Технология принятия управленческого решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 21:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы выявить технологию выработки и принятия управленческих решений и представить рекомендации руководителю по применению данной технологии.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
- Выявить содержание понятия и классификацию управленческих решений;
- Сопоставить роль и место выработки и принятия решений в процессе управления;
- Проанализировать методы выработки и принятия управленческих решений;
- Исследовать алгоритм технологии выработки и принятия управленческого решения;
- Разработать рекомендации руководителю по применению технологии.

Файлы: 1 файл

курсовая работа по экономике и социологии труда.docx

— 88.52 Кб (Скачать)

1) Наличие  цели (целей): Необходимость принятия  решения диктуется только наличием  некоторой цели, которую следует  достичь. Если цель отсутствует,  то не возникает и необходимость  принимать какое-либо решение.

 

Таблица 1. Решения, типичные для функций управления

Планирование

  1. Выбор миссии
  2. Выработка предположений о ситуации в будущем
  3. Определение целей
  4. Выбор стратегий по достижению поставленных целей
  5. Формирование мероприятий по реализации стратегий

Организация

  1. Адаптация организационной структуры под новые цели и задачи
  2. Рационализация распределения задач, обязанностей и прав
  3. Кадровые решения: найм и увольнения, создание резерва на выдвижение, повышение квалификации

Мотивация

  1. Разработка системы оплаты труда и премирования, максимально соответствующей характеру и результатам труда, а также возможностям организации
  2. Выбор социальных методов стимулирования эффективного труда
  3. Создание надлежащего морального климата в организации
  4. Разработка мероприятий по эффективному использованию факторов корпоративной культуры

Контроль

  1. Создание системы контроля; выбор методов учета, анализа и внесения коррективов – для всех трех видов контроля: упреждающего, текущего и заключительного

 

2) Наличие  альтернативных линий поведения:  Решения принимаются в условиях, когда существует более одного  способа достижения поставленной  цели. Каждый из способов может  характеризоваться различными степенями  и различными вероятностями достижения  цели, требовать различных затрат.

3) Наличие  ограничивающих факторов: Естественно,  что лицо, принимающее решение,  не обладает бесконечными возможностями.  Все множества ограничивающих  факторов можно разбить на  три группы:

а) экономические  факторы – денежные средства, трудовые и производственные ресурсы, время  и т.п.

б) технические  факторы – габариты, вес, энергопотребление, надёжность, точность и т.п.

в) социальные факторы, учитывающие требования человеческой этики и морали.

Процесс выработки и принятия управленческого  решения – это преобразование исходной информации (информации состояния) в выходную информацию (информацию управления – приказ). Решение может быть формальным и творческим. Принято считать, что если преобразование информации выполняется с помощью математических моделей, то выработанное решение считается формальным, если решение появляется в результате скрытой работы интеллекта человека, принимающего решение, то оно – творческое.

Такое деление  в достаточной степени условно, поскольку чисто формального  или чисто творческого решения  не существует. Если решение вырабатывается с помощью математической модели, то знания и опыт человека (элементы творчества) используются при её создании, а интуиция (тоже момент творчества) – в момент, когда он задаёт то или иное значение параметра исходной информации или выбирает из множества альтернативных вариантов, полученных с помощью математической модели, один в качестве решения на управление. Если основным инструментом выработки решения является интеллект человека, то формальные методы, носителем которых практически является вся наука, скрыто присутствуют в его знаниях и опыте.

В соответствии с подразделением на творческие и  формальные всё множество проблем, сопутствующих любому процессу принятия решений, условно делится на два  класса: проблемы концептуального характера  и проблемы формально-математического  и вычислительного характера.

Таким образом, имеет место взаимное проникновение  и взаимосвязь функций управления и процедур выработки и принятия решений. По сути дела, это трудноотделимые  друг от друга виды управленческой деятельности. Знание методов, средств и процедур процесса выработки и принятия решений является необходимым условием повышения эффективности выполнения отдельных функций управления, управления в целом. В организации и технологии принятия решений прежде всего находит свое отражение общее усиление роли науки и информационно-технических средств в управленческом процессе. Правильное понимание и рациональное использование современных математических методов и вычислительных средств в построении систем сбора, хранения, обработки и распределения информации в управлении возможны только на основе рассмотрения процессов выработки и принятия решений.

 

1.3 Методы выработки и  принятия управленческих решений

 

Количество  информации, которую необходимо переработать для выработки эффективных управленческих решений, настолько велико, что оно  давно превысило человеческие возможности. Именно трудности управления современным  крупномасштабным производством обусловили широкое использование электронно-вычислительной техники, разработку автоматизированных систем управления, что потребовало  создания нового математического аппарата и экономико-математических методов.

Методы  выработки и принятия решений, направленных на достижение намеченных целей, могут быть различными:

1) метод,  основанный на интуиции управляющего, которая обусловлена наличием  у него ранее накопленного  опыта и суммы знаний в конкретной  области деятельности, что помогает  выбрать и принять правильное  решение

    1. метод, основанный на понятии «здравого смысла», когда управляющий, принимая решения, обосновывает их последовательными доказательствами, содержание которых опирается на накопленный им практический опыт (эвристические методы);

Эвристические методы основаны на логике, здравом  смысле и опыте при РУР, при  которых выявляется новая существенная информация. Они используют метод Сократа – извлекать скрытую в человеке информацию с помощью искусных наводящих вопросов. Методы применяются при недоступности или отсутствии условий для использования формализованных методов РУР. Основу эвристических методов составляет метод индукции, т.е. переход от частного к общему. При этом проблема разделяется на несколько относительно простых подпроблем. Для каждой подпроблемы формируются набор задач и набор соответствующих решений. Считается, что при успешном выполнении всех решений проблема будет разрешена в целом. Данные методы практически целиком относятся к искусству в управленческой деятельности. Эти методы эффективны, если руководитель смог так разделить проблему, что получившиеся подпроблемы являются типовыми (штатными) для конкретной компании и имеется типовая методика их реализации.

Выработка управленческих решений для нетиповых, обычно творческих задач – довольно трудное занятие. В управленческой практике таких задач встречается довольно много. Это связано с новыми условиями, в которые попадает человек или коллектив в производственной деятельности. Обычно такие задачи решаются постепенно путем обсуждения, концентрации идей, развития новых подходов и стимулировании мышления. Неслучайно собрания, заседания, летучки, планерки и другие формы проведения обсуждения новых проблем и разработки решений прочно вошли в практику работы руководителей. На подобных мероприятиях руководители и специалисты принимают такие эффективные решения, которые не под силу одному даже очень умному человеку. Подавляющее большинство открытий и изобретений сделано при коллективном обсуждении или с их подачи, а известные слова: «эврика» и «эвристика» дали название этим методам.

Собрания  и совещания можно проводить  двумя способами: без подготовки и с подготовкой. Без подготовки такие мероприятия малоэффективны и не дают удовлетворения их участникам. Часто работники с большой  неохотой идут на собрания и совещания. Известен закон Паркинсона о том, что эффективность совещания  обратно пропорциональна затраченному времени и количеству приглашенных людей. Подготовленные собрания основаны на различных методах, в том числе  и на эвристических. Эвристика состоит  в последовательном выделении целей  и ситуации, а также в уменьшении их различий.

    1. метод, основанный на научно-практическом подходе, предполагающий выбор оптимальных решений на основе переработки больших количеств информации, помогающий обосновать принимаемые решения. Этот метод требует применения современных технических средств и, прежде всего, электронно-вычислительной техники. Проблема выбора руководителем решения одна из важнейших в современной науке управления. Она предполагает необходимость всесторонне оценки самим руководителем конкретной обстановки и самостоятельность принятия им одного из нескольких вариантов возможных решений.

В зависимости  от типа математических функций, положенных в основу моделей, различают:

– линейное моделирование – используются линейные зависимости;

– динамическое программирование – позволяет вводить дополнительные переменные в процессе решения задач;

– вероятностные и статистические модели – реализуются в методах теории массового обслуживания;

– теорию игр – моделирование таких ситуаций, принятие решения в которых должно учитывать несовпадение интересов различных подразделений;

– имитационные модели – позволяют экспериментально проверить реализацию решений, изменить исходные предпосылки, уточнить требования к ним.

Методы  выработки и принятия управленческих решений на основе творческого мышления (психологические методы)

Процесс творческого мышления имеет пять стадий:

1. Подготовка  – сбор фактических данных. Используется конвергентное (аналитическое) мышление. Проблема определяется с различных сторон, в разных ее формулировках.

2. Мыслительные  усилия – использование дивергентного мышления, которое ведет либо к возможному решению проблемы, либо к фрустрации (разочарованию). (Фрустрация – важный фактор, за ней обычно следует выработка действительно удачных идей.)

3. Инкубация  – проблема остается в подсознании, в то время как человек занимается другими делами. За это время слабеет эмоциональное торможение и противодействие новым идеям, а также возникает возможность воспринять новые идеи, которые могут возникнуть за это время.

4. Озарение  – «вспышка», дающая возможность решить рассматриваемую проблему.

5. Оценка  – анализ всех идей, полученных на предыдущих стадиях.

Стадии  подготовки и оценки требуют аналитического мышления, а мыслительные усилия, инкубация  и озарение требуют свободы творчества и раскованности.

Поощряется  высказывание всяческих безумных идей, цель используемых методов – количество идей, а не качество. При обилии идей новые идеи становятся развитием высказанных ранее. Ключом к успешному творческому мышлению является разумное и целенаправленное разделение процессов производства идей и их оценки.

Одним из наиболее распространенных методов  творческого мышления менеджера  является метод «Брейнсторминга», или «Мозговая атака» («Мозговой штурм»).

Еще один метод творческого мышления менеджера  при выработке и принятии решений  «Разложение на части». При этом методе составляется перечень основных характеристик идеи или предмета и рассматривается каждая из них  с целью усовершенствования. Обычно этот метод применяют в отношении  материальных (вещественных) объектов. Каждую характеристику изучают и  предлагают ее изменения.

Широко  распространенным методом творческого  мышления является метод, получивший название «Принудительные взаимосвязи». При  этом методе берутся объекты или  идеи и задается вопрос: «Сколько возможно иметь различных их комбинаций для получения нового объекта или идеи?» Этот метод используется, например, при разработке новых моделей.

Очень известным  и широко используемым является сегодня  метод «Морфологический анализ». При  этом методе все переменные заносят  в матрицу и пытаются комбинировать  их по-новому.

Методы  принятия решений могут классифицироваться и таким образом:

  1. индивидуальные – решения принимаются непосредственно ответственным лицом (руководителем);
  2. коллективные – решения принимаются в процессе делового совещания, «мозгового штурма» или руководитель, сформулировав проблему, в письменном виде дает приказание специалистам, способным привнести существенный вклад в ее разрешение, внести свои предложения.

Основным  моментом в процессе коллективной работы над реализацией управленческих решений является определение круга  лиц, участников данной процедуры. Чаще всего это временный коллектив, в состав которого включаются, как  правило, и руководители и исполнители.

Главными  критериями формирования такой группы являются компетентность, способность  решать творческие задачи, конструктивность мышления и коммуникабельность.

Информация о работе Технология принятия управленческого решения