Теоретические основы мотивации организационного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 23:00, реферат

Краткое описание

Мотивация представляет собой процесс создания системы условий или мотивов, оказывающих воздействие на поведение человека, направляющих его в нужную для организации сторону, регулирующих его интенсивность, границы, побуждающих проявлять добросовестность, настойчивость, старательность в деле достижения целей. Мотивы могут быть внутренними и внешними.

Файлы: 1 файл

Курсовая!!!!!!!.docx

— 35.70 Кб (Скачать)

   Глава 1. Теоретические основы мотивации организационного поведения.

    1. Понятие, виды, процесс и значение мотивации

     Мотивация представляет собой процесс создания системы условий или мотивов, оказывающих воздействие на поведение  человека, направляющих его в нужную для организации сторону, регулирующих его интенсивность, границы, побуждающих  проявлять добросовестность, настойчивость, старательность в деле достижения целей. Мотивы могут быть внутренними и  внешними. Внешние мотивы обусловлены  стремлением человека обладать какими-то не принадлежащими ему объектами или, наоборот - избежать такого обладания. Внутренние мотивы связаны с получением удовлетворения от уже имеющегося у человека объекта, который он желает сохранить, или неудобствами, которые приносит обладание им, а, следовательно, стремлением от него избавиться.

     Мотив – средство, с помощью которого личность объясняет и обосновывает свое поведение. Мотивы придают трудовой ситуации личностный смысл. Стабильная готовность к определенным действиям выражается понятием установка.

     Функции мотивов:

    1. Ориентирующая (мотив направляет поведение работника в ситуации выбора вариантов этого поведения);
    2. Смыслообразующая (мотив определяет собой субъективную значимость данного поведения для работника, выявляя его личностный смысл);
    3. Опосредующая (мотив рождается на стыке внутренних и внешних побудительных сил, опосредуя их влияние на поведение);
    4. Мобилизующая (мотив мобилизует силы работника для реализации значимых для него видов деятельности);
    5. Оправдательная (человек оправдывает свое поведение).
 
 
 

     Различают следующие виды мотивов:

    • Мотивы побуждения (истинные реальные мотивы, активизирующие к действиям);
    • Мотивы суждения (провозглашаемые, открыто признаваемые, несут в себе функцию объяснения себе и другим своего поведения);
    • Мотивы тормоза (удерживают от определенных действий, деятельность человека обосновывается одновременно несколькими мотивами или мотивационным ядром).

     Структура мотивационного ядра различается в  зависимости от конкретных условий  трудовых ситуаций:

    1. Ситуация выбора специальности или места работы;
    2. Ситуация повседневной работы;
    3. Ситуация перемены места работы или профессии;
    4. Инновационная ситуация, связана с изменением характеристик трудовой среды;
    5. Конфликтная ситуация.

     Например, для повседневного трудового  поведения в мотивационное ядро входят следующие мотивы:

  1. Мотивы по обеспечению первоочередных наиболее важных социальных потребностей;
  2. Мотивы признания, то есть стремление человека соединить свою функциональную активность с определенным родом занятий.
  3. Мотивы престижа, стремление работника реализовать свою социальную роль, занять достойный социальный статус.            
 

     Соотношение различных мотивов, обусловливающих  поведение людей, образует его мотивационную  структуру, являющуюся достаточно стабильной, хотя и поддающейся целенаправленному  формированию, например, в процессе воспитания. У каждого человека мотивационная  структура индивидуальна и обусловливается  множеством факторов: уровнем благосостояния, социальным статусом, квалификацией, должностью, ценностными ориентациями и пр.                          Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести следующих одна за другой стадий:

  1. Возникновение потребностей. Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает «требовать» от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее устранения. Потребности могут быть самыми различными. Условно их можно разбить на три группы: физиологические, психологические, социальные.
  2. Поиск путей устранения потребности. Раз потребность возникла и создает проблемы для человека, то он начинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать. Возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринять.
  3. Определение целей (направления) действия. Человек фиксирует, что и какими средствами он должен сделать, чего добиться, что получить для того, чтобы устранить потребность.
  4. Осуществление действия. На этой стадии человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые, в конечном счете, должны предоставить ему возможность получения чего-то, чтобы устранить потребность. Так как процесс работы оказывает обратное влияние на мотивацию, то на этой стадии может происходить корректировка целей.
  5. Получение вознаграждения за осуществление действия. Проделав определенную работу, человек либо непосредственно получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемый для него объект. На данной стадии выясняется то, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к действию.
  6. Устранение потребности. В зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, вызывает устранение потребности ослабление или усиление мотивации к деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.

       Итак, мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и/или целей организации. Теоретическое изучение мотивации пока не позволяет однозначно и точно установить, что же именно побуждает конкретного человека к труду на том или ином отрезке времени. Однако психологические исследования поведения человека в труде всё же дают некоторые общие объяснения мотивации, что позволяет создать практические модели мотивации сотрудника на рабочем месте. Результаты этих изысканий представлены в рамках двух концептуальных подходов:

  1. Содержательные теории мотивации;
  2. Процессуальные теории мотивации.

 

    1. Содержательные  и процессуальные теории мотивации  и их взгляды на возможность влиять на организационное поведение.
 

     В основном разделяют различные теории мотивации на две категории: содержательные и процессуальные.

     Содержательные  теории мотивации

     Содержательные  теории мотивации  основываются на идентификации  тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые  заставляют людей  действовать так, а не иначе.

     В основе содержательных теорий мотивации  находятся потребности человека, то есть ощущение нехватки чего-то, без  чего он ощущает состояние дискомфорта, внутреннего и внешнего неравновесия, которое он желает преодолеть. Потребности  могут быть врожденными, первичными (естественного происхождения) и  приобретенными (социальными). К первым относятся, например, потребности в пище, воде, тепле; ко вторым - в общении, получении знаний, самореализации. При закладке основ этих теорий наибольшее значение имели работы Абрахама Маслоу, Клейтона Альдерфера, Фредрика Герцберга и Дэвида МакКлелланда.

     Из  работ Абрахама Маслоу руководители узнали о сложности человеческих потребностей и их влиянии на мотивацию.

     В соответствии с этой концепцией люди постоянно испытывают различные  потребности, которые можно объединить в группы находящиеся в иерархическом  отношении друг к другу. Маслоу выделил  пять таких групп и расположил их в виде структуры графически изображаемой как пирамида Модель Маслоу имеет  форму пирамиды, поскольку, чем более  высокое место занимают потребности  в иерархии, тем для меньшего числа людей они становятся реальными мотиваторами поведения.

     Неудовлетворенные потребности, по мнению Маслоу, побуждают  людей к активным действиям, а  удовлетворенные перестают мотивировать, и их место занимают другие неудовлетворенные  потребности. При этом потребности, находящиеся ближе к основанию  пирамиды, требуют первостепенного  удовлетворения, и лишь после того, как оно будет в основном достигнуто, начинают действовать потребности следующего уровня, удовлетворить которые можно гораздо более разнообразными способами.

     К первому уровню потребностей Маслоу отнес физиологическиеудовлетворение которых обеспечивает человеку элементарное выживание - в пище, жилье, отдыхе и пр.

     Ко  второму уровню были причислены потребности  в безопасности и уверенности в будущем. Они удовлетворяются с помощью заработной платы, превышающей минимальный уровень, которая уже позволяет приобретать страховой полис, делать взносы в пенсионный фонд, а также через работу в надежной организации, предоставляющей сотрудникам определенные социальные гарантии.

     На  третьем уровне Маслоу поместил социальные потребности в поддержке со стороны окружающих, признании заслуг человека, принадлежности к той или иной общности.

     Четвертый уровень образуют потребности в самоутверждениипризнании со стороны окружающих. Они удовлетворяются путем приобретения компетенции, завоевания авторитета, лидерства, известности, получения публичного признания.

     На  пятую ступень иерархии Маслоу поставил потребности в самовыраженииреализации своих потенциальных возможностей, причем относительно независимо от внешнего признания.

     Понятно, что в деле удовлетворения потребностей высших уровней деньги никакого практического  значения не имеют. Главное здесь  заключается в создании руководством для этого необходимых организационных  условий.

     Клейтон Альдерфер, так же, как и Маслоу, исходит в своей теории из того, что потребности человека могут быть объединены в отдельные группы. Однако в отличие от теории иерархии потребностей Маслоу, он считает, что таких групп потребностей существует три:

     * потребности существования;

     * потребности связи;

     * потребности роста.

     Группы  потребностей данной теории достаточно наглядно соотносятся с группами потребностей теории Маслоу.

     Потребности существования включают в себя две группы потребностей пирамиды Маслоу: потребности безопасности, за исключением групповой безопасности и физиологические потребности. Группа потребностей связи наглядно корреспондирует с группой потребностей принадлежности и причастности. Потребность связи, по Альдерферу, отражает социальную природу человека, стремление человека быть членом семьи, иметь коллег, друзей, врагов, начальников и подчиненных. Поэтому к данной группе можно отнести также часть потребностей признания и самоутверждения из пирамиды Маслоу, которые связаны со стремлением человека занимать определенное положение в окружающем мире, а также ту часть потребностей безопасности пирамиды Маслоу, которые связаны с групповой безопасностью. Потребности роста аналогичны потребностям самовыражения пирамиды Маслоу и включают в себя также те потребности группы признания и самоутверждения, которые связаны со стремлением к развитию уверенности, к самосовершенствованию.

     Эти три группы потребностей, так же, как и в теории Маслоу, расположены  иерархически. Однако между теориями Маслоу и Альдерфера есть одно принципиальное различие, состоящее в том, что, по Маслоу, происходит движение от потребности  к потребности только снизу вверх. Удовлетворил потребность нижнего  уровня, перешел к следующей и т.д. Альдерфер же считает, что движение идет в обе стороны. Наверх, если не удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня. При этом Альдерфер считает, что в случае неудовлетворенности потребности верхнего уровня усиливается степень действия потребности более низкого уровня, что переключает внимание человека на этот уровень. В соответствии с теорией Альдерфера иерархия потребностей отражает восхождение от более конкретных потребностей к менее конкретным. Он считает, что каждый раз, когда потребность не удовлетворяется, происходит переключение на более конкретную потребность. И этот процесс определяет наличие обратного хода сверху вниз.

     Другой  моделью мотивации, делавшей основной упор на потребности высших уровней, была теория Дэвида МакКлелланда. Он считал, что людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности. Потребность власти выражается, как желание воздействовать на других людей. В рамках иерархической структуры Маслоу потребность власти попадает куда-то между потребностями в уважении и самовыражении. Люди с потребностью власти чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящееся отстаивать первоначальные позиции. Зачастую они хорошие ораторы и требуют к себе повышенного внимания со стороны других. Управление, очень часто привлекает людей с потребностью власти, поскольку оно дает много возможностей проявить и реализовать ее.

Информация о работе Теоретические основы мотивации организационного поведения