Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 12:31, курсовая работа
Предмет исследования – анализ внешней и внутренней среды фирмы, ее стратегическая направленность и положение на рынке, анализ слабых и сильных сторон данного предприятия.
В соответствии с поставленной целью определены следующие основные задачи:
Ознакомиться с понятием стратегического планирования, его основными этапами и составляющими.
Проанализировать стратегическое планирование на ООО «Никавуд».
Разработать рекомендации по совершенствованию стратегического планирования на ООО «Никавуд».
Введение………………………………………………………………………….4
Организация стратегического планирования на предприятии……….........5
Сущность и основные функции стратегического планирования……........5
Выбор миссии и целей организации………………………………………10
Анализ внешней среды предприятия………………………………...........11
Анализ внутренней среды предприятия………………………………......13
Формулировка и выбор стратегии…………………………………...........17
Стратегическое планирование ООО «Никавуд» …………........................20
Краткая организационно-экономическая характеристика
ООО «Никавуд» ……………………………………………………………......20
Анализ внешней и внутренней среды ООО «Никавуд»………………...22
SWOT-анализ деятельности ООО «Никавуд» ……………………..........27
Анализ действующей стратегии предприятия…………………...............32
Предложения по организации стратегического планирования
на ООО «Никавуд………………………………………………………............35
Заключение……………………………………………………………………...37
Список использованных источников ………………………………………....38
Примеры направлений внешнего анализа:
Рисунок 1.1. Модель стратегического планирования и управления
Примечание.
Источник: [4, с 159]
Структура стратегического планирования.
Стратегическое планирование состоит из пяти тесно взаимосвязанных и выполняемых в определенном порядке этапов.
1.
Фундаментом являются
Поверхностный, неполный ситуационный анализ не позволяет выявить наиболее выгодные для предприятия возможности развития, и поэтому об опережающем и значительном развитии не может быть и речи.
2.
На основе результатов этого
анализа и методов
3.
Затем следует разработка
4.
На четвертом этапе
5.
Заключительный этап – это
создание группы по коррекции
стратегии, задача которой
Методы стратегического планирования делятся на две группы: одна включает достаточно формализованные методы, другая в значительной степени использует опыт, интуицию и воображение разработчиков. Поэтому использование стратегического планирования – это и наука и искусство одновременно. Общая схема, основные этапы и методы стратегического планирования довольно сильно формализованы, что позволяет их использовать неопытному в стратегическом планировании менеджеру. Успех его разработок будет гарантированно расти с ростом опыта, поэтому важно поскорее начать использовать стратегическое планирование.
При проведении стратегического планирования предприятие получает следующие конкурентные преимущества:
1.
Возможность постановки
2. Второе важное преимущество использования стратегического планирования состоит в том, что хорошо развитые и отработанные на практике методы стратегического планирования позволяют компании при планировании стратегических целей и путей их достижения в максимальной степени и наиболее рационально использовать все ресурсы: персонал, время, технологии, оборудование и инфраструктуру, финансы, информацию и контакты, а также ее единственный безграничный ресурс развития – совершенствование системы управления.
3. Стратегическое планирование дает многочисленные методы и процедуры, чтобы всесторонне и глубоко проанализировать и обобщить ситуацию на предприятии и в отрасли, динамику их изменений и, таким образом, выявить для предприятия наиболее успешные и реальные направления опережающего развития и определить необходимые для этого действия руководства по совершенствованию системы управления и развитию сильных сторон и ключевой компетентности компании.
4.
Принципиальное конкурентное
5. Методы стратегического планирования позволяют успешно организовывать инновацию производства.
6.
Сам процесс разработки целей, стратегий
и промышленной политики компании – это
уникальная школа для развития руководителей
всех уровней. Она дает мощный импульс,
росту их профессиональных умений, знаний,
опыта и создает команду руководителей-
Результатом стратегического планирования выступает стратегический план предприятия. Он включает в себя, как правило, следующие разделы:
а) Объём годовых продаж по группам продуктов,
б) Годовая прибыль и убытки по подразделениям,
в)
Годовой экспорт и его
подразделениям.
г) Изменения в наборе продуктов и доля рынка.
д)
Программа ежегодных
е) Годовые денежные потоки.
ж) Баланс на конец последнего года плана.
з)
Политика поглощений и приобретений.
[6, с 509-512]
1.2.
Выбор миссии и целей
При стратегическом планировании одним из важнейших решений выступает выбор цели организации. Основная общая цель организации является миссией организации, а все остальные цели определяются для осуществления миссии организации. Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития.
Формирование миссии включает в себя:
В миссию фирмы также входит задача определения основных потребностей потребителей и их эффективного удовлетворения для создания клиентуры в поддержку фирмы в будущем. [4, с 29-35]
Формулировка миссии организации должна содержать следующее:
Многие руководители никогда не заботятся о выборе и формулировании миссии своей организации. Часто эта миссия кажется для них очевидной. Если спросить типичного представителя мелкого предпринимательства, в чем его миссия, ответом, вероятно, будет: "Конечно, получать прибыль". Но если тщательно обдумать этот вопрос, то несоответствие выбора прибыли в качестве общей миссии становится явным, хотя, несомненно, она является существенной целью.
Прибыль представляет собой полностью внутреннюю проблему предприятия. Поскольку организация является открытой системой, она может выжить, в конечном счете, только, если будет удовлетворять какое - то потребность, находящуюся в не ее самой. Чтобы заработать прибыль, необходимую ей для выживания, фирма должна следить за средой, в которой функционирует. Поэтому именно в окружающей среде руководства подыскивает общую цель организации. Чтобы выбрать соответствующую миссию, руководство должно ответить на два вопроса: "Кто наши клиенты?" и "Какие потребности наших клиентов мы можем удовлетворить?" Клиентом в данном контексте будет любой, кто использует результаты деятельности организации. Клиентами некоммерческой организации будут те, кто использует ее услуги и обеспечивает ее ресурсами.
Общие цели формируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство.
Конкретные и измеримые цели (это позволяет создать четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы).
Ориентация целей во времени (здесь необходимо уяснить не только, что фирма хочет осуществить, но также когда должен быть достигнут результат).
Достижение цели (служит повышению эффективности организации); установление же трудно достижимой цели может привести к катастрофическим результатам.
Взаимно поддерживающие цели (действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей). [9, с 59-63]
Из
этого можно сделать вывод: Цели
будут значимой частью процесса стратегического
управления только в том случае, если высшее
руководство правильно их сформулирует,
эффективно институционализирует, проинформирует
о них и стимулирует их осуществление
во всей организации.
1.3.
Анализ внешней среды
Анализ внешней среды является следующим шагом после установления миссии и целей организации. Анализ внешней среды проводится крупными компаниями с 1930-х годов. Он должен проводиться на всех уровнях и во всех подразделениях, прежде всего он проводится маркетинговыми службами с целью оценки значимых элементов окружения.
Внешняя среда представляет собой совокупность трех окружений: макроокружение, мезоокружение и микроокружение.