Сущность инновационного риска

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2015 в 14:30, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы заключается в том, что развитие рыночных отношений в РФ идентифицировало инновационную деятельность как чуть ли не единственный способ российских компаний держаться на плаву, независимо от формы собственности и сферы их деятельности на всех стадиях жизненного цикла организаций, технологий и продуктов труда. Следовательно, эффективность инновационной деятельности напрямую зависит от того, насколько точно проведена оценка и экспертиза риска, а также от того, насколько правильно определены методы управления им.

Файлы: 1 файл

Курсовая 2014.docx

— 689.73 Кб (Скачать)

- повысить уровень внутренних  компетенций при разработке продукта.

В состав «Группы ГАЗ» входят следующие заводы: ЛиАЗ, ПАЗ, КАВЗ, ГолАЗ, ярославские заводы по производству топливной и дизельной аппаратуры, Канашский автоагрегатный завод, Саранский завод автосамосвалов; а также ОАО «Автомобильный завод Урал», ОАО «Брянский арсенал», ОАО «Тверской Экскаватор», ОАО «Челябинский завод строительно-дорожных машин», ОАО «Заволжский завод гусеничных тягачей», а также ряд их дочерних сервисно-сбытовых и снабженческих организаций.

В структуру «Группы ГАЗ» входит шесть дивизионов. У каждого дивизиона своя управленческая структура, производственные предприятия и сеть для сбыта продукции. В десяти регионах Российской Федерации расположены семнадцать предприятий «Группы ГАЗ».

Головной компанией и центром консолидации финансовой отчетности всей «Группы ГАЗ» является ОАО «ГАЗ». Высшим органом управления ОАО «ГАЗ», является общее собрание акционеров, а управляющая компания ООО «УК «Группа ГАЗ» является исполнительным органом ОАО «ГАЗ», руководителем управляющей компании является президент, который назначается решением Совета директоров ОАО «ГАЗ».

Список предприятий, которые входят в состав дивизионов Группы:

1.  Дивизион «Автобусы»:

- ООО «Павловский автобусный  завод»;

- ООО «Ликинский автобусный завод»;

- ОАО «Голицынский автобусный завод»;

- ООО «КАВЗ»;

- ОАО «Канашский автоагрегатный завод».

2. Дивизион «Легкие коммерческие  и легковые автомобили»:

- ООО «Автомобильный завод  «ГАЗ» (производство коммерческих  автомобилей, производство легковых  автомобилей).

3.  Дивизион «Спецтехника»:

- ОАО «Тверской экскаватор»;

- ОАО «Брянский арсенал»;

- ЗАО «Челябинские строительно-дорожные  машины»;

- ОАО «Заволжский завод  гусеничных тягачей».

4.  Дивизион «Грузовые  автомобили»:

- ОАО «Автомобильный завод  «Урал»;

- ОАО «Саранский завод  автосамосвалов».

5. Дивизион «Автокомпоненты»

- ОАО «ГАЗ» (производство  автомобильных комплектующих).

- ООО «Завод штампов  и пресс-форм».

6. Дивизион «Силовые агрегаты»

- ОАО «Автодизель» (Ярославский моторный завод);

- ОАО «Ульяновский моторный  завод»;

- ООО «Нижегородские моторы»;

- ОАО «Ярославский завод  дизельной аппаратуры»;

- ОАО «Ярославский завод  топливной аппаратуры».

 

2.2 Анализ управления инновационными рисками в ОАО «Группа ГАЗ»

 

В соответствии  с Уставом ОАО «ГАЗ» органами управления общества являются: общее собрание акционеров, Совет директоров и Единоличный исполнительный орган – Генеральный директор, полномочия которого переданы управляющей организации – ООО «УК «Группа ГАЗ».


Внутренний контроль является постоянно осуществляемым процессом на всех уровнях управления Группы, направленным на снижение принимаемых рисков, обеспечение соответствия операций и сделок требованиям законодательства, предоставление полной и достоверной отчетности акционерам и иным заинтересованным лицам.

За оценку эффективности системы внутреннего контроля «Группы ГАЗ» отвечают Ревизионная комиссия ОАО «ГАЗ» и Служба внутреннего аудита ООО «УК «Группа ГАЗ». 9

Инновационные риски, стоящие  перед руководством, следует поделить на виды: отраслевые риски, международные и региональные риски,  политические и социальные риски, финансовые риски, валютные риски, правовые риски.

Управление рисками и построение эффективной системы внутреннего контроля является одной из наиболее приоритетных задач корпоративного управления в Группе. Управление рисками осуществляется в рамках положений и регламентов, утвержденных на уровне ООО «УК «Группа ГАЗ», являющихся обязательными для исполнения всеми производственными подразделениями Группы. Этот процесс затрагивает всю деятельность Компании и направлен на выявление и снижение вероятности и масштаба воздействия событий, которые могут оказать негативное влияние на Компанию.

В нынешних условиях Компания сталкивается с широким многообразием инновационных рисков. Они представляют собой проявление процессов и факторов, влияние на которые со стороны «Группы ГАЗ» является невозможным либо весьма ограниченным. Следовательно, для эффективного планирования деятельности в рамках бизнеса Компании, тщательный мониторинг внешних возможностей и угроз, эффективная их оценка и управление рисками остаются важными составляющими стратегии «Группы ГАЗ».

Отраслевые риски

Вероятность усиления конкуренции со стороны совместных производств и нового импорта можно оценивать как высокую. В последнее время наблюдается рост доли рынка совместных предприятий и нового импорта. Реализуются программы промышленной сборки на территории РФ крупными игроками мирового автомобилестроения. Также возможны стратегические соглашения между игроками рынка, приводящие, в большинстве случаев, к более эффективному взаимодействию  и сокращению издержек.

В настоящее время РФ является полноправным членом ВТО.

Основные причины вступления РФ в ВТО - необходимость доступа к общим правилам функционирования мировой экономики и международной торговли. В перспективе более благоприятные условия для экспортеров российских товаров и инвестиций за рубежом. Увеличение притока прямых инвестиций в российскую экономику. Cоздание на внутреннем рынке здоровой конкуренции, при которой у российских потребителей возникает большая свобода выбора товаров.

Влияние на бизнес:

  • Рост импорта автомобилей в РФ, как новых, так и подержанных;
  • Обострение конкуренции на автомобильном рынке;

Метод управления риском:

  • Создание и вывод на рынок продуктов с высоким экспортным потенциалом (ГАЗель Next Eвро-5);
  • Поддержка государством технологического перевооружения российского автопрома и повышения конкурентоспособности отечественных автомобилей;
  • Введение специальных технических регламентов - условий утилизации, регистрации и сертификации импортируемых автомобилей как методов нетарифного регулирования импорта;
  • Снижение ставки налога на прибыль;
  • Введение налоговых льгот для приоритетных НИОКР;
  • Освобождение от НДС операций по ввозу технологического оборудования, не производимого в России;
  • Сохранение программ по стимулированию внутреннего спроса на автомобили;
  • Поддержка развития лизинга автомобильной техники;
  • Реализация программы обновления парка автомобильной техники;
  • Поддержка экспорта промышленной продукции;
  • Субсидирование части  процентных ставок по кредитам, предоставление государственных гарантий;
  • Софинансирование региональных программ поддержки предприятий автопрома. 

Международные и региональные риски

Нестабильная политическая и/или экономическая ситуация в странах СНГ (Белоруссия, Грузия, Киргизия) ведет к возникновению трудностей с реализацией продукции и выполнением контрактов. Вероятность риска можно оценить как среднюю. Метод управления риском - разработка экспортной стратегии, фокусирование на рынках, определенных продуктово - рыночной стратегией.

Правовые риски

Правовые риски, относящиеся к деятельности «Группы ГАЗ», подразделяются на риски изменений валютного регулирования, правил таможенного контроля и изменений налогового законодательства. К группе правовых рисков относятся риски, связанные с изменением судебной практики по вопросам, связанным с деятельностью компании, которые могут негативно сказаться на результатах ее деятельности, а также на результатах текущих судебных споров, в которых участвует Компания.

Финансовые риски

Финансовые риски для компании остаются одними из наиболее существенных, учитывая неопределенность внешней среды и те ограничения на функционирование бизнеса, которые накладывает долговое бремя. К финансовым рискам мы относим риски, связанные с изменением процентных ставок, валютные риски.

Риск, связанный с изменением процентных ставок

Изменения процентных ставок на российском и международном рынках, вызванные кредитным кризисом и снижением уровня ликвидности в банковской системе, могут существенно повлиять на стоимость заимствований и условия привлечения дополнительного капитала. «Группа ГАЗ» ведет бизнес в капиталоемкой отрасли, поэтому изменения в стоимости заимствований могут негативно сказаться на развитии Компании.

Риск, связанный с изменением валютных курсов

Определенную часть материалов и комплектующих компания импортирует из стран Европы, Северной Америки и Азии, а также реализует часть готовой продукции на экспорт, поэтому существует возможность недополучения прибыли в результате воздействия изменений обменного курса на ожидаемые потоки денежных средств.

На «Группу ГАЗ» постоянно влияют различные экономические, социальные и политические процессы, происходящие внутри компании и вне ее. Поэтому существует необходимость проведения ситуационного анализа, посредством метода анализа SWOT (Таблица 1).


Таблица 1 - SWOT анализ автомобилестроительного холдинга «Группа ГАЗ»


Сильные стороны

• Диверсифицированная структура бизнеса по производству автомобильной техники позволяет

снизить операционные риски каждого дивизиона.

• Диверсификация производства позволяет получать синергетический эффект за счёт экономии на научно-технических разработках.

• Широкая дилерская сеть компании позволяет проводить эффективный маркетинг и послепродажное обслуживание.

• Высокая доля рынка по ряду реализуемой продукции позволяет Группе «ГАЗ» получать дополнительную прибыль.

• Наличие современного оборудования,

приобретённого у Chrysler, а также на заводе LDV позволяет Группе «ГАЗ» повысить качество и потребительские свойства выпускаемой продукции.

Слабые стороны

• Переход на производство более современной автотехники займёт некоторое время, что позволит конкурентам занять часть рынка.

• Наличие перекрёстного владения в

структуре акционерного капитала компании снижает доверие инвесторов.

• Основную выручку компании в настоящий момент всё ещё приносит устаревший модельный ряд, спрос на который будет неуклонно снижаться в будущем.

• Низкий уровень инновационности продукции компании

• Эксплуатация морально устаревшего оборудования

Возможности

• Продолжающаяся смена модельного ряда в сегментах коммерческих, легковых и грузовых автомобилей, а также в сегменте автобусов позволит Группе «ГАЗ» укрепить свои позиции на соответствующих рынках, а также сохранять и увеличивать рыночную долю. • Покупка зарубежных активов, попавших в кризисную ситуацию, аналогичных английской компании по производству коммерческих автомобилей – LDV, позволит компании недорого приобрести компетенции по производству новых современных моделей автомобильной техники.

• Развитие двигательного дивизиона способно существенно повысить уровень надёжности, мощности и экономичности силовых агрегатов всей линейки автотехники, выпускаемой Группой, что делает продукцию компании более привлекательной в глазах потребителей. • Увеличение экспорта продукции, удовлетворяющей современным экологическим нормам и техническим требованиям, позволит Группе существенно расширить рынки сбыта.

Угрозы

• Выход на российский рынок зарубежных производителей различных типов автотехники, которые будут предлагать, благодаря локализации, технику, сравнимую по ценам с российской, способен серьёзно потеснить Группу «ГАЗ».

• В случае укрепления рубля импорт техники может стать ощутимо дешевле, по сравнению с покупкой российских аналогов, что негативно скажется на продажах компании.

• Существенный рост цен на металлы может негативно отразиться на рентабельности группы.


 

Проанализировав внутреннюю и внешнюю среду «Группы ГАЗ» можно сделать вывод, что основной проблемной областью можно считать низкий уровень инновационной конкурентоспособности компании. После чего будет проведен анализ проблем и  составлено «Дерево проблем».

 

 

 

 

 

2.3 Рекомендации  по совершенствованию управления инновационными рисками в ОАО «Группа ГАЗ»

 

Для повышения эффективности работы компании в целом нужно выявить для начала ключевую проблему, решение которой стоит перед ОАО «Группа ГАЗ», и поделить ее на небольшие компоненты.

Ключевой проблемой является – невысокая инновационная конкурентоспособность компании. Данная проблема рассмотрена в двух аспектах – Финансовые проблемы и проблемы менеджмента, т.к инновационная конкурентоспособность компании является достаточно широкомасштабной проблемой и имеет зависимость от некоторых аспектов указанных в третьем уровне дерева проблем. В него входят существенные проблемы, раскрывающие проблемы 2 уровня. Финансовые причины проблемы невысокой конкурентоспособности ОАО "Группы ГАЗ" представляют собой большие издержки производства, а также ресурсов и материалов. Проблемы менеджмента в компании представляют собой несовершенный маркетинг и невысокое качество продукции. Далее на 4 уровне «Дерева проблем» сформированы проблемы, раскрывающие  более существенные проблемы.

Рисунок 1. – Дерево проблем ОАО «Группы ГАЗ»

 


Итак, после расчленения проблемы на некоторое  множество проблем, следует проанализировать с различных сторон причины и последствия развития этой проблемы. Далее, когда есть полная картина проблемы, наступает следующий шаг в ее анализе – поиск ее решения. Для этого следует построить «Дерево решений», которое является схемой процесса принятия управленческих решений по определенной проблеме, изображаемое графически в виде древовидной структуры.


Рисунок 1. – Дерево решений ОАО «Группы ГАЗ»


Рассмотрев «Дерева решений», можно заключить, что следует внедрить высокотехнологичное оборудование и использовать новые технологии в производстве продукции. Это определяется возможностью повышения качества производства и возможных доходов, полученных после их внедрения. Исходя из подсчётов видно, что возможные доходы от внедрения высокотехнологичного оборудования и использования новых технологий в производстве продукции намного больше, чем доходы, полученные без внедрения (400 млн. руб. > 2 млн. руб.).

 


 


 

 

 

Информация о работе Сущность инновационного риска