Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2015 в 14:30, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что развитие рыночных отношений в РФ идентифицировало инновационную деятельность как чуть ли не единственный способ российских компаний держаться на плаву, независимо от формы собственности и сферы их деятельности на всех стадиях жизненного цикла организаций, технологий и продуктов труда. Следовательно, эффективность инновационной деятельности напрямую зависит от того, насколько точно проведена оценка и экспертиза риска, а также от того, насколько правильно определены методы управления им.
- риск заключения договоров (контрактов) с недееспособными или неплатежеспособными партнерами (контрагентами);
- риск невыполнения партнерами договорных обязательств в установленный срок, в результате чего у организации возникают потери, связанные с нарушением графиков поставок, невыполнением партнерами работ, необходимых для осуществления инновационного проекта.
4. Риски усиления конкуренции. Причины их могут быть следующие:
- утечка конфиденциальной информации по вине сотрудников организации либо в результате промышленного шпионажа, предпринятого конкурентами; неправильный выбор рынков сбыта и неполная информация о конкурентах или отсутствие достоверной информации о них; замедленное внедрение нововведений по сравнению с конкурентами из-за отсутствия необходимых средств для проведения НИР, внедрения новых технологий, освоения производства новых высококачественных и конкурентных товаров;
- недобросовестность конкурентов (использование методов недобросовестной конкуренции);
- появление на рынке производителей из других отраслей, предлагающих однотипные, взаимозаменяемые товары, способные удовлетворить спрос потребителей. Риски, связанные с недостаточным уровнем кадрового обеспечения.
5. Риски, связанные с обеспечением прав собственности на инновационный проект, возникают по различным причинам:
- необеспечение условий патентования технических, дизайнерских и маркетинговых решений, возникающие в результате недостаточно «плотной» патентной защиты изобретений, ноу-хау и технологий;
- опротестование патентов, защищающих принципиальные технические и прочие подобные решения. При организации системы управления рисками инновационного проекта на предприятии необходимо иметь в виду, что эффективность действия данной структуры определяется прежде всего соблюдением принципа синергетического эффекта.6
Синергетический эффект это:
1) системный эффект, связанный
с тем, что система как целостность
всегда характеризуется
2) в теории организации
синоним эффекта кооперации
3) эффект нового качества, возникающий в результате объединенного, скоординированного и синхронизированного взаимодействия различных видов производств под единым управлением.
Закон синергии - для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов (фондовый, трудовой потенциал и др.), либо существенно меньше.
Задача руководителя заключается в том, чтобы найти такой набор элементов, при котором синергия носила бы созидательный характер. Из этого следует, что в задаче повышения эффективности риск-менеджмента в рамках управления инновационным проектом не существует второстепенных элементов, и оптимизация действий каждого из них является стратегически важной задачей для предприятия. Это относится и к одному из ключевых этапов риск-менеджмента - задаче классификации рисков.
3.Методы анализа
и учета рисков в
В условиях неопределенности возникает необходимость в разработке таких методов принятия и обоснования решений в области инновационной деятельности, которые обеспечивали бы ограничение потерь из-за несоответствия планируемого и реального процессов реализации нововведений. В этом и состоит основная задача управления инновационными рисками. Управление рисками исходит из предположения, что при реализации инновационных проектов потери (далеко не всегда экономические) все-таки возникают. Они неизбежны, но их величину можно ограничить. Результативность инновационной деятельности прямо зависит от того, насколько точно произведена оценка и экспертиза риска, а также от того, насколько адекватно определены методы управления им.
Сущность и основные этапы управления рисками.
Под управлением рисками
в инновационной деятельности
понимается совокупность
1. прогнозирование проявления негативных факторов, влияющих на динамику инновационного процесса;
2. оценка влияния негативных факторов на инновационную деятельность и на результаты внедрения нововведений;
3. разработка методов снижения рисков инновационных проектов;
4. создание системы управления рисками в инновационной деятельности.
Реализация целей и задач управления рисками возлагается на менеджеров инновационных проектов. Рост полезности инновации напрямую связан с вариантностью нововведения. Разработка вариантов осуществления инновационных проектов является основной задачей теории управления инновациями. А поскольку число вариантов реализации инновации ограничено конечным множеством, то вполне удовлетворительные результаты дают детерминированные методы выбора альтернатив. На этом основан, в частности, метод конкурсного отбора проектов. Цена достижения инновационной цели определяется экономическими показателями, ради которых инвестор или инноватор пошел на риск. Цикл управления рисками инновационной деятельности включает следующие этапы:
1. Прогнозирование и
2. Анализ и количественная
оценка рисков. Анализ рисков
производится как на основе
расчетно-аналитических
3. Разработка методов
управления рисками. Методы управления
рисками в инновационной
- Если параметры рисков не зависят от действий команды управляющих проектом (чистые риски), управление рисками ориентировано на смягчение последствий возникновения рисковых ситуаций;
- В остальных случаях деятельность по управлению рисками инновационной деятельности направлена на полное исключение или снижение возможности возникновения рисковых ситуаций (профилактика рисков, тренинг, формирование системы управления рисками и другие). 4. Мониторинг инновационного процесса и принятие решений по снижению рисков необходимы для корректировки инновационной деятельности и достижения целей организации в условиях нестабильности окружающей среды.
Методы анализа рисков.
Главным методологическим принципом анализа рисков является обеспечение сопоставимости оценки эффективности инновационного проекта и меры его риска. Не случайно, среди принципов американского менеджмента выделяется тезис о том, что «все хорошее и превосходное каждую минуту балансирует на тонкой грани между «это опасно» и «за это надо бороться», подчеркивая необходимость управления рисками на всех этапах производственного и инновационного циклов. Существует бесконечное число комбинаций факторов, определяющих успешность деятельности, ее результативность. Полный анализ их сочетаний не возможен. Поэтому при принятии решений в области управления рисками задачу, как правило, упрощают: анализ сводится лишь к рассмотрению наиболее возможных или критических результатов. Среди методов анализа рисков выделяют методы аналогии, балльной оценки, метод дерева решений, метод Монте-Карло (статистических испытаний), экспертные методы и другие. Метод аналогии представляет собой разработку стратегии управления риском конкретного инновационного проекта на основе анализа базы данных о реализации аналогичных проектов и условий их реализации. Данный метод позволяет учесть возможные ошибки, последствия воздействия неблагоприятных факторов и экстремальные ситуации как источники потенциального риска. Метод аналогии применяется как на отдельных стадиях жизненного цикла проекта, так и по всему циклу. Часто метод аналогии используется для разработки сценариев реализации инновационного проекта. Метод балльной оценки риска - это один из методов экспертизы риска на основе обобщающего показателя, определяемый по ряду экспертно оцениваемых частных показателей (факторов) степени риска.
Он состоит из следующих этапов:
1) определение факторов,
определяющих степень риска
2) выбор обобщенного критерия и частных показателей, характеризующих каждый фактор;
3) оценка обобщенного критерия степени риска инновационного проекта;
4) выработка рекомендаций
по управлению риском при
- принципы работы па финансовом рынке (направления инвестиций по сегментам, отраслям и/или рынкам);
- условия изменения структуры инновационного портфеля (покупки или продажи конкретных ценных бумаг и т.п.).
Методы портфолио разрабатываются финансовыми аналитиками для профессиональных участников финансового рынка, и, как правило, являются ноу-хау. Моделирование риска - это метод анализа и оценки риска проекта, используемый в случае, если необходимо учесть большое число проявляющихся факторов риска. Для моделирования риска заранее определяется множество учитываемых параметров и возможный диапазон их значений. Моделирование риска позволяет построить динамическую характеристику изменяемых факторов и их влияние на оцениваемые показатели. Затем произвольно выбираются значения переменных (с учетом присвоенных им заранее вероятностей) и рассчитывается конечный показатель. Эти и другие методы анализа позволяют оценить риски. Оценка рисков -это один из этапов анализа рисков, который заключается в качественной или количественной оценке возможных потерь (ущерба, убытков) и возможности их возникновения. Она проводится преимущественно экспертными методами в условиях неопределенности и используется при сравнении ограниченного числа альтернатив принимаемых решений.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ РИСКАМИ АВТОМОБИЛЕСТРОИТЕЛЬНОГО ХОЛДИНГА
«ГРУППА ГАЗ»
2.1 Общая характеристика
автомобилестроительного
«Группа ГАЗ» является крупнейшим производителем коммерческого транспорта в России. Она выпускает легкие и среднетоннажные коммерческие автомобили, автобусы, грузовики, легковые автомобили, автокомпоненты и силовые агрегаты.
Юридический адрес предприятия (Центральный офис): 603950, Нижний Новгород, пр. Ленина, д. 88.
Миссия «Группы ГАЗ» - выпускать коммерческую автотехнику, гарантирующую нашему потребителю бескомпромиссное качество, надежность и безупречный сервис, обеспеченный высочайшей компетенцией персонала, партнеров и поставщиков, а также внедрение новшеств в производство и продукты.
Генеральная цель Группы – занять лидирующую позицию на международном уровне, специализируясь на коммерческой автотехнике. Для достижения поставленной цели руководством компании, были выделены основные стратегические цели:
- увеличить долю рынка
и стать