Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 03:19, курсовая работа
Стратегический контроллинг координирует функции стратеги-
ческого планирования, контроля и системы стратегического
информационного обеспечения.
Введение…………………………………………………………………3
1. Понятие и сущность стратегического контроллинга………..……..5
2. Понятие и сущность оперативного контроллинга…………….…..11
3. Стратегический и оперативный контроллинг на предприятии..…14
Заключение……………………………………………………………..23
Список использованной литературы…………………………………24
целью, как плановой величиной, и исходной ситуацией, как фактической
величиной в настоящий момент времени.
На этом этапе разработки стратегии следует искать и
конкретизировать возможные альтернативные решения, позволяющие
достигнуть поставленных целей. Необходимо разрабатывать по
возможности большее количество альтернативных стратегий на базе
предложений, ожиданий и прогнозов с использованием соответствующего
инструментария.
Из-за неполной количественной и качественной информации, а
также вследствие открытого (неопределенного) горизонта планирования
оценка генерируемых альтернатив в рамках стратегического
планирования сильно затруднена.
Стратегическое решение. Это последняя фаза процесса
планирования, на которой происходит осознанное установление
целенаправленных действий.
Поскольку оценка включает в себя выявление однозначных
приоритетов, то сокращается число наиболее важных выбранных
альтернатив. Как правило, стратегические решения ведут к действиям,
которые служат причиной эволюции, переструктурирования или создания
новой структуры предприятия.
Ответственность за обоснованность стратегических планов несет
стратегический контроль.
При формировании концепции стратегического контроля
необходимо учитывать и решать следующие задачи:
− формирование контролируемых величин для измерения и оценки
потенциала успеха;
− установление нормативных величин, действующих в качестве
базы для сравнения;
− определение фактических (реальных) значений контролируемых
величин;
− перепроверка реальных величин по отношению к нормативным
путем сравнения плана и факта (т. е. по статистике за прошедший период)
и сравнения плана с реально сложившимися (желаемыми)
контролируемыми величинами, характеризующими актуальный
потенциал успеха;
− фиксация отклонений и анализ причин, ответственных за
отклонения;
− выявление требуемых корректирующих мероприятий для
управления отклонениями от стратегического курса.
Реализация стратегического контроля сопряжена с большим числом
проблем. Это прежде всего проблемы измерения, организационной
структуры и взаимоотношений.
Проблемы измерения связаны с неопределенным временным
горизонтом и высокой степенью абстрактности стратегического
планирования, что затрудняет действия с контролируемыми величинами.
Организационная структура предприятия, фиксирующая
взаимоотношения
между подразделениями и
предприятия, может способствовать расхождению краткосрочных
оперативных целей структурных единиц и долгосрочных стратегических
целей предприятия. Как правило, для структурных подразделений
приоритетными являются измерители их успеха сегодня, так как механизм
мотивации сотрудников ориентируется на достигнутые показатели.
Проблема взаимоотношений проявляется в недостаточной
готовности руководства предприятия делать общедоступным для
контроля принятые ими стратегические решения. Основная задача
стратегического контроля заключается в поддержке достижения
стратегической цели предприятия.
Процесс стратегического контроля состоит из трех фаз:
− формирования контролируемых величин;
− проведения контрольной оценки;
− принятия решения по результатам стратегического контроля.
Формирование контролируемых величин. В качестве
контролируемых величин следует рассматривать объекты контроля.
Такими объектами, а следовательно, и контролируемыми величинами
могут быть: цели, стратегии, потенциалы успеха, факторы успеха,
сильные и слабые стороны предприятия, шансы и риски, предположения-
сценарии, рубежи и последствия.
Проведение контрольной оценки. Эта фаза стратегического контроля
может рассматриваться как собственно контроль в узком смысле. Здесь
определяются и оцениваются эффективность текущего процесса и
созданной структуры, а также правильность поставленной цели.
В частности, на этой фазе могут проводиться сравнение, анализ и оценка
отклонений, а также обоснование причин, вызвавших выявленные
отклонения.
Принятие решения по результатам стратегического контроля.
По последней фазе процесса стратегического контроля по данным анализа
отклонений между контролируемыми величинами генерируются и
реализуются корректирующие мероприятия. Кроме того, стимулируется
проведение самих корректировок.
Одним из основных источников информации в стратегическом
контроллинге является стратегический учет. В качестве инструментария
стратегического учета значительное распространение получил метод
стратегических балансов. Существует несколько видов и методик
составления стратегических балансов. Прежде всего, выделяют внешние и
внутренние балансы. Первые имеют целью выявление и измерение
шансов и рисков предприятия на рынке (во внешней среде). Задача
построения внутренних балансов заключается в выявлении узких мест на
предприятии путем оценки сильных и слабых сторон направлений его
деятельности.
Чаще всего используются методики построения стратегического
баланса, основанные на балльной или процентной оценке и сопоставлении
сфер деятельности предприятия. При этом устанавливаются различные
внутренние нормативы, определяющие момент наступления критического
значения узкого места. Балансы могут строиться как в форме
классической схемы баланса, так и в виде диаграммы в полярных
координатах. Зачастую
при сравнении балансов производится
наложение стратегических балансов собственного
предприятия и конкурентов.
2. Понятие и сущность оперативного контроллинга
Оперативный
контроллинг направлен на помощь
управленческому персоналу в
достижении запланированных целей.
Оперативный контроллинг
Основное
различие между стратегическим и
оперативным контроллингом
Также
оперативный контроллинг
Стратегический контроллинг ориентирован на потенциал, а оперативный - на конкретный результат.
Стратегический контроллинг получает информацию в основном из внешней среды, а оперативный - от самого предприятия.
Объекты планирования и контроля в оперативном контроллинге совпадают, а в стратегическом нет.
Оперативный контроллинг координирует процессы оперативного
планирования, контроля, учета и отчетности на предприятии при
поддержке современной информационной системы.
Основной задачей оперативного контроллинга является обеспечение
методической, информационной и инструментальной поддержки
менеджеров предприятия для достижения запланированного уровня
прибыли, рентабельности и ликвидности в краткосрочном периоде.
В отличие от стратегического контроллинга оперативный
контроллинг ориентирован на краткосрочный результат, поэтому
инструментарий оперативного контроллера принципиально отличается от методик и инструментов стратегического контроллера. Отличия
представлены
в таблице 2.1.
Отличительные особенности оперативного планирования в сопоставлении со стратегическим планированием
Признаки | Стратегическое
планирование |
Оперативное
планирование |
Иерархические ступени | В основном на
уровне
высшего руководства |
Включает все
уровни с
основным упором на среднее звено управления |
Неопределенность | Существенно выше | Меньше |
Вид проблем | Большинство проблем
не
структурировано |
Относительно
хорошо
структурированы |
Временной
горизонт |
Акцент на долгосрочные
аспекты |
Акцент на кратко-
и
среднесрочные аспекты |
Потребная информация | В первую очередь
из
внешней среды |
В первую очередь
из
самого предприятия |
Альтернативы планов | Спектр альтернатив
в
принципе широк |
Спектр ограничен |
Охват |
Концентрация
на
отдельных важных позициях |
Охватывает
все
функциональные области и интегрирует их |
Степень детализации | Невысокая | Относительно большая |
Основные
контролируемые
величины |
Потенциалы
успехов
(например, рост доли рынка) |
Прибыль, рентабельность,
ликвидность |
Информация о работе Стратегический и оперативный контроллинг на предприятии