Стратегический и оперативный контроллинг на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 03:19, курсовая работа

Краткое описание

Стратегический контроллинг координирует функции стратеги-
ческого планирования, контроля и системы стратегического
информационного обеспечения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3
1. Понятие и сущность стратегического контроллинга………..……..5
2. Понятие и сущность оперативного контроллинга…………….…..11
3. Стратегический и оперативный контроллинг на предприятии..…14
Заключение……………………………………………………………..23
Список использованной литературы…………………………………24

Файлы: 1 файл

стратегич менед курсовая.docx

— 108.02 Кб (Скачать)
 
 
 

     Содержание 

     Введение…………………………………………………………………3

     1. Понятие и сущность стратегического контроллинга………..……..5

     2. Понятие и сущность оперативного  контроллинга…………….…..11

     3. Стратегический и оперативный контроллинг на предприятии..…14

     Заключение……………………………………………………………..23

       Список использованной литературы…………………………………24

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение   

     В современных условиях любая компания функционирует в жестких условиях конкурентной среды. Ее деятельность должна быть направлена на завоевание и удержание  предпочтительной доли рынка, на достижение превосходства над конкурентами, что обеспечивается в известной  мере эффективной организацией системы  контроля в компании.

     Система внутреннего контроля компании должна ориентироваться на обеспечение  следующих основных параметров эффективности  функционирования в современных  условиях: на устойчивое положение  компании на рынках; на своевременную  адаптацию систем производства и  управления организации к динамичной внешней среде (рыночной конъюнктуре).

     В рыночных условиях, характеризующихся  высокой неопределенностью и  нестабильностью внешней среды, эффективное управление предполагает значительный спектр объемов плановой и контрольной работы. Усиление конкурентных отношений на мировых и отечественных  рынках, стремительное развитие и  смена технологий, растущая диверсификация бизнеса, усложнение бизнес-проектов и  другие факторы обусловливают новые  требования к системе внутреннего  контроля компании.

     В современных условиях внутренний контроль компании должен присутствовать на всех уровнях управления. Практически  эффективная система внутреннего  контроля - это гарантия успешной деятельности компании.

     Основой системы внутреннего контроля является информационное обеспечение контрольной  деятельности, включающее оперативную, плановую, нормативно-справочную информацию, классификаторы технико-экономической  информации, системы документации (унифицированные  и специальные).

     Ключевой  для системы внутреннего контроля является информация о степени управляемости  объекта контроля, т.е. информационная прозрачность данного объекта для  возможности принятия эффективных  управленческих решений (управления объектом). Качество информации в системе внутреннего  контроля определяется по таким критериям, как достаточность, достоверность, своевременность, аналитичность.

     Контроллинг – это организация управления, из чего следует, что контроллинг  основывается на экономической системе, системе управления и информационной автоматизированной системе управления. При отсутствии хотя бы одной составляющей система управления не является контроллингом. Наличие этих трех составляющих подтверждается историческими этапами развития контроллинга, на протяжении которых  сменялись приоритеты и ориентации концепции:

     - система учета (1930-е гг.);

     - управленческая информационная  система (1970-1980-е гг.);

     - система управления.

     Концепция контроллинга не содержит новых знаний об экономике предприятия и лишь использует инструментарий, известный  экономистам из других дисциплин. Поэтому  есть смысл говорить о контроллинге не как о системе определенных знаний, а скорее, как о философии  или об идеологии управления предприятием. В отличие от менеджмента, как  науки об управлении, он базируется на количественном анализе и в  большей степени ориентирован на систему стоимостных показателей  и планово-контрольных расчетов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Понятие и сущность стратегического контроллинга  

     Стратегический  контроллинг координирует функции стратеги-

ческого планирования, контроля и системы стратегического

информационного обеспечения.

           Цель стратегического контроллинга – обеспечение выживаемости

предприятия и  «отслеживание» движения предприятия  к намеченной цели

развития. Для этого нужно формулировать и внедрять

стратегии поиска, построения и сохранения потенциала успеха

(доходности). Следует  различать новые и существующие  потенциалы

успеха.

           Если предприятие может обеспечить более эффективное, чем у

конкурентов, решение  имеющихся, изменяющихся или новых  проблем

клиентов, то это  означает его способность генерировать новые

потенциалы успеха. Под имеющимися потенциалами успеха понимают

созданные и  используемые на предприятии потенциалы.

            Потенциалы успеха можно разделить также на внешние и

внутренние. Внешние  потенциалы зависят от успешной комбинации

«продукт/рынок». Внутренние потенциалы могут быть следующих  видов:

информационные, структурные, технические, финансовые, кадровые и др.

           Центральным пунктом стратегического планирования является

разработка стратегий  – возможных действий по достижению целей,

стоящих перед  предприятием.

            Установление стратегических целей начинают с анализаинформации о внешних и внутренних условиях работы предприятия.

       Для того, чтобы предприятие имело  возможность добиться крупных  успехов и признания на рынке,  необходимо внедрять в практику  наиболее передовые, прогрессивные  методы работы. К числу таких  инноваций следует отнести практику  внедрения контроллинга.

     Контроллинг выступает как система обеспечения  выживаемости фирмы в краткосрочном  плане, нацеленная на оптимизацию прибыли, в долгосрочном - на поддержание  гармоничных отношений с окружающей средой. Появление контроллинга связано  с усложнением ситуации на рынке, усилением конкуренции, необходимостью учета социальных и экономических  факторов. Контроллинг - совокупность методов оперативного и стратегического  менеджмента, учета, планирования, анализа  и контроля на качественно новом  этапе развития рынка, единая система  направления на достижение стратегических целей компании.

     Основная  концепция контроллинга включает:

     1. Определение целей. В основе  контроллинга лежит стратегическое  планирование, предвидение реального  положения предприятия на рынке  на перспективу, согласование  оперативного и стратегического  менеджмента. Менеджер обязан:

     - определить философию фирмы, ее  имидж, миссию;

     - установить конкретные цели, качественные  показатели (доходы на инвестированный  капитал, наличные деньги, источники  покрытия).

     Контроллинг направлен на устранение узких мест в работе компании, ориентацию на будущее  в соответствии с фиксированными в ее миссии целями, на достижение конкретных результатов бизнеса с комплексным  использованием методов оперативного и стратегического менеджмента.

     Своевременная корректировка целей в соответствии с изменениями на рынке. Это делает контроллер (его служба) на основе анализа  плановых и фактических показателей, достигнутых результатов в оперативном  и стратегическом плане.

     2. Достижение целей обеспечивается  эффективным оперативным менеджментом, хорошей мотивацией труда работников, разработкой и внедрением инноваций,  планированием, ориентированным  на будущее.

     Контроллинг подразделяется на стратегический и  технический (оперативный). В задачи оперативного контроллинга входит учет, анализ, планирование и управление результатами деятельности фирмы, осуществление  контроля, выявление и устранение текущих трудностей, совершенствование  мотивации коллектива для повышения  результатов деятельности. В его  рамках осуществляется один из основных принципов рационального ведения  дела - проверка работы каждого подразделения  по соотношению " прибыль - затраты". Стратегический контроллинг включает в себя формулировку целей, управление ими и достижение поставленных целей.

     Стратегический  контроллинг - важнейшая составляющая контроллинга, управляющая внешней  средой, стратегическими факторами  успеха, альтернативными стратегиями, стратегическими целями.      Стратегический контроллинг направлен на реализацию долгосрочных стратегий и задач. Цель стратегического контроллинга - помочь предприятию эффективно использовать имеющиеся у него в наличии ресурсы с целью обеспечения его успешной работы на длительную перспективу.                                                         Стратегический контроллинг обеспечивает обоснованность стратегических планов, осуществляет контроль за их достижением, анализирует полученные показатели выполнения стратегических планов. Стратегический контроллинг ориентирован на оценку внешней и внутренней среды предприятия с целью определения возможностей выживания предприятия, проведения антикризисной политики, поддержания потенциала успешной работы предприятия. Стратегический контроллинг ответственен за обоснованность стратегических планов. Прежде чем осуществлять контроль за достижением какой-либо цели, необходимо установить, насколько обоснованно она выбрана и насколько реально ее достижение. Стратегические планы проверяются на полноту, взаимоувязку и отсутствие внутренних противоречий. По результатам проведенной проверки следует либо разработать систему контроля за выполнением плана, либо приступить к разработке альтернативных вариантов стратегического плана.

     Основными задачами стратегического контроллинга являются:

     - разработка стратегических планов  и оценка их реальности;

     - разработка альтернативных стратегий;

     - контроль за наличием критических  внешних и внутренних условий  стратегического планирования;

     - определение узких и слабых  мест;

     - определение основных показателей  для оценки выполнения стратегических  целей;

     - контроль выполнения стратегических  планов по срокам;

     - сопоставление плановых и фактических  показателей для выявления отклонений;

     - определение причин, последствий  и виновников отклонений;

     - внесение поправок в стратегию  предприятия для избежания выявленных  отклонений в будущем.

           Процесс стратегического планирования можно разбить на

следующие фазы:

− поиск и формулирование стратегической цели;

− оформление и оценка стратегии;

− принятие стратегического решения.

         Стратегические цели. Это цели, которые выводятся из общих целей

(миссии) предприятия  и конкретизируются как новые  и существующие

(либо внутренние  и внешние) потенциалы успеха. Одновременно вводятся

ограничения в  виде фиксированных и независимых  переменных. Эти

ограничения как  экзогенного (внешнего), так и эндогенного (внутреннего)

характера представляют собой исходные предпосылки процесса

планирования. Сформулированные плановые цели и ограничения

определяют процесс  поиска альтернативных вариантов, а  также оценку их

реализуемости.

            Оформление и оценка стратегии. В рамках стратегического анализа

следует зафиксировать  исходную ситуацию и стратегические потенциалы.

Анализ исходной ситуации на предприятии позволяет  выявить его

сильные и слабые места. Кроме того, можно установить разницу между

Информация о работе Стратегический и оперативный контроллинг на предприятии