Теоретические основы выбора стратегических позиций в конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении теоретических основ выбора стратегических позиций в конкуренции.
Для этого необходимо решить ряд задач:
1. Раскрыть понятие и сущность конкуренции;
2. Рассмотреть, что такое стратегическое управление конкурентными действиями;
3. Выяснить, что значит управление посредством выбора стратегических позиций

Файлы: 1 файл

Анализ альтернатив и выбор стратегии развития организации.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Слово «стратегия»  греческого происхождения и означает «искусство развертывания войск  в бою» или «искусство генерала». Этот военный термин широко вошел в обиход специалистов, теорию и практику менеджмента. Стратегия представляет собой набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации. Предметом стратегического управления являются: проблемы, которые прямо связанны с генеральными целями организации; проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом организации, если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящее время отсутствует или имеется в недостаточном объеме; проблемы, связанные с внешними факторами, которые являются неконтролируемыми.

Выбор метода стратегического  управления осуществляется в зависимости  от уровня нестабильности. Все развитие стратегического управления шло  по пути усложнения методов управления, которые должны были учитывать происходящие изменения и все более высокий уровень нестабильности, который требовал более эффективного управления.

Таким образом, каждый вид стратегического управления целесообразно применять при  определенном значении уровня нестабильности, который существует вокруг данной компании. Чем выше уровень нестабильности, тем сложнее управление и больше усилий необходимо затрачивать для перехода на такой вид управления.

Цель исследования - рассмотреть взаимосвязь методов и альтернатив  развития организации.

Объект исследования - методы стратегического управления в организации.

Предмет исследования - стратегическое управление и его  влияние на уровень развития организации.

Единой стратегии для  всех организаций не существует. Каждая организация уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой организации свой, т.к. зависит от позиции организации на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и т.д.    

Достижение предприятиями  конкурентного преимущества осуществляется посредством решения следующих  задач: определение путей получения  конкурентного преимущества; определение  маркетинговых возможностей по достижению конкурентного преимущества; выбор возможных стратегий по достижению конкурентного преимущества; оценка ответных действий.1

Актуальность темы очевидна. В настоящее время любая фирма  стремится получить прибыль. Одним  участникам рынка достижение указанной цели в той или иной мере удается, а другим — нет. Таковы реалии нашей жизни, поэтому фирме необходимо выбрать такую стратегическую позицию, что бы добиться основной цели.

Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении теоретических основ выбора стратегических позиций в конкуренции.

Для этого необходимо решить ряд задач:

1. Раскрыть понятие  и сущность конкуренции;

2. Рассмотреть, что  такое стратегическое управление  конкурентными действиями;

3. Выяснить, что значит  управление посредством выбора стратегических позиций;

 

 

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫБОРА СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ В КОНКУРЕНЦИИ

1.1 Сущность конкуренции

         В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли и, следовательно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности. Фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты.

 Под экономической конкуренцией понимается соревнование экономических агентов на рынке за предпочтение потребителей или как говорят, за "рубль потребителя" в целях получения наибольшей прибыли. Именно на этом основано функционирование фирм в современных условиях, в условиях рыночных отношений.

Конкуренция является необходимым  и важнейшим элементом рыночного  механизма, но сами ее формы далеко не одинаковы на различных рынках и в различных рыночных ситуациях. Это существенно влияет на поведение фирм и других экономических агентов при принятии решений относительно цен, объема производства продукции и других параметров хозяйственной деятельности2.

Одни экономисты утверждают, что конкуренция - это большое благо (между прочим, эта точка зрения есть характерной для современных реформаторов), другие настаивают на потому, что конкуренция,– большое зло.

Суть конкуренции проявляется  и в том, что она. с одной  стороны, создает такие условия, за которые покупатель на рынке имеет великое множество возможностей для приобретения товаров, а продавец - для их реализации. С другой стороны, в обмене принимают участие две стороны, любая из которых ставит свой интерес выше интереса партнера. В результате и продавец, и покупатель при заключении соглашения должны идти на взаимный компромисс при определении цены, иначе соглашение не состоится, а каждый из них понесет убытки.

Непременным условием конкуренции  есть независимость субъектов рыночного  отношения от определенных "высших" и внешних" сил. Эта независимость проявляется, во-первых, в возможности самостоятельно принимать решение о производстве или купле товаров или услуг; во-вторых, в свободе выбора рыночных партнеров. В процессе конкуренции хозяйствующие субъекты как бы взаимно контролируют друг друга. Конкуренция также есть важным инструментом регулирования пропорций. Ни одно предприятие не может достичь превосходства над конкурентами по всем коммерческим характеристикам товара и средствам его продвижения на рынке3.

Конкурентный анализ включает два основных этапа:

- определение главных  конкурентных сил в отрасли;

- формулирование основных  вариантов конкурентных стратегий.

Признанным лидером  разработки конкурентного анализа  является профессор Гарвардской школы бизнеса М. Портер, автор основных моделей по определению главных сил конкуренции и вариантов конкурентных стратегий.

I. Пять сил конкуренции  по М. Портеру

Доля рынка, уровень  прибыли фирмы определяются тем, насколько эффективно компания противодействует следующим конкурентным силам (рис. 1):

а) проникающим в отрасль  новым конкурентам, выпускающим  подобные товары;

б) угрозе со стороны товаров-заменителей (субститутов);

в) компаниям-конкурентам, уже закрепившимся на отраслевом рынке;

г) воздействию продавцов (поставщиков);

д) воздействию покупателей (клиентов).

1. Новые конкуренты. Их появление в отрасли могут предупредить следующие входные барьеры:

- экономия на масштабе  и опыте производства уже обосновавшихся  в отрасли фирм помогает удерживать  издержки на таком низком уровне, который недоступен потенциальным конкурентам;

- дифференциация продуктов  и услуг, то есть опора на  торговые марки, подчеркивающие  уникальность товара и признание  его покупателями (например, трудно  конкурировать с уникальными  свойствами изделий народных промыслов - Палеха, Гжели. Само появление многочисленных товаров-подделок подчеркивает практическую непревзойденность этих торговых марок);

- потребность в капитале. Очень часто эффективная конкуренция  требует крупных первоначальных  инвестиций. Этот барьер в сочетании

 

 

 

 

Рис. 1 Пять сил конкуренции  с экономией на опыте и масштабе создает, в частности, серьезные  препятствия для новых инвестиций в российскую автомобильную отрасль

1. издержки переориентации, связанные со сменой поставщиков, переобучением персонала, научными и проектными разработками нового продукта и т.д.;

2. необходимость создания  новой системы каналов распределения.  Так, из-за отсутствия хорошо  налаженных каналов распределения  фирма "Эпл" не смогла  широко внедриться со своими персональными компьютерами на российский рынок;

3. политика государства  (правительства), не способствующая  проникновению на рынок, например  установление высоких таможенных  пошлин для иностранных конкурентов  или отсутствие льготных государственных субсидий для новичков.

2. Товары-заменители. Обострить конкуренцию может появление товаров, эффективно удовлетворяющих те же потребности, но несколько иным способом. Так, конкуренцию производителям сливочного масла могут составить предприятия, выпускающие маргарин, у которого есть свои конкурентные преимущества: это диетический продукт с низким уровнем холестерина.

3. Внутриотраслевая конкуренция  и ее интенсивность.

Интенсивность конкуренции  может колебаться от мирного сосуществования  до жестких и грубых способов выживания из отрасли. Наиболее сильно проявляет себя конкуренция в отраслях, для которых характерны:

- большое число конкурентов;

- однородность выпускаемых  товаров;

- наличие барьеров  снижения издержек, например стабильно  высокие постоянные затраты;

- высокие выходные  барьеры (когда фирма не может  выйти из отрасли, не понеся  при этом значительных убытков);

- зрелость, насыщенность  рынков (эта ситуация сегодня  характерна для мирового компьютерного  рынка, столкнувшегося с насыщением  потребностей покупателей).

Одним из способов уменьшить  давление внутриотраслевой конкуренции  является использование сравнительных  преимуществ, которыми обладает фирма.

Один из вариантов  метода сравнительных преимуществ  предложен российским экономистом  А. Юдановьм. Он разделил все многообразие конкурентных стратегий фирм, действующих на одном рынке, на четыре типа, различающихся характером своей конкурентной стратегии: коммутантов, патиентов, виолентов, эксплерентов.

II. Выбор базовой стратегии  конкуренции.

Базовая стратегия конкуренции, представляющая собой основу конкурентного поведения предприятия на рынке и описывающая схему обеспечения преимуществ над конкурентами, является центральным моментом в стратегической ориентации предприятия. От ее правильного выбора зависят все последующие маркетинговые действия предприятия. Это обстоятельство определяет необходимость тщательного обоснования данной процедуры. Однако, сформировавшиеся в последнее время в предпринимательских кругах некоторые стереотипы относительно того, как необходимо конкурировать на российском рынке, в значительной степени мешают системно подойти к решению данной задачи. Прежде чем приступить к выбору базовой стратегии конкуренции необходимо избавиться от вредных стереотипов, штампов и ошибок.

В первую очередь сказанное относится к неправильному представлению о том, какой рынок является наиболее перспективным с точки зрения конкуренции.

Необходимо также отметить, что для многих небольших предприятий  смысл конкуренции сводится к  тому, чтобы быть похожими на своих более крупных (мощных) конкурентов. Это придает им уверенность в себе. Но подражать другим - значит лишиться какого-либо преимущества. Отсутствие конкурентных преимуществ - верный путь к банкротству. Некоторые предприятия, обладая определенным конкурентным преимуществом, не предпринимают никаких усилий для того, чтобы не потерять их. Наличие конкурентного преимущества необходимо воспринимать как свершившийся факт, достигнутую цель и это не должно останавливать дальнейший поиск.

С другой стороны, стремление быть первыми во всех сферах конкурентной борьбы, а также погоня за сиюминутными прибылями часто заставляет предприятия отказываться от ранее разработанной стратегии конкуренции, что вносит хаос в деятельность предприятия и не позволяет ему сосредоточиться на долгосрочных целях в области конкурентной борьбы.

Вопрос где конкурировать, на каком рынке извлекать прибыль  всегда является одним из ключевых в маркетинговой ориентации предприятия. Однако, как показывает практика, чрезмерная концентрация на нем в ущерб другим важным параметрам стратегии конкуренции часто приводит к негативным последствиям.

Опросы работников московских предприятий, реализующих компьютерную технику показали, что менеджеры  по сбыту, решая проблему выбора целевого рынка часто упускают из вида как, с помощью каких средств возможно достижение успеха.

Перенос старых, используемых для других условий, приемов и  методов конкуренции на новые  рынки не приносит желаемых результатов. Вопрос: как конкурировать является столь же важным и критическим  и, его игнорирование означает полное отсутствие целевой ориентации в конкурентной борьбе.

К общему недостатку процесса разработки стратегии конкуренции  можно отнести его слабую персональную ориентацию. Часто стратегия ориентирована  на противодействие предприятиям-конкурентам и в меньшей степени учитывает особенности управления этими предприятиями, в частности, тип поведения его руководителей. Вместе с тем, образование руководителей, их подходы к ведению бизнеса, опыт, способности и другие персональные характеристики во многом определяют возможные реакции на изменение рынка. Это означает, что стратегия конкуренция должна рассматривать в качестве объекта соперничества не только предприятие, но и. его аппарат управления со свойственным ему стилем руководства, что позволит более точно и адекватно реагировать на возможные контрмеры. Кроме того, необходимо помнить, что борьба с конкурентами ведется в конечном счете за бюджет потребителей4.

Информация о работе Теоретические основы выбора стратегических позиций в конкуренции