Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

Туризм – это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. При этом в отличие от многих других отраслей экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Будучи экспортоориентированной сферой, туризм проявляет бóльшую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках.

Оглавление

Введение …………………………………………………………… 3
1. Современное состояние и тенденции развития туризма в мире... 5
2. Существующее состояние сферы туризма в Российской Федерации ……………………………………………………………..
16
3. Цель и задачи развития сферы туризма в Российской Федерации………………………………………………………………
45
4. Основные направления и механизмы решения задач развития сферы туризма. Оценка рисков. 49
4.1. Развитие туристской инфраструктуры………………………….. 49
4.2. Продвижение России как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках………………….
54
4.3. Совершенствование статистики в сфере туризма ……………... 58
4.4 Повышение качества туристских и сопутствующих услуг ……. 59
4.5Совершенствование нормативного правового регулирования в сфере туризма…………………………………………………………..
62
4.6. Развитие международного сотрудничества ……………………. 63
4.7. Оценка рисков…………………………………………………….. 64
5. План мероприятий по реализации Стратегии…………………….. 66
6. Федеральные целевые программы………………………………… 78
7. Целевые показатели реализации Стратегии……………………… 85
Приложения……………………………………………………………. 86

Файлы: 1 файл

стратегия развития туризма.doc

— 716.50 Кб (Скачать)

       Необходимо  отметить, что Ростуризмом совместно  с Росстатом проводится экспертная оценка экономической роли туризма, в том числе в рамках научных  исследований, предполагающих проведение специальных обследований домашних хозяйств, туристских расходов, въезжающих и выезжающих туристов в момент пересечения границы, постояльцев средств размещения, на туристских объектах, в местах проведения зрелищных мероприятий и т.д. Однако эти исследования не обеспечивают сопоставимости с данными других стран.

       Одной из важных задач является формирование системы статистического мониторинга  туристской сферы. В последнее время  Ростуризмом предприняты шаги для  её решения. В постоянном режиме анализируются  показатели въездных и выездных потоков, динамики туристских услуг, количества и структуры средств размещения и др. Результаты анализа представляют интерес для использования в деятельности организаций туристской индустрии, они публикуются в средствах массовой информации, в том числе электронных. Вместе с тем в настоящее время ведется только ежеквартальный статистический учет  въездных  и выездных туристских потоков, в то время как подавляющее большинство стран  в соответствиями с требованиями ЮНВТО ведут учет  туристских потоков  в помесячном режиме.

       Таким образом, в настоящее время  статистика   туризма нуждается в постоянном внимании и существенном совершенствовании  с целью гармонизации  с  рекомендациями Статкомиссии ООН, а также обширной зарубежной практикой.

 

Продвижение России как туристского направления на международном и внутреннем туристских рынках

     До 2002 года  некоммерческое продвижение  России как туристского направления  за рубежом и внутри страны практически  не проводилось.  Предпринимаемые  усилия, начатые в середине 1990-х  гг., сводились к посещению нескольких профильных выставок за рубежом  и в России  без формирования национальной экспозиции при полном отсутствии бюджетного финансирования. 

       С 2002 года  был предпринят комплекс  мероприятий  в целях всестороннего  показа туристских возможностей  Российской Федерации на международном и внутреннем рынке путем:

       а) организации единой национальной российской экспозиции на крупнейших международных туристских выставках.

       В настоящее время такие экспозиции организуются на крупнейших международных туристских выставках в Финляндии, Испании, Италии, Германии, Китае, Южной Корее, Японии, Франции, Греции, Польше, Великобритании, России. В рамках проводимых выставок организуются параллельные деловые мероприятия: пресс-конференции, презентации туристических возможностей регионов России, встречи с руководителями зарубежных национальных туристских администраций, «круглые столы». 

     Существенным  шагом по продвижению  российского  туристского продукта внутри страны  и позиционирования России на мировом рынке  профильных выставочных  услуг стала международная туристская выставка «ИНТУРМАРКЕТ», проводимая в Москве с 2006 года.  Впервые в таком масштабе на международной туристской выставке были представлены регионы России как с уже сложившейся развитой туристической инфраструктурой, так и с богатым потенциалом для ведения этого вида деятельности. Следует отметить, что выставка была включена в график официальных мероприятий Всемирной туристской организации, Организации Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС) и Совета стран-участниц СНГ по туризму.  Выставка  отличается плотной деловой программой, включающей переговоры на межправительственном и региональном уровне, конференции, семинары, воркшопы и др.мероприятия.

     б) проведения некоммерческой рекламы туристских возможностей России.

     Некоммерческая  реклама  за рубежом проводится в  настоящее время в ряде стран  Европы, таких как Германия, Великобритания, Австрия, Испания, Италия, Франция, а  также в Японии и Китае, методами наружной рекламы и рекламы в СМИ. Масштабы этой работы ограничены существующим бюджетным финансированием.

     Ведется широкая пропаганда отдыха в стране для российских граждан на  общероссийском и региональном телевидении, размещаются  сюжеты о преимуществах отдыха в  России на радио и телевидении, в крупнейших печатных изданиях, в городах России.

     в) изготовления рекламно-информационной имиджевой продукции.

     Рекламно-информационная  продукция   на печатных и электронных  носителях издается большими тиражами  на 11  языках основных направляющих рынков и предназначена для некоммерческого распространения на международных туристских выставках, через российские загранпредставительства, Всемирную туристскую организацию и другие международные организации, на официальных встречах с руководством национальных туристских организаций зарубежных стран и аналогичных мероприятиях.

      г) проведения международных событийных мероприятий.

     Международные мероприятия событийного характера  стимулируют продвижение России как страны делового туризма, имеющей  соответствующую инфраструктуру, кадры и туристский продукт.  К ним относятся ежегодно проводимые международные конференции, семинары  и иные форумы, посвященные наиболее актуальным проблемам развития туризма. Свою эффективность доказали Дни российского туризма,  проводимые  в странах - основных направляющих рынках,  а также тематические экспозиции в рамках национальных выставок общего характера за рубежом.

 

     Подготовка  кадров для сферы  туризма

     В настоящее время кадры для  туризма готовят более 300  высших и средних учебных заведений в стране.

     В системе высшего профессионального  образования основная подготовка кадров для туристской индустрии реализуется  в профильных университетах, академиях  и институтах в рамках укрупненной  группы «Сфера обслуживания» по двум специальностям «Социально-культурный сервис и туризм» и «Туризм» , включающим более 10 специализаций.    

     Одновременно  подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием для сферы туризма  реализуется в других непрофильных высших учебных учреждениях в рамках специализаций по направлениям подготовки в смежных областях профессиональной деятельности.   

     В системе среднего профессионального  образования подготовка кадров для  сферы туризма формируется на основе образовательных программ базового и образовательных программ повышенного уровня для следующих видов деятельности: гостиничный сервис, общественное питание, сервис на транспорте (по видам транспорта), туризм.

       В системе начального профессионального  образования непосредственная подготовка  кадров для туристической индустрии не ведется. Однако подготовка кадров в рамках укрупненной группы профессий «Сфера обслуживания» (администратор, официант, бармен, повар, кондитер, бортпроводник, проводник на железнодорожном транспорте и другие) направлена в том числе и на комплектование сферы туризма квалифицированными рабочими.      

       Вместе с тем разрыв между потребностями отрасли и предложением со стороны образовательных учреждений остается весьма существенным.

     Главной проблемой является чрезмерная академичность  профильного высшего образования при явном недостатке практических навыков и знаний и нехватка средних специальных учебных заведений, готовящих работников гостиниц. Таким образом, в целом сектор подготовки кадров не вполне соответствует потребностям туристской индустрии как в количественном, так  и в качественном отношении. Существующие учебные программы не отвечают реальным нуждам секторов туризма ввиду их неориентированности  на практическую работу. В равной степени это касается учебников и учебных пособий, составляемых  преподавателями, не имеющими практического опыта работы в индустрии.   При огромной нехватке квалифицированных кадров для туристской индустрии выпускники  профильных высших учебных заведений часто остаются невостребованными из-за отсутствия навыков и знаний по конкретным специализациям.

     Проблема  качественного сервиса  недостаточно эффективно решается не только в рамках  подготовки работников гостиничного и туристского бизнеса, но и специалистов смежных отраслей, обслуживающих туристов.

     В настоящее время находится в стадии разработки новый образовательный стандарт «Туризм», рассчитанный на подготовку работников туристического бизнеса.  Вместе с тем отсутствует  образовательный стандарт «Гостиничный бизнес», в то время как  наибольшую  потребность в специалистах испытывают именно гостиничные предприятия. Отсутствует мониторинг потребностей учреждений гостиничного, туристского и сопутствующего бизнеса в специалистах различного профиля.  При видимости большого количества учебной литературы  по туризму качество  подавляющего большинства учебных пособий не выдерживает критики.

     Отсутствие  системы объективной рейтинговой  оценки профильных учебных заведений  дезориентирует молодежь при выборе учебного заведения.

     Сегодня существует  большое количество курсов  переподготовки  и повышения квалификации специалистов в основном при учебных   заведениях, однако эти курсы  в большинстве своем не дают практических профессиональных знаний и навыков и носят формальный характер. Отсутствует система привлечения к преподаванию работников индустрии туризма. 

       Ситуация, сложившаяся в настоящее  время на рынке образовательных  услуг для сферы туризма, особенно  в период подготовки  к проведению  Олимпиады в Сочи в 2014 году,  требует принятия безотлагательных  мер  по  ее  качественному изменению.

Состояние международного сотрудничества в сфере туризма

     Основой договорно-правовой базы международных  связей Российской Федерации  в области  туризма в настоящее время  являются 64 двусторонних  соглашения со странами мира. Среди них 56 носят межправительственный характер и 8 - межведомственный.  Сотрудничество по реализации таких соглашений ведется по всем аспектам развития  туризма  -  взаимному продвижению туристского продукта, инвестициям в туристскую инфраструктуру, обмену опытом подготовки кадров для индустрии туризма, развитию нормативной правовой базы, стандартов туристских, гостиничных и иных услуг для сферы туризма, взаимодействия на региональном и муниципальном уровнях.

     Активно работают  образованные в рамках межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству двусторонние рабочие группы по туризму  с Норвегией,  Австрией,  Францией, Грецией, Болгарией, Венгрией, Польшей, Чехией, Японией, Индией, Испанией, Румынией, Швецией, подкомиссия с Китаем в рамках комиссии по гуманитарному сотрудничеству с привлечением  как  руководства российских регионов и муниципальных образований, так и частного сектора. Эта деятельность включает в себя проведение тематических семинаров и конференций по обмену опытом, стажировок для региональных и муниципальных властей, а также для работников туристской индустрии, организацию поездок для СМИ. 

    Особо  следует отметить перспективы работы на таких динамично развивающихся  рынках  с растущей экономикой, как  Китай и Индия.  Для  обеспечения миграционной безопасности Ростуризм принял необходимые меры с целью упорядочения работы на безвизовом направлении. Так, вопросы этого обмена, наряду с соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках от 29 февраля 2000 года, регулируются межправительственным Протоколом 2006 года, предусматривающим меры по пресечению нелегальных каналов миграции из КНР. Действующее в настоящее время обновленное межправительственное соглашение с Китаем по безвизовому обмену стимулирует развитие реального туристского обмена между двумя странами.

      Что касается сотрудничества на многосторонней основе, то Россия активно взаимодействует  с Всемирной туристской организацией – специализированным учреждением ООН (ЮНВТО) как крупнейшей межправительственной организацией в сфере туризма, а также с такими региональными экономическими организациями и форумами, как АТЭС, АСЕАН, ЧЭС, ШОС, ЕврАзЭс, Совет стран СНГ по туризму.

     В декабре 2007 года в результате значительной подготовительной работы Россия вновь была избрана в состав Исполнительного совета ЮНВТО, главного рабочего органа этой межправительственной организации. Деятельность в составе Исполнительного совета ЮНВТО позволит укрепить авторитет России на международной арене, подтвердить значимость позиций российского туризма  на международном рынке и улучшить образ страны как привлекательного туристского направления.

     В рамках Организации Черноморского  экономического сотрудничества (ЧЭС) Россия ежегодно (с 2005 года) проводит в Геленджике международную конференцию по развитию туристской инфраструктуры. На конференции стран Черноморского региона проводятся также круглые столы по другим актуальным вопросам развития туризма, важные двусторонние мероприятия – заседания рабочих групп  по туризму со странами-членами ЧЭС, консультации экспертов, презентации.

     Россия  в последние три года возглавляет  Совет стран СНГ по туризму, под  ее руководством заседания этого  рабочего органа стали важной площадкой для обсуждения профессиональных вопросов: классификации гостиниц, подготовки кадров  для сферы туризма, развития отдельных видов туризма, таких как сельский и деловой.

     Важным  аспектом формирования образа России как страны, открытой для  мира, является ее визовая политика. В настоящее время стратегическое значение придается диалогу с ЕС об отмене в долгосрочной перспективе виз при взаимных поездках граждан России и ЕС.  Вопросы упрощения визовых формальностей начинают успешно решаться и на двустороннем уровне. Примерами этому могут служить Соглашения между Правительствами России и Таиланда, а также России и Израиля о безвизовых поездках граждан.

Информация о работе Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года