Теоретические основы выбора стратегических позиций в конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении теоретических основ выбора стратегических позиций в конкуренции.
Для этого необходимо решить ряд задач:
1. Раскрыть понятие и сущность конкуренции;
2. Рассмотреть, что такое стратегическое управление конкурентными действиями;
3. Выяснить, что значит управление посредством выбора стратегических позиций

Файлы: 1 файл

Анализ альтернатив и выбор стратегии развития организации.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

 

Глава 2. Стратегическое планирование

  • 2.1. Анализ альтернатив и выбор стратегии

  • В стратегическом управлении и планировании важное место отводится анализу перспектив организации, задачей которого является выяснение тех тенденций, опасностей, возможностей, а также отдельных чрезвычайных ситуаций, которые способны изменить сложившиеся тенденции. Этот анализ дополняется анализом позиций в конкурентной борьбе.

    Планирование вызывает все больший интерес у развивающихся фирм, которые сталкиваются с трудностями в осуществлении принципиально новых стратегий.

    Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, принятых руководством, которые  ведут к разработке специфических  стратегий, предназначенных для  того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Стратегическое планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности фирмы и ориентировано на определение намеченных конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование ресурсов, внедрение новой технологии. Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться фирма в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития фирмы на плановый период. В основу при разработке стратегического плана кладется:

    1. анализ перспектив развития фирмы, задачей которого является выяснение тенденций и факторов, влияющих на развитие;
    2. соответствующих тенденций;
    3. анализ позиций в конкурентной борьбе, задача которого состоит в определении, насколько конкурентоспособна продукция фирмы на разных рынках и что фирма может сделать для повышения результатов работы в конкретных направлениях, если будет следовать оптимальным стратегиям во всех видах деятельности;
    4. выбор стратегии на основе анализа перспектив развития фирмы в различных видах деятельности и определение приоритетов по конкретным видам деятельности с точки зрения ее эффективности и обеспеченности ресурсами;
    5. анализ направлений диверсификации видов деятельности и определение ожидаемых результатов.

    «Американские фирмы  обычно используют два вида планирования: долгосрочное, или стратегическое, планирование и годовое финансовое планирование»6. Первичным объектом анализа для стратегического планирования является стратегический центр хозяйствования, объединяющий несколько производственных отделений фирмы, действующий на рынке как самостоятельная хозяйственная единица - центр прибыли. Стратегическое планирование имеет целью дать обоснованную оценку будущей рентабельности, а на этой основе принимаются решения по поводу прекращения того или иного вида предпринимательской деятельности фирмы (закрытия или продажи отдельных предприятий) или внедрения в новые сферы деловой активности.

    На мой взгляд, многие ошибки российских фирм, многие их провалы  неудачи заключаются именно в  том, что высшее руководство данных фирм не понимает, и не хочет понять преимуществ использования планирования и в частности стратегического.

    Предпринимательский стиль  поведения характеризуется стремлением к изменениям, к предвосхищению будущих опасностей и новых возможностей. Ведется широкий поиск управленческих решений, когда разрабатываются многочисленные альтернативы и из них выбирается оптимальная. Предпринимательская организация стремится к непрерывной цепи изменений, поскольку в них она видит свою будущую эффективность и успех.

    Стратегическое планирование является системным подходом к предпринимательскому поведению, и современное толкование его представляет приростное поведение как консервативное, а предпринимательское как агрессивное, ориентированное на рост. Вместе с тем, приростный стиль поведения является более органичным и естественным для крупных организаций. Например, если крупная многоотраслевая организация, придерживающаяся приростного поведения, успешно функционировала на протяжении ряда лет, то с большой степенью вероятности можно предположить, что и на будущее ее руководство предпочтет тот же стиль организационного поведения. На изменения руководители могут пойти лишь в том случае, если организация столкнется с непреодолимыми проблемами в окружающей среде, и эти проблемы вынудят их искать новые возможности поддержания эффективности фирмы.

    Потенциал организации и стратегические возможности определяются ее архитектоникой и качеством персонала.

    Например, архитектонику организации могут составлять:

    - технология, производственное  оборудование, сооружения, их мощности и возможности;

    - оборудование, его возможности и мощности по переработке и передаче информации;

    - структура власти, распределение должностных функций и полномочий принимать решения;

    - организационные задачи  отдельных групп и лиц; 

    - внутренние системы  и процедуры; 

    - организационная культура, нормы и ценности, которые лежат в основе организационного поведения. 

    Не обладая  достаточно полной информацией о  качестве персонала, руководство не может сделать верного выбора стратегии фирмы.

    Система стратегического  управления состоит из двух взаимодополняющих подсистем: анализа и планирования стратегии организации, а также управления стратегическими проблемами в реальном масштабе времени. Управление стратегическими возможностями организации, при всей ее актуальности, следует рассматривать как переходную форму стратегического управления.

    Проанализировав внешние  опасности и новые возможности, приведя в соответствие с ними внутреннюю структуру, руководство  организации может приступить к  выбору стратегии. Выбор стратегии  – центральный момент стратегического управления. «Процесс выбора стратегии состоит из этапов разработки, доводки и анализа  (оценки)7. Однако при этом используются разные методы.

    Многофакторность выбора стратегии во многом предопределяет необходимость разработки нескольких стратегических альтернатив, из которых и осуществляется окончательный выбор.

    Стратегические альтернативы – набор различных частных  стратегий, позволяющих достичь  стратегические цели организации, во всем их многообразии, в рамках выбранной  базовой стратегии и ограничений на использование имеющихся ресурсов. Каждая стратегическая альтернатива предоставляет организации разные возможности и характеризуется разными затратами и результатами.

     

    2.2. Стратегическая сегментация  внешнего окружения

     

    Первый шаг в разработке стратегических альтернатив и их анализе – стратегическая сегментация.

      СЗХ (strategic business unit - SBU) - группировка зон бизнеса,  основанная на выделении некоторых  стратегически важных элементов,  общих для всех зон. Такие  элементы могут включать частично совпадающий ряд конкурентов, относительно близкие стратегические цели, возможность единого стратегического планирования, общие ключевые факторы успеха, технологические возможности. Пионером применения понятий СЗХ в бизнесе является фирма "Дженерал электрик.

    «Управленческое значение концепции СЗХ состоит в том, что она дает возможность диверсифицированным  компаниям рационализировать организацию  разнородных сфер бизнеса. СЗХ также  помогают уменьшить сложность подготовки стратегии корпорации и взаимодействия сфер деятельности фирмы в различных отраслях»8.

    СЗХ может рассматриваться  и как отдельный сегмент рыночного  окружения, на который фирма имеет  или хочет иметь выход.

     Первоначальный анализ  стратегии состоит в выборе  зон, их исследовании вне связи  с существующими структурой и набором продукции. Такой анализ позволяет оценить перспективы, которые открываются в данной зоне любому конкуренту с точки зрения развития, нормы прибыли, стабильности и технологии, а это позволяет решить, как организация собирается конкурировать в данной зоне с другими фирмами. После выбора СЗХ организация должна разработать соответствующую номенклатуру продукции, с которой собирается выйти на рынок в данной области.

    Кульминационным моментом выбора стратегии является анализ и  оценка альтернативных вариантов. Задача оценки заключается в выборе такой стратегии, которая обеспечивала бы максимальную эффективность работы организации в будущем.

    Концепция жизненного цикла (ЖЦ) описывается кривой роста, получившей название «кривой жизненного цикла» спроса, продукта и технологии.

    Жизненный цикл продукта—  это концепция, которая дает описание сбыта продукта, прибыли, потребителей, конкурентов и стратегии развития с момента поступления товара на рынок и до его снятия с рынка.

    На стадии зарождения главная задача организации — создать клиентуру, а это зависит от новизны, оригинальности товара и от готовности покупателя приобрести его. На этой стадии одна или две организации выходят на рынок и конкуренция будет слабой. Организация несет повышенные расходы, связанные с доработкой продукта, организацией производства и маркетингом. Доля прибыли на единицу продукции низкая.

    На стадии быстрого роста  цель — укрепить позиции фирмы  и расширить сбыт.

    На стадии замедленного роста цель организации — сохранить  лидирующее положение или усилить свои позиции. На рынок, имеющий еще значительный потенциал, выходят новые фирмы и конкуренция достигает наивысшего накала. Появляются первые признаки насыщения и предложение начинает опережать спрос.

    На стадии насыщения  цель организации, занимающей лидирующее положение на рынке (большая доля рынка по сравнению с ведущими конкурентами), — как можно дольше сохранить такое положение. Фирма получает значительную прибыль, хотя доход на единицу продукции несколько снижается из-за периодических стимулирующих скидок, распродаж и т. п. Затраты на производство и маркетинг стабилизированы, фирма использует напоминающую рекламу. Она старается поддерживать объем продаж за счет выпуска новых модификаций продукта, совершенствования упаковки и сервисного обслуживания, сохранения своих отличительных преимуществ. На этой стадии фирмы начинают покидать стабилизированный рынок.

       На стадии спада  у организации имеются три  альтернативы, каждой из которых  соответствует своя стратегия  поведения:

    1. Прекратить выпуск продукта и покинуть рынок.

    2. Ограничить маркетинговые  усилия, постепенно снижая объемы  продаж и производства, уменьшить  численность торгового персонала.  При этом в перспективе —  уход с рынка.

    3. Попытаться оживить  продукт, изменив его упаковку и положение на рынке, сбывая его по-новому, найти функциональную сферу применения или специальные рынки.

    Принято считать, что  формировать ЖЦ продукта в плановом порядке невозможно, так как он формируется под влиянием неконтролируемых со стороны организации факторов. Собственно на этом изначально основана концепция ЖЦ. Но это не совсем так, у организации имеются некоторые возможности формировать ЖЦ товара в плановом порядке.

    С целью поддержания  положения данного продукта на рынке, находящегося в стадии насыщения, организация предприняла его модификацию, тем самым сохранив объем продаж еще некоторое время. Это, естественно, значительно увеличило поступление денежных средств от его реализации. Так фирма может поступить несколько раз, если данная марка продукта пользуется популярностью у покупателей. Матрица, предложенная Бостонской консультативной группой (БКГ), приведенная на рис. 1 , представляет собой удобный прием сопоставления различных СЗХ, в которых работает фирма.

     

    БКГ предложила использовать для определения перспектив один-единственный показатель — рост объема спроса. Он задает размер матрицы по вертикали. Размер по горизонтали — соотношение доли рынка, принадлежащей фирме, и доли рынка, принадлежащей ее ведущему конкуренту. По мнению БКГ, это соотношение определяет сравнительные конкурентные позиции фирмы в будущем.

     

     

     

    Заключение

  • После того, как фирма выбрала стратегию, она должна приступить к следующему процессу – реализации стратегии.
  • Главное же условие эффективного функционирования системы стратегического планирования — это постоянное внимание к нему со стороны высших руководителей, умение их доказать необходимость планирования, привлечь к выработке и реализации стратегии широкий круг сотрудников. Такое внимание особенно важно на первой стадии внедрения системы планирования в организации. После внедрения стратегического планирования и распространения его по всем подразделениям, после того, как оно подтвердит свою эффективность и число работников, осознавших его необходимость, возрастет, процесс управления во многом может быть структурирован, и в нем существенную роль будет играть поощрение работников за ценные предложения по совершенствованию выпускаемой продукции, разработке новых рынков, системы планирования, выработке новой стратегии.

    Каждое предприятие выбирает определенную рыночную стратегию и использует ее в своей деятельности для получения преимуществ над конкурентами. Для оценки результатов использования выбранной рыночной стратегии необходимо периодическое проведение анализа конкурентоспособности предприятия и особенно в его рамках анализа конкурентоспособности продукции.

    Информация о работе Теоретические основы выбора стратегических позиций в конкуренции