Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 14:47, курсовая работа
Для этого необходимо выяснить, где находится организация, где она должна находиться в будущем и что для этого должно сделать руководство. Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде - это основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности. Анaлиз внeшнeй cpeды cлyжит инcтpyмeнтoм, пpи пoмoщи кoтopoгo менеджеры кoнтpoлиpyют внeшниe пo oтнoшeнию к opгaнизaции фaктopы c цeлью пpeдвидeть пoтeнциaльныe yгpoзы и внoвь oткpывaющиecя вoзмoжнocти.
-микросреду - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании; [13, С.106].
К компонентам внешней среды, влияющим на эффективность и устойчивость функционирования фирмы, относятся те, на которые фирма не может воздействовать и которыми она не управляет. Эти компоненты влияют на фирму:
- напрямую (налоговая система, политика поставщиков, потребителей и др.),
- косвенно (политическая, экономическая и другие сферы страны).
Факторы макросреды фирмы оказывают влияние на нее косвенно. Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более полно использовать благоприятные возможности[19, С.39].
Рассмотрим состав перечисленных факторов. Сферы и факторы макросреды фирмы, влияющие на эффективность и стабильность ее работы включают:
1. Международные факторы:
1.1. Количество «горячих точек» в мире, где происходят какие-либо военные конфликты,
1.2.Численность
военных и других лиц,
1.3.Количество
международных симпозиумов,
1.4.
Тенденции изменения
2. Политические факторы:
2.1.
Стабильность демократических
2.2.
Вероятность возврата к
2.3.
Количество забастовок с
2.4. Криминогенная обстановка в стране,
2.5.
Количество политических
3. Экономические факторы:
3.1.
Удельный вес
3.2.
Удельный вес
3.3.
Тенденции изменения
3.4. Дефицит бюджета страны, %,
3.5. Среднегодовые темпы инфляции,
3.6.
Удельный вес частной
3.7. Наличие "стратегии перехода страны на рыночные отношения и их развитие", опубликованной в открытой печати,
3.8.
Наличие федеральных
3.9.
Удельный вес сырьевых
3.10.
Показатели налоговой системы
и внешнеэкономической
3.11.
Структура распределения
3.12. Уровень развития финансовой системы страны;
4.
Социально-демографические
4.1.
Место страны в мире по
4.2.
Место страны в мире по
4.3.
Продолжительность жизни (
4.4. Смертность детей в возрасте до одного года, % от родившихся и в сравнении с лучшим мировым показателем,
4.5.
Рождаемость и смертность
4.6. Структура населения страны по полу, возрасту, составу семьи, занятости, удельному весу одиноких, по образованию, удельному весу служащих, пенсионеров, школьников, студентов, работающих женщин, плотность населения по регионам и др.,
4.7. Миграция населения,
4.8. Перспективность городов,
4.9. Структура населения по доходу и др.;
5. Правовые факторы:
5.1. Наличие федеральных правовых актов (указов Президента, постановлений правительства, государственных стандартов и т.п.) по стандартизации, метрологии, защите прав потребителей, антимонопольной политике, сертификации товаров и услуг, управлению качеством и конкурентоспособностью товаров, охране окружающей природной среды, предпринимательству, ценным бумагам, финансам и т.п.,
5.2,
Наличие федеральных правовых
актов, регулирующих
5.3. Наличие федеральных правовых актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность страны и фирм,
5.4.
Наличие федеральной программы
создания правового
5.5.
Качество прокурорского
5.6. Преемственность правового обеспечения по вертикали и горизонтали;
6. Экологические факторы:
6.1. Параметры экосистемы страны,
6.2. Количество городов и удельный вес численности их населения, не отвечающих требованиям по экологичности,
6.3. Затраты в бюджете страны, в %, на поддержание экосистемы страны;
7.
Природно-климатические факторы
7.1.
Оценка основных природных
7.2. Извлечение из недр природных ресурсов (интенсивность по отношению к общим запасам и степень извлечения),
7.3. Характеристика климатических факторов страны,
7.4. Дефицитность отдельных видов ресурсов по регионам страны,
7.5.
Степень использования
8. Научно-технические факторы:
8.1.
Удельный вес изобретений и
патентов страны в фонде
8.2. Удельный вес числа докторов наук, профессоров в численности работающих страны,
8.3.
Стоимость основных
8.4.
Уровень автоматизации
8.5.
Экспертная оценка месячной
8.6.
Показатели износа основных
9. Культурные факторы:
9.1. Средний уровень образования населения страны,
9.2.
Обеспеченность населения
9.3. Отношение людей к окружающему миру,
9.4.
Долговременные тенденции
Какой
может быть в результате проведенного
анализа внешняя среда
1.Стабильная внешняя среда:
- длительные циклы жизни товаров (услуг);
- большие складские помещения для сырья и продукции;
- возможность длительных сроков разработки продукции.
2. Предсказуемая внешняя среда:
- продолжительные циклы жизни товаров (услуг);
- наличие большого времени на разработку новых технологий;
- массовое производство товаров;
- средние складские помещения для сырья и продукции.
3. Изменчивая внешняя среда
-характеризуется повышенной неустойчивостью и непредсказуемостью;
-на первое место выходит способность предприятий к повышенной приспособляемости и выживанию.
4. Турбулентная среда
- уменьшение размеров предприятия;
- частая реорганизация предприятия;
- постоянное отслеживание ситуации во внешней среде;
- немедленная
реакция на изменения внешней среды.
1.3 Характеристика факторов микросреды
Изучение
непосредственного окружения
Состав микроокружения (микросреды)
- анализ потребителей,
- оценка конъюнктуры рынка,
- анализ конкурентов (отрасли), конкуренция, конкурентные силы (по М.Портеру),
- анализ поставщиков,
- классификация товарных рынков,
- емкость рынка,
- анализ рынка рабочей силы.
К числу элементов микроокружения относят: поставщиков, потребителей, конкурентов, рынок рабочей силы, инфраструктура или регион местонахождения предприятия и его покупателей.
Исходя, из этого можно выделить, пять клиентурных рынков: потребительский, рынок производителей, рынок промежуточных продавцов, государственных учреждений и международный.
Анализ покупателей, как компоненты непосредственного окружения организации, в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией. Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое. Все это позволит фирме максимально эффективно использовать свой производственный потенциал.
Анализ потребителя позволяет создать образ или профиль покупателя. Профиль покупателя может быть составлен по следующим характеристикам:
- географическое месторасположение покупателя;
- демографические характеристики покупателя, такие, как возраст, образование, сфера деятельности и т. п.;
- социально-психологические характеристики покупателя, отражающие его положение в обществе, стиль поведения, вкусы, привычки и т. п.;
- отношение покупателя к продукту, отражающее то, почему он покупает данный продукт, является ли он сам пользователем продукта, как оценивает продукт и т. п.
- Изучая покупателя, фирма также уясняет для себя, насколько сильны его позиции по отношению к ней в процессе торга. Если, например, покупатель имеет ограниченную возможность в выборе продавца нужного ему товара, то его сила торговаться существенно ослаблена. Если же наоборот, то продавец должен искать замену данному покупателю другим, который имел бы меньше возможностей в выборе продавца. Торговая сила покупателя зависит, например, также от того, насколько существенно для него качество покупаемой продукции.
Организация может увеличить свою прибыльность и рыночную устойчивость путем поиска таких потребителей, которые наиболее отзывчивы с точки зрения цены, качества и сервиса. Для этого необходимо проведение маркетинговых исследований. Главный их вопрос заключается в том, как протекает процесс принятия решения о покупке. На это могут оказать очень сильное влияние культурно-психологические факторы.