Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 00:04, шпаргалка
ответы на 44 вопроса.
1. Человек, организация, решение
2. Принятие решений и менеджмент
3. Модели принятия решений в организациях
4. Использование моделей процесса принятия решений
5. Основные управленческие функции в организации
6. Проблемы и их решения (экономико-математическая модель)
7. Основные этапы разработки УР
8. Подготовка к разработке УР
9. Разработку УР
10. Принятие решения, его реализация, анализ результатов
11. Цели, приоритеты и ценности
12. Миссия организации, виды и свойства целей, дерево целей
13. Оценка степени достижения целей, метод блок-схем
14. Искусство и наука прогнозирования
15. Классификация основных методов прогнозирования
16. Основные этапы экспертного прогнозирования
17. Изыскательное прогнозирование
18. Нормативное прогнозирование
19. Возникновение стратегического управления
20. Основные принципы стратегического управления
21. Технология выработки стратегического управления
22. Классификация статегий
23. Типология систем, в которых разрабатываются и принимаются решения
24. Концептуальная модель организации
25. Типология УР
26. Особенности УР
27. Принципы классификации УР
28. Целевая ориентация УР
29. Системный подход как основа разработки и принятия УР
30. Модели и методы принятия УР
31. Применение свод-анализа при разработке стратегических решений
32. Структура внешней среды процесса разработки и принятия УР
33. Влияние человеческого фактора на процесс разработки УР
34. Функции решения в методологии и организации процесса управления
35. Формы разработки и реализации УР
36. Сущность и содержание УР
37. Понятие неопределенности и риска
38. Классификация рисков при разработке УР
39. Методы уменьшения неопределенностей и риска при разработке решения
40. Контроль реализации УР
41. Ответственность при реализации УР
42. Факторы качества УР
43. Методы управления качеством
44. Эффективность УР
Анализ ситуации. Здесь можно выявить факторы, кот будут опред динамику развития ситуации. Здесь могут использ неск методов: -факторный анализ, -корреляционный анализ, -разработка многомерных шкал. Полезен также анализ устойчивости ситуации, что позволяет опред развитие фирмы в будущем и осущ планирование.
Диагностика ситуации. Для диагностики ситуации могут использоваться различные способы, но все они основаны на выделении ключевых проблем, на кот мен-р должен обратить первоочередное внимание. Цель диагностики опред наиб чувствит моменты, кот могут привести к неблагоприятному развитию событий и породить целый ряд проблем. Положит. Моменты диагностики: -возможность увел прибыльности предп-тия; -завоевание новых рынков сбыта; -ввод в действие новых технологич линий. Диагностика способствует адекватному пониманию ситуации. Для этого необходимо: -опред. Закономерности, в соотв с кот развивается ситуация; -опред механизмы, с пом кот можно воздействовать на ситуацию; -опред ресурсы, кот будут задействованы.
Разработка
прогноза развития ситуации.
Прогноз – ожидаемое развитие событий.
Не прогнозирую ход развития событий невозможно
осущ управление. Прогноз может вкл в себя
не только количественную, но и качественную
оценку.
9.Разработка УР
Этапы
разработки УР: 1)Получение инф-ции
о ситуации, 2)Опред целей, 3)Разработка
оценочной сист-мы, 4)Анализ ситуации,
5)Диагностика ситуации, 6)Разработка
прогноза развития ситуации в будущем,
7)Генерирование альтернативных вариантов
реш-ния, 8)Отбор осн вариантов, 9)Разработка
сценариев развития сист-мы, 10)Экспертная
оценка осн вариантов, 11)Коллективная
оценка, 12)Принятие реш-ния, 13)Разработка
плана, 14)Контроль реализации плана,
15)Анализ результатов развития ситуации
после принятия реш-ния.
10. Принятие реш-ния. Его реализация и анализ результатов.
При принятии наиб
важных УР целесообразно использование
коллективных экспертиз. Они обеспечивают
большую обоснованность и большую
эффективность принимаемых реш-
Принятие реш-ния уполномоченным лицом.
В сов мен-те принятие УР рассмат-ся и как наука, и как искусство. Наука сост в сборе и обработки инф-ции об управляемом объекте, а искусство – в использовании своего опыта и интуиции. На практике возможно ситуация, когда руководитель не может согласиться ни с одним из предложенных вариантов реш-ния. Это вовсе не означает, что мнение экспертов оказалось невостребованным, т.к.: -были выслушаны аргументы противопол. стороны; -на основе этого были определены собств доводы и доказат-ва. Если руководитель хотя бы частично признаёт правильность мнений экспертов, он может пойти на компромисс и согласование противоположных точек зрения. В процессе принятия реш-ния руководитель может запросить допол экспертную инф-цию.
Разработка плана действий.
На этом этапе реш-ние уже принято и надо добиться успешной его реализации, а для этого необ опред последовательность действий и их сроки. Планирование – не раз и навсегда установ план действий. Люб планирование должно быть гибким (должны учитываться изменения внешний и внут среды). Планирование должно постоянно корректироваться, а ход реализации плана отслеживаться.
Контроль реализации плана.
На ранних этапах развития мен-та реализация ф-ций контроля сталкивалась с многочис сложностями и проблемами. Сов комп технологии дают возмож-ть одновременно отслеживать реализацию планов в области маркетинга, производства и поставок, а это позволяет вести мониторинг.
Анализ результата развития ситуации после корректировки плана.
На этом этапе должны быть поставлены след задачи: -оценка сильных и слабых сторон принятых реш-ний; -анализ допол возмож-тей и перспектив; -оценка допол рисков, кот могут существенно скорректировать наши планы.
Выводы: -эффективный
управляющий должен уметь делать
выводы и учитывать их впоследствие при
принятии реш-ния; -мен-р по возможности
должен избежать ошибок, но если они уже
сделаны, это должно стать наукой для будущего;
-если у мен-ра возникают сомнения в правильности
постав. Целей, возможно их переосмысление
и изменение стратегии развития орг-ции.
11. Цели, приоритеты и ценности. Выбор цели явл наиб ответственным моментом. В соотв с выбранной целью формируется стратегия и тактика развития орг-ции, разрабатываются прогнозы и планы действий, оцениваются результаты принятых реш-ний.
Сущ неск осн опред-ний понятия «цель»: -цель – идеальный образ желаемого; -цель указывает общее направление, по кот предп-тие должно двигаться для достижения лучшего результата; -цель определяет желаемое состояние объекта; -цель – описывает желаемый конечный результат деят-ти; -цель – состояние объекта управ-я, к достижению кот стремится орг-ция.
Каждый управленец как самост-ная личность имеет свои личные цели, кот могут опред-ся: -личной сист-мой ценностей; -матер положением; -возрастом; -средой, в кот воспитывался и работает данный чел-к; -состояние здоровья.
Опред-ние цели вкл в себя: -опыт руководства; -изменение в руководстве; -понимание осн факторов, кот влияют на руководство.
Страт и тактич цели ставят конкр люди, кот свойственно ошибаться. Ошибка в постановке цели может привести к полному прекращению деят-ти орг-ции.
Выработке цели предшестует опред-нию приоритетов. Приоритет позволяет выявить осн. направл-я деят-ти орг-ции, кот она считает наиб важными для себя и кот стремится реализовать в первую очередь. Выбору приоритетов предшествует сложная работа, кот проводят топ-мен-ры. Эта работа вкл в себя формирование предварит перечня наиб важных направлений деят-ти орг-ции. На выбор приоритетов оказывает своё влияние соревноват эффект. В условиях рын эк-ки в ходе конкур борьбы побеждает орг-ция, кот использует эффективный маркетинг, поставляет на рынок более качественную и дешевую продукцию.
Ценности – опред сист-ма предпочтений, благодаря кот орг-ция вырабатывает свою линию поведения.
1)Теоретич ценности
– провдедение долгосроч исследований
и разработок, приобретение новых знаний,
рациональное мышления и управ-е. 2)Экон
ценности – рост прибыли, нацеленность
на конечные экон результаты, практичность,
полезность. 3)Политич ценности – власть,
признание. 4)Соц ценности – соц ответственность
руководителя, создание благоприятной
атмосферы и хороших отношений в орг-ции,
отсутствие конфликтов. 5)Эстетич ценности
– дизайн изделия, привлекательность
товаров для потребителя.
12.Миссия орг-ции
Миссия – общее направление , стоящее перед орг-цией и отвечающее на вопрос, для чего орг-ция существует. Отсутствие единого понимания миссии может привести к разобщенности, а это снижает общ эффективность управ-я. Миссия вкл в себя задачи, реш-ние кот стремится взять на себя орг-ция, определяющая её положение в общ-ве, связть с внут и внеш средой.
Виды целей: 1)Выд цели страт и тактич. Страт носят долгосрочный хар-р, а тактич – оперативный. 2)Выд цели траекторные (носят направляющий хар-р) и точечные (стремление достичь конкр результата). 3)Выд цели разных уровней. Сначала идет генеральная цель (обеспечение конкур-ти продукции). Затем идут цели первого уровня (отвеч на вопрос что для этого можно сделать (напр, введение новой технологич линии, повыш квалификации сотрудников, изменение сист-мы вознаграждения, перепрофилирование производства).
Св-ва цели: 1)комплексность означает, что цель должна охватывать деят-ть всей орг-ции;
2)системность
(цель должна затрагивать все элементы,
входящие в состав орг-ции (персонал, технологию,
финансы, инф-ция)); 3)согласованность
(цели орг-ции не должны противоречить
друг другу). Если в орг-ции имеются конкурирующие
цели, руководитель должен устанавливать
последовательность их выполнения. В случае
целей, противоречащих друг другу, руководитель
должен попытаться установить компромисс;
4)достижимость (состояние объекта
управ-я, к достижению кот стремится орг-ция,
должно быть реальным (соотв сложившейся
ситуации)); 5)конкретность (цель,
постав орг-цией, не должна быть расплывчатой.
Руководитель, формируя цель, должен избежать
её двойных толкований. За сформулированной
целью должна просматриваться последовательность
конкр мероприятий); 6)гибкость (цель, сформированная
орг-цией, должна опред таким образом,
чтобы оставалась возмож-ть её корректировки
в случае изменения внеш и внут факторов.);
7)приемлимость (цели орг-ции должны
быть приемлимы для осн субъектов: -собственников;
-руководителей-мен-ров; -орг-ции, кот имеют
партнерские договорные отношения; -рядовые
работники, кот должны трудиться над реализацией
постав целей.)
13. Оценка степени достижения целей, метод блок-схем Для того, чтобы сист-ма управ-я была конструктивной, необходимо выработать спец критерии, позволяющие оценить степень достижения цели. Лучше всего, если эта оценка будет носить колич хар-р. А для этого необходимо составить спец числовую шкалу. Для того, чтобы поставленная орг-цией цель была конкретизирована целесообразно указать временной интервал её достижения. С этой точки зрения цели бывают: 1)долгосрочными (Они предполагают их реализацию в течение длит промежутка времени, а именно свыше 5-ти лет. Больше всего хар-ны для страт планирования) , 2)среднесрочными (реализация от года до 5-ти лет. Могут использоваться как при статегич, так и при тактич планировании) , 3)краткосрочными (реализация до одного года. Хар-ны для тактич планирования).
В идеале те цели, кот ставят орг-ция должны охватывать след виды деят-ти: 1)Экон показатели (доход, прибыль, рентабельность); 2)Успешность маркетинга (объём продаж, для рынка, уровень конкур-ции); 3)Производство (ассортимент, объём производимой продукции, развитие производственных мощностей и технологий, производительность, показатели качества); 4)Финансы (структура капитала, фин активы, выпуск акций, выплата дивидентов); 5)Совершенствование продукции (всего изделия или отд хар-к, изменение дизайна); 6)Орг структуры (дивизианальные структуры, открытые нового филиала, финн-промы группа); 7)Кадры (повыш квалификации персонала, сокращение текучести кадров); 8)Соц условия (различ льготы, условия труда, представление допол отпусков).
В процессе формирования целей можно использовать неск подходов: 1)Аналитический подход, кот предполагает построение опред модели; 2)Изучение лит-ры; 3)Эмпирический метод.
Наиб частым методом явл дерево целей. Если мен-р при формулировке целей ограничивается только словесным описанием, такое дерево целево принесет больше вреда, нежели пользы. Следовательно, необ, чтобы цель была выражена ещё и количественно. При опред-нии целей мен-ры часто допускают след ошибки: 1)Не делается словесного и количественного описания целей; 2)Цель не развернута во времени (она статична); 3)Цели не распределены по степени их влажности.
В процессе формирования целей мен-ры должны: 1)Рассмотреть альтернативные варианты; 2)Исключить второстепенные мероприятия; 3)Исключить мероприятия с относительно низкой эффективностью; 4)Исключить мероприятия, кот невозможно будет реализовать из-за нехватки ресурсов.
Наряду с деревом
целей мен-ры исп блок-схемы.
Их цель – опред последовательность выполнения
задач.
14. Искусство и наука прогнозирование.
Прогнозирование –
одна из гл составляющих процесса управ-я.
Без представления об ожидаемом
ходе событий невозможно принять
эффективного управленческого реш-ния.
К искусству прогнозир-ния активно
прибегали гос деят-ти и полководцы прошлого.
В данном случае прогноз-ние основывалось
на искусстве предсказания. Наука прогноз-ния
стала формироваться только в середине
20 в. Прогноз – некоторые суждения относительно
будущих событий. Первое научное прогнозирование
появилось в 1936 г в области металлургии
и касалось развитие технологич процессов.
В 1952 г было проведено исследование, в
кот на основании анализа 19-ти самых известных
изобретений был составлен прогноз развития
технологии на 21 в. Все технологии в этом
исследовании были разбиты на 8 уровней,
начиная от возникновения первой идеи
и заканчивая реализацией этой идеи в
общ-ве. Переход технич идей от более низкого
уровня к более высокому уровню реализации
в теории получил название перемещение
технологий.
15. Классификация осн методов прогноз-ния
Прогноз-ние подразделяется на 2 осн видов:1)Прогноз-ние изыскательное (поисковое). В его основе лежит тенденция ориентации на представляющиеся возмож-ти, установление прогноза развития ситуации на основании имеющейся инф-ции. Это прогноз-ние соотв перемещение технологий от более низкого к более высокому уровню. Примером такого прогнозирования может служить прогноз-ние в области электроники, микро и нано. 2)Нормативное прогноз-ние основано на миссии орг-ции, на тех потреб-тях и целях, к достижению кот эта орг-ция стремится. Примером норматив прогноз-ния явл прогноз-ние в области освоения космоса.