SWOT-анализ как метод создания стратегии успеха в бизнесе

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 18:51, курсовая работа

Краткое описание

С появлением SWOT-модели аналитики получили набор экономических механизмов для анализа состояния предприятия и выбора его стратегии. В российских условиях SWOT-анализ позволяет сформулировать известные, но разрозненные и бессистемные представления о предприятии и его конкурентном окружении в виде логически согласованной схемы взаимодействия факторов внутренней и внешней среды.
Цель курсовой работы – разработать стратегию ООО ПТФ «Пиротехника Сибири» на основе результатов оценки положения компании с помощью SWOT-анализа.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы метода SWOT-анализ………………………………
1.1 Понятие и виды стратегии, методы ее создания……………………6
1.2 Понятие, сущность SWOT-анализа и методика его проведения…17
1.3 Методы исследования организации…………………………………
1.4 Российский и зарубежный опыт по применению SWOT-анализа в разработке стратегии…………………………………………………..35
2. Применение SWOT-анализа в ООО ПТФ «Пиротехника Сибири»………
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия….42
2.2 Анализ хозяйственной деятельности предприятия………………..44
2.3 Проведение SWOT-анализа для разработки стратегии успеха предприятия………………………………………………………………..
2.4 Внутренняя и внешняя среда компании ООО ПТФ «Пиротехника Сибири»…………………………………………………………………………….46
2.5 SWOT – анализ……………………………………………………...52
2.6 Разработка стратегии…………………………………………….....57
3. Рекомендации по реализации стратегии, разработанной на основе SWOT-анализа на предприятии «Пиротехника Сибири»………………………59
3.1 Оценка экономической эффективности компании ООО ПТФ «Пиротехника Сибири»…………………………………………………………..64
Заключение…………………………………………………………………..66
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

Swot.doc

— 461.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

Факультет менеджмента

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Основы  менеджмента»

 

на тему: «SWOT-анализ как метод создания стратегии успеха в бизнесе»

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка  2 курса 

факультета менеджмента

группы ЭН – 104

Клименкова А. С.

 

Руководитель:

Кандидат технических

наук, доцент

Мамонтов А. Г.

Отметка о допуске 

(недопуске) к защите

_____________________

«___»___________2011г.

_____________________

      (подпись руководителя)

 

 

 

Кемерово, 2012 
Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………...3

1. Теоретические основы метода SWOT-анализ………………………………

1.1 Понятие и виды стратегии, методы ее создания……………………6

1.2 Понятие, сущность SWOT-анализа и методика его проведения…17

1.3 Методы исследования организации…………………………………

1.4 Российский и зарубежный опыт по применению SWOT-анализа в разработке стратегии…………………………………………………..35

2. Применение SWOT-анализа в ООО ПТФ «Пиротехника Сибири»………

2.1 Организационно-экономическая  характеристика предприятия….42

2.2 Анализ хозяйственной деятельности предприятия………………..44

2.3 Проведение SWOT-анализа для разработки стратегии успеха предприятия………………………………………………………………..

               2.4 Внутренняя и внешняя среда компании ООО ПТФ «Пиротехника       Сибири»…………………………………………………………………………….46

                2.5 SWOT – анализ……………………………………………………...52

                2.6 Разработка стратегии…………………………………………….....57

3. Рекомендации по  реализации стратегии, разработанной на основе SWOT-анализа на предприятии «Пиротехника Сибири»………………………59

        3.1 Оценка экономической эффективности компании ООО ПТФ «Пиротехника Сибири»…………………………………………………………..64

Заключение…………………………………………………………………..66

Список использованной литературы……………………………………….67

Приложении А

Приложение Б

 

Введение

 

В условиях рыночной экономики, когда обостряется конкурентная борьба, необходимо иметь четко намеченный план действий, позволяющий адекватно использовать сильные стороны и открывающиеся возможности деятельности предприятия. Одновременно, следует предвидеть, вероятные угрозы и работать

над устранением слабых сторон.

Несмотря на то, что  ситуация на рынке носит весьма нестабильный характер, рациональное планирование позволяет значительно снизить  риск негативных последствий при  принятии управленческих решений.

Надежным средством, позволяющим выявить и структурировать сильные и слабые стороны предприятия, а также оценить возникающие при этом возможности и угрозы, является SWOT-анализ, с помощью которого предприятие в процессе стратегического планирования может регулярно выявлять, оценивать и контролировать возможности, адаптировать свою деятельность с целью уменьшения потенциальных последствий угроз. От того, насколько серьезно менеджеры всех уровней подходят к проведению SWOT-анализа, зависит выбор стратегических направлений деятельности предприятия.

В мировой практике SWOT-анализ применяется в процессе стратегического  планирования, начиная с 60-х годов  ХХ века.

С появлением SWOT-модели аналитики  получили набор экономических механизмов для анализа состояния предприятия  и выбора его стратегии. В российских условиях SWOT-анализ позволяет сформулировать известные, но разрозненные и бессистемные представления о предприятии и его конкурентном окружении в виде логически согласованной схемы взаимодействия факторов внутренней и внешней среды.

Цель курсовой работы – разработать стратегию ООО ПТФ «Пиротехника Сибири» на основе результатов оценки положения компании с помощью SWOT-анализа.

В соответствии с целью  курсовой работы необходимо решить следующие  задачи:

1. Изучить и обобщить теоретический материал, касающийся стратегического планирования, в частности, SWOT-анализа;

2. Проанализировать российский и зарубежный опыт;

3. Рассмотреть общую характеристику деятельности ООО ПТФ «Пиротехника Сибири»;

4. Провести комплексный анализ положения организации ООО ПТФ «Пиротехника Сибири» на рынке, выявить сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы;

5. Раскрыть основные резервы и обосновать пути повышения эффективности деятельности, разработать дальнейшую стратегию развития фирмы;

6. Предложить рекомендации по реализации стратегии.

Объектом исследования курсовой работы является SWOT-анализ деятельности предприятия ООО ПТФ «Пиротехника Сибири».

Предмет исследования: особенности  использования SWOT-анализа для разработки стратегии успеха в бизнесе.

При написании данной работы были использованы следующие материалы:

1. Научная литература;

2. Методическая литература;

3. Периодические издания;

4. Устав ООО ПТФ  «Пиротехника Сибири»;

5. Ресурсы Internet.

Нормативно-правовую базу исследования составляют следующие документы общества с ограниченной ответственностью «Пиротехника Сибири»: Устав ООО ПТФ «Пиротехника Сибири», Штатное расписание ООО ПТФ «Пиротехника Сибири» 2010, годовые отчеты о поставках и реализации продукции.

 

В работе применяются  различные методы исследования, такие как:

   1. Наблюдение;

2. Анализ документов;

   3. Факторный анализ;

4. Формирование дерева  целей;

5. Метод экспертных оценок;

6. Анкетирование.

Первая глава исследования посвящена теоретическому аспекту исследования. Она раскрывает понятие и сущность стратегии, методы ее создания, понятие и сущность SWOT-анализа и методику его проведения, также зарубежный и российский опыт по применению SWOT-анализа в разработке стратегии.

Во второй главе необходимо дать краткую организационно-экономическую справку исследуемому предприятию, провести технико-экономический анализ деятельности предприятия, SWOT-анализ в ООО ПТФ «Пиротехника Сибири» и разработать стратегию успеха предприятия.

Третья глава –  рекомендации и предложения по реализации стратегии, разработанной на основе SWOT-анализа компании.

 

1  Теоретические основы метода SWOT – анализ

 

    1.    Понятие и виды стратегии, методы ее создания

 

Исследователи и практики хозяйственной  деятельности предприятия часто  используют понятие «стратегия»  по-разному, полагая, что это общий термин, не нуждающийся в специальном определении, хотя его содержательная составляющая, как правило, предполагает некие различия. Такое отношение ведет к путанице, подмене смысловых содержаний. Каждый исследователь считает, что его вариант дефиниции наиболее верный.

Термин «стратегия» (от греч. stratis –  войско + ago – веду [12] или strategos – искусство генерала [18]) взят из военного лексикона, где он обозначает планирование и проведение в жизнь политики страны или военно-политического союза государств с использованием всех доступных средств [15].

В общем смысле это понятие употребляется  для обозначения широких долгосрочных мер или подходов, как правило, применительно к предприятию: стратегия  предприятия. Помимо использования  понятия стратегии в военной практике, его употребление можно услышать и в политике. В лексиконе делового управления оно стало употребляться для обозначения того, что раньше называлось политикой, или деловой политикой [18].

Примеры использования стратегического подхода к управлению деловыми организациями начали прослеживаться еще в 20-30-х годах нынешнего столетия. Начиная с 1926 г., под стратегией подразумевалось управление ресурсами, когда было установлено, что при каждом удвоении производства затраты на единицу продукции падают на 20% [18]. Понятие «стратегия» вошло в число управленческих терминов в 50-е годы, когда проблема реакции на неожиданные изменения во внешней среде приобрела большое значение. Вначале смысл этого понятия был неясен. Следуя военному словоупотреблению, словари все еще определяли стратегию как «науку о ведении войны, искусство ведения боя» [20], «науку и искусство развертывания войск для боя» [2], «высшую область военного искусства» [21].

Понятие стратегии вошло и в  лексикон делового управления: появились термины: «стратегическое планирование», «стратегическое управление», «стратегический менеджмент», «стратегическое мышление».

В результате исследования и анализа  экономической литературы выявлены различные определения понятия «стратегии» (приложение 1).

Таким образом, на основании таблицы 1.1 [19], авторы предлагают следующую формулировку: стратегия представляет собой совокупность действий, необходимых для достижения поставленных целей путем рационального использования ресурсов экономической системы. Цель стратегии – добиться долгосрочных конкурентных преимуществ, которые обеспечат производственной системе высокую рентабельность и жизнеспособность [21].

Выделяются три уровня стратегии. Первый уровень «военная стратегия», как наиболее зримая, ощутимая, грубая стратегия. Второй уровень корпорации — это более тонкая стратегия. И третий уровень – уровень проектов – это еще более тонкая стратегия.

Современная теория менеджмента различает  несколько типов стратегий (рисунок 1) [19].


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Виды стратегий экономического развития

 

Базовая стратегия – это стратегия, которая описывает общее направление  роста предприятия, развития его  производственно-сбытов ой деятельности (таблица 1.2). Она показывает, как управлять различными видами бизнеса, чтобы сбалансировать портфель товаров и услуг [16]. Стратегические решения этого уровня наиболее сложны, так как касаются предприятия в целом. Именно на этом уровне определяется и согласовывается продуктовая стратегия предприятия.

В дополнение к базовой стратегии, которая определяет комбинации различных стратегических областей деятельности организации, конкурентные стратегии определяют подходы, с помощью которых организация должна действовать в каждой такой области. В литературе конкурентную стратегию иногда называют деловой стратегией [М. М. Алексеева, В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова], бизнес-стратегией [В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова, Е. А. Вигдорчик].

 

Таблица 1.2 – Базовая  стратегия предприятия [20]

Виды

Развитие

Выживание

Революционное развитие

Эволюционное развитие

Доминирующий признак

Внутренний рост —  расширение ассортимента товаров, услуг; внешний рост — слияние компаний

Долгосрочное функционирование на рынке предприятий, прочно стоящих  на ногах

Поддержание стабильного  положения на рынке и адекватная реакция на изменения

Диверсификация продукта

Присутствует

Обязательна

Может быть

Диверсификация производства

Присутствует

Обязательна

Может быть, но чаще всего  происходит обратный процесс –

дедиверсификация

Изменение организационной  структуры

Обязательно (в сторону  увеличения подразделений)

Может быть

Обязательно (в сторону  уменьшения подразделений)

Востребованность в  инвестициях

Да

Может быть

Нет (нечем будет отдавать)


 

Деловая стратегия нацелена на достижение конкурентных преимуществ. Если фирма занята только одним видом бизнеса, деловая стратегия является частью общей стратегии фирмы. Если организация включает несколько деловых единиц, каждая из них разрабатывает собственную целевую стратегию (рисунок 2) [20].

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Виды конкурентной стратегии

 

Третьим типом стратегий являются функциональные стратегии, которые  разрабатываются специально для  каждого функционального пространства организации. В. Д. Маркова и С. А. Кузнецова понимают под функциональными  стратегиями стратегии, которые разрабатываются на основе корпоративной и деловой стратегии [20]. Целью функциональной стратегии является распределение ресурсов отдела (службы), поиск эффективного поведения функционального подразделения в рамках общей стратегии. К основным типам функциональных стратегий относятся:

- стратегия НИОКР, обобщающая  основные идеи о новом продукте  – от его первоначальной разработки  до внедрения на рынке, имеет  две разновидности: инновационную  стратегию и имитационную стратегию;

- производственная стратегия сосредоточена на решениях о необходимых мощностях, размещении промышленного оборудования, основных элементах производственного процесса, регулировании заказов;

Информация о работе SWOT-анализ как метод создания стратегии успеха в бизнесе