Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 10:08, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение стресса и его последствия в организации.
В соответствии с данной целью будут выделены следующие задачи:
1.Узнать, что же представляет собой термин «стресс».
2.Выявить причины и последствия стресса у сотрудников организации.
3.Проанализировать проблему стресса, его последствия и пути решения этой проблемы на примере конкретного образовательного учреждения.
4.Сделать вывод о проделанной работе.
Для того чтобы сильные
эмоции не взорвали организм изнутри,
нужно во что бы то ни стало стремиться
«сжечь», израсходовать излишние гормоны
с помощью разрядки эмоций. При
сильных душевных потрясениях следует
не предаваться мучительным
Ученые считают: ничто так надежно не разряжает накопленные отрицательные эмоции, как слезы. При тяжелых утратах следует вдоволь нарыдаться, иначе «печаль, выраженная слезами, заставит «плакать» другие органы». А если будут «плакать», иными словами, сжиматься сосуды сердца (коронары), то это создаст угрозу для жизни. Слезы отвлекают «удар по сердцу» на себя. Образно говоря, чем больше отрицательных эмоций «вытечет наружу» вместе со слезами, тем меньше сожмутся сосуды. «Слеза всегда смывает что-то и утешение несет», - писал Виктор Гюго.
Если все перечисленные средства не дают позитивного эффекта, а душевное самочувствие не внушает оптимизма, есть смысл обратиться к психотерапевту. Но не всякий из нас имеет возможность попасть к хорошему специалисту или оценивает по достоинству эту помощь. Поэтому мы должны в какой-то степени стать сами себе психотерапевтами. Для этого одного только желания мало. Необходимы еще и знание человеческой психологии, знание себя, знание конкретных приемов психорегуляции своего поведения и состояния, наконец, знание ряда мудрых жизненных принципов, выработанных человечеством. Специалисты называют последние «принципами мудрого отношения к жизни».
Причины стресса могут быть разные. Стресс может быть вызван как организационными факторами, так и событиями личной жизни.
К организационным факторам можно отнести:
- повышенные требования к личности;
- лимит времени;
- расширение фронта работ;
- внедрение нововведений;
- неинтересная работа;
- противоречивость
- неправильное соотношение
между полномочиями и
- плохие каналы обмена информацией.
Причинами стресса руководителя часто являются:
- хроническая нехватка квалифицированных работников;
- затраты времени на личную обработку информации;
- замыкание всей информации на себе;
- плохая работа личного
секретаря, результатом
- работа вслепую с большим риском.
События личной жизни (как отрицательные, так и положительные) также могут быть потенциальной причиной стресса. Наша жизнь настолько многообразна и полна событиями, что все стрессогенные факторы нет смысла перечислять. На многочисленные исследования проблемы стресса показывают, что наиболее мощное воздействие на людей оказывают:
- смерть супруга (или супруги);
- раздельное местожительство супругов по приговору суда;
- содержание в тюрьме
или ином исправительном
- развод;
- смерть близкого человека;
- серьезное телесное
- вступление в брак;
- увольнение с работы;
- уход на пенсию;
- сексуальные затруднения.
Все люди разные, отличаются друг от друга психофизиологическими характеристиками. Потому стресс проявляется в зависимости от того, насколько личность психофизиологически и морально оказывается устойчива к перегрузкам и как долго может выдержать их. У каждого есть свой индивидуальный лимит времени давления стресса. Одни могут выдержать большие перегрузки длительное время, адаптируясь к стрессу, другие не могут, так как даже небольшая дополнительная нагрузка может их выбить из колеи. А есть люди, которых стресс стимулирует, мобилизует, которые только и могут работать с полной отдачей сил именно в условиях стресса.
Стресс – процесс, нарастание
которого снижает работоспособность
(интенсивность работы) личности. Процесс
нарастания стресса может разбить
на три фазы, в каждой из которых
наблюдаются различные
В последующей фазе дезадаптация продолжает усиливаться. В поведении появляется неорганизованность, теряется четкость передачи информации, она все труднее понимается или неверно истолковывается, качество выполнения работы снижается, ориентация в ситуации затрудняется. Руководитель и подчиненный допускают много ошибок.
Если и далее нарастает, то в расстройство приходит внутренняя система саморегуляции поведения личности. Личность теряет контроль за ситуацией, уже не может справиться с требованиями, которые к ней предъявляются. В поведении резко возрастает суетливость, растерянность. В мышлении стихийно возникают «точки» торможения, «изнутри» защищающие личность от запредельного психологического перенапряжения. Их становится все больше и больше, что и приводит личность в состояние вялости, апатии, расслабленности, пассивности, безнадежности. Это фаза дезорганизации.
Стресс однозначно оценить трудно. С одной стороны, руководителю важно научиться смягчать удары стрессовых факторов (стрессоров), а для этого нужно их уметь распознавать заранее, не допускать в своей управленческой деятельности, ибо стресс часто ведет к «запредельным» нагрузкам на психику со всеми вытекающими последствиями в фазе дезорганизации. С другой стороны, стрессовые состояния необходимы руководителю, так как они не только стимулируют работу фирмы, но и сигнализируют об упущениях и ухудшениях. Руководитель фирмы живет в состоянии время от времени накатывающихся на него стрессов, которые не обязан побеждать.
Имеется немалый бесценный опыт борьбы со стрессом. Многие его вырабатывают спонтанно, хотя есть и серьезные исследования по изучению методов борьбы со «стрессорами» и методов выхода из стрессовой ситуации. В этих исследованиях большую роль играют индивидуальные опросы руководителей по поводу того, как они борются со «стрессорами» и какими методами преодолевают стресс в разных ситуациях.
Одно из исследований, проводимое американскими учеными, показало, то среди методов борьбы со «стрессорами» высшее руководство фирмы и руководители среднего звена в наибольшей степени используют:
- делегирование полномочий;
- анализ стрессовых ситуаций;
- установку ежедневных
целей и приоритетов
- выявление причин, приводящих к стрессу;
- общение с коллегами,
другими работниками,
- беседы по телефону с приятелями и встречи с друзьями (вне работы);
- физические оздоровительные занятия (вне работы);
- переключение на активный отдых (вне работы);
- следование оптимально избранному распорядку дня (на работе и дома);
- самоустранение от стрессовых ситуаций (временный отпуск, перерыв на работе).
Общими рекомендациями по понижению вероятности стресса являются соблюдение правильного режима питания, физические упражнения, достижение общего равновесия в жизни.
Выход из стрессового состояния у одних людей происходит быстрее, у других – медленнее. Как уже было сказано, люди используют свои способы преодоления стресса. Индивидуальные опросы выявили психологические методы, применяемые мужчинами и женщинами (или их модели поведения) в стрессовых ситуациях, после допущенных ими ошибок, «разноса» начальника: «Иду и делюсь с теми, кому я доверяю», «Ищу пути исправления ошибок», «Успокаиваюсь только с коллегами», «Прихожу и делаю 10-12 приседаний», «У меня философский подход к жизни: все проходит. Трезво оцениваю ситуацию. Мне становится легче, если еще и всплакну», «Прихожу домой, включаю музыку. Иногда пою. Или читаю любимые стихи», «Иду в парикмахерскую или покупаю сама себе цветы».
Менеджер должен уметь преодолевать не только стрессовые, но и фрустративные состояния, вырабатывая к ним иммунитет.
Фрустрация – психологическое состояние дискомфорта, вызываемое непреодолимыми (или субъективно так проницаемыми) трудностями на пути к достижению цели. Это переживание срыва надежд, неудачи.
В состоянии фрустрации личность может вести себя или агрессивно (выказывать недовольство, раздражение, возмущение), ил впасть в состояние депрессии (испытывать подавленность, обиду, чувство беспомощности, личной ущемленности, комплекса неполноценности). Причем фрустративные переживания тем интенсивнее, чем сильнее была потребность и ближе была возможность ее удовлетворить.
Характерное поведение в
состоянии фрустрации следующее: личность
либо обвиняет того, кто кажется
ей виновником срыва надежд (агрессивная
реакция), либо усматривает «злой
умысел» в сложившихся
- позитивная трактовка худшего («Что Бог ни дает, все к лучшему»);
- ориентация на лучшие времена («Все проходит. Надо переждать»);
- самоутешение в сравнении двух зол («Хорошо еще, что так получилось. Могло быть еще хуже»);
- самоуспокоение в сравнении с тем, что было («Ничего, худшее уже позади»);
- позитивный настрой на
будущее («В следующий раз
Все эти способы могут быть сведены к тезису: «Если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней!»
Конструктивным выходом из состояния фрустрации является «перебор», анализ различных средств в достижении цели.
2.1. Краткие сведения о предприятии
СПК «Иванинский» представляет собой многоотраслевое хозяйство. Согласно Уставу хозяйство занимается производством и реализацией сельскохозяйственной продукции, услуг, переработкой собственного и полученного сырья.
Структура хозяйства представлена
двумя тракторно-полеводческими бригадами,
двумя молочно-товарными
Высшим органом управления кооперативом является общее собрание, которое проводится не реже одного раза в год. На общем собрании рассматриваются и утверждаются годовой отчет, план, избирается наблюдательный совет и правление кооператива.
Наблюдательный совет
Исполнительным органом
Оно осуществляет под руководством председателя оперативное управление деятельностью хозяйства, избирается на 5 лет в количестве 5 человек.
Председатель правления кооператива:
- действует от имени
- без доверенности представляет хозяйство в органах государственной власти,
- а также заключает договора,
- открывает и закрывает счета в банках,
- осуществляет сделки финансово-хозяйственной деятельности предприятия,
- осуществляет прием и увольнение работников.