корректируются критерии оценки решения, идет отладка методики последующего вида контроля – текущего. Текущий контроль осуществляется в процессе разработки и реализации решения. Он включает необходимые измерения, взвешивания, оценку. В разовом порядке используется фильтрующий вид текущего контроля, когда из-за резких отклонений реализация решения приостанавливается. Процесс текущего контроля для повышения его гибкости, точности и объективности необходимо осуществлять с привлечением ПК. Заключительный контроль имеет три важные функции: а) создание или пополнение базы данных по реализованным решениям на ПК; б) формирование статистики деятельности организации для принятия решения в экспертных