Управленческая деятельность в конфликтных и стрессовых ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:33, курсовая работа

Краткое описание

Основной движущей силой любой организации являются люди, которые составляют коллектив. Трудовой коллектив представляет собой формальную общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения определенных целей (производство продукции, научные исследования, предоставление различного рода услуг). Совокупность объектных условий, в которых оказываются люди в процессе совместной деятельности, предопределяет и ограничивает способы их взаимодействия. Количество потребностей, которые могут быть удовлетворены в общении, также оказывается ограниченным сложившимися обстоятельствами. В этой связи в коллективах часто возникают производственные ситуации, в ходе которых между людьми обнаруживаются противоречия по широкому кругу вопросов. Сами по себе эти разногласия и противоречия могут выступать в качестве положительного фактора движения творческой мысли. Однако, становясь острыми, они могут препятствовать успешной совместной работе и вести к конфликтам. При этом люди находящиеся

Оглавление

Введение………………………………………………………………...……..3
1глава. Управление конфликтами, стрессами в организации………..……5
1.1 Причины возникновения конфликта……………………………...……..7
1.2 Виды конфликтов в коллективе…………………………….……..……..9
1.3 Стадии и фазы развития конфликта в коллективе…...…...………..…11
2глава. Методика преодоления конфликта в организации…..…….……..14
2.1 Структурные методы управления конфликтами в организации.….….14
2.2 Межличностные стили разрешения конфликтов в организации..……16
2.3 Организационное развитие коллектива…….……………..……………18
Заключение……………………………………………………..….…………22
Список использованной литературы и источников………………………25

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.docx

— 58.76 Кб (Скачать)

      - создать атмосферу доверия, увеличив  взаимное влияние и обмен информацией;

      - во время общения создать положительное отношение друг к другу,

      - проявляя симпатию и выслушивая  мнение другой стороны.

      В центре обсуждения проблем управления конфликтом были индивидуумы и малые группы. Однако, чтобы выработать в организации полноценную готовность к разрешению конфликтов, руководство должно предусмотреть способность к такой восприимчивости в самом построении организации и в своих управленческих действиях. Осознание этого привело к созданию концепции организационного развития. Концепция организационного развития возникла в середине 60-х годов. В результате ее быстрой эволюции менеджеры смогли получить методы и процедуры для систематического диагноза, планирования, реализации и поддержки разнообразных инновационных перемен с целью повышения эффективности организации. Метод организационного развития чрезвычайно актуален в настоящее время и потому требует отдельного освещения. [15,С.290-297] 

      2.3 Организационное развитие коллектива 

      Организационное развитие определяется как «долговременная  работа по усовершенствованию процессов  решения проблем и обновления в организации путем более  эффективного совместного регулирования  культурных постулатов организации  – при особом внимании к культуре внутри формальных рабочих групп  – применяя теорию и технологию прикладной науки о поведении, включая  исследование действием». Процессы решения  проблем связаны с тем, как  организация осуществляет оценку и  принимает решения относительно возможностей и опасностей, исходящих  от внешней среды. Усовершенствование процессов обновления организации  связано с процессами решения  проблем в организации. Обновление организации – это процесс  предложения, создания и сохранения под контролем таких необходимых  перемен, которые дают возможность  организации стать или остаться жизнеспособной, приспособиться к новым  условиям, решить проблемы, извлечь  уроки из своего опыта. [17,С.300-303]

      Культура  связана с социальной системой организации  – это преобладающие нормы  поведения, чувства, отношения и  ценности людей, работающих в организации. Культура организации оказывает  определяющее воздействие на повседневное взаимодействие всех сотрудников и  руководителей. Все организации  характеризуются культурой, которую  можно классифицировать и описать  по различным параметрам, например, по стилю управления, обращению с  людьми, вниманию к клиенту, заботе о качестве, вниманию к нововведениям  и тому подобное.

      Совместное  регулирование культуры подразумевает  определенную степень участия в  управленческом воздействия на культуру. Перемены в организационной культуре не являются исключительным правом высшего руководства. Происходит замена односторонних действий иерархической верхушки предоставлением подчиненным известной власти в вопросах, связанных с диагнозом и составлением рекомендаций относительно изменений в культуре организации.

      Формальные  рабочие группы считаются главным  объектом деятельности по организационному развитию. Подобная группа состоит  из руководителя и его подчиненных. [21,С.515-519]

      Исследование  действием представляет собой базовую  модель исследований, применяемую в  большинстве действий по организационное  развитие. Данный метод исследования состоит из следующих этапов:

      - проведение диагноза состояния  организации или ее подразделения  при помощи таких инструментов  сбора данных, как интервью, вопросники, наблюдения и документы компании;

      - передача этих данных различным  членам организации;

      - принятие решений, какими должны  быть конкретные планы действий  в свете полученных данных;

      - реализация планов действий.

      - проведение оценки планов действий  при помощи методов сбора данных  и повторение этого же цикла. Предпосылки и ценности организационное развитие - разнообразные предпосылки и ценности лежат в основе концепции организационного развития. Они относятся к людям как индивидуумам, людям как лидерам и членам групп, людям как членам организации. [19,С.47-51]

      Люди  как индивидуумы - как правило, люди стремятся к личному росту  в социальном плане и удовлетворению высших потребностей, если окружающие условия их поддерживают и стимулируют. Большинство людей хотят сделать, и в состоянии сделать, гораздо  больший вклад в достижение организационных  целей, чем позволяют условия  большинства организаций. Огромное количество конструктивной энергии  может быть освобождено, если это  признают в организациях; например, путем обращения к подчиненным  за предложениями и реализацией  этих предложений. Однако часто члены  организации на своем опыте убеждаются – то, что они воспринимают как  конструктивные усилия, может быть обречено на провал, поскольку эти  усилия не вознаграждаются и даже могут повлечь за собой наказание. Например, попытки решить какие-либо проблемы между двумя отделами на уровне горизонтальных связей могут быть пресечены из-за приверженности некоему принципу цепи команд.    

      Люди  в группах и лидерство - Рабочая  группа и ее доминирующая социальная система, особенно на неформальном уровне, сильно влияет на удовлетворенность  и компетентность ее членов. Еще  одна предпосылка состоит в том, что подавленные негативные отношения  и чувства членов рабочей группы могут отрицательно влиять на решение  проблем, личный рост и удовлетворенность  работой. Предполагается также, что  уровень доверия, поддержки и  сотрудничества значительно ниже в  большинстве групп и организаций, чем это необходимо или желательно. Люди, как предполагается, хотят  принадлежать к какому-то типу группы и взаимодействовать с ее членами. Наконец, считается, что лидер группы не может выполнять все задачи и функции, которые должны быть исполнены  при групповой динамике. В результате, члены группы должны играть определенные роли, гармонично сочетающиеся с эффективным  лидерством.

      Люди  и организация - отношения и поведение  людей в организации находятся  под сильным влиянием стиля лидерства  и «климата» на высших уровнях  руководства. Обстановка доверия, поддержки, открытости имеет тенденция оказывать  влияние на стиль руководителей, находящихся на более низких ступенях иерархии, и отражаться на их подчиненных. С другой стороны, обстановка недоверия, политической, с позиций власти и  влияния в организации, внутренней борьбы, настороженности и отсутствия склонности к сотрудничеству имеет  тенденцию распространяться как  вверх, так и вниз, и воздействовать на отношения и взаимодействия на всех этих уровнях. [18,С.277-279]

      Последняя предпосылка заключается в том, что силовое разрешение конфликта, например, победа одной стороны и  поражение другой, в конечном счете, не является благоприятной для решения  организационных проблем. Кроме  того, для осуществления перемен  в культуре и людях требуется  длительное время. Наконец, изменения в функционировании организации, возникающие в результате усилий по организационному развитию, требует необходимой поддержки со стороны соответствующих перемен в подсистемах оценки, вознаграждения, повышения квалификации, подбора кадров. Постановки задач и коммуникаций – короче говоря, во всей системе человеческих ресурсов.

      Эффективность программы организационного развития - поскольку большая часть деятельности по организационному развитию является долгосрочной по своей природе, ее трудно оценить объективно. С течением времени  может произойти достаточное  количество других перемен, не входящих в мероприятия по организационному развитию. Они могут оказывать  значительное воздействие на эффективность  организации. К этим факторам относятся  перемены в экономике, конкуренция  и новая технология, внедренная в  организации. Исследования в области  организационного развития показывают, что эта система структурирует  иерархию организации и значительно  повышает функциональность и производительность. Наглядным примером будет то, что  метод организационного развития показал  положительные результаты в отношении  затрат 50% времени на организационное  развитие для таких факторов, как  прибыль, затраты, производительность, невыходы на работу, текучесть кадров, удовлетворенность работой и  усиление обмена информацией между  сотрудниками, самосознание, доверие, лидерство и принятие решений. [20,С.49-51]

      Однако  нет единственного и наилучшего способа систематически повышать эффективность  организации посредством мер  по организационному развитию. Следовательно, только талантливый руководитель в  состоянии проводить разнообразные  программы и объективно и точно  реагировать на изменения в рабочей  группе и организационной системе. [22]

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     В результате проделанной работы мы выяснили, что конфликт представляет собой  особый тип взаимодействия субъектов  организации (оппонентов). Причём во время  конфликта происходит столкновение противоположных позиций, мнений, оценок и идей, которое люди пытаются разрешить  с помощью убеждения или действий на фоне проявления эмоций.

     Основой любого конфликта является накопившиеся противоречия, объективные и субъективные, реальные и кажущиеся.

     Мы  рассмотрели стадии роста, ситуации, когда легче всего сгладить конфликт, выяснили все основные пути выхода из конфликтных ситуаций. Выяснили, что каждой стадии конфликта соответствуют  свои причины возникновения индивидуальных социально - трудовых споров, а, следовательно, подходы к управлению конфликтом.

     Управление  конфликтом представляет собой сознательную деятельность, осуществляемую на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта  или третьей стороной. Важно не блокировать развитие противоречия, а стремиться разрешить его неконфликтными способами.

     Управление  конфликтами включает их предотвращение и конструктивное завершение. Некомпетентное управление конфликтами социально  опасно.

     Для предупреждения конфликтов важно знать  не только, что необходимо делать, но и как добиться развития проблемной ситуации в конструктивном направлении. Предотвращение конфликтов предполагает работу с конкретными конфликтами. Эту деятельность осуществляют участники  конфликта, а также третьи лица по устранению объективных и субъективных причин назревающего столкновения, разрешению противоречия неконфликтными способами.

     Последствия конфликтных ситуаций в современных  организациях тоже не всегда однозначны. Конфликт может привести как к  улучшению функционирования организации  в целом (ее отделов в частности), так и к распаду организационной  структуры, прекращению деятельности организации (в соответствии с ее целями и задачами).

     К основным способам и приемам изменения  своего поведения в предконфликтной ситуации можно относятся:

  • умение определить, что общение стало предконфликтным;
  • стремление глубоко и разносторонне понять позицию оппонента;
  • снижение своей общей тревожности и агрессивности;
  • умение оценивать свое актуальное психическое состояние;
  • постоянная готовность к неконфликтному решению проблем;
  • умение улыбнуться;
  • не ждать от окружающих слишком многого;
  • искренняя заинтересованность в партнере по общению;
  • конфликтоустойчивость и чувство юмора.

     Для предотвращения межличностных конфликтов необходимо оценивать, в первую очередь  то, что удалось сделать, а затем - то, что не удалось:

  • оценивающий должен сам хорошо знать деятельность;
  • оценку давать по существу дела, а не по форме;
  • оценивающий должен отвечать за объективность оценки;
  • выявлять и сообщать оцениваемым работникам причины недостатков;
  • чётко формулировать новые цели и задачи;
  • воодушевлять сотрудников на новую работу.

     Соблюдение  этих рекомендаций поможет конфликтующим  сторонам предотвратить конфликтные  ситуации, а если они произошли, то конструктивно их разрешить и  найти оптимальный выход из конфликта.

     Также в результате проделанной работы мы определили, что последствием участия, разрешения и предотвращения является стресс.

     В ходе работы выяснилось, что существует некоторое количество антистрессовых стратегий, позволяющих справляться со стрессом самостоятельно: консультации и психотерапия, развитие социальной поддержки, планирование своей жизни. Также можно использовать релаксацию, медитацию и саморегуляцию в борьбе со стрессом. Существуют и физиологические методы к управлению стрессами, которые основаны на улучшении физического состояния человека с целью повышения эффективности борьбы со стрессом.

     Также немаловажна роль организации в  управлении стрессом. Сюда входят оздоровительные  программы для сотрудников, изменение  рабочего окружения, проведение тренингов  по стресс - менеджменту.

Информация о работе Управленческая деятельность в конфликтных и стрессовых ситуациях