Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 21:03, курсовая работа
Целью курсовой работы - является исследование процесса и управления конфликтной ситуацией.
Объектом данной курсовой работы является конфликт.
Предметом является управление конфликтом.
а) разъяснение требований к работе - четкое описание рабочих мест, прав, обязанностей, функций, разъяснение результатов, ожидаемых от работника или рабочей группы, порядка предоставления информации, системы полномочий и ответственности, четкое определение политики, процедур и правил организационного поведения:
б) введение жесткой системы единоначалия - установление четкой иерархии для определения порядка подчиненности и ответственности в целях исключения двойственности подчинения и дублирования управления;
в) использование координационных и интеграционных механизмов - упорядочение взаимодействия между исполнителями, установление эффективных взаимосвязей, оптимизация процесса принятия решений и коммуникаций;
г) постановка общеорганизационных комплексных целей - ориентация усилий персонала на достижение общих целей, объединение индивидов, групп и отделов организации для совместного комплексного решения проблем организации;
д) совершенствование системы вознаграждений - установление общих оценочных показателей, стимулирование труда не на основе индивидуальных достижений, а по результатам работы группы или организации в целом;
е) поощрение бесконфликтной работы - использование материальных и нематериальных форм поощрения персонала за отсутствие конфликтов и уменьшение (лишение) поощрения при наличии конфликтов;
ж) разрешение с учетом целей конфликтов - выяснение сути конфликта, определение истинных целей его участников, конструктивное обсуждение проблемы для устранения противоречий и нахождения оптимального (взаимоприемлемого) решения.
Межличностные методы управления конфликтами оказывают воздействие на участников конфликта и применяются, как правило, для устранения неконструктивных противоречий. Они включают в себя:
а) уклонение - уход от конфликта, игнорирование спорных вопросов;
б) сглаживание - примирение, конформизм, призывы к солидарности;
в) принуждение - силовое подавление одной из сторон, применение властных полномочий;
г) компромисс - частичное удовлетворение интересов сторон на основе взаимных уступок;
д) рациональное решение проблемы - открытое признание противоречий, нахождение оптимальных решений по их устранению путем открытого обсуждения и проведения переговоров. [7 c.65-78]
В организационных отношениях важно формировать ассертивное поведение (от англ. assertive - уверенность в себе, своих притязаниях), демонстрирующее способность индивида отстаивать свои права и взгляды, добиваться их воплощения, принимая во внимание и уважая мнение других лиц. При этом необходимо соблюдение принципа толерантности (терпимости) при отсутствии или ослаблении реакции на неблагоприятные факторы в результате снижения чувствительности к их воздействию.
Анализируя конфликты, целесообразно обращать внимание на стороны конфликта, на промежуточные и конечные цели участников конфликта и на то, при каких условиях следует ожидать, что данный конфликт может привести к обострению ситуации. Вместе с тем, можно отметить, что простые схемы разрешения конфликта не всегда эффективны, а часто даже усугубляют его, переводя из категории бурноразвивающихся и краткосрочных в вяло текущий, систематически обостряющийся без видимых очертаний периода его полного разрешения.
Как бы мы ни учили людей общаться, какие бы тренинги по сплочению сотрудников и командообразованию ни проводили, как бы ни шлифовали должностные инструкции, в итоге приходим к пониманию, что конфликты в организации все равно неизбежны. Всегда были, есть и будут противоречия как между отдельными людьми, так и подразделениями, которые рано или поздно приведут к конфликтам. И задача «руководить без конфликтов» - не более, чем миф. Получается, что конфликт - это естественное состояние для любой системы: личности, фирмы, страны или семьи. А задача специалистов - использовать внутреннюю энергию конфликта для продвижения вперед. А поэтому хочется сделать вывод, что самая большая ошибка, которую может совершить руководитель - это игнорирование конфликтов, возникающих в коллективе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в форме противодействия субъектов конфликта и обычно сопровождаемых отрицательными эмоциями.
Причины конфликтов это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его.
В зависимости от того насколько эффективным будет управление конфликтом его последствия можно разделить на две противоположные категории: функциональные и дисфункциональные. Дисфункциональные последствия приводят к разобщенности коллектива, а чрезмерное обострение конфликтных ситуаций и длительное противостояние сторон может привести организацию к кризису и даже к распаду. Конфликты могут иметь как негативный, так и конструктивный исход. Конфликты классифицируют по разным направлениям. Выделят внутренние и внешние конфликты, последние подразделяются на внутриличностные, межличностные, межгрупповые, между личностью и группой, внутриорганизационные, объективные и субъективные и другие.
Руководитель, по ходу выполнения своих функций, часто оказывается втянутым в конфликт. И здесь уже все зависит от его компетенции и от умения управлять в конфликтных ситуациях. Другими словами можно сказать, что руководитель постоянно конфликтует, что доказано в 3 главе. С одной стороны он вовлечен в дисфункциональные конфликты, в какой-то мере навязанные ему данной системой управления или администрацией, то есть привнесенные из вне. С другой стороны он участвует в конфликтах, которые могут быть следствием допущенных в управлении ошибок.
Чтобы эффективно управлять развитием конфликта, необходимо с максимальной точностью составить его диагноз. Поскольку недооценка конфликта может привести к тому, что его анализ будет проведен поверхностно, и высказанные на основе такого анализа предложения окажутся малопригодными. Переоценка же конфликта ведет к тому, что предпринимаются усилия гораздо большие, чем это действительно необходимо.
Для решения конфликта важно знать все его явные и скрытые причины, провести анализ различных позиций и интересов сторон и сконцентрировать внимание именно на интересах, так как в них решение проблемы.
Поставленные в курсовой работе задачи решены достаточно полно, цель данной работы достигнута.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Результаты анкетирования «Причины возникновения конфликтов на предприятии» проведенного в Тюменском ОРС - "Российские железные дороги", тюменского отдел рабочего снабжения екатеринбургского дорожного центра рабочего снабжения - филиала открытого акционерного общества.
№
1 |
Формулировка вопроса и ответы.
2 |
Количество ответов | |
Руководители 3 |
Подчиненные 4 | ||
1 |
Какую должность вы занимаете на данном предприятии: |
||
- руководитель |
3 |
— | |
- подчиненный |
— |
15 | |
2 |
Как вы сами оцените конфликтный ли вы человек: |
||
|
- очень конфликтный |
0 |
0 |
- зависит от настроения |
2 |
6 | |
- никогда не конфликтую - другой вариант |
0 1 |
5 4 | |
3 |
Часто ли у вас на работе случаются конфликты: |
||
|
- часто |
0 |
0 |
- не очень часто |
1 |
6 | |
- редко |
2 |
9 | |
- вообще не случаются конфликты |
0 |
0 | |
4
|
Конфликты на работе обычно происходят: - между мною и начальником |
_ |
7 |
- между мною и подчиненным |
1 |
_ | |
- между мною и коллегами |
2 |
8 | |
5 |
Конфликты у вас на работе, как правило: |
||
- разгораются стихийно |
1 |
10 | |
- очень долго назревают - другой вариант |
12 0 |
5 0 | |
6 |
Причиной конфликтов в офисе, как правило, является: |
||
- мое плохое настроение |
0 |
0 | |
- сложившееся противоречие между сторонами (несовпадение интересов) |
2 |
8 | |
- конфликты бывают без видимых причин - другой вариант |
0
1 |
5
2 | |
7 |
Как часто ваше плохое настроение является причиной: |
||
- часто |
2 |
0 | |
- никогда |
1 |
14 | |
- у меня на работе всегда хорошее настроение |
0 |
1 | |
8 |
Если у вас на работе случился конфликт, то в нем, как правило, замешаны: |
||
9
10
11
12
|
- отдельные личности - группы - один человек против группы - другой вариант Если вы в чем-то недовольны, ваши действия: - лишний раз стараюсь молчать - честно выскажу свое мнение - стараюсь самостоятельно - другой вариант Нравится ли вам ваш руководитель: - да, он прирожденный руководитель - мог бы повнимательней относиться к моим интересам - ему вообще нельзя занимать руководящую должность - я сам (сама) руководитель - другой вариант Как правило, конфликты на работе возникают: - в связи с разногласиями по рабочим вопросам - из-за несовпадения взглядов по личным вопросам - по другим причинам Как, по вашему мнению, если руководитель вмешивается в конфликт, то: - конфликт разрешится гораздо быстрее - он только все испортит - от его вмешательства развитие конфликта не изменится - другой вариант |
2 0
1 0
2 1
0
0
_
_
_
3
0
2
0
1
2
0
0
1
|
11 0
1 3
3 2
7
3
1
12
0
_
2
8
1
6
10
1
2
2
|
Информация о работе Сущность конфликтов и их влияние на поведение персонала организации