Стресс на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 10:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение стресса и его последствия в организации.
В соответствии с данной целью будут выделены следующие задачи:
1.Узнать, что же представляет собой термин «стресс».
2.Выявить причины и последствия стресса у сотрудников организации.
3.Проанализировать проблему стресса, его последствия и пути решения этой проблемы на примере конкретного образовательного учреждения.
4.Сделать вывод о проделанной работе.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 66.19 Кб (Скачать)

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

Целью данной курсовой работы является изучение стресса и его последствия в организации.

В соответствии с данной целью будут выделены следующие  задачи:

1.Узнать, что же представляет  собой термин «стресс».

2.Выявить причины и  последствия стресса у сотрудников  организации.

3.Проанализировать проблему  стресса, его последствия и  пути решения этой проблемы  на примере конкретного образовательного  учреждения.

4.Сделать вывод о проделанной  работе.

Стресс – это «тихий убийца», он проник повсюду и его  воздействия на организм губительны, особенно в последние годы. Стресс с большей силой затронул все  население страны, этому поспособствовал  финансовый кризис. Следовательно, кому как не трудоспособным людям приходится каждодневно испытывать стресс.

Ведь стрессы, возникают  из-за множества причин: семейных, финансовых проблем и еще одной из самых  главных причин, является загруженность  на работе. Сегодня к выше перечисленным  причинам можно прибавить, извещение  об увольнении, сокращении, понижении  и даже мрачные мысли об этом.

Актуальность темы исследования заключается в том, что именно в последние годы стресс с большей  силой затронул все население  страны, этому поспособствовал финансовый кризис. А это говорит о том, что кому как не трудоспособным людям  приходится каждодневно испытывать стресс.

Ведь стрессы, возникают  из-за множества причин: семейных, финансовых проблем и еще одной из самых  главных причин, является загруженность  на работе. Сегодня, извещение об увольнении, сокращении, понижении и даже мрачные  мысли, об этом приводят к стрессу.

Многие люди даже не задумываются о том, что они находятся в  постоянном состоянии стресса. Это то психическое состояние организма, когда чрезмерное перенапряжение организма препятствует полноценному восстановлению сил, а иногда приводит к истощению. В народе бытует выражение «Все болезни от нервов». И не напрасно! Ведь, когда мы работаем человек работает, мы он не спрашиваем спрашивает у нашего своего организма: «Не устал ли ты?» Этому способствует то, что Мы не жалеем себя сегодня люди хотят прожить свой жизненный путь достойно и в достатке, а потому что хотим жить достойно в этом жестоком мире! и не жалеют себя.

Раньше к профессиям, наиболее часто вызывающие стресс, относили те, на которых людям приходилось  постоянно находиться в напряженном  состоянии. А также наиболее стрессовой работой считалась работа сотрудников  экстренных служб. Сейчас же этот список расширился, к наиболее стрессовым профессиям относят работу преподавателей, менеджеров, сотрудников области  услуг, т.е. в тех отраслях, где  приходится контактировать с другими  людьми. Им приходится сталкиваться с, неуравновешенными, недоброжелательными, некоммуникабельными людьми, что, естественно, постепенно приводит в стрессовое состояние.

Эти обстоятельства заставляют менеджмент глубоко анализировать  причины и последствия стресса  у работников и разрабатывать  мероприятия по уменьшению его воздействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ПОНЯТИЕ СТРЕССА 

 

Люди могут и должны жить дольше. Истинный возраст человека определяет не паспорт, а состояние  его кровеносных сосудов. Можно  одряхлеть в тридцать и быть вполне работоспособным в сто лет. Сосудов  в организме очень много: ими  можно опоясать земной шар 2,5 раза. Эти  реки жизни пронизывают все наше тело. Через тончайшие их стенки непрерывно идет обмен веществ: в  одну сторону – необходимые для  тканей кислород, белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли, в другую – вредные для клетки отходы питания  и дыхания.

Если сосуды расширены (имеют  большой просвет) – человеку «износа»  нет, если сосуды сужены – шансов на долголетие мало.

У человека три врага, которые  резко сужают сосуды и тем сокращают  сроки жизни.

Первый враг – это табак.

Второй враг – это алкоголь.

Третий враг – это стрессы.

Если первые два врага  сужают сосуды постепенно, то враг третий делает это с чудовищной быстротой. Это третий враг – стрессовые состояния, которые губят людей беспощаднее, чем тяжелейшие заболевания вместе взятые.

Необходимо обратить внимание на понятия. Губит людей не просто стресс, а определенная степень стресса, которую создатель учения о стрессе  Г. Селье назвал дистрессом.

Стресс – это напряжение, мобилизующее, активизирующее усилия по достижению важных для человека жизненных целей; это реакция  человека на изменение ситуации.

Незначительные стрессы  неизбежны и безвредны. Г. Селье сказал о них: «Стресс – это естественная часть человеческого существования… Мы должны научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс… нулевой стресс невозможен».

Дистресс – перенапряжение, снижающее жизненную активность, дезорганизующее поведение, ослабляющее попытки достижения целей; это взрывная реакция на изменение ситуации.

Разрушительным для человека и для организации является не просто стресс, а чрезмерный стресс. Он сопровождается следующей физиологической  реакцией. При любых отрицательных  эмоциях сосуды немедленно сжимаются, иногда до такой степени, что может  прекратиться ток крови, кровоснабжение мозга и сердца, и возникнет  угроза для жизни. Организм начинает обороняться. Кора больших полушарий (где возникает, как указывает  академик А. Ухтомский, господствующий очаг возбуждения – «оборонительная  доминанта») через подкорковые элементы сигнализирует гипоталамусу (отделу мозга, где расположены регулирующие приборы вегетативной и эндокринной  систем). Гипоталамус (центральный регулятор), получив сигнал тревоги, мобилизует все силы сопротивления. Из главных реактивных систем (желез внутренней секреции) в кровь срочно выбрасываются гормоны, в том числе адреналин, который сужает сосуды, повышает кровяное давление, активизирует энергетические процессы. Активизируется обмен веществ, мобилизируются резервный жир и сахар. В ускоренный ток крови выбрасывается армия эритроцитов, которые благодаря гемоглобину способствуют быстрому насыщению тканей кислородом. Прекращается пищеварение, и высвободившаяся из желудочно-кишечного тракта дополнительная кровь (энергия) направляется в интенсивно работающие мышцы и мозг для отражения атаки.

Когда стрессовые атаки часты  и сильны, энергетических ресурсов в организме может не хватить, адаптационные механизмы выйдут из строя. Из-за истощения и нарушенного  баланса гормонов все труднее  будет стимулировать угасающие  функции организма, и человек, в  конце концов, погибает. Это бывает, когда отключаются могучие силы саморегуляции, когда очередная отрицательная эмоция наслаивается на предыдущую, то есть одна эмоция не разрядилась, а другая уже наступает ей на «хвост» всей своей страшной стрессовой тяжестью.

Итак, стресс необходим, и, как  показывают многочисленные исследования, он «связан с любой деятельностью, избежать его может лишь тот, кто  ничего не делает. Но кому приятна жизнь без дерзаний, без успехов, без ошибок?» - отмечал Г. Селье. Чрезмерный стресс снижает качество трудовой жизни и дорого обходится организациям. Задача, следовательно, состоит в том, чтобы избежать дистресса или, по крайней мере, суметь ему противостоять. Об этом, собственно, и пойдет дальнейший разговор.

Основные признаки дистресса. Физиологические проявления – язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце; психологические – раздражительность, депрессия, негативные эмоции, ощущение предстоящего срыва, пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям. Что вызывает  эти состояния?

Значительная часть причин дистресса коренится в работе, связана с выполнением профессиональной деятельности в организации или событиями личной жизни людей.

Организационные причины  дистресса:

- перегрузка или, напротив, слишком малая рабочая нагрузка;

- конфликт ролей. Он  может появиться, например, в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации человек может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства – с другой;

- неинтересная работа;

- страх не справиться  с работой; 

- страх потерять работу;

- плохие физические условия  работы – чрезмерный шум, отклонения  в температуре помещения, плохое  освещение. 

Личностные причины дистресса. Страх, смерть близкого человека, неблагополучие в семье, злость, ревность, развод, проблема убывания физических сил и привлекательности – все это тоже приводит к резкому сужению сосудов в основном от избытка адреналина в крови.

Впрочем, это только в  специальном анализе мы разводим причины дистресса по «разным углам». В жизни, однако, все обстоит гораздо сложнее, и нередко дистресс вызывается «букетом» разнофакторных причин.

Как видим, оптимум стресса  поддерживает нашу активность, однако чрезмерный его уровень, дистресс, дезорганизует поведение. В попытках его стабилизации мы обращаемся к поиску путей противостояния дистрессу.

 В организации существуют  ситуации, которые провоцируют состояние  психического напряжения, отрицательно  воздействуя на людей, вызывая  у них стресс. Формула стресса  такова: «деятельность – перенапряжение  – отрицательные эмоции». 

Стресс определяется как  перенапряжение системы психологической  саморегуляции личности в условиях давления внешних факторов.

Стресс может оказывать  разрушительное воздействие на работника, а следовательно, на организацию, создает проблемы. Поэтому менеджер должен понимать механизмы и этого социально-психологического явления для обеспечения эффективности управления.

Типичные симптомы стресса:

- нервность и напряжение;

- хроническое переживание; 

- неспособность к отдыху;

- чрезмерное употребление  алкоголя или курение; 

- проблемы со сном;

- чувство неспособности  справиться с чем-либо;

- эмоциональная неустойчивость;

- проблемы со здоровьем; 

- впечатлительность и  легкая ранимость. 

 

 

 

 

 

1.1    Управление стрессами

 

Решающую роль в создании психологической комфортной, то есть исключающей дистресс обстановки, принадлежит руководителю, его отношению к сотрудникам, к концепции «человеческих отношений».

Чтобы управлять другими, достигая при этом высокой производительности труда и низкого уровня стресса, исследователи в области менеджмент рекомендуют руководителям следующие  методы профилактики организационного дистресса.

  1. Оценить способности, потребности и склонности ваших работников и попытаться выбрать объем и тип работы для них, соответствующие этим факторам. Как только они продемонстрируют успешные результаты при выполнении этих заданий, повысить им рабочую нагрузку, если они того желают. Нужно смело делегировать полномочия и ответственность.
  2. Разрешать подчиненным отказываться от выполнения какого-либо задания, если у них есть для этого достаточные основания. Если необходимо, чтобы они выполнили это задание, объясните, почему это нужно, и установите приоритеты в их работе, чтобы дать им необходимое время и ресурсы для выполнения дополнительного задания.
  3. Нужно четко описывать конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных ожиданий, а также использовать двустороннюю коммуникацию и информацию подчиненных.
  4. Необходимо использовать стиль руководства, соответствующий требованиям конкретной ситуации.
  5. Необходимо обеспечить за эффективную работу соответствующее вознаграждение.

Работа против стресса. Нельзя полагать, что интенсивная работа прямым путем ведет к стрессу. Дело не в количестве труда, а в  его качестве, в нашем отношении  к нему.

Замечено, что многие выдающие труженики почти во всех областях деятельности прожили долгую жизнь. Работа изматывает человека только удручающими неудачами, а успешная деятельность, даже самая напряженная, не приводит к разрушающему дистрессу, напротив, даже в преклонном возрасте он бодрит, создает ощущение молодости и силы. Вольтер, празднуя 80-летие сказал: «Сейчас у меня нет для ни минутки. Уже через месяц у меня будет много работы. Чем старше становится человек, тем больше ему нужно трудиться. И это хорошо, ибо лучше умереть, чем старчески тащиться по жизни. Работать – значит жить». Работа – надежный противовес любой беде.

Нужны три условия, чтобы  работа приносила счастье: она должна быть по силам человеку, не должна быть изнуряющей и ей обязательно должен сопутствовать успех.

Умственное перенапряжение, неудачи, неуверенность, бесцельное существование  – это самые вредоносные стрессоры. Особенно вредна бесцельность, а цель у каждого должна быть непременно, и самая благородная и оздоравливающая – достижение высокого мастерства. Достигнув его, вы обретете спокойную уверенность в себе, а также расположение, уважение и, возможно, любовь близких.

Далее предположены методы, которые помогут работающим людям  избегать чрезмерного стресса:

  1. Разработайте систему приоритетов в вашей работе.
  2. Научитесь говорить «нет», когда достигнете предела, после которого вы уже не можете взять на себя больше работы.
  3. Не соглашайтесь с вашим руководителем или кем-либо, кто начинает выставлять противоречивые требования (конфликт ролей).
  4. Сообщите своему руководителю или сотрудникам, когда вы почувствуете, что ожидания не ясны. Скажите им, что вы несколько не уверены относительно ряда конкретных, связанных с заданием вопросов и хотели бы иметь возможность обсудить эти вопросы с ним.
  5. «Найдите каждый день время для отключения и отдыха. Закройте дверь на пять минут каждое утро, поднимите и обоприте на что-нибудь ноги, полностью расслабьтесь и выбросите работу из головы. Обратитесь к приятным мыслям или образам, чтобы освежить мозг…Уходите время от времени из конторы, чтобы сменить обстановку или ход мыслей. Не обедайте там и не задерживайтесь подолгу после того, как вам следовало бы уже идти домой или заняться другой работой» - так советует доктор Карл Альбрехт.

Информация о работе Стресс на предприятии