Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 14:47, реферат
Целью работы стал анализ управленческой мысли Древней Индии и отражение её сейчас в теории менеджмента.
Для достижения заданной цели предлагается решить следующие задачи:
• выявить предпосылки, особенности управленческой мысли в Древней Индии;
• рассмотреть особенности управления на примере письменных источников;
• раскрыть особенности регулирования государственного управления трактатами « Артхашастра» и «Законы Ману».
1.Введение……………………………………………………………....3
2.Развитие управленческих идей в Древней Индии. Письменные источники………………………………………………………………4-13
Заключение………………………………………………....................14-15
Список используемой литературы……………………………………16
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Теория Менеджмента»
Тема: «Управленческая мысль в Древней Индии: письменные источники и их содержание».
Студента: Голубевой Изабеллы Сергеевны
Специальность: Производственный менеджмент
Курс 2, группа 223
Форма обучения: очная
Руководитель: Лукьянов Лев Павлович,
к.э.н., доцент
Дата сдачи:
Оценка______________
Южно-Сахалинск
2014
Содержание
1.Введение……………………………………………………
2.Развитие управленческих идей
в Древней Индии. Письменные источники………………………………………………………
Заключение………………………………………………..
Список используемой литературы……………………………………16
Наука управления, как и любая другая наука, изучает прошлое, настоящее и будущее. Анализ прошлого дает возможность гораздо лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие.
Познание и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию прогрессивного состояния науки, а также появлению и формированию новых идей.
Становление науки управления говорит о том, что нежизненные концепции гибли, а оставались исключительно самые значимые, проверенные практикой и временем. Опыт развития многих стран мира показывает, что обращение к истории нередко происходило в критические, судьбоносные периоды общественной жизни, в периоды поиска путей выхода из образовавшейся кризисной ситуации.
Специфические особенности культурного, социально-экономического и государственного развития Древней Индии проявились, прежде всего, в его источниках. На сегодняшний день Восток с его культурой, историей и правом все чаще становится предметом научного исследования.
Актуальность моей работы состоит в том, то при исследовании исторических аспектов возникновения, становления и развития философии государственного управления в Древней Индии позволяет изучить детально методы управления государством, народом, подчинёнными и как эти методы применяются в менеджменте сейчас.
Объект исследования – письменные источники управленческих идей Древней Индии.
Целью моей работы стал анализ управленческой мысли Древней Индии и отражение её сейчас в теории менеджмента.
Для достижения заданной цели
предлагается решить следующие задачи:
• выявить предпосылки, особенности управленческой
мысли в Древней Индии;
• рассмотреть особенности управления
на примере письменных источников;
• раскрыть особенности регулирования
государственного управления трактатами
« Артхашастра» и «Законы Ману».
Развитие управленческих идей в Древней Индии.
Уже ко времени образования империи Маурьев (IV—II вв. до н.э.) произошли серьезные сдвиги в развитии производительных сил в Индии. Применение железа для изготовления орудий труда становилось в Индии явлением совершенно обычным, и железо окончательно вытеснило другие металлы. Сельское хозяйство достигло высокого уровня, причем земледелие значительно преобладало, а скотоводство имело второстепенное значение.
Хозяйственная жизнь Индии все более развивалась. Области, прилегающие к долинам рек, превратились в цветущие землевладельческие районы. Благодаря искусственному орошению были расширены пахотные земли. Специалисты-агрономы тщательно учитывали параметры погоды и количество осадков. Наиболее выгодным растением считался рис. В литературных произведениях упоминаются овощи, цветники и фруктовые сады. В хозяйственных трактатах говорится о подготовке семян и приготовлении удобрений. Особые «надзиратели за земледелием» должны были соблюдать за посевами. В пользу государства взимались налоги, главным образом натурой (в частности, зерном, которое затем хранилось в больших царских амбарах). Землю можно было продавать, дарить, сдавать в аренду. Арендная плата взималась обычно в виде определенной доли урожая.
Бедняки в общинах все чаще теряли свои земельные наделы и становились арендаторами, отдавая иногда владельцу земли. Цари вознаграждали землями богачей из высших каст. В одном из источников («Суттанипата»), например, рассказывается о богатом брахмане Каси Бхарадвадже, который владел большим поместьем. Ему принадлежали большие стада и 500 плугов при помощи, которых его рабы обрабатывали его земли.
Ремесла все больше отделяются от сельского хозяйства. Свободные ремесленники объединяются в особые группы, напоминающие позднейшие гильдии или цехи. Эти гильдии управлялись советами и начальниками, которые регламентировали цены и качество изделий.
В джатаках упоминается 18 различных ремесленных гильдий. Эти гильдии способствовали развитию ремесел в определенных районах и передаче ремесленных навыков по наследству. Особое распространение получили ткацкое дело, основанное на применении шерсти, льна, хлопка и шелка, металлургия и деревообделочное мастерство.
В «Артхашастре» говорится о различных металлических сплавах и об обработке разных руд. Большое значение получило изготовление железа, из которого делали орудия и оружие. В связи с развитием ремесленных производств появляется специализация отдельных видов ремесла, например, изготовление луков и стрел. Ремесленники селятся в городах и пригородах. Города превращаются в крупные хозяйственные торгово-ремесленные центры.
Торговые пути, проходившие по рекам и караванным дорогам, соединяли отдельные города и государства. Развитие внутренней и внешней торговли привело к появлению слоя купцов и к дальнейшему углублению социальных противоречий. Начали устанавливаться торговые связи и с соседними странами, например, с Китаем и Бактрией. Появились и первые медные монеты, которые, однако, не имеют определенного чекана и подписей. Позднее их сменяют золотые монеты.
Все больше углубляются противоречия между богачами и бедняками. Число рабов увеличивается. Развивается работорговля, большие богатства сосредоточиваются в руках богачей, особенно ростовщиков. В рабство обращались военнопленные, несостоятельные должники и преступники. Усложнение в социальных отношениях приводит к изменениям кастовой системы. Некоторые представители высших каст разорялись и оказывались в рядах трудовых масс. В литературе упоминаются брахманы, которые принуждены добывать себе кусок хлеба земледельческим или ремесленным трудом.
Характерной чертой исторического развития Индии и государственного устройства является рабство, возникшее в недрах первобытнообщинного строя, которое не могло развиться до античных форм. Фактическим тормозом была сельская община как форма экономической и социальной организации свободного населения. Необходимость коллективных усилий организованных масс людей при строительстве дамб и других ирригационных сооружений была одной из причин сохранения общины.
Другой основой общины, помимо коллективного владения, было непосредственное соединение земледелия с ремеслом, прекращение общины в целое. Государственные организации почти не вмешивались в дела общины, у нее была своя сельская администрация. Государственные повинности для общины в целом также тормозили распад общины. В свою очередь, прочность общины мешала широкому развитию рабовладельческих отношений, хотя у общины были свои рабы для выполнения тяжелых, грязных работ. Некоторые ремесленники тоже являлись рабами. Тормозом распада общины и развития частной собственности была государственная собственность на землю. Эта форма позволяла рабовладельческой знати с помощью государственного аппарата не только эксплуатировать, но и посредством налога грабить свободное население.
Особую роль в развитии Индии сыграли географические факторы — например, суровые климатические условия, когда нередко происходили засухи или, наоборот, наводнения. Для борьбы с этими стихийными бедствиями нужны были усилия в государственном масштабе. Недостаток воды, малочисленность рек и других естественных водоемов, длительные периоды отсутствия дождей — все это выдвинуло создание системы искусственного орошения на первый план. Осуществление таких работ было непосильным для отдельных крестьянских хозяйств и даже крупных деревенских общин. Правительство было вынуждено взять в свои руки это дело, чтобы обеспечить нормальное функционирование экономической жизни. Это обусловило отсутствие у феодалов и крестьян частной собственности на землю, и в этом историческая особенность экономического развития Древней Индии.
Важнейшим руководством для управления государством в ту пору и последующие эпохи служили трактаты «Законы Ману» и «Артхашастра». Трактат «Законы Ману» создавался в течение 400 лет (II в. до н.э. — II в. н.э.) и просуществовал почти два тысячелетия как действующий свод дхарм (законов, религии, правил регламентов, обычаев или наставлений) для всех индийцев по широкому кругу вопросов. Наряду с общими повествованиями о происхождении мира и общества, об источниках дхарм и изучении вед, дхарм для представителей различных сословий древнекитайского общества, трактат содержит дхарму для царей. Здесь изложены основы политики, управления государством в военное и мирное время, цели царской власти, указаны качества, которыми должен обладать правитель, распорядок его дня.
В трактате приводятся интересные мысли о системе управления персоналом. Вообще говоря, в работах мыслителей Древней Индии наиболее многочисленны те разделы и главы, где речь идет об администрации, чиновниках государственной службы, управленческих работниках. В них рассматриваются по существу все кадровые проблемы в комплексе, т. е. излагаются вопросы оценки потребности в кадрах управления, формулируются требования к управленческим кадрам, принципы подбора и расстановки кадров, цели, задачи и методы их подготовки к деятельности в системе управления, приводятся различные системы вознаграждения, характеристики разных стилей управления, вопросы делегирования полномочий.
Из них следует назначить храбрых, способных, родовитых, честных в делах в рудники и мастерские', робких — во внутренние покои дворца.
«Артхашастра» — большое произведение, состоящее из 15 отделов, или книг. Каждый отдел, в свою очередь, имеет разделы и главы. Всего насчитывается 150 глав, 180 разделов, или 6000 стихов (в число последних включается общее количество фраз трактата).
Информация о работе Управленческая мысль в Древней Индии: письменные источники и их содержание