Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 14:47, реферат
Целью работы стал анализ управленческой мысли Древней Индии и отражение её сейчас в теории менеджмента.
Для достижения заданной цели предлагается решить следующие задачи:
• выявить предпосылки, особенности управленческой мысли в Древней Индии;
• рассмотреть особенности управления на примере письменных источников;
• раскрыть особенности регулирования государственного управления трактатами « Артхашастра» и «Законы Ману».
1.Введение……………………………………………………………....3
2.Развитие управленческих идей в Древней Индии. Письменные источники………………………………………………………………4-13
Заключение………………………………………………....................14-15
Список используемой литературы……………………………………16
В те далекие времена в Древней Индии серьезно обсуждался и решался вопрос о научности в государственном управлении и о пользе науки в практической жизни. «С наукой государственного управления связаны все мирские дела, поэтому тот, кто хочет (успеха) в мирских делах, пусть всегда будет с поднятым жезлом (наказание)... Применение жезла, основывающееся на истинном поведении, приносит живым существам благополучие, Истинное поведение бывает добыто работою над собой и природой».
Анализ текста трактата показывает, что в Древней Индии были известны принцип плановости и процедура планирования как функция государственного управления. Так в «Артхашастре» приводится система управления, в которой многие вопросы экономической, финансовой и хозяйственной жизни решаются на основе этого принципа и с использованием инструментария планирования. Планировалось очень многое: распределение отраслей производства по областям и провинциям, заселение новых областей, число и состав высших и низших чиновников в государственном аппарате, получение общих доходов и расходов, расходы на содержание государственного аппарата. Наконец был разработан плановый инструмент для управления персоналом, точнее — первая в мире модель Табели о рангах, основные положения которой будут приведены чуть позже.
В «Артхашастре» приведены подробные характеристики работы кадров управления всех уровней — царя, министров и советников, послов, градоначальников, главного военачальника, главного сборщика податей в сельской местности. Затем указаны требования к армии надзирателей, которые делились в соответствии с функциями управления по отраслям и видам производства. В «Артхашастре» приведены практически все элементы кадровой работы.
После того, как распределили министерские полномочия, место, время и дело, все с указанными свойствами люди должны быть сделаны министрами, но не советниками».
В трактате приводятся требования к личным и деловым качествам высших руководителей — министров, главных советников, послов, домашнего жреца.
В трактате излагаются интересные процедуры оценки кандидатов на должность министров, осуществляемые с помощью доверенных людей и тайных агентов (рекрутеров). Их родину и способность к руководству пусть царь выяснит через доверенных людей; их искусство в ремесле и остроту в научном знании — от людей с одной с ними специальности; пусть выяснит красноречие, самоуверенность, искусство в ответах, в разговоре, из общения — честность, доброту, устойчивость в преданности; от сожителей пусть выяснит добродетель, силу, здоровье, стойкость, отсутствие упрямства и легкомыслие; лично — приветливость и неспособность вызывать ссоры; пусть выяснит ум, память, ловкость — по приступу к работе; в бедствии пусть выяснит предприимчивость, храбрость, выносливость.
В трактате также излагаются методы подбора и расстановки министров. Совместно с главным советником и домашним жрецом царь, назначив министров на должности, пусть испытывает их хитростями. Пусть он после испытаний министров — чистых по хитрости закона поставит на дела судебные и уголовные; чистых по хитрости выгоды пусть ставит на дела сбора поступлений, на должности сборов податей и счетные; чистых по хитрости любви пусть ставит надела по охране увеселений внутри дворца и вне его; чистых по хитрости страха пусть ставит на дела в непосредственной близости царя. Чистых по всем хитростям пусть сделает советниками; нечистых во всем пусть пошлет в рудники, в строевые леса, в леса — заповедники слонов и в мастерские.
Министров, очищенных по отношению к трем разделам (закон, материальная выгода, любовь) и страху, пусть ставит во главе дел, относящихся к их специальности, в соответствии с результатами проверки их честности».
«Царская должность» уже в те древние времена требовала от человека исключительных качеств. Все время правителя и днем, и ночью было расписано — это выполнение различных административных обязанностей, прием официальных и тайных рапортов, совещания с министрами, казначеями и военачальниками. Перерывы для отдыха, сна, приема пищи, увеселений и развлечений в гареме были также жестко ограничены строгим расписанием. Далекий от «погрязания в типично восточной роскоши», молодой монарх «Артхашастры» был самым большим тружеником в своем царстве. Не всякий царь мог выдержать такую нагрузку, тем более что на каждом шагу приходилось принимать самые тщательные меры предосторожности и личной охраны, опасаясь яда или кинжала убийцы.
При отсутствии напряженности в работе несомненна гибель как того, что уже достигнуто, так и того, что еще предстоит сделать. Напряженностью в работе достигается ее плод и полнота материальных благ».
Одна из обязанностей царя — постоянный контроль и проверка результатов работы своих ближайших сановников.
Одной из ответственных должностей в руководстве страны был глава так называемых объединений (департаментов царской администрации). Главы объединений в 100 или 1000 человек должны производить (среди таких объединений) распределение продовольствия и платы за работу, а также назначения и перемещения. В случае, когда это касается должностей по надзору за имуществом Царя и по охране городов и местностей, перемещений не бывает. Главенствующие люди должны быть постоянными. Их должно быть несколько.
Как уже отмечалось, в стране существовал мощный институт надзирателей — по территориям (губернаторов, сборщиков податей) и по отраслям государственного хозяйства: надзиратели за земледелием, за скотом, за гетерами, надзиратели за судоходством, колесницами и сбором пошлин, в промышленности и ремесле (за мастерскими, рудниками, прядильным делом и др.). Рассмотрим некоторые из них.
Прежде всего, надзиратели царя должны вести дела при содействии счетчиков, писцов, знатоков монеты, держателей чистого Дохода и вторых надзирателей.
Вторые надзиратели — это ездоки на слонах, конях и колесницах. Те из них, которые являются учащимися и зарекомендовали себя умелыми и честными, должны следить (как шпионы) за счетчиками и т. д. И он, царь, должен установить многоначальные (разнородные) и непостоянные (сменяемые) должности. Те, кто не расстраивает имущества, а разумно увеличивает его, стремясь доставить приятное царю, пусть остаются постоянно в своей должности».
В трактате приводятся должностные инструкции, наставления и рекомендации различным надзирателям. Например, надзиратель за питейным делом должен организовывать торговлю, но она может производиться в разных местах или же быть централизованной в соответствии с выгодой при покупке и продаже».
Надзиратель за прядильным
Вся работа должна быть поделена на участки — главные и второстепенные, нужно правильно распределить участников производства, дать определенную работу, координировать исполнение работы. Надзиратель должен считаться с имеющимся материалом и инструментом, правильно приспособить само место работы, подобрать помощников.
На каждом предприятии должна существовать четкая система вознаграждения в виде различных форм поощрения и наказания. Надзиратель должен был заботиться, чтобы на рассвете в помещении прядильни производилась выдача платы за работу в обмен на изготовленный продукт.
Здесь же описаны меры наказания в виде штрафов, причем штрафы взимались и с надзирателя: «Если он смотрит прядущей женщине в лицо или разговаривает о посторонних делах, то с него взыскивается штраф низшего вида (до 96 пана). Если он выдает плату за работу позднее надлежащего времени, то с него следует средний вид указанного штрафа. То же следует в том случае, если он платит за неисполненную работу».
Надзиратель за рудниками, знающий сам науку о металле и рудах, плавку металлов, окраску самоцветов или при помощи людей, это знающих, обеспеченный соответствующими работниками и снабженный инструментами, должен исследовать рудники, бывшие в разработке, имеющие своими признаками шлак и золу, и не бывшие в разработке руды в земле, горах и в жидкости, (их) особый цвет и тяжесть, острый запах и вкус».
Хранитель казны должен сделать помещение для казначейства, торговые помещения, склады, помещения для сырья, арсеналы и тюрьмы».
Характеристика элементов системы управления завершается в «Артхашастре» приведением полного перечня должностей и определением окладов государственных служащих в соответствии с должностными обязанностями при котором они были бы способны исполнять свои обязанности. Государь должен заботиться о материальном благе и в то же время не допускать нарушение закона в своем попечении о государственном организме». Всего в Табели о рангах было 17 рангов должностей каждый из которых, в свою очередь, содержал несколько должностей, равнозначимых для государства, судя по равным размерам вознаграждения.
Заключение
Управление как особый вид человеческой
деятельности появляется с первыми искусственными
общностями (охотничьей группой, соседской
общиной, затем государством). Первый слой
профессиональных управленцев возникает
с появлением государств.
Поскольку их организаторская работа была ориентирована на общественные организации, которые в тоже время считались и хозяйственными организациями, имеются основания называть первых правителей менеджерами.
В труде «Артхашастра» изложены
основы индийской общественной администрации,
учение о хозяйстве в области ремесла,
торговли; рекомендации относительно
поддержания в стране экономического,
социального и политического порядка;
качества государственного администратора.
Каутилье, автору «Артхашастры», приписывают
выдающуюся роль в развитии управленческой
мысли и сохранении индийской империи
на протяжении многих столетий.
Хотелось бы подчеркнуть огромную роль управленческой мысли Древней Индии с точки зрения теории менеджмента. Письменные трактаты того времени заложили основу управления государством, организацией, фирмой и по сей день.
Экономическое развитие Древней Индии, а именно развитие ремесленных производств способствовало повышению уровня жизни людей и прибавление капитала государства. Развитие внутренних и внешних торговли дало толчок к появлению новых слоев населения, установлению торговых связей. Расслоение не могло не отразиться на настроение людей. Начались противоречия богатых и бедных. Уже тогда появляются коллективные организационные массы людей для осуществления общих целей, что с позиции менеджмента является одной из основ успеха организации.
«Законы Ману» и «Артхашастра» являются письменными источниками, способствующие установлению основ политики. Трактаты приписывают принципы управления государством, цели царской власти, качества царя, то есть вс. То, что помогает наиболее точно управлять государством и людьми в нем. В трактате изложена система управления персоналом. Этот факт дает понять, что уже на тот момент люди задумывались о распределении полномочий друг между другом, о целях, задачах, методах подготовки кадров для управления.
Принцип плановости и процедура планирования как функция государственного управления зародилась еще в Древней Индии и сохранилась по сей день во многих методах управления государством. С точки зрения менеджмента, планирование и принцип плановости является необходимым для управления организацией или фирмы.
Трактат «Артхашастра» обязывал царя постоянно контролировать и проверять результаты работы своих сановников. Такой метод в управлении применяется и сегодня. Президент, директор, менеджер обязан четко контролировать ход работы и результат своих подчиненных. В «Артхашастре» также прослеживалось точное распределение обязанностей должностных структур. Этот метод применяется сейчас во всех структурах.
Каутилье, автор трактата, заложил основы в управлении государства, его существенные принципы сохранились сейчас и применяются в организации как необходимые методы управления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдиев В. И. История Древнего
Востока: учебное пособие .— М., 1983. –
455с.
2. Волков Ф. М. У истоков научных представлений
об управлении: учебное пособие.—М.:ИНФРА-М,2006.–
3. Всеобщая история менеджмента: учебное
пособие /И. И.Мазур, А. Г. Поршнев, В. Д.Шапиро,
Э. М.Коротков, Н. Г.Ольдерогге /Под ред.
И. И.Мазура. – М.: Издательский центр «Елима»,
2010.–784с.
4. История Древнего мира /Под ред. В. Н.
Дьякова и Н. М. Никольского. – М.:Учпедгиз,1952.–613с.
5. История менеджмента /Под ред. Д. В.Валового.
— М.: ИНФРА-М, 1997. – 549с.
6. Маршев В. И. История управленческой
мысли: учебник.– М.:2005.–731с
7. Тураев Б. А. История Древнего Востока.
— Минск: Харвест, 2002. – 683 с.
8.www.hi-edu.ru
9.www.history.xsp.ru
10. www.BiblioFond.ru
Информация о работе Управленческая мысль в Древней Индии: письменные источники и их содержание