Стратегия и стратегическое планирование в управлении организацией на примере страховой компании «ВТБ Страхование»

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 08:45, курсовая работа

Краткое описание

Стратегическое планирование — это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.

Оглавление

Введение
1. Стратегия и стратегическое планирование
1.1 Основные понятия стратегии и стратегического планирования
1.2 Сущность и функции стратегического планирования
1.3 Структура стратегического планирования
1.4 Виды стратегий
2 Стратегическое планирование на предприятии
2.1 История создания и развития общества с ограниченной ответственностью страховой компании «ВТБ Страхование»
2.2 SWOT-анализ
2.3 Формулирование миссий и целей
2.4 Разработка стратегии
2.5 Рекомендации
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 166.50 Кб (Скачать)


Содержание

Введение

1. Стратегия и стратегическое планирование

1.1 Основные понятия стратегии и стратегического планирования

1.2 Сущность и функции стратегического планирования

1.3 Структура стратегического планирования

1.4 Виды стратегий

2 Стратегическое планирование на предприятии

2.1 История создания и развития общества с ограниченной ответственностью страховой компании «ВТБ Страхование»

2.2 SWOT-анализ

2.3 Формулирование миссий и целей

2.4 Разработка стратегии

2.5 Рекомендации

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

"Целью работы по закладыванию будущего является решение не о том,  что следовало бы сделать завтра, а о том, что следует сделать сегодня, дабы  это завтра состоялось". (П. Друкер)

Стратегическое планирование —  это  одна  из   функций   управления, которая  представляет собой процесс выбора  целей  организации  и  путей  их  достижения.   Стратегическое  планирование  обеспечивает   основу  для  всех управленческих  решений,  функции   организации,    мотивации   и   контроля ориентированы  на  выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического  планирования является тем зонтиком, под которым укрываются  все   управленческие функции, не используя преимущества стратегического планирования,  организации в целом и отдельные  люди   будут лишены  четкого   способа   оценки   цели   и   направления   корпоративного предприятия.  Процесс  стратегического  планирования   обеспечивает   основу для  управления членами  организации.  

Темпы изменения условий и увеличения объема знаний в сегодняшнем  мире настолько высоки,  что  планирование  представляется  единственным  способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает организацию средств создания плана деятельности как на перспективный,  так  и  на  текущий  периоды  и  дает  основу  для  принятия управленческих решений.

Планирование, поскольку оно служит для формулирования установленных целей  и разработки путей  их  реализации,  помогает  создать  единство  общих  целей внутри организации и тем самым является организующим началом в  деятельности предприятия

Актуальность темы курсовой работы заключена в том, что в современной быстроменяющейся экономической  ситуации невозможно добиться положительных результатов, не  планируя  своих  действий  и  не  прогнозируя последствий. Жизнь показывает, что необходимо разрабатывать планы и моделировать свою деятельность с учетом внешней и внутренней среды.

Главная цель данной работы  доказать, что  стратегическое  планирование является важнейшей составной частью  управления  предприятием,  и  без  него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной  экономики, и на примере разработать возможную стратегию предприятия, поэтапно описав процесс выбора стратегии.

В соответствие с этой целью необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Рассмотреть теоретические основы стратегического планирования;
  2. На конкретном примере рассмотреть процесс разработки стратегии;
  3. Предложить рекомендации о дальнейшей работе предприятия.

Объектом исследования является ООО СК «ВТБ Страхование».

1. Стратегия и стратегическое планирование

1.1 Основные понятия стратегии и стратегического планирования

Термин «стратегическое планирование» был введен в обиход в 60—70-х гг. для того,  чтобы  обозначить  разницу  между  текущим  управлением  на уровне  производства  и  управлением,  осуществляемым  на   высшем   уровне. Необходимость  фиксации  такого  различия  была  вызвана  в  первую  очередь изменениями в условиях  ведения  бизнеса. Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея  необходимости  переноса  центра  внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим  образом  и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения.

Можно указать на несколько  конструктивных  определений,  которые  были предложены разработчиками теории  стратегического  управления. Шендел и Хаттен рассматривали его как «процесс определения и  (установления) связи, организации с ее окружением, состоящий в реализации  выбранных  целей и в  попытках  достичь  желаемого  состояния  взаимоотношений  с  окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и  результативно действовать организации и ее подразделениям». По  Хиггенсу,  «стратегическое планирование  —  это  процесс  управления  с  целью   осуществления   миссии организации  посредством  управления  взаимодействием   организации   с   ее окружением», Пирс  и  Робинсон  определяют  стратегическое  управление  «как набор  решений  и  действий  по  формулированию  и   выполнению   стратегий, разработанных для того, чтобы  достичь  цели  организации».  Существует  еще целый ряд определений,  которые  делают  упор  на  те  или  иные  аспекты  и особенности стратегического управления или же на его отличия  от  «обычного» управления.

Стратегическое   планирование   включает в себя долгосрочные, среднесрочные и текущие планы. Долгосрочные планы разрабатываются на период от 5 до 15  и  больше  лет, среднесрочные - от 2 до 5 лет, и текущие - на 1 год. В среднесрочном плане показатели даются  более  детально  с  учетом  выбора средств,  необходимых  для  выполнения  поставленных  в  долгосрочном плане задач. Он является более конкретным и детализированным. В долгосрочном плане определяется стратегия развития предприятия, и содержатся решения относительно  сфер  деятельности  и  выбора  направления деятельности. Среднесрочный  план  отражает  использование  и  распределение имеющихся ресурсов для достижения поставленных  целей.  Стратегический  план обосновывается количественными показателями и соответствующими расчетами.

Понятие «стратегия» вошло в число управленческих терминов в 50-е  годы, когда проблема реакции на неожиданные изменения во внешней  среде  приобрела большое значение. 

В то время многие управляющие, а также некоторые ученые  сомневались  в полезности нового понятия. На их  глазах  в  течение  полувека  американская промышленность великолепно обходилась безо всякой стратегии, и они  задавали вопрос, зачем она вдруг стала нужна и какая от нее польза фирме.

Одной из ключевых составляющих стратегического управления является стратегия. Ее выбор и реализация составляют основную часть содержания деятельности по стратегическому управлению. При  этом стратегия рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции ее в окружающей среде.

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение её целей. По своему существу стратегия есть набор правил  для  принятия  решений, которыми  организация  руководствуется  в  своей  деятельности.   Существует четыре различные группы:

1.      Правила, используемые при оценке результатов  деятельности  фирмы  в настоящем и в перспективе.  Качественную  сторону  критериев  оценки  обычно называют ориентиром, а количественное содержание — заданием.

2.      Правила, по  которым  складываются  отношения  фирмы  с  ее  внешней средой,  определяющие:  какие  виды  продукции  и   технологии   она   будет разрабатывать, куда и кому сбывать свои изделия,  каким  образом  добиваться превосходства над конкурентами. Этот  набор  правил  называется  продуктово-рыночной стратегией или стратегией бизнеса.

3.      Правила, по которым устанавливаются  отношения  и  процедуры  внутри организации. Их нередко называют организационной концепцией.

4.      Правила, по которым  фирма  ведет  свою  повседневную  деятельность, называемые основными оперативными приемами.

Стратегии имеют несколько отличительных черт:

      Процесс выработки стратегии не  завершается  каким-либо  немедленным действием.  Обычно  он  заканчивается   установлением   общих   направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.

      Сформулированная стратегия должна быть использована  для  разработки стратегических проектов методом поиска. Роль стратегии в  поиске  состоит  в том,  чтобы,  во-первых,  помочь  сосредоточить  внимание  на   определенных участках и возможностях; во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией.

      В ходе формулирования стратегии нельзя предвидеть  все  возможности, которые откроются при составлении проекта  конкретных  мероприятий.  Поэтому приходится пользоваться сильно обобщенной, неполной и  неточной  информацией о различных альтернативах.

      Как только в процессе поиска  открываются  конкретные  альтернативы, появляется и  более  точная  информация.  Однако  она  может  поставить  под сомнение  обоснованность  первоначального  стратегического  выбора.  Поэтому успешное использование стратегии невозможно без обратной связи.

      Поскольку для отбора  проектов  применяются  как  стратегии,  так  и ориентиры, может показаться, что это одно и  то  же.  Но  это  разные  вещи. Ориентир  представляет  собой  цель,  которой  стремится  достичь  фирма,  а стратегия — средство для достижения цели.  Ориентиры  —  это  более  высокий уровень  принятия  решений. 

      Наконец, стратегия  и  ориентиры  взаимозаменяемы  как  в  отдельные моменты,  так  и  на  различных  уровнях  организации.  Некоторые  параметры эффективности (например, доля рынка)  в  один  момент  будут  служить  фирме ориентирами, а в другой — станут ее стратегией.

1.2 Сущность и функции стратегического планирования

Будучи  функцией  управления,  стратегическое   планирование   является фундаментом, на котором строится вся  система  управленческих  функций,  или основой  функциональной   структуры   системы   управления.   Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого  формируется  система целей функционирования предприятия и объединяются  усилия  всего  коллектива предприятия по ее достижению.

Стратегическое  планирование  представляет  собой  набор   процедур   и решений,  с   помощью   которых   разрабатывается   стратегия   предприятия, обеспечивающая достижение целей функционирования предприятия.  Логика  этого определения такова: деятельность аппарата управления  и  принимаемые  на  ее основе решения формируют  стратегию  функционирования  предприятия,  которая позволяет фирме достичь своих целей.

Процесс стратегического планирования является инструментом,  с  помощью которого  обосновываются  управленческие  решения  в  области  хозяйственной деятельности.   Его  важнейшая задача обеспечить нововведения и организационные изменения, необходимые  для  жизнедеятельности  предприятия.

Как процесс стратегическое планирование включает четыре вида  деятельности (функции стратегического планирования). К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация  и регулирование, организационные изменения.

1.      Распределение ресурсов. Данный процесс включает планирование распределения  ресурсов,  таких  как  материальные,  финансовые,   трудовые, информационные  ресурсы  и  т.д. Стратегия функционирования   предприятия строится не только на расширении бизнеса, удовлетворении  рыночного  спроса, но и на  эффективном  потреблении  ресурсов,  постоянном  снижении  издержек производства. Поэтому эффективное распределение  ресурсов  между  различными сферами бизнеса, поиск  комбинаций  их  рационального  потребления  является важнейшей функцией стратегического планирования.

2.      Адаптация к внешней  среде.  Адаптацию  следует  интерпретировать  в широком смысле слова как приспособление предприятия к изменяющимся  рыночным условиям  хозяйствования.  Рыночная   среда   по   отношению   к   субъектам хозяйствования всегда содержит благоприятные и  неблагоприятные  условия (преимущества и угрозы). Задача данной функции — приспособить  хозяйственный механизм предприятия к этим условиям, т.е.,  воспользоваться  преимуществами в конкурентной борьбе и  предотвратить  различные  угрозы.  Разумеется,  эти функции выполняются  также  и  в  текущем  управлении  предприятием.  Однако эффективность оперативного управления будет достигнута лишь  в  том  случае, если конкурентные преимущества и  барьеры  будут  предвидены  заранее,  т.е. спланированы. В этом отношении задача стратегического  планирования  состоит в том, чтобы обеспечить  для  предприятия  новые  благоприятные  возможности посредством создания  соответствующего  механизма  адаптации  предприятия  к внешней среде.

3.      Координация   и   регулирование.   Данная функция предполагает согласование   усилий   структурных   подразделений   фирмы    (предприятий, производств, цехов)  для  достижения цели, предусмотренной  стратегическим планом. Стратегия предприятия включает сложную систему  взаимосвязанных целей и задач. Декомпозиция этих целей и задач  предусматривает  их  деление на более мелкие компоненты и закрепление за соответствующими  структурными подразделениями и исполнителями. Этот процесс происходит не спонтанно, а  на плановой   основе   в   стратегическом   плане.   Поэтому   все   компоненты стратегического  плана  должны  быть  увязаны   по   ресурсам,   структурным подразделениям и исполнителям и  функциональным  процессам.  Эта   увязка обеспечивается  системой формирования  показателей  планирования,  а  также наличием   на   предприятии в аппарате управления    соответствующего подразделения или исполнителя, отвечающих за   координацию. Объектами координации и регулирования являются внутренние производственные операции.

Информация о работе Стратегия и стратегическое планирование в управлении организацией на примере страховой компании «ВТБ Страхование»