Теоретические основы лидерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:53, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель работы заключается в изучении понятия и сущности лидерства, в проведении анализа взаимоотношений между руководителем и подчиненными.
Достижение цели подразумевает решение следующих поставленных задач: определение сущности и роли лидерства, выявлении особенностей лидерских отношений; рассмотрении современных стилей лидерства.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы лидерства…………………………………………5
1.1 Понятие и сущность лидерства…………………………………………....5
1.2 Современные теории лидерства…………………………………………...7
1.3 Основы эффективного лидерства………………………………………..10

2. Роль лидерства в управлении организацией……………………….…..13
2.1 Содержание понятия лидерства в управлении организацией…………....13
2.2 Стили лидерства при управлении организацией………………….……15

3. Проблемы лидерства в практике российского предпринимательства...20
3.1 Особенности российского лидерства………………………………..…..20
3.2 Управление лидерством в организации…………………………………22
3.3 Непонимание важности лидерства в предпринимательской
деятельности…………………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………27
Список использованной литературы…………………………………….…..29

Файлы: 1 файл

курсовая менеджмент МГОУ.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

 

3.3  Непонимание  важности лидерства в предпринимательской  деятельности

В последнее время  появляется все больше количество сторонников  предположения, что организации  могут обойтись без лидера. Некоторые научные работники и профессиональные эксперты считают, что для решения или постановки задач не требуется личность, которая оказывает влияние на других людей (руководитель, лидер), т.е. задачи могут быть решены при условии компетентного анализа или действия.

Фактически само понятие  «руководство» может противоречить  идеалам свободного общества. По определению  лидер - это личность, которая находится  на особом положении по отношению  ко всем остальным членам данного  коллектива или группы людей.

Наконец, так называемые лидеры ассоциируются с такими неприглядными  понятиями, как захват власти и получение  дополнительных прибылей и доходов.

Вместо того чтобы  определять характерные особенности  лидеров, формы их подготовки и награды  для них, организациям необходимо создавать такие команды работников, которые будут выполнять задания как единый организм. Эти команды будут выполнять собственные операции, по необходимости накладывать дисциплинарные взыскания, а также отвечать за качество и количество конечного продукта.

Однако, не смотря на все  вышеперечисленное, в каждой группе, к какой бы ни принадлежал человек - семье, спортивной команде, социальной группе, группе студентов, рабочей бригаде, - одно лицо обязательно имеет большее  влияние, чем остальные члены этого маленького коллектива. Возможно, его даже называют лидером.

Лидеры играют очень  важную роль в каждой группе. В самом  деле, организации будут менее  эффективны, деятельность их окажется менее производительной, в экстремальных  ситуациях такие группы окажутся не в состоянии выполнять поставленную задачу, если лидеры будут отсутствовать. 

Лидерство для организаций  играет одну из решающих ролей. В современном  мире лидерство приобретает глобальный характер.

Для того, чтобы организация  эффективно функционировала у ее руля должен стоять лидер-менеджер. Однако не сегодняшний день многие организации и не задумываются об этой проблеме. Хотя необходимо отметить, что этой проблеме стали уделять больше внимания, но все равно многое остается еще покрыто тайной. Руководители предприятий должны не только воспитывать в себе лидера, но и поощрять лидерские качества у своих подчиненных. Таким образом, делая выводы по этому параграфу можно отметить следующее: лидерству необходимо уделять должное внимание на всех уровнях управления; необходимо поощрять и развивать лидерские качества у персонала; нельзя бояться и убегать от лидерства; необходимо помнить, что лидерство - это помощник в управлении, а не помеха.

Лидерство может способствовать быстрому росту организации. И эта проблема должна изучаться не только в Вузах, но и на рабочих местах. Т.е. можно устраивать занятия с персоналом, где определять их склонность к лидерству, уровень их лидерства, а также проводить различные мероприятия, которые развивали бы эти качества у работников. Никогда не следует забывать, что лидерство - это помощник человека не только в работе, но и в жизни.

Заключение

 

Лидерство, как и управление, является до некоторой степени искусством. Возможно, это и есть причина того, почему исследователям не удалось разработать и обосновать единую теорию.    Главной целью курсовой работы было выявление роли лидерства в предпринимательстве.

Современная теория менеджмента  уделяет повышенное внимание вопросам лидерства в управлении организации. Этой тематике посвящается немалое количество исследований и публикаций в области менеджмента и управления, психологии менеджмента и бизнеса.

В первой главе дано определение понятию и содержанию лидерства, проведён анализ теоретических моделей традиционного, ситуационного лидерства, а также новых направлений в области лидерства. Определена роль лидерства в системе управления организацией.

Вторая глава посвящена  практическому применению лидерства  в управлении и формированию института  лидерства.

Здесь рассматривается лидер как составная часть системы эффективного управления в таких областях управления организацией, как утверждение и развитие определенного типа организационной культуры; построение эффективной коммуникации в организации; формирование рабочих групп и управление ими; управление конфликтами; построение коалиций и развитие партнерских отношений; своевременное реагирование на динамику внешней среды и управление изменениями.

Алгоритм формирования института лидерства состоит  из целей и задач.

Основными целями создания института лидерства в организации являются: совершенствовании навыков лидерства, мотивации работающего персонала с целью создания эффективной команды, формирования привлекательного образа работодателя.

Главные цели: Создание команды лидеров ориентированных на создание института лидерства в  организации.

Цели формируют задачи, которые позволят сформировать наиболее эффективный институт лидерства: диагностировать лидерский потенциал через осознание сильных сторон и дефицитов участников как руководителей (лидеров); сформировать навыки создания и управления командой; сформировать мотивацию на дальнейшее профессиональное и личностное развитие в области организационного лидерства (развитие лидерства через формирование навыков). Здесь проведён  анализ лидерского потенциала и оценка созданного института лидерства в организации.

А так же предложены рекомендации к совершенствованию уже сформированного института лидерства.

Выполнение вышеназванных  рекомендаций возможно только при рациональной и эффективной работе команды лидеров и дальнейшего развития института лидерства Основным эффектом от реализации данных направлений будет являться: улучшение экономической деятельности организации в целом, повышение прибыли, рентабельности и конкурентоспособности на рынке оказываемых услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994).
  2. Трудовой  Кодекс Российской Федерации" (ТК РФ) от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001).
  3. Веслов В. «Основы менеджмента», М., 2007.
  4. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. – М.: Проспект, 2007.
  5. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  6. Дорофеев В.Д. Менеджмент: Учеб. Пособие / Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. – М.: ИНФРА-М, 2008.
  7. Коротков Э.М. Менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2009. (гриф УМО)
  8. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2007.
  9. Лукичева Л.И. Управление организацией. – М.: Омега-Л, 2008. – 360 с.
  10. Менеджмент/Под общ. ред. В.П. Белянского, д-ра экон, наук, проф. – 5-е изд., перераб и доп. – М.: Издательство «Палеотип», 2008.
  11. Менеджмент организации / Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 418 с.
  12. Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. – М.: Вильямс, 2007.
  13. Мумладзе Р.Г. Менеджмент: учебник/Р.Г. Мумладзе, Е.Г. Михалкина – М.: Издательство «Палеотип», 2011.- 260 с.
  14. Полукаров В. Л. Основы менеджмента. – М.: КНОРУС, 2007. – 244 с.
  15. Поршнев А.Г. Управление организацией: Учебник / Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. – М.: ИНФРА-М, 2008.
  16. Тебекин А.В. Менеджмент организации: Учебник / Тебекин А.В., Касаев Б.С.  – М.: КНОРУС, 2007.
  17. Темников Д.М. Лидерство и самоорганизация в мировой системе. М.: НОФМО, 2010. 173 с.

1 Полукаров В. Л. Основы менеджмента. – М.: КНОРУС, 2007. – 244 с.

2 Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

3 Веслов В. «Основы менеджмента», М., 2007

4 Коротков Э.М. Менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2009. (гриф УМО)

 


Информация о работе Теоретические основы лидерства