Сущность и функции организационной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 15:47, курсовая работа

Краткое описание

Рассмотрение организаций как сообществ, имеющих единообразное понимание своих целей, значения и места, ценностей и поведения, вызвало к жизни понятие организационной культуры. Организация формирует собственный облик, в основе которого лежат специфическое качество производимой продукции и оказываемых услуг, правила поведения и нравственные принципы работников, репутация в деловом мире и т. п. Это система общепринятых в организации представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от всех других.

Оглавление

1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ 5
3. ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КУЛЬТУР, СУБКУЛЬТУРЫ 9
4. СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ КУЛЬТУРЫ 15
5. ИЗМЕНЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ 16
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21

Файлы: 1 файл

Курсовая по менеджменту.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

       Проявлением отрицательного состояния личности может  быть  фрустрация,  т.е. стойкая   дезорганизация   сознания   и   поведения   человека   (спонтанная агрессивность), которая  наступает  при  длительных  репрессиях  на  базовые потребности человека. Состояние фрустрации преодолевается только  с  помощью психологов.

           Сформировать позитивный набор  качеств можно, обучаясь этому.

           Однако  существует  набор   ограничительных   ситуаций,   препятствующих достижению этой цели. Среди них:  

    • неизменность  межличностного окружения человека и социальных групп,
    • обязанность соблюдения определенных правил поведения,
    • низкий устойчивый уровень  культурного  окружения  людей  и  социальных групп,
    • особенности географической среды.
 

           3. ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КУЛЬТУР, СУБКУЛЬТУРЫ 

          Доминирующие культуры и субкультуры.  В организациях  можно выделить доминирующие  культуры  и  субкультуры.   Доминирующая   культура   выражает основные (центральные) ценности,  которые  принимаются большинством  членов организации. Это макроподход  к  культуре,  который  выражает  отличительную характеристику организации.

           Субкультуры получают развитие  в крупных организациях и   отражают  общие проблемы,  ситуации,  с  которыми  сталкиваются  работники,  или   опыт   их разрешения. Они развиваются географически или по  отдельным  подразделениям, вертикально или горизонтально. Когда одно производственное отделение какого-то конгломерата имеет уникальную культуру, отличающуюся от других  отделений организации, то существует  вертикальная  субкультура.  Когда  специфический отдел функциональных специалистов (такой, как  бухгалтерский  или  торговый) имеет   набор   общепринятых   понятий,   то   формируется    горизонтальная субкультура. Любая группа в организации может создать субкультуру,  однако большей  частью  субкультуры  определяются  департаментской   (отдельческой) структурной  схемой  или  географическим  разделением.  Она  будет  включать основные  ценности  доминирующей  культуры  плюс  дополнительные   ценности, присущие только членам этого отдела.

           Особенности субкультуры каждой  структурной единицы  организации   влияют друг на друга и формируют общую часть культуры организации.

           В успешно  работающих  организациях  существует  собственная  культура, которая приводит их к достижению положительных результатов.  Организационная культура позволяет отличать одну организацию от  другой,  создает  атмосферу идентифицированности  для  членов  организации,  генерирует   приверженность целям организации; укрепляет социальную стабильность; служит  контролирующим механизмом,  который  направляет   и   формирует   отношения   и   поведение работников.

           Сильная и  слабая  культура.  Необходимо  различать сильную и слабую культуру.   Сильная  культура   характеризуется   главными    (стержневыми) ценностями организации, которые интенсивно поддерживаются, четко  определены и широко распространяются. Чем больше членов организации, которые  разделяют эти главные ценности, признают степень их  важности  и  привержены  им,  тем сильнее культура. Молодые  организации  или  организации,  характеризующиеся постоянной ротацией  мнений  (понятий)  среди  своих  членов,  имеют  слабую культуру. Члены таких организаций не имеют  достаточного  совместного  опыта для формирования общепринятых ценностей. Однако не  все  зрелые  организации со стабильным кадровым составом характеризуются сильной  культурой:  главные ценности организации должны постоянно поддерживаться.

           Каким   образом   культура   влияет   на   эффективность   организации?

       Эффективность требует, чтобы культура организации, ее  стратегия,  окружение (внешняя среда)  и технология  (внутренняя   среда)   были   приведены   в соответствие. Стратегия  организации,  опирающаяся  на  требования  рынка  и более  подходящая   при   динамичном   окружении,   предполагает   культуру, основывающуюся на  индивидуальной  инициативе,  риске,  высокой  интеграции, нормальном  восприятии  конфликтов   и   широком   горизонтальном   общении.

       Стратегия,  диктуемая   перспективами   развития   производства   продукции, фокусируется на эффективности, лучшей работе при стабильном  окружении.  Она более успешна,  когда  культура  организации  предусматривает  ответственный контроль, минимизирует риск и конфликты.

           Таким  образом,   различные   организации   тяготеют   к   определенным приоритетам  в  организационной  культуре.  Организационная  культура  может иметь особенности в зависимости от рода деятельности,  формы  собственности, занимаемого   положения   на    рынке    или    в    обществе.    Существует предпринимательская      организационная      культура,      государственная организационная культура, организационная культура  лидера,  организационная культура при работе с персоналом и др.

           Например,  фирма  IBM  в  рамках  организационной  культуры  использует следующие принципы при работе с персоналом:

    • передача  специалистам  максимально  необходимого   набора   полномочий (власти) для выполнения возложенных на них функций. Они несут всю  полноту ответственности за свои действия по их осуществлению;
    • привлечение  к  работе  специалистов  высокого  класса   с   достаточно независимым и самостоятельным складом мышления;
    • создание  со  стороны  администрации  приоритета  доверия  и  поддержки специалистов над контролем их деятельности;
    • разделение (ОСУ) на ячейки, функционирование каждой  из  которых  может автономно обеспечиваться одним человеком;
    • проведение постоянных институциональных (структурных) изменений.  Одной из  важнейших  проблем,  с которыми  сталкивается   любая   организационная система, является то, что в  определенный  момент  времени  она  оказывается неспособной справиться  с  изменением  рынка  и  соответственно  вынужденной отказаться от устаревших структурных форм организации. Каждые несколько  лет меняются структура организации, процедуры утверждения  решений  и  т.д.  При этом  возможные  негативные  последствия  реорганизаций   ослабляются,   как правило, в результате изменений  отдельных  функций  не  одновременно,  а  в разное время. Практика постоянной реорганизации, например  в  компании  IBM,
    • показывает,  что  выгоды,  связанные  с  этой  системой,  огромны.   Система позволяет перетасовывать структуру организации, усиливая ее  или  удаляя  из нее лишнее, а также предоставляя возможность множеству людей расширить  свой профессиональный опыт. Самое важное, что удается избавиться  от  «слипаний», которые неизбежно накапливаются в любой  организации,  в  том  числе  решить проблему    выявления    сотрудников,    достигших    уровня     собственной некомпетентности, и обеспечить возникновение новых инициатив;
    • проведение опросов общественного мнения (обычно два раза в год);
    • формирование   вознаграждений   двумя   составляющими   –    в    форме фиксированного оклада и  переменной  части.  Переменная  часть  представляет собой комиссионное вознаграждение в процентах  от  объема  проданной  фирмой IBM продукции и оказанных услуг, а также премию за достижение  установленных ранее целей;
    • проведение политики гарантированной  занятости.  Умелое  маневрирование кадровыми ресурсами  (посредством  ранних  проводов  работников  на  пенсию, постоянной переподготовки кадров  и  перераспределения  рабочей  силы  между разными подразделениями, чтобы избежать необходимости увольнения);
    • стимулирование личной инициативы работников при решении общих  задач  и постоянство правил поведения в фирме;
    • доверие к отдельному работнику компании со стороны менеджеров;
    • развитие коллективных методов  разрешения  проблем,  разделение  успеха между работниками,  интересными  с  точки  зрения  создания  организационной среды, привлекающей в корпорацию лучших в своей профессии людей, обеспечение свободы специалистам в определении путей  достижения  целей фирмы с учетом ее потенциала и в принятии соответствующих решений;
    • подбор новых менеджеров из числа работников компании, а не поиск их  на стороне;
    • формирование предпринимательского климата через использование проектных групп  в  качестве  основной  структурной  единицы  компании.  Эти   группы, составленные из  ученых,  врачей  и бизнесменов,  возглавляются лидерами, ответственными за постановку целей и их достижение;
    • субсидирование фоновых  обслуживающих  подразделений  –  собственных  и внешних (спортивные залы, дискотеки и др.).

           Организации  всегда  будут добиваться  стабильности  и   эффективности деятельности, если культура организации  адекватна  применяемой  технологии.

       Регулярные  формализованные (рутинные) технологические  процессы  обеспечивают стабильность  и  эффективность  организации,  когда   культура   организации акцентирует внимание  на  централизации  в  принятии  решений  и  сдерживает (ограничивает)   индивидуальную   инициативу.   Нерегулярные    (нерутинные) технологии эффективны, когда они заполняются культурой организации,  которая поддерживает индивидуальную инициативу и ослабляет контроль.

           Сильная культура определяет  последовательность  поведения   работников. Работники   четко   знают,   какому   поведению   они   должны    следовать.

       Предсказуемость,  упорядоченность  и   последовательность   деятельности   в организации формируются с помощью  высокой  формализации.  Сильная  культура достигает  того  же  результата  без  ведения  какой-либо   документации   и распределений. Более того, сильная культура может  быть  более  эффективной, чем  любой   формальный   структурный   контроль.   Чем   сильнее   культура организации,  тем  меньше  менеджменту  нужно  уделять   внимания   развитию формальных правил и положений для управления поведением работника.  Это  все будет в подсознании работника, принимающего культуру организации.

           Культуру  организации  можно   рассматривать   как   производную   двух составляющих: 1) допущений и предпочтений тех,  кто  ее  создал;  2)  опыта, привнесенного их  последователями.  Ее  поддержание  на  необходимом  уровне непосредственно   зависит   от   подбора   работников,    действий    высших руководителей и методов социализации.

           Цель подбора работников –  выявить и  принять  в   организацию  людей  со знаниями   и   навыками   успешного   выполнения   соответствующей   работы. Окончательный выбор кандидата определяется субъективной  оценкой  того,  кто принимает решение, насколько  данный  кандидат  будет  отвечать  требованиям организации.  Эта  субъективная  оценка  часто  предопределяется  культурой, существующей в организации.

           Действия  высших  руководителей   оказывают  значительное   влияние   на организационную культуру.  Их  поведение  и  провозглашаемая  ими  стратегия организации устанавливают некие нормы,  которые  затем  воспринимаются  всей организацией.

           Признаками,  характеризующими  организационной   культуры  руководителя, являются:

    • пружинистая спортивная походка,
    • опрятный внешний вид,
    • современный стиль в одежде и внешности,
    • дружелюбное отношение к каждому работнику,
    • постоянно хорошее настроение,
    • искренняя посильная помощь работнику в семейных делах,
    • положительный имидж руководителя во внешней среде.

           Социализация  представляет  собой   процесс  адаптации  новых   членов  в организации,  процесс  восприятия  ее  культуры.   Нередко   организационная культура  может  служить  более  важным   фактором   предвидения   поведения организации, чем ее объективные характеристики.  Организация  заинтересована в восприятии культуры каждым ее сотрудником. Социализация наиболее  очевидна при поступлении на работу нового сотрудника, когда его  информируют  о  том, как обстоят дела в организации, каковы принятые в ней правила и традиции.  В некоторых случаях предлагается формальная программа обучения  с  тем,  чтобы работники организации изучали ее культуру. 

           4. СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ КУЛЬТУРЫ 

           В дополнение к очевидной   ориентации  и  программам  обучения  культура передается  работникам  и  другими  способами.  Самые  эффективные   –   это информация, традиции, символы и язык.

           Информация  содержит  описание  событий,   связанных   с   образованием организации; ключевых решений, которые определяют  стратегию  организации  в будущем; высшего  звена  управления.  Она  позволяет  соизмерять  прошлое  с настоящим,  обеспечивает  объяснение   текущей   практической   деятельности организации.

           Традиции.  Соблюдение  сложившихся традиций  является  средством   для передачи  культуры,  так  как  с   традициями   связаны   главные   ценности организации.

           Символы.  Дизайн  и планировка  территории  и  зданий,  мебели,  стиль руководства, одежда являются  материальными  символами,  которые  передаются работникам.  Важна  и  степень  равноправия  в  организации,  обеспечиваемая высшим  менеджментом,  виды  и  типы   поведения   (т.   е.   рискованность, консерватизм,   авторитарность,   участие,   индивидуализм,   социальность), которые считаются приемлемыми.

Информация о работе Сущность и функции организационной культуры