Стимулирование и мотивация персонала как функции менеджмента.

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 19:19, реферат

Краткое описание

Мотивация имеет прямое отношение к результатам работы. И сейчас она играет более важную роль в жизни каждого менеджера, чем когда-либо ранее. Времена, когда руководители просто говорили своим подчиненным, что им делать, уже давно прошли. Теперь сотрудники более требовательно относятся к своим работодателям, чем раньше. Они хотят знать, что происходит в организации, участвовать в ее жизни, хотят, чтобы с ними советовались.

Оглавление

Введение 2
Сущность и функции мотивации труда 3
Потребности 4
Вознаграждение (стимулирование) 5
Типы мотивации работников 6
Системный подход к мотивации персонала 8
Заключение 10
Список литературы 12

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ подход к мотивации персонала в организации.docx

— 110.24 Кб (Скачать)

Мотивация и стимулирование как методы управления трудом противоположны по направленности: первое направлено на изменение существующего положения; второе - на его закрепление, но при  этом они взаимно дополняют друг друга.

Типы  мотивации работников

Тип мотивации - это преимущественная направленность деятельности индивида на удовлетворение определенных групп  потребностей. Можно выделить три  основных типа мотивации работников:

  1. работники, ориентированные преимущественно на содержательность и общественную значимость труда;
  2. работники, ориентированные по большей части на оплату труда и другие материальные ценности;
  3. работники, у которых значимость разных ценностей сбалансирована.

Из этого следует, что, например, создание рабочих мест с  более сложными задачами и большой  ответственностью имеет положительный  мотивационный эффект для многих работников, но вовсе не для всех. Руководитель всегда должен иметь в  виду элемент случайности. Для мотивации  нет какого-то одного лучшего способа. То, что эффективно для мотивации  одних людей, оказывается совершенно неважным для других.

Можно привести и другую классификацию типов мотивации  работников:

  • «Инструменталист». Мотивация такого работника ориентирована на голый заработок, желательно наличными и незамедлительно. Он индифферентен к форме собственности, работодателю, другим поощрениям. По профессии к таким мотивационным типам относятся грузчики, в частности портовые, объединяющиеся в бригады (артели), водители такси и другие люди, занимающиеся частным извозом.
  • «Профессионал». Работник такого типа считает важнейшим условием деятельности реализацию своих профессиональных способностей, знаний и возможностей. К этой профессиональной группе относятся люди, занимающиеся творчеством в разных проявлениях. Это и программисты, и ученые, и музыканты (композиторы), и художники. Хотя среди двух последних категорий часто встречаются люди, ориентированные в своей деятельности на успех и признание окружающих. Но многие истинные создатели творят ради самого процесса творчества независимо от внешней реализации своих творений. Для них достижением является именно положительное решение стоящей перед ними творческой задачи.
  • «Патриот». Основа его мотивации к труду высокие идейные и человеческие ценности. Это люди, преследующие целью своей деятельности принести людям добро и гуманизм. В советское время таких людей было достаточно много в любой сфере деятельности. Сейчас их значительно меньше, это учителя школ и преподаватели вузов, руководители детских кружков, врачи, работающие в системе государственного здравоохранения, военные. То есть все те, кто работает ради того дела, которым он занимается, так как считает его необходимым людям, несмотря на то что при этом они получают от государства и общества очень скромное материальное вознаграждение.
  • «Хозяин». Мотивация такого типа основана на достижении и приумножении богатства, собственности. Потребности таких работников практически не ограниченны. Это класс предпринимателей, то есть людей, которые идут на риск ради того, чтобы выиграть и увеличить собственное богатство, при этом принося реальную пользу обществу путем создания новых продуктов и предоставления дополнительных рабочих мест, хотя в отличие от предыдущего типа работников они думают в первую очередь не о благе общества, а о своем собственном благополучии.
  • «Люмпен». Такой работник предпочитает уравнительное распределение материальных благ. Его постоянно преследуют чувства зависти и неудовлетворенности порядком распределения благ в обществе. Он не любит ответственности, индивидуальных форм труда и распределения.

Правила, соблюдение которых  позволит повысить эффективность мотивационных  мероприятий в организации:

  1. Похвала эффективнее порицания и неконструктивной критики.
  2. Поощрение должно быть осязаемым и желательно незамедлительным (минимизация разрыва между результатом труда и поощрением).
  3. Непредсказуемые и нерегулярные поощрения мотивируют лучше, чем ожидаемые и прогнозируемые.
  4. Проявление постоянного внимания со стороны руководства к работнику и членам его семьи.
  5. Нужно предоставлять работникам возможность чувствовать себя победителями.
  6. Следует поощрять работников за достижение промежуточных целей.
  7. Желательно предоставлять работникам возможности ощущения своей самостоятельности и контроля за ситуацией.
  8. Не следует ущемлять самоуважение работников, давая им возможность «сохранить лицо».
  9. Лучше награждать небольшими и частыми поощрениями наибольшее количество работников.
  10. В организации всегда должна присутствовать разумная внутренняя конкуренция - дух соревнования, способствующий прогрессу.

Подходы к мотивации.

Мотивация применима как  к отдельным сотрудникам, так  и к команде в целом. Одно не может заменить другое, и при построении систем стимулирования это нужно  рассматривать в комплексе.

Комиссионные - один из наиболее естественных и распространенных способов повышения заинтересованности сотрудников. Он эффективен при условии, если верно разработан - напрямую связан с выполняемой работой и ее результатами и легко рассчитывается. Комиссионные должны выплачиваться регулярно - каждый месяц, а не раз в квартал, и должны быть значительной прибавкой к семейному бюджету.

Премия - также довольно распространенный способ мотивации, но он может рассматриваться как индивидуальное поощрение каждого независимо от результатов работы компании. Коллективные премии не всегда мотивируют каждого сотрудника в отдельности, и зачастую из-за отдаленности цели во времени сотрудники забывают поддерживать уровень выполнения работы, необходимый для выплаты премии.

К финансовой помощи можно  отнести оплату сотрудникам проезда  к месту работы и обратно, ссуду на покупку недвижимости, оплату медицинской и других страховок, которые могут распространяться или не распространяться на членов семьи сотрудника.

Пенсии. Эта привилегия гораздо меньше ценится молодыми сотрудниками и поэтому не всегда является мотивирующим фактором.

Отпуска и праздники. Важно, чтобы они согласовывались с личной жизнью сотрудника. Мотивировать могут как продолжительность отпуска, так и его даты. Продолжительность отпуска может увеличиваться со стажем работы в компании. Командировка может сочетаться с отпуском (таким образом, компания оплачивает билеты в то место, куда сотрудник сам не смог бы позволить себе поехать).

Качества и  условия самой работы. Пытаться мотивировать человека, находящегося не на своем месте, всегда трудно. Дать сотрудникам возможность развить в себе новые навыки и получить новые знания, а также "сменить обстановку" можно, организуя рабочие группы для выполнения проектов или специальных заданий.

Оборудование. Ноутбук, пейджер, мобильный телефон и т.д., которые могут использоваться также и в личных целях, - все это очень веские мотивирующие факторы.

Ответственность. Большинство людей получают удовлетворение от возложенной на них ответственности как от чего-то, что принадлежит только им. Они могут считать это своей собственностью и гордиться результатом. Передача ответственности не обязательно должна иметь большие масштабы, но какой бы ни была ответственность, она рождает более обдуманное и внимательное отношение к методам работы и ее конечным результатам и, соответственно, влечет за собой рост продуктивности и эффективности, стимулируя вместе с тем работу в команде.

Продвижение и  рост. Ощущение собственного прогресса само по себе мотивирует. Категории и звания можно использовать для создания уровней в пределах одной должности, чтобы сотрудники имели возможность более регулярного роста.

Признание и поощрение - например, выбор "сотрудника месяца". Подобные меры должны быть организованы так, чтобы возможность выиграть была у всех. Если каждый раз это будет один и тот же человек, - этот фактор перестает быть мотивирующим: вскоре команда поймет, что победитель уже давным-давно выбран, и в результате интерес и доверие к такой системе будут потеряны.

Системный подход к мотивации персонала

Системный подход является одним из современных подходов в  теории и практике процесса управления. Так как мотивация это функция  управления, то важно рассмотреть  системный подход к мотивации  персонала. Системный подход к мотивации  персонала основан на всестороннем учете психологических принципов  мотивационного процесса индивидуальной и групповой деятельности, а также  методах мотивации привлечения, удержания и эффективного труда. Системный подход к мотивации  включает управление мотивацией работников на всех уровнях - личностном, групповом  и организационном; с использованием всех видов мотивации: в зависимости  от временных рамок - долгосрочной, среднесрочной, краткосрочной и  сиюминутной; в зависимости от стимулов - материальной и нематериальной, денежной и неденежной.

На личностном уровне осуществляется долгосрочная, среднесрочная, краткосрочная  и сиюминутная мотивация каждого  работника. Здесь действуют все  три типа мотивации: привлечения, удержания  и эффективного труда. Основными  принципами мотивации на личностном уровне являются своевременность, дифференцированный подход и связь с интересами работника. Особенность мотивации на личностном уровне определяется: потребностями  работников продать свои способности  и умения для обеспечения материальных условий и жизнедеятельности; потребностями  работодателя в привлечении, удержании  и использовании работников для  достижения оргцелей; потребностями работника реализовать другие ожидания в рамках оргдеятельности, и возможностями работодателя удовлетворять не только материальные потребности работников. И работник, и работодатель заинтересованы в том, чтобы вложить меньше, а получить больше. Именно материальные стимулы являются определяющими в мотивации привлечения и удержания персонала.

Помимо нахождения баланса  материальных интересов работника  и работодателя, системный подход на личностном уровне включает: обеспечение  результативности деятельности работника, своевременную оценку руководства  и адекватное вознаграждение успехов  и неудач работника, соответствие вознаграждения за труд ожиданиям работника.

Важными факторами эффективной  мотивации на организационном уровне являются имидж организации и  репутация топменеджеров, а также ее адекватность стратегическим целям и изменяющейся оргсреде. Принципами организационной мотивации являются ответственность, управляемость, сбалансированность интересов всех категорий работников. Объединение сотрудников и групп в единое целое является обязательным условием для успешного управления и достижения стратегических целей и предполагает создание целостной системы. На организационном уровне актуальны проблемы долгосрочной и среднесрочной мотивации привлечения, удержания и эффективной работы персонала.

Важной особенностью мотивации  на организационном уровне является необходимость регулярной коррекции  действующей совокупности материальных и нематериальных стимулов в соответствии с проводимыми оргизменениями, независимо от их характера и направленности.

Элементами системного подхода  к мотивации персонала являются: управление по целям, изменение поведения  и ожиданий работников, развитие содержания работы.

Внедрение системного подхода  к мотивации персонала позволит оптимизировать управление человеческими  ресурсами, что увеличит конкурентные преимущества компании. В контексте  системного подхода к мотивации  особое значение приобретает управленческая компетентность и мотивация к  достижениям менеджеров всех звеньев  управления. Залогом успехов управления становится постоянное стремление менеджмента  к развитию и совершенствованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проблема мотивации и стимулирования персонала относятся к числу центральных в управлении персоналом. В настоящее время актуальность этой темы постоянно возрастает в связи с тем, что основным капиталом любой организации становится персонал.

Важнейшей отличительной  особенностью лучших руководителей  является их умение работать с людьми, их способность воодушевить подчиненных  на работу с высокой отдачей для  достижения целей компании. Говоря о системе управления людьми в  организации, необходимо отдавать себе отчет в том, что это не только и не столько технологии, процедуры, документы и регламент, но и искусство. В управлении людьми нет и не может быть однозначных рецептов "делай так и только так". Понятно, что нет некого "стандартного человека", которым можно легко управлять при помощи стандартных приемов и методов. Управление людьми - это искусство. Искусство, так как управление людьми - это обращение не только к их разуму, но и к их душе и чувствам.

Опыт лучших западных и  отечественных руководителей показывает, что успех приходит к тем, кто  не просто ставит задачи перед подчиненными и добивается их выполнения, но и  обладает способностью заинтересовать, зажечь, вдохновить персонал, объединить общей идеей, сформировать команду  единомышленников. Тот, кто хочет  побеждать в бизнесе, должен понимать, что в основе лежат три ключевых фактор: желание, понимание и возможности.

Желание связано с мотивацией к улучшению работы всей организации, со стремлением к достижению поставленных целей. Однако не всегда это желание  оказывается подкрепленным верной оценкой положения организации  и соответствующими действиями. Совершенно типичной является ситуация, когда  руководство готово платить большие  деньги консультантам, экспертам, ожидая, что в итоге будут получены высокие результаты даже без активного  участия как самих руководителей, так и рядового персонала организации.

Понимание - это знание что  и как нужно делать для того, чтобы добиться поставленных целей. Понимание приходит как в результате опыта, который люди приобретают, работая  в организации, так и в результате обучения. Знание основных закономерностей  поведения людей в организации  и того, каким должно быть управление, чтобы получить максимальную отдачу от персонала, позволяет лидерам  целенаправленно работать, закладывая фундамент будущих побед. Но и  понимание, подкрепленной желанием, не приведет к достижению поставленных целей, если организация не будет  располагать необходимыми возможностями.

Информация о работе Стимулирование и мотивация персонала как функции менеджмента.