Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

Туризм – это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. При этом в отличие от многих других отраслей экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Будучи экспортоориентированной сферой, туризм проявляет бóльшую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках.

Оглавление

Введение …………………………………………………………… 3
1. Современное состояние и тенденции развития туризма в мире... 5
2. Существующее состояние сферы туризма в Российской Федерации ……………………………………………………………..
16
3. Цель и задачи развития сферы туризма в Российской Федерации………………………………………………………………
45
4. Основные направления и механизмы решения задач развития сферы туризма. Оценка рисков. 49
4.1. Развитие туристской инфраструктуры………………………….. 49
4.2. Продвижение России как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках………………….
54
4.3. Совершенствование статистики в сфере туризма ……………... 58
4.4 Повышение качества туристских и сопутствующих услуг ……. 59
4.5Совершенствование нормативного правового регулирования в сфере туризма…………………………………………………………..
62
4.6. Развитие международного сотрудничества ……………………. 63
4.7. Оценка рисков…………………………………………………….. 64
5. План мероприятий по реализации Стратегии…………………….. 66
6. Федеральные целевые программы………………………………… 78
7. Целевые показатели реализации Стратегии……………………… 85
Приложения……………………………………………………………. 86

Файлы: 1 файл

стратегия развития туризма.doc

— 716.50 Кб (Скачать)

     Недостаточно  высокий уровень организации  воздушного транспорта внутри страны по сравнению с международными перевозками  является одним из основных факторов, ограничивающих дальнейшее развитие туристских комплексов в регионах страны. Услуги аэропортов по обслуживанию воздушных судов, пассажиров и грузов регулируются государством как услуги естественных монополий, что ограничивает конкуренцию на внутреннюю авиаперевозку и не позволяет снизить цены на наземное обслуживание. Конкуренция на основных направлениях между авиаперевозчиками будет способствовать снижению цен и соответствующему увеличению туристского потока. В отличие от многих зарубежных стран  в России практически отсутствуют низкобюджетные перевозчики  с современным авиапарком. Доля авиационных перевозок в структуре въездного и внутреннего туристского потока весьма значительна, однако  состояние парка авиалайнеров, аэропортов, взлетно-посадочных полос  пока сдерживает развитие туризма в ряде российских регионов.

     Несмотря  на позитивные сдвиги, произошедшие за последние годы на пассажирском железнодорожном  транспорте (обновление парка железнодорожных  составов, введение скоростных  поездов  на ряде направлений, расширение туристского  предложения, связанного с появлением туристских поездов на наиболее популярных культурно-познавательных маршрутах, повышение качества сервиса в целом), остаются нерешенными такие проблемы, как  дефицит железнодорожных перевозок в высокий сезон, сложность покупки железнодорожных билетов, отсутствие электронного билета, завышенные цены. В контексте общеевропейской тенденции роста популярности железнодорожных  туристских поездок по сравнению с авиационными  и в связи с большей экологической безопасностью железнодорожного транспорта по сравнению с воздушным  решение упомянутых проблем имеет важнейшее значение для развития туристских поездок внутри страны.   Перевозка наибольшего потока туристов в России осуществляется именно железнодорожным транспортом: в 2007 году его услугами воспользовалось около половины от общего числа туристов.

     На  протяжении многих лет большой популярностью  у иностранных и российских туристов пользуются речные круизы. Наиболее востребованным маршрутом являются  круизы Москва – Санкт-Петербург, а также на Валаам, Соловки, Кижи, а также по Волге. Всего в России на сегодняшний день курсируют 110 теплоходов по более чем тысяче речных маршрутов.  В то же время пропускные возможности шлюзового хозяйства  между Москвой и Санкт-Петербургом практически исчерпали себя и дальнейшее количественное увеличение пассажирского флота на данном маршруте невозможно. Перспективными регионами для развития речных круизов являются акватории сибирских рек – Лены, Енисея и Оби, а  также Амура. 

     Россия  в последние десятилетия собственного строительства современных круизных судов практически не ведет и в то же время не закупает круизные суда за рубежом.  В связи с этим практически остановлено круизное судоходство по Черному морю, не развивается   пассажирское судоходство на Каспийском и Азовском морях,  тормозится развитие речных круизов в Центральной  России,  в Сибири  и на Дальнем Востоке. Изношена  инфраструктура круизного туризма - морские и речные вокзалы, причалы и др.

     Туристские  автобусы с современным уровнем  комфорта также не производятся отечественной промышленностью, несмотря на то, что около 15% туристов используют именно этот вид транспорта.

       В последние годы начал   активно развиваться горнолыжный  туризм, однако для современного  оснащения горнолыжных комплексов  необходимы не только гостиницы, но и наличие инженерной и транспортной инфраструктуры – водо-, энерго- и газоснабжения, развитой дорожной системы, горнолыжных подъемников и иного оборудования, информационных коммуникаций, качественного сервиса, экологически безопасной инфраструктуры. Кроме этого, сложен механизм предоставления в аренду земельных участков лесного фонда для строительства горнолыжных объектов.

       В настоящее время на территории  Российской Федерации функционируют  около 150 горнолыжных комплексов (Приложение 7). Самыми популярными горнолыжными комплексами Российской Федерации являются: «Красная Поляна» в Краснодарском крае (260 тыс. туристов),  «Домбай» в Карачаево-Черкесской Республике (в 2007 году принято 195 тыс. туристов), «Приэльбрусье» в Кабардино-Балкарской Республике (100 тыс. туристов). Горнолыжные центры Московской области в 2007 году приняли более 320 тыс. человек.

     Построены и успешно функционируют горнолыжные  центры «Бобровый Лог» (Красноярский край), «Белокуриха» (70 км от г. Бийска), «Шерегеш» (200 км от г. Новокузнецка), «Соболиное» (145 км от г. Иркутска), интенсивно развивается горнолыжный комплекс на озере Байкал (пос. Листвянка Иркутской области), «Завьялиха» (12 км от г. Челябинска),

     Строятся  горнолыжные центры и в других регионах: в Республике Карелия («Спасская Губа»), Нижегородской области («Нижегородская Швейцария»), на Урале - в Челябинской области («Две долины», «Евразия») и в Кемеровской области,  на Алтае («Манжерок»),  в Магаданской области  («Марчекан») (перечень крупнейших горнолыжных комплексов России, расположенных в различных регионах России, дан в Приложении).

      Учитывая  климатические и ландшафтные  особенности России, горнолыжный, как  и другие зимние виды туризма, имеют  большие перспективы развития.

     Существенной  проблемой являются  высокие таможенные пошлины на закупку транспортных средств (туристских автобусов, круизных судов), гостиничного и ресторанного оборудования, оборудования для горнолыжных комплексов, аквапарков и иной инфраструктуры, не производимого в России.

     Государство оказывает поддержку развитию туристской инфраструктуры в основном в рамках Федеральной целевой программы «Юг России». Так, за период 2006-2007 гг. в рамках ФЦП «Юг России» в регионах Южного Федерального округа были пущены в эксплуатацию две канатные дороги: на Домбае – Карачаево-Черкесская Республика и на Эльбрусе – Кабардино-Балкарская Республика. Введена в строй первая очередь подъездных дорог на горнолыжный курорт Лаго-Наки – Республика Адыгея.

     Пуск  в 2007 году в эксплуатацию перечисленных  объектов позволил увеличить поток туристов на Домбай с 70 до 90 тыс. человек и привлечь на строительство 51 малого гостиничного комплекса свыше 500 млн. рублей частных инвестиций. В курортных регионах Кавказских Минеральных Вод и   г. Анапы в результате решения программных мероприятий мощность водоснабжения и сооружений водоотводящих систем возросла на 40%, что позволит увеличить возможность приема отдыхающих на 500 тыс. человек.

     На  территории Майкопского района Республики Адыгея за счет привлеченных частных  инвестиций построены и введены в эксплуатацию 3 гостиницы на  200 мест. Это позволит создать условия для устойчивого развития поселков Хамышки и Гузерипль, находящихся в непосредственной близости от данных объектов.

     Стимулом  для развития въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации  могут стать  принятые   в  2006 году  изменения в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», предусматривающие выделение особых экономических зон туристско-рекреационного типа.

 

Состояние статистической базы в сфере туризма

 

       В последние годы потребность в  статистических данных о сфере туризма  значительно возросла. Это связано, прежде всего, с бурным развитием  индустрии туризма, повышением его  роли в экономике и социальной сфере. Наличие полноценной статистической информации создает  условия для выработки эффективной государственной политики в сфере туризма, принятия адекватных решений в сфере туристского и гостиничного бизнеса, усиления инвестиционной привлекательности регионов страны.

       Система статистики туризма базируется на двух основных видах показателей – мониторинге туристского рынка и оценке экономической роли туризма. К показателям мониторинга туристского рынка относятся объем въездного, выездного и внутреннего туристского потока, туристские расходы, объем платных услуг, а также ряд иных показателей  - таких как занятость, средняя заработная плата в различных секторах туриндустрии, объем инвестиций в сферу туризма. Оценка экономической роли туризма состоит в определении его мультипликативного эффекта через долю в ВВП, занятости, инвестициях, доходах бюджета и пр.

       Источником  официальных данных по статистике туризма  является Росстат. Следует отметить, что результатом активного сотрудничества Ростуризма и Росстата на протяжении последних трех лет стало существенное совершенствование форм федерального статистического наблюдения, благодаря чему, например, с 2006 года Росстатом учитываются малые гостиницы, а Ростуризм получил возможность участия в ФЦП «Развитие государственной статистики России в 2007-2011 гг.», что позволяет заказывать исследования по мониторингу, анализу и прогнозированию туристского рынка Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Полученные результаты используются Ростуризмом при подготовке ежегодных докладов о результатах и основных направлениях  деятельности Агентства.

       Вместе  с тем, до настоящего времени наиболее полная информация от Росстата поступает  только по показателям въездного  и выездного туристских потоков, а также данным об объеме платных  услуг, оказываемых турфирмами и гостиницами. Внутренний туристский поток не является предметом статистической отчетности Росстата, так же, как и данные по туристским расходам и показателям оценки роли туризма в экономике страны.

       Отсутствие  перечисленных полноценных данных уже много лет является проблемой при планировании направлений деятельности как для органов исполнительной власти в сфере туризма, так и для турбизнеса. Для исправления сложившейся неблагоприятной ситуации Ростуризмом в 2007 году был разработан и утвержден Порядок определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации, направленный затем в регионы с целью применения всеми субъектами Российской Федерации единого метода расчета этих важнейших показателей. Первые данные, полученные в результате реализации Порядка, показали его своевременность и необходимость решения проблемы сопоставимости и достоверности информации разных регионов. Ростуризм планирует и далее продолжать работу по методическому обеспечению расчётов основных показателей туристского рынка субъектов Российской Федерации.

       Оценка  роли туризма в экономике России: его доли в ВВП, занятости, инвестициях, доходах бюджета является одной  из ключевых проблем. Международный  опыт оценки экономической роли туризма  закреплён в рекомендациях Статистической комиссии ООН и связан с внедрением в национальные системы статистического учёта специального инструмента – сателлитных (вспомогательных) счетов. С 2000 года сателлитные счета туризма внедрены в таких активно развивающих туризм странах, как Франция, Испания, Австрия, Канада и др. Всего они используются более чем в шестидесяти странах мира.

       В настоящее время способы включения  сателлитных счетов туризма в  систему отечественного статистического  учёта определены лишь теоретически. Практическая реализация этой задачи наталкивается на следующие препятствия:

       - отсутствие в Общероссийском  классификаторе видов экономической  деятельности (ОКВЭД) группировок видов деятельности собирательной отрасли «туризм»;

       - отсутствие расчётов таблиц «затраты-выпуск»  по полному кругу отраслей вследствие прекращения бюджетного финансирования данной работы (последний раз таблицы по полному кругу отраслей формировались Росстатом по итогам 1995 года). С тех пор они рассчитываются по ограниченному кругу отраслей и не могут служить основой построения сателлитных счётов.

         В связи с этим внедрение  сателлитных счетов на федеральном  уровне потребует  трех-четырех  лет  постоянных усилий Росстата  и Ростуризма. Вместе с тем,  отдельные регионы  начинают  самостоятельно оценивать роль  туризма с учетом сопутствующих отраслей в макроэкономических показателях социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Так, успешная практика  в этом направлении  в Краснодарском крае позволяет после соответствующей доработки придать таким  расчетам статус официальных.

       С этой целью к концу 2008 года должен быть завершен эксперимент по внедрению  методики расчета доли туризма в  ВРП с целью последующего придания полученным показателям официального статуса и распространения данного  опыта на другие субъекты Российской Федерации.  

       В целях установления единой процедуры  расчётов внутренних туристских потоков  в субъектах Российской Федерации  Федеральным агентством по туризму  разработан и направлен в субъекты Российской Федерации Порядок определения  внутреннего туристского потока в Российской Федерации

Информация о работе Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года