Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2015 в 14:30, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что развитие рыночных отношений в РФ идентифицировало инновационную деятельность как чуть ли не единственный способ российских компаний держаться на плаву, независимо от формы собственности и сферы их деятельности на всех стадиях жизненного цикла организаций, технологий и продуктов труда. Следовательно, эффективность инновационной деятельности напрямую зависит от того, насколько точно проведена оценка и экспертиза риска, а также от того, насколько правильно определены методы управления им.
- повысить уровень внутренних
компетенций при разработке
В состав «Группы ГАЗ» входят следующие заводы: ЛиАЗ, ПАЗ, КАВЗ, ГолАЗ, ярославские заводы по производству топливной и дизельной аппаратуры, Канашский автоагрегатный завод, Саранский завод автосамосвалов; а также ОАО «Автомобильный завод Урал», ОАО «Брянский арсенал», ОАО «Тверской Экскаватор», ОАО «Челябинский завод строительно-дорожных машин», ОАО «Заволжский завод гусеничных тягачей», а также ряд их дочерних сервисно-сбытовых и снабженческих организаций.
В структуру «Группы ГАЗ» входит шесть дивизионов. У каждого дивизиона своя управленческая структура, производственные предприятия и сеть для сбыта продукции. В десяти регионах Российской Федерации расположены семнадцать предприятий «Группы ГАЗ».
Головной компанией и центром консолидации финансовой отчетности всей «Группы ГАЗ» является ОАО «ГАЗ». Высшим органом управления ОАО «ГАЗ», является общее собрание акционеров, а управляющая компания ООО «УК «Группа ГАЗ» является исполнительным органом ОАО «ГАЗ», руководителем управляющей компании является президент, который назначается решением Совета директоров ОАО «ГАЗ».
Список предприятий, которые входят в состав дивизионов Группы:
1. Дивизион «Автобусы»:
- ООО «Павловский автобусный завод»;
- ООО «Ликинский автобусный завод»;
- ОАО «Голицынский автобусный завод»;
- ООО «КАВЗ»;
- ОАО «Канашский автоагрегатный завод».
2. Дивизион «Легкие коммерческие и легковые автомобили»:
- ООО «Автомобильный завод «ГАЗ» (производство коммерческих автомобилей, производство легковых автомобилей).
3. Дивизион «Спецтехника»:
- ОАО «Тверской экскаватор»;
- ОАО «Брянский арсенал»;
- ЗАО «Челябинские строительно-
- ОАО «Заволжский завод гусеничных тягачей».
4. Дивизион «Грузовые автомобили»:
- ОАО «Автомобильный завод «Урал»;
- ОАО «Саранский завод автосамосвалов».
5. Дивизион «Автокомпоненты»
- ОАО «ГАЗ» (производство автомобильных комплектующих).
- ООО «Завод штампов и пресс-форм».
6. Дивизион «Силовые агрегаты»
- ОАО «Автодизель» (Ярославский моторный завод);
- ОАО «Ульяновский моторный завод»;
- ООО «Нижегородские моторы»;
- ОАО «Ярославский завод дизельной аппаратуры»;
- ОАО «Ярославский завод топливной аппаратуры».
2.2 Анализ управления инновационными рисками в ОАО «Группа ГАЗ»
В соответствии с Уставом ОАО «ГАЗ» органами управления общества являются: общее собрание акционеров, Совет директоров и Единоличный исполнительный орган – Генеральный директор, полномочия которого переданы управляющей организации – ООО «УК «Группа ГАЗ».
Внутренний контроль является постоянно осуществляемым процессом на всех уровнях управления Группы, направленным на снижение принимаемых рисков, обеспечение соответствия операций и сделок требованиям законодательства, предоставление полной и достоверной отчетности акционерам и иным заинтересованным лицам.
За оценку эффективности системы внутреннего контроля «Группы ГАЗ» отвечают Ревизионная комиссия ОАО «ГАЗ» и Служба внутреннего аудита ООО «УК «Группа ГАЗ». 9
Инновационные риски, стоящие перед руководством, следует поделить на виды: отраслевые риски, международные и региональные риски, политические и социальные риски, финансовые риски, валютные риски, правовые риски.
Управление рисками и построение эффективной системы внутреннего контроля является одной из наиболее приоритетных задач корпоративного управления в Группе. Управление рисками осуществляется в рамках положений и регламентов, утвержденных на уровне ООО «УК «Группа ГАЗ», являющихся обязательными для исполнения всеми производственными подразделениями Группы. Этот процесс затрагивает всю деятельность Компании и направлен на выявление и снижение вероятности и масштаба воздействия событий, которые могут оказать негативное влияние на Компанию.
В нынешних условиях Компания сталкивается с широким многообразием инновационных рисков. Они представляют собой проявление процессов и факторов, влияние на которые со стороны «Группы ГАЗ» является невозможным либо весьма ограниченным. Следовательно, для эффективного планирования деятельности в рамках бизнеса Компании, тщательный мониторинг внешних возможностей и угроз, эффективная их оценка и управление рисками остаются важными составляющими стратегии «Группы ГАЗ».
Отраслевые риски
Вероятность усиления конкуренции со стороны совместных производств и нового импорта можно оценивать как высокую. В последнее время наблюдается рост доли рынка совместных предприятий и нового импорта. Реализуются программы промышленной сборки на территории РФ крупными игроками мирового автомобилестроения. Также возможны стратегические соглашения между игроками рынка, приводящие, в большинстве случаев, к более эффективному взаимодействию и сокращению издержек.
В настоящее время РФ является полноправным членом ВТО.
Основные причины вступления РФ в ВТО - необходимость доступа к общим правилам функционирования мировой экономики и международной торговли. В перспективе более благоприятные условия для экспортеров российских товаров и инвестиций за рубежом. Увеличение притока прямых инвестиций в российскую экономику. Cоздание на внутреннем рынке здоровой конкуренции, при которой у российских потребителей возникает большая свобода выбора товаров.
Влияние на бизнес:
Метод управления риском:
Международные и региональные риски
Нестабильная политическая и/или экономическая ситуация в странах СНГ (Белоруссия, Грузия, Киргизия) ведет к возникновению трудностей с реализацией продукции и выполнением контрактов. Вероятность риска можно оценить как среднюю. Метод управления риском - разработка экспортной стратегии, фокусирование на рынках, определенных продуктово - рыночной стратегией.
Правовые риски
Правовые риски, относящиеся к деятельности «Группы ГАЗ», подразделяются на риски изменений валютного регулирования, правил таможенного контроля и изменений налогового законодательства. К группе правовых рисков относятся риски, связанные с изменением судебной практики по вопросам, связанным с деятельностью компании, которые могут негативно сказаться на результатах ее деятельности, а также на результатах текущих судебных споров, в которых участвует Компания.
Финансовые риски
Финансовые риски для компании остаются одними из наиболее существенных, учитывая неопределенность внешней среды и те ограничения на функционирование бизнеса, которые накладывает долговое бремя. К финансовым рискам мы относим риски, связанные с изменением процентных ставок, валютные риски.
Риск, связанный с изменением процентных ставок
Изменения процентных ставок на российском и международном рынках, вызванные кредитным кризисом и снижением уровня ликвидности в банковской системе, могут существенно повлиять на стоимость заимствований и условия привлечения дополнительного капитала. «Группа ГАЗ» ведет бизнес в капиталоемкой отрасли, поэтому изменения в стоимости заимствований могут негативно сказаться на развитии Компании.
Риск, связанный с изменением валютных курсов
Определенную часть материалов и комплектующих компания импортирует из стран Европы, Северной Америки и Азии, а также реализует часть готовой продукции на экспорт, поэтому существует возможность недополучения прибыли в результате воздействия изменений обменного курса на ожидаемые потоки денежных средств.
На «Группу ГАЗ» постоянно влияют различные экономические, социальные и политические процессы, происходящие внутри компании и вне ее. Поэтому существует необходимость проведения ситуационного анализа, посредством метода анализа SWOT (Таблица 1).
Таблица 1 - SWOT анализ автомобилестроительного холдинга «Группа ГАЗ»
Сильные стороны • Диверсифицированная структура бизнеса по производству автомобильной техники позволяет снизить операционные риски каждого дивизиона. • Диверсификация производства позволяет получать синергетический эффект за счёт экономии на научно-технических разработках. • Широкая дилерская сеть компании позволяет проводить эффективный маркетинг и послепродажное обслуживание. • Высокая доля рынка по ряду реализуемой продукции позволяет Группе «ГАЗ» получать дополнительную прибыль. • Наличие современного оборудования, приобретённого у Chrysler, а также на заводе LDV позволяет Группе «ГАЗ» повысить качество и потребительские свойства выпускаемой продукции. |
Слабые стороны • Переход на производство более современной автотехники займёт некоторое время, что позволит конкурентам занять часть рынка. • Наличие перекрёстного владения в структуре акционерного капитала компании снижает доверие инвесторов. • Основную выручку компании в настоящий момент всё ещё приносит устаревший модельный ряд, спрос на который будет неуклонно снижаться в будущем. • Низкий уровень инновационности продукции компании • Эксплуатация морально устаревшего оборудования • |
Возможности • Продолжающаяся смена модельного ряда в сегментах коммерческих, легковых и грузовых автомобилей, а также в сегменте автобусов позволит Группе «ГАЗ» укрепить свои позиции на соответствующих рынках, а также сохранять и увеличивать рыночную долю. • Покупка зарубежных активов, попавших в кризисную ситуацию, аналогичных английской компании по производству коммерческих автомобилей – LDV, позволит компании недорого приобрести компетенции по производству новых современных моделей автомобильной техники. • Развитие двигательного дивизиона способно существенно повысить уровень надёжности, мощности и экономичности силовых агрегатов всей линейки автотехники, выпускаемой Группой, что делает продукцию компании более привлекательной в глазах потребителей. • Увеличение экспорта продукции, удовлетворяющей современным экологическим нормам и техническим требованиям, позволит Группе существенно расширить рынки сбыта. |
Угрозы • Выход на российский рынок зарубежных производителей различных типов автотехники, которые будут предлагать, благодаря локализации, технику, сравнимую по ценам с российской, способен серьёзно потеснить Группу «ГАЗ». • В случае укрепления рубля импорт техники может стать ощутимо дешевле, по сравнению с покупкой российских аналогов, что негативно скажется на продажах компании. • Существенный рост цен на металлы может негативно отразиться на рентабельности группы. |
Проанализировав внутреннюю и внешнюю среду «Группы ГАЗ» можно сделать вывод, что основной проблемной областью можно считать низкий уровень инновационной конкурентоспособности компании. После чего будет проведен анализ проблем и составлено «Дерево проблем».
2.3 Рекомендации
по совершенствованию
Для повышения эффективности работы компании в целом нужно выявить для начала ключевую проблему, решение которой стоит перед ОАО «Группа ГАЗ», и поделить ее на небольшие компоненты.
Итак, после расчленения проблемы на некоторое множество проблем, следует проанализировать с различных сторон причины и последствия развития этой проблемы. Далее, когда есть полная картина проблемы, наступает следующий шаг в ее анализе – поиск ее решения. Для этого следует построить «Дерево решений», которое является схемой процесса принятия управленческих решений по определенной проблеме, изображаемое графически в виде древовидной структуры.
Рассмотрев «Дерева решений», можно заключить, что следует внедрить высокотехнологичное оборудование и использовать новые технологии в производстве продукции. Это определяется возможностью повышения качества производства и возможных доходов, полученных после их внедрения. Исходя из подсчётов видно, что возможные доходы от внедрения высокотехнологичного оборудования и использования новых технологий в производстве продукции намного больше, чем доходы, полученные без внедрения (400 млн. руб. > 2 млн. руб.).